Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1001/2018 ~ М-881/2018 от 11.04.2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2018 года город Тула

Советский районный суд в составе:

председательствующего Бездетновой А.С.

при секретаре Алехиной А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1001/2018 по иску Чечуриной С.П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Туле о признании права на досрочную страховую пенсию, включении в специальный стаж спорных периодов работы,

у с т а н о в и л :

Чечурина С.П. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в г. Туле о признании права на назначение досрочной страховой пенсии как медицинскому работнику. В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что 15.12.2017 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по основаниям п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ. Однако решением № 925 от 06.03.2018 г. в назначении досрочной страховой пенсии ей было отказано. При этом ответчик принял к зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в календарном исчислении периоды ее работы с 01.07.2000 г. по 01.02.2004 г., с 27.03.2004 г. по 31.01.2006 г., с 16.02.2006 г. по 31.01.2012 г., с 31.03.2012 г. по 11.01.2017 г., с 16.03.2017 г. по 14.12.2017 г. в должности <данные изъяты> в ГУ ТО «Тульский психоневрологический интернат», располагающийся в сельской местности, со ссылкой на то, что согласно Правилам от 22.09.1999 г. № 1066, Правилам от 29.10.2001 г. № 781 и Правилам от 11.07.2002 г. № 516 данные периоды не могут учитываться в льготном исчислении, так как истец не имеет смешанного стажа работы как в сельской местности, так и в городе, а также ГУ-УПФР в г. Туле не принял к зачету в ее специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 02.02.2004 г. по 26.03.2004 г., с 01.02.2006 г. по 15.02.2006 г., с 31.01.2012 г. по 30.03.2012 г., с 12.01.2017 г. по 15.03.2017 г., так как они не предусмотрены Правилами от 11.07.2002 г. № 516. С данными выводами истец не согласна. Просила суд признать незаконным вышеназванное решение комиссии ГУ-УПФР об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии, обязать ответчика включить в подсчет специального стажа периоды ее работы с 01.07.2000 г. по дату обращения за назначением пенсии 15.02.2017 г., включая периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в льготном исчислении как 1 год 3 месяца за 1 год работы, обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию с даты обращения за назначением пенсии.

В судебном заседании истец Чечурина С.П. заявленные исковые требования поддержала и просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ УПФР в г. Туле по доверенности Фалдина А.В. заявленные истцом требования не признала, в обоснование своей позиции ссылалась на то, что ответчиком правомерно отказано в назначении истцу досрочной страховой пенсии ввиду недостаточности у истца требуемого специального стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Не подлежат зачету в специальный стаж в льготном исчислении периоды ее работы с 01.07.2000 г. по 01.02.2004 г., с 27.03.2004 г. по 31.01.2006 г., с 16.02.2006 г. по 31.01.2012 г., с 31.03.2012 г. по 11.01.2017 г., с 16.03.2017 г. по 14.12.2017 г. в должности <данные изъяты> в ГУ ТО «Тульский психоневрологический интернат», располагающийся в сельской местности, поскольку согласно Правилам от 22.09.1999 г. № 1066, Правилам от 29.10.2001 г. № 781 и Правилам от 11.07.2002 г. № 516 данные периоды не могут учитываться в льготном исчислении, так как истец не имеет смешанного стажа работы как в сельской местности, так и в городе, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 02.02.2004 г. по 26.03.2004 г., с 01.02.2006 г. по 15.02.2006 г., с 31.01.2012 г. по 30.03.2012 г., с 12.01.2017 г. по 15.03.2017 г. не предусмотрены Правилами от 11.07.2002 г. № 516. Просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства и материалы пенсионного дела истца, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На основании ст. ст. 45, 46 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу подп. 20 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности). Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Из пп. "н" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в целях реализации ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" следует, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа.

В силу абз. 2 п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - постановление N 1066).

Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.

В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Тогда как после 1 ноября 1999 г. льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников допустимо только при наличии смешанного стажа, то есть при выполнении соответствующей работы и в городе, и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке).

Как следует из материалов дела и установлено судом, с 04.05.1994 г. по дату обращения за назначением пенсии, 15.12.2017 г., а также, как следует из пояснений истицы в судебном заседании, и на дату рассмотрения дела, Чечурина С.П. работает в должности <данные изъяты> в ГУ ТО «Тульский психоневрологический интернат», располагающегося в сельской местности,и данная работа в период с 04.05.1994 г. по 29.09.1997 г. включена в подсчет специального стажа истицы в льготном исчислении как 1 год 3 месяца за 1 год работы.

Последующий период с 30.09.1997 г. по 30.06.2000 г. в специальный стаж не включен, так как это период ухода за ребенком, имевший место после 06.10.1992 г., и в данной части решение ГУ-УПФР в г. Туле истцом не оспаривается.

Смешанного стажа работы как в сельской местности, так и в городе, истица не имеет, поскольку работала только в ГУ ТО «Тульский психоневрологический интернат».

В связи с этим, во исполнение вышеприведенных положений законодательства периоды работы истицы с 01.07.2000 г. по дату обращения за назначением пенсии 14.12.2017 г. правильно включены в подсчет ее специального стажа в календарном исчислении как имевшие место после установления правового регулирования Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства № 1066 и Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства № 781.

Исходя из изложенного, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о включении в подсчет ее специального стажа периодов работы с 01.07.2000 г. по 14.12.2017 г. в льготном исчислении как 1 год 3 месяца за 1 год работы, не имеется.

Вместе с тем, суд не может согласиться с выводами ответчика о невключении в подсчет специального стажа истицы периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 02.02.2004 г. по 26.03.2004 г., с 01.02.2006 г. по 15.02.2006 г., с 31.01.2012 г. по 30.03.2012 г., с 12.01.2017 г. по 15.03.2017 г.

Факт отнесения вышеперечисленных периодов к периодам прохождения повышения квалификации истцом с сохранением среднего заработка подтверждается представленными свидетельствами о повышении квалификации и льготно-уточняющей справкой, выданной работодателем ГУЗ ТО «Тульский психоневрологический интернат».

В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности. В силу п. 2 ч. 1 ст. 72 указанного Федерального закона медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (пп. 8 п. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (ч. ч. 1, 4 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Согласно ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются, сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой.

Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, несмотря на их отсутствие в Списках и Перечнях, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066, от 11.07.2012 N 156, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.

Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2012 по делу N 15-КГ2-2.

Право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности, исключение данных периодов (которые фактически носят вынужденный характер) из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения. В этой связи периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 02.02.2004 г. по 26.03.2004 г., с 01.02.2006 г. по 15.02.2006 г., с 31.01.2012 г. по 30.03.2012 г., с 12.01.2017 г. по 15.03.2017 г. подлежат включению в специальный стаж тем же исчислением, что и период работы, то есть календарно.

В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая (страховая) пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Ко времени обращения истца в УПФ РФ в г. Туле 15.12.2017 г. она не имела требуемый двадцатипятилетний стаж медицинской работы (для медицинских работников, работающих только в сельской местности), не выработан указанный специальный стаж с учетом периодов, включенных ответчиком, а также подлежащим включению по выводам суда и на момент рассмотрения дела судом, что не дает истцу права для досрочного назначения пенсии, и в удовлетворении данных требований должно быть отказано.

Требования о включении в специальный стаж периодов работы самостоятельными материальными требованиями в отрыве от основного требования о назначении пенсии не являются, в связи с чем не подлежат отдельному разрешению.

Руководствуясь положениями статьей 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

2-1001/2018 ~ М-881/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чечурина Светлана Петровна
Ответчики
ГУ Управление пенсионного фонда РФ вг. Туле
Суд
Советский районный суд г. Тулы
Судья
Бездетнова Александра Сергеевна
Дело на сайте суда
sovetsky--tula.sudrf.ru
11.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2018Передача материалов судье
13.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.04.2018Судебное заседание
23.05.2018Судебное заседание
28.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2018Дело оформлено
03.07.2018Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее