Дело № 12-143/2021
РЕШЕНИЕ
1 октября 2021 года город Большой Камень
Судья Шкотовского районного суда Приморского края Ю.А. Акмурзина, рассмотрев в судебном заседании жалобу Реброва Александра Сергеевича на постановление заместителя руководителя – начальника Находкинского территориального отдела государственной жилищной инспекции Приморского края П.С. Сухонос от 8 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора ООО Управляющая компания «Большой Камень» Реброва Александра Сергеевича,
установил:
Постановлением заместителя руководителя – начальника Находкинского территориального отдела государственной жилищной инспекции Приморского края П.С. Сухонос от 8 апреля 2021 года директор ООО Управляющая компания «Большой Камень» Ребров Александр Сергеевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
С указанным постановлением не согласился Ребров А.С., который в поданной в Шкотовский районный суд жалобе просит об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что пропущен срок давности привлечения к административной ответственности, который, по мнению заявителя, составляет 2 месяца. Так, как следует из материалов дела, правонарушение было совершено 5 февраля 2021 года, в этот день был произведен осмотр общего имущества МКД № 27 по ул. Курчатова в г. Большой Камень, наказание было наложено 8 апреля 2021 года, при этом, по мнению заявителя, срок наложения наказания – не позднее 5 апреля 2021 года. Кроме этого, им 8 апреля 2021 года на электронную почту Находкинского отдела ГЖИ Приморского края было подано заявление о применении смягчающих обстоятельств, а именно, что к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ он не привлекался, на иждивении находится 3 малолетних ребенка, его заработок до уплаты НДФЛ в месяц составляет 15238,46 рублей, после уплаты НДФЛ – 13257,46 рублей. При этом его супруга не работает, находится в отпуске по уходу за ребенком, иных средств он не имеет. Данное заявление было оставлено без рассмотрения. Полагает, что порядок привлечения его к ответственности без рассмотрения ходатайства о смягчающих обстоятельствах был нарушен, как и нарушены его права.
Ребров А.С. в судебном заседании просил оспариваемое постановление отменить по основаниям и доводам, изложенным в жалобе.
Выслушав Реброва А.С., изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Согласно частям 1, 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110.
В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Подпунктом «з» пункта 11 Правил содержания предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физическою износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в п. п. «а» - «д» п. 2 названных Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживаю жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила и нормы), утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, которые являются обязательными для исполнения, как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как усматривается из материалов дела, Ребров А.С. является директором ООО Управляющая компания «Большой Камень».
По результатам проверки, проведенной государственной жилищной инспекцией Приморского края по МКД № 27 по ул. Академика Курчатова в г. Большой Камень установлено, что в соответствии с лицензией № 513 от 25 января 2019 года выданной государственной жилищной инспекцией Приморского края ООО Управляющая компания «Большой Камень» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом № 27 по ул. Академика Курчатова в г. Большой Камень.
5 февраля 2020 года в ходе осмотра МКД, проводимого государственной жилищной инспекцией Приморского края, были выявлены нарушения лицензионных требований по управлению многоквартирными домами, допущенные Управляющей компанией. В частности, при осмотре многоквартирного жилого дома № 27 по ул. Академика Курчатова в г. Большой Камень было установлено: отмостка – частично разрушена, деформирована, трещины в отмостке, отслоения, загрязнения отмостки грунтом с тыльной стороны МКД; частичное разрушение цоколя дома, отслоение штукатурного слоя цоколя; отсутствие решеток на продухах подвала МКД; частичные течи инженерных систем в подвале дома, наличие бытового мусора в подвале, отсутствие теплоизоляции на инженерных системах в подвале МКД (ЦО, ГВС, ХВС); наличие бытового мусора в техническом чердачном этаже МКД, что является нарушением пунктов 4.1.7, 4.1.5, 4.2.1.4, 4.2.3.4, 4.1.4, 4.1.15, 4.1.9, 3.3.4 постановления Госстроя РФ № 170 от 27 сентября 2003 года, а также пп «г» п. 11 Постановления Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года.
По результатам проверки был составлен Акт № 51-05-13/66 от 19 февраля 2021 года и вынесено предписание 51-05-14/19 от 19 февраля 2021 года.
Вышеизложенные обстоятельства, выразившиеся в нарушение предъявляемых к лицензиату при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами лицензионных требований, а именно ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома явилось основанием для составления 19 февраля 2021 года уполномоченным должностным лицом в отношении директора ООО Управляющая компания «Большой Камень» А.С. Реброва протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его 8 апреля 2021 года к предусмотренной данной нормой административной ответственности.
Вывод о виновности должностного лица Реброва А.С. в совершении административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на имеющихся в материалах дела доказательствах, а именно: протоколе об административном правонарушении от 19.02.2021 г., акте проверки от 19.02.2021 г., предписании от 19.02.2021 г., приказе органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой, документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 9 февраля 2021 года, акте осмотра от 5 февраля 2021 года, обращениях и жалобах от жителей дома, и иных доказательствах.
Согласно примечанию к статье 2.4 названного Кодекса совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно частям 1, 2 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества избирается общим собранием участников общества. В качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо.
Единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия, издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания, осуществляет иные полномочия (часть 3 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).
Согласно выписке ЕГРЮЛ лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица - ООО Управляющая компания «Большой Камень», является директор Общества Ребров А.С.
В связи с вышеизложенным директор ООО Управляющая компания «Большой Камень», как единоличный исполнительный орган Общества без доверенности действующий от его имени, обладающий соответствующими полномочиями, осуществляя руководство его текущей деятельностью, не проявил должной степени ответственности и осмотрительности, а также надлежащего отношения к исполнению своих обязанностей, допустив ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома и отсутствие надлежащего контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности юридического лица по управлению многоквартирным домом, в связи с чем является надлежащим специальным субъектом вмененного административного правонарушения (должностным лицом). Об административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностных лиц свидетельствует санкция указанной нормы названного Кодекса, предусматривающая административное наказание для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Представленные доказательства свидетельствуют, что нарушения лицензионных требований допущены в результате бездействия директора ООО Управляющая компания «Большой Камень» Реброва А.С. и отсутствия с его стороны, как руководителя организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, надлежащего контроля за соблюдением надлежащего содержания Обществом общего имущества многоквартирного дома. Доказательств обратного не представлено.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение работ и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома является нарушением требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ и частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, и, соответственно, является нарушением лицензионных требований, установленных указанным Положением.
Таким образом, действия директора ООО Управляющая компания «Большой Камень» Реброва А.С., выразившиеся в допущении при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом нарушений вышеуказанных норм и правил, то есть требований ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, соблюдение которых относится к лицензионным требованиям, установленным п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Следовательно, выводы о наличии события правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и виновности должностного лица Реброва А.С. в совершении данного правонарушения являются правильными и обоснованными.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено компетентным должностным лицом органа административной юрисдикции в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Вопреки доводам жалобы, поскольку санкция ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусматривает возможность применения к должностному лицу административного наказания в виде дисквалификации, то в данном случае лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не имеется.
Исходя из того, что в силу части 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учет в качестве смягчающих обстоятельств, не указанных в части 1 статьи 4.2 Кодекса, является правом, а не обязанностью судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, нельзя признать состоятельной ссылку заявителя на то, что не были учтены такие смягчающие обстоятельства, как наличие на иждивении малолетних детей, уровень дохода семьи заявителя, а также то, что к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ он ранее не привлекался.
Кроме этого, доказательства наличия на иждивении малолетних детей, о размере дохода, нахождении супруги в отпуске по уходу за ребенком, в суд не представлены. Из представленного по запросу суда административного материала № 51-05-11/155 не следует, что указанные документы предоставлялись должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении.
При этом необходимо отметить, что административное наказание, назначенное Реброву А.С. за вмененное ему правонарушение, является минимальным, в связи с чем оснований для его смягчения не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
В силу изложенного постановление должностного лица по доводам жалобы отмене или изменению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя руководителя – начальника Находкинского территориального отдела государственной жилищной инспекции Приморского края П.С. Сухонос от 8 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора ООО Управляющая компания «Большой Камень» Реброва Александра Сергеевича, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления с подачей жалобы через Шкотовский районный суд Приморского края.
Судья Ю.А. Акмурзина