УИД 11RS0008-01-2019-001972-31 № 2- 980/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе судьи Судовской О.Н., при секретаре Груздевой Н.Г., с участием прокурора Воробей Л.С., истца ФИО3, законного представителя истца Димитриевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сосногорске Республики Коми 28 октября 2019 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Сосногорска в интересах несовершеннолетней ФИО3 к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск» о возмещении морального вреда, причиненного укусом бесхозяйной собаки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Сосногорска Республики Коми, действуя в интересах несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился с иском о взыскании компенсации морального вреда в размере 30 000 руб.
В обоснование иска указано, что в ходе проведения прокуратурой города проверки исполнения полномочий по отлову безнадзорных животных на территории МО МР «Сосногорск» было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 13.15 час. в районе <адрес> Республики Коми, собака без сопровождения хозяина укусила несовершеннолетнюю ФИО3 за <данные изъяты>. В результате укуса бесхозяйной собаки несовершеннолетней ФИО3 причинены телесные повреждения в виде <данные изъяты>, в связи с чем она вынуждена была обратиться в ГБУЗ РК «СЦРБ», где ей оказана медицинская помощь, в том числе назначен курс <данные изъяты>, что повлекло за собой причинение физических и нравственных страданий несовершеннолетней. Прокурором установлено, что отлов безнадзорных собак организован органами местного самоуправления МР «Сосногорск» ненадлежащим образом, о чем свидетельствует рост обращений в учреждения здравоохранения за медицинской помощью в связи с укусом безнадзорных животных (собак).
В судебном заседании помощник прокурора г. Сосногорска Воробей Л.С. на исковых требованиях настаивала.
Истец и его законный представитель поддержали заявленные требования.
Представители ответчика УЖКХ АМО МР «Сосногорск», 3 лица администрации МР «Сосногорск» в судебное заседание не явились, будучи извещены, возражений по существу заявленных исковых требований не выразили.
3 лицо Абдурахманова Э.Т. в судебное заседание не явилась, несмотря на принятые судом меры к извещению.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья.
Как следует из преамбулы Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» нормы данного закона направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 1 указанного закона безопасные условия для человека - это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
П.п. 9.1, 9.2 Санитарно-эпидемиологических правил 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06 мая 2010 года № 54, установлено, что органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляют контроль за соблюдением требований санитарного законодательства Российской Федерации, направленных на предупреждение возникновения и распространения случаев бешенства среди людей. Мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей включают: благоустройство населенных пунктов; регулирование численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенства; соблюдение правил содержания и выгула домашних животных и их иммунизация против бешенства; санитарно-просветительную работу с населением.
Регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 9.5 СП 3.1.7.2627-10).
В соответствии с п. 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 23 сентября 1980 года № 449 «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР», действующего по настоящее время, собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, подлежат отлову. Отлов таких собак производится в городах, рабочих, курортных и дачных поселках организациями жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно п. 3 ст. 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми наделены государственным полномочием Республики Коми по организации проведения на территории соответствующего муниципального образования мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, получают субвенции из республиканского бюджета на осуществление данных мероприятий.
Из п. 2.1 Порядка обращения с безнадзорными животными на территории муниципального образования муниципального района «Сосногорск», утвержденного постановлением администрации муниципального района «Сосногорск» от 20.03.2015 № 292, следует, что отлов безнадзорных животных осуществляется, в том числе в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу организаций.
В ходе проведенной прокуратурой города Сосногорска проверки установлено, что отлов безнадзорных собак организован органами местного самоуправления МР «Сосногорск» ненадлежащим образом, о чем свидетельствует число обращений в учреждения здравоохранения за медицинской помощью в связи с укусом безнадзорных животных (собак).
В материалах дела имеется копия муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по обращению с животными без владельцев, обитающих на территории муниципального района «Сосногорск», заключенного между заказчиком УЖКХ АМР «Сосногорск» и исполнителем - индивидуальным предпринимателем ФИО8
Факт заключения указанного контракта сам по себе не свидетельствует о надлежащей реализации ответчиками возложенной законом обязанности обеспечивать санитарно-эпидемиологическую безопасность граждан на территории МО МР «Сосногорск».
Материалами дела, в том числе сведениями ГБУЗ РК «СЦРБ», подтверждается факт укуса безнадзорной собакой ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетней ФИО3 за <данные изъяты>, что повлекло за собой прохождение курса <данные изъяты> и соответственно причинение ребенку физических и нравственных страданий.
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 151 ГК РФ предусмотрена компенсация морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Пленум Верховного Суда РФ в п.4 Постановления от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснил, что объектом неправомерных посягательств являются по общему правилу любые нематериальные блага (права на них) вне зависимости от того, поименованы ли они в законе и упоминаются ли соответствующий способ их защиты.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. (п.2 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ). Перечень нравственных страданий, являющихся основанием для реализации права на компенсацию морального вреда, не является исчерпывающим.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает конкретные обстоятельства данного дела, объем и характер причиненных несовершеннолетней ФИО3 телесных повреждений, вызвавших нравственные и физические страдания, степень вины и поведение ответчика УЖКХ АМО МР «Сосногорск», а также требования разумности и справедливости.
ФИО3 является несовершеннолетней, после нападения безнадзорного животного у нее сформировался страх перед собаками, причинены психологические и физические страдания, проведено лечение, что свидетельствует о причинении истцу морального вреда, который подлежит компенсации.
Причиненный истцу моральный вред суд полагает возможным оценить в 20 000 руб., находя указанную сумму разумной и справедливой, соразмерной понесенным нравственным страданиям несовершеннолетней.
Указанный размер компенсации морального вреда суд считает необходимым взыскать с ответчика УЖКХ АМО МР «Сосногорск», находя данный орган местного самоуправления ответственным за причинение вреда истцу, в силу того, что Управление является самостоятельным юридическим лицом, которое согласно п. 3.30 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск», утвержденного решением Совета МР «Сосногорск» от 24.03.2017 №XVI-124, обязано выполнять функции по отлову безнадзорных животных.
В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьёй 55 ГПК РФ предусмотрено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, заключений экспертов.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, подтвержденные достаточной совокупностью доказательств, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г.Сосногорска к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск» удовлетворить.
Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск» в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в сумме 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05 ноября 2019 г.
Судья О.Н.Судовская
<данные изъяты>