Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4078/2021 ~ М-3394/2021 от 27.07.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июля 2021 года Центральный районный суд г. Тольятти, Самарской области в составе:

председательствующего судьи Дурмановой Е.М.

при секретаре ФИО3,

с участием:

административных истцов – ФИО1, ФИО2

представителя административного соответчика администрации г.о. Тольятти Самарской области – ФИО4 по доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4078/2021 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к главе администрации г.о. Тольятти Ренц Н.А., заместителю главы г.о. Тольятти глава администрации Автозаводского района Хвостову Ю.М., администрации г.о. Тольятти об оспаривании решения органа местного самоуправления,

установил:

административные истцы обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, которым просят:

-признать отказ (решение) заместителя главы г.о. Тольятти Ю.М. Хвостова № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным;

-обязать главу г.о. Тольятти Н.А. Ренца устранить допущенные нарушения и повторно рассмотреть уведомление ФИО1 и ФИО2 о проведении публичного мероприятия (пикетов) на территории г.о. Тольятти.

В обоснование заявленных требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились к главе г.о. Тольятти Ренцу Н.А. с уведомлением о проведении публичных мероприятий на территории г.о. Тольятти в форме пикетирования с использованием быстровозводимых сборно-разборных конструкций (агитационных кубов - 2х2 метра). ДД.ММ.ГГГГ было получено письмо № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя главы городского округа Тольятти - главы администрации Автозаводского района городского округа Тольятти Хвостова Ю.М. из которого следует, что в соответствии с пп. 4 п. 2.13 Постановления Губернатора Самарской области от 16.12.2020 № 365 «О дальнейших мерах по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области» ограничено до особого распоряжения проведение на территории Самарской области театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий. На основании вышеизложенного, предложено провести запланированное публичное мероприятие после снятия ограничительных мер. Считают данный отказ нарушает гарантированные права и свободы административных истцов, а также является незаконным, немотивированным и подлежащим отмене.

Административные истцы в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Административные ответчики - глава администрации г.о. Тольятти Ренц Н.А., заместитель главы г.о. Тольятти глава администрации Автозаводского района Хвостов Ю.М. в судебном заседании не явились, извещались надлежащим образом.

Представитель административного соответчика ФИО10, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу ч.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет требование гражданина, если признает, что оспариваемые решения, действия органа местного самоуправления не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии таких обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении административного иска (пункт 2).

Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).

Публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ).

В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка сообщается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления посредством уведомления о проведении публичного мероприятия.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 54-ФЗ проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии.

Согласно статье 7 Федерального закона N 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням. При исчислении сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не учитываются день получения такого уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и день проведения публичного мероприятия.

Согласно части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 12 Федерального закона N 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его доведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3 статьи 12).

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" разъяснено, что при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействий), связанных с проведением согласительных процедур, судам следует исходить из того, что вмешательство органа публичной власти в право проведения мирных публичных мероприятий должно основываться на законе, быть необходимым и соразмерным преследуемой этим органом правомерной цели. С учетом этого суду в каждом конкретном случае надлежит исследовать все выдвигаемые органом публичной власти доводы и представленные им доказательства, а также оценивать их на предмет наличия относимых и достаточных оснований для осуществленного вмешательства (пункт 9).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы городского округа Тольятти Ренца Н.А., ФИО11 и ФИО2 направлено уведомление о проведении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период с 17.00 часов до 19.00 часов по адресам, указанным в настоящем уведомлении, публичного мероприятия в форме пикетирования, с использованием быстровозводимых сборно-разборных конструкций (агитационный куб, 2х2 метра).

Из ответа заместителя главы городского округа Тольятти - главы администрации Автозаводского района городского округа Тольятти Хвостова Ю.М. от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № следует, что в соответствии с пп. 4 п. 2.13 Постановления Губернатора Самарской области от 16.12.2020 № 365 «О дальнейших мерах по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области ограничено до особого распоряжения проведение на территории Самарской области театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий. На основании вышеизложенного, предложено провести запланированное публичное мероприятие после снятия ограничительных мер.

Таким образом, административным истцам не отказано в проведении заявленных публичных мероприятий, а предложено провести запланированное публичное мероприятие после снятия ограничительных мер.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 апреля 2009 г. N 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу п. 2 ст. 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 г. по делу "М. против Российской Федерации", от 14 февраля 2006 г. по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от 20 февраля 2003 г. по делу "Джавит Ан (Djavit An) против Турции").

Статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в числе прочего:

- принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подп. «а» п.1);

- принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подп. «м» п.1);

- устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта (подп. «у» п.1);

- с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона (подп. «ф» п.1).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", а также Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 г. N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", от 2 марта 2020 г. N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" и от 30 марта 2020 г. N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации было поручено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации и постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации распоряжением в соответствии с п.п.4 п.2.13 Постановления Губернатора Самарской области от 16.12.2020 г. №365 «О дальнейших мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области» ограничено до особого распоряжения проведение на территории Самарской области театрально-зрелищных, культурно-просветительских, зрелищно-развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий.

Доводы о том, что пикетирование как самостоятельный вид публичного мероприятия не подпадает под категорию массовое мероприятие, суд признает не состоятельным поскольку в силу п. 6 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

По смыслу закона, пикетирование осуществляется в целях привлечения внимания к пикетируемому объекту, который должен быть тематически связан с целью проведения публичного мероприятия, раскрывать его содержание и задачи.

Таким образом пикетирование также предполагает массовое скопление граждан.

Кроме того, доведение до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения о проведении запланированного публичного мероприятия после снятия ограничительных мер, является одним из возможных вариантов действий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оно не является отказом в проведении публичного мероприятия и не нарушает конституционных прав административных истцов.

Основанием для указанного предложения, являлись обстоятельства, вызванные распространением новой короновирусной инфекции и направленно на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Учитывая изложенное, в удовлетворения административного иска, следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2 к главе администрации г.о. Тольятти Ренц Н.А., заместителю главы г.о. Тольятти глава администрации Автозаводского района Хвостову Ю.М., администрации г.о. Тольятти об оспаривании решения органа местного самоуправления – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.М. Дурманова

Решение в окончательной форме изготовлено 29 июля 2021 года.

Судья Е.М. Дурманова

2а-4078/2021 ~ М-3394/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кузнецов М.С.
Коновальцев А.С.
Ответчики
Заместитель главы г.о.Тольятти - глава администрации Автозаводского района г.о.тольятти Хвостов Ю.М.
Глава администрации г.о.Тольятти Ренц Н.А.
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Дурманова Е.М.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
29.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2021Регистрация административного искового заявления
27.07.2021Передача материалов судье
28.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.07.2021Судебное заседание
04.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее