№ 12-28/2021
УИД 56RS0030-01-2021-000364-74
РЕШЕНИЕ
по жалобе на определение должностного лица
г. Оренбург 28 апреля 2021 г.
Судья Промышленного районного суда г. Оренбурга Болдова Г.Ф., при секретаре судебного заседания Каюмовой М.Е., с участием заявителя А.Д.В., его представителя М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу А.Д.В. на определение № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника полиции № МУ МВД России «Оренбургское» ФИО по делу об административном правонарушении,
установил:
определением № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника полиции № МУ МВД России «Оренбургское» ФИО отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, в отношении А.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за отсутствием события правонарушения.
Не согласившись с определением, А.Д.В. (далее – заявитель) обжаловал его в Промышленный районный суд г. Оренбурга.
Заявитель в жалобе просит признать обжалуемое определение отменить и материал проверки направить на новое рассмотрение.
В судебное заседание лицо, в отношении которой ведется производство по делу, А.Н.А. не явилась, хотя о времени и месте судебного разбирательства по жалобе была надлежаще извещена, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовала, просила рассмотреть жалобу в свое отсутствие. В связи с этим судья находит возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.
Всудебном заседании заявитель и его представитель М. поддержали доводы жалобы, просили обжалуемое определение отменить, заявление А.Д.В. возвратить в ОП № МУ МВД России «Оренбургское» на новое рассмотрение.
В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Частью 3 указанной статьи установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Выслушав участника процесса, обсудив доводы жалобы, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, составляет два месяца со дня его совершения.
Согласно ч.2 ст.4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 Постановления от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился к начальнику отдела полиции № МУ МВД России «Оренбургское» с заявлением о проведении проверки и установлению места проживания А.Н.А. вместе с тремя несовершеннолетними детьми, указав, что по сведениям его старшей дочери, его дети не посещают какие- либо образовательные учреждения и не проходят обучение.
По заявлению проведена проверка в порядке КоАП РФ, в результате которой установлено (со слов А.Н.А. с.т. №), что она проживает вместе с детьми А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К., ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки установлено, что брак между заявителем и А.Н.А. расторгнут на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка № <данные изъяты> района г. Оренбурга, решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, сделаны запросы в образовательные учреждения г. Оренбурга, которые ранее посещали несовершеннолетние дети заявителя, из которых следует, что дети и их родители характеризуются положительно, школу не посещают в связи с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ матери А.Н.А. о переходе детей на домашнее обучение, младший ребенок не посещает дошкольное учреждение с ДД.ММ.ГГГГ., опрошен заявитель, который подтвердил изложенное в своём заявлении, опрошен отец А.Н.А.- К.А.П., который пояснил, что с дочерью поддерживает связь по телефону, знает, что дочь и внуки проживают <адрес>, что дети обучаются самостоятельно, школу и детский сад не посещают, его дочь работает, денежные средства на содержание детей у неё имеются, с бывшим мужем дочь отношения не поддерживает.
Определением № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника полиции № МУ МВД России «Оренбургское» ФИО отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, в отношении А.Н.А., за отсутствием события правонарушения.
Данный вывод должностного лица полиции суд считает преждевременным.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции" на полицию, в числе других, возложены обязанности принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры.
Глава 28 КоАП РФ регулирует вопросы, связанные с возбуждением дела об административном правонарушении, определяет круг лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, а также устанавливает виды процессуальных решений, принимаемых по результатам проверки информации, содержащей данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с положениями ст.28.1 КоАП РФ должностное лицо административного органа в пределах своих полномочий после получения заявления от физического лица обязано совершить в установленный законом срок одно из следующих процессуальных действий: возбудить производство по делу об административном правонарушении; направить материалы должностному лицу, уполномоченному возбудить производство по делу об административном правонарушении, отказать в возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
Право должностного лица отказать в возбуждении дела об административном правонарушении предусмотрено ч.5 ст.28.1 КоАП РФ.
Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть обжаловано участниками производства по делу об административном правонарушении в соответствии с ч.4 ст.30.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: событие административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; причины и условия совершения административного правонарушения.
Событие административного правонарушения характеризует его внешнее проявление и состоит из деяния (действия или бездействия), предусмотренного Особенной частью КоАП РФ, либо законами субъектов РФ, посягающего на охраняемые действующим административным законодательством общественные отношения, наступивших в его результате негативных (вредных) последствий и причинно-следственной связи между ними, а признаками, характеризующими событие правонарушения, являются место, время, способ и другие обстоятельства его совершения.
Исходя из анализа материалов проверки, суд полагает, что должностное лицо отдела полиции при исследовании и рассмотрении материалов проверки допустило существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть жалобу заявителя, а именно материалы проверки не содержат достоверных сведений о месте нахождения А.Н.А. и троих несовершеннолетних детей, о том, каким образом дети обучаются, содержатся и воспитываются матерью, достоверные сведения о том, что А.Н.А. в настоящее время, проживая в <адрес>, в полной мере выполняет свои родительские обязанности, обследование жилищно-бытовых условий жизни несовершеннолетних не проведено.
Согласно п.2 ст.63 СК РФ родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Аналогичные положения закреплены в статье 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании).
Пунктом 1 статьи 65 СК РФ установлено, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.
Частью 1 статьи 17 Закона об образовании установлено, что в Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций (в форме семейного образования и самообразования).
Названными выше положениями Семейного кодекса Российской Федерации и Закона об образовании закреплено право родителей выбирать формы получения детьми образования и формы их обучения.
Так, согласно п.1 ч.3 ст.44 Закона об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
В силу п.2.ч.3 указанной статьи родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье.
Частью 2 ст.63 Закона об образовании также установлено, что общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования.
При этом частью 5 данной статьи на родителей (законных представителей), избравших для детей получение общего образования в форме семейного образования, возложена обязанность информировать об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.
Выбирая получение образования в семейной форме, родители (законные представители) отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя, в том числе обязательства, возникшие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).
При этом материалы проверки свидетельствуют о том, что в ДД.ММ.ГГГГ А.Н.А. была избрана семейная форма обучения для несовершеннолетней дочери А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сына А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о чем свидетельствует её заявление и приказ директора образовательного учреждения.
Сведений о том, что А.Н.А., по поводу семейной формы обучения её детей, заключено соглашение с управлением образования администрации <адрес>, также в материалах проверки не имеется.
Данные обстоятельства расценивается судом как неправомерное бездействие административного органа, влекущего нарушение прав, свобод и законных интересов заявителя, как отца троих несовершеннолетних детей.
В связи с чем, определение № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника полиции № МУ МВД России «Оренбургское» ФИО, которым отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.35 КоАП РФ, в отношении А.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за отсутствием события правонарушения, подлежит отмене, а материал проверки возвращению на новое рассмотрение в отдел полиции № МУ МВД России «Оренбургское».
Руководствуясь п. 4 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 29.05.2021.