Дело № 2-2008/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 4 » марта 2015 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Воробьёвой В.С.,
при секретаре Коновалове Д.С.,
с участием представителя истицы М. - Представитель1, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. к Управлению ЖКХ администрации г. Благовещенска, Министерству строительства и архитектуры Амурской области, Министерству строительства и ЖКХ РФ о признании права на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, возложении обязанности произвести выплату на капитальный ремонт,
установил:
М. обратилась с настоящим иском в суд в обоснование указала, в результате чрезвычайной ситуации природного характера - наводнения, произошедшего в июле - августе 2013 года, вследствие сброса воды из Зейской ГЭС и выхода из берегов реки Зея (Амур), жилое помещение, расположенное по адресу: *** было подтоплено. Согласно акта обследования помещения и заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от *** г. № *** указанное жилое помещение признано требующим капитального ремонта, как пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации. Межведомственная комиссия установила, что в результате подтопления имеются деформации фундамента, повреждения несущих конструкций массового распространения, влияющие на несущую способность элементов, степень повреждения - *** %. ***. Установленные факты свидетельствует о необходимости проведения капитального ремонта. На заявление от *** М. о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт, Управление ЖКХ администрации г. Благовещенска ответа не предоставило. При обращении в Администрацию с просьбой выдать письменный ответ на заявление от *** входящий № *** был получен отказ, а также устно, специалистом, было разъяснено, что истица включена в списки граждан на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: ***, но для получения указанной выплаты нужно обратиться в суд. В связи с тем, что М., является собственником поврежденного одноэтажного одноквартирного жилого дома по адресу: *** согласно свидетельству о государственной регистрации права бланк серии № *** от *** г., постоянно проживает по адресу: ***, иного жилья пригодного для проживания не имеет, она имеет право на получение меры социальной поддержки на цели капитального ремонта. В соответствии с пп. «г» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 31.08.2013 №693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», так же согласно Правилам предоставления из федерального бюджета Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» передаются из федерального бюджета и на основании ст. 4 Закона Амурской области от 28.10.2013 года № 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» размер социальной выплаты на капитальный ремонт рассчитывается исходя из общей площади поврежденного жилого помещения и стоимости капитального ремонта 1 кв. метра в размере *** рублей. Согласно свидетельства о государственной регистрации права бланк серии № *** от *** площадь подтопленного жилого дома составляет *** кв.м. Таким образом, сумма социальной выплаты на капитальный ремонт М. должна составлять: *** х *** кв. м = ***.
Уточнив исковые требования, истец просит суд признать за ней право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, возложить на Управление ЖКХ администрации города Благовещенска обязанность произвести выплату на капитальный ремонт жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца М. – Представитель1 настаивала на требованиях с учетом уточнений, пояснила об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления ЖКХ администрации г. Благовещенска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, предоставил письменный отзыв, в котором указал, что с 01.01.2015 года, Закон № 257-ОЗ от 28.10.2013 «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» утратил силу в соответствии с Законом Амурской области от 29.12.2014 № 472-ОЗ. Таким образом, с 01.01.2015 управление ЖКХ города Благовещенска полномочиями по приему, рассмотрению заявлений, а также на выплату пострадавшим гражданам денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений не обладает. Кроме того, «Порядок расходования субвенции из областного бюджета, предоставляемой бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года» утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 07.11.2013 № 542, определяет правила расходования субвенции из областного бюджета, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года. Главным распорядителем средств областного бюджета по предоставлению субвенции является министерство строительства и архитектуры Амурской области. Субвенция предоставляется за счет средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Амурской области в виде иного межбюджетного трансферта для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением » августе - сентябре 2013 года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. N923. Субвенция предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год, и доведенных лимитов бюджетных обязательств. Средства субвенции, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, отражаются в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Средства субвенции направляются муниципальным образованиям на Главный распорядитель на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств в течение 15 дней со дня поступления в доход областного бюджета средств, указанных в абзаце втором пункта 2 настоящего Порядка, перечисляет субвенции муниципальным образованиям на балансовый счет Управления Федерального казначейства по Амурской области N 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» для последующего перечисления в установленном порядке на единый счет бюджета соответствующего муниципального образования. Финансовые органы муниципальных образований в 4-дневный срок после получения от органа Федерального казначейства информации о поступившей субвенции перечисляют средства на лицевые счета уполномоченных органов, ответственных за осуществление полномочия. Как указывалось выше, в соответствии п. 2 Порядка, управление ЖКХ города Благовещенска определено органом, уполномоченным на прием и рассмотрение заявлений и документов от граждан на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт, а также на выплаты пострадавшим гражданам денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений. Органы местного самоуправления расходуют субвенцию на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт, которая перечисляется гражданам, имеющим право на ее получение. Социальная выплата на капитальный ремонт считается предоставленной после перечисления соответствующих денежных средств в размере, определенном в соответствии со статьей 4 Порядка расходования субвенции, на счет, указанный гражданином в заявлении. Управлением ЖКХ города Благовещенска в Министерстве строительства и архитектуры Амурской области (главный распорядитель) неоднократно запрашивались средства на социальную поддержку граждан. Согласно информации министерства строительства и архитектуры Амурской области, решить вопрос о выделении средств на капитальный ремонт не представляется возможным в связи с отсутствием лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству строительства и архитектуры Амурской области на социальную выплату. Одновременно сообщаем, список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате ЧС, куда также включена М., согласованы и утверждены. Сопроводительным письмом от *** года данный список направлен в Министерство строительства и архитектуры Амурской области. Однако денежные средства управлению ЖКХ города Благовещенска для дальнейшего предоставления социальной выплаты пострадавшим гражданам до настоящего времени не представлено. На *** год иных межбюджетных трансфертов бюджету Амурской области по реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате ЧС, вызванной наводнением в августе-сентябре *** года, не предусмотрено. На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований М. просит отказать.
Представитель правительства Амурской области в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, предоставил письменный отзыв, в котором указал, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется указанным Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области в виде выплаты средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья *** рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру) осуществлялось за счет средств федерального бюджета на основании Указа Президента Российской федерации от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области». Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы. В рамках реализации ФЦП «Жилище», утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г.. Трансферты субъектам Российской Федерации предоставляются для реализации мер поддержки, направленных на капитальный ремонт поврежденного жилья и строительство жилья взамен утраченного. На территории Амурской области правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений были регламентированы Законом Амурской области от 28.10.2013 № 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта». Законом Амурской области от 29.12.2014 № 472-ОЗ Закон Амурской области от 28.10.2013 № 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» признан утратившим силу. Реализация мер социальной поддержки гражданам, утратившим жилые помещения, а также гражданам, являющимся собственниками или нанимателями поврежденных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г. и его финансирование завершилось в 2014 году. Постановлением Правительства Амурской области от 07.11.2013 № 542 утвержден Порядок расходования субвенции из областного бюджета, предоставляемой бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе -сентябре 2013 года. Главным распорядителем средств областного бюджета по предоставлению субвенции является министерство строительства и архитектуры Амурской области. Субвенция предоставляется за счет средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Амурской области в виде иного межбюджетного трансферта для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. № 923. Субвенция предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год, и доведенных лимитов бюджетных обязательств. Средства субвенции направляются муниципальным образованиям на основании заключенного соглашения о взаимодействии муниципального образования и главного распорядителя. В соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 14 Правил не использованные в 2014 году остатки трансфертов на реализацию мер поддержки возвращены в доход федерального бюджета в установленном порядке. В связи с этим органы местного самоуправления области не являются надлежащими ответчиками по спорным правоотношениям, связанным с предоставлением мер социальной поддержки на цели капитального ремонта. На основании изложенного просит суд отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
В судебное заседание не явились извещенные надлежащим образом истец М., о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, обеспечила явку своего представителя, представители министерства строительства и архитектуры Амурской области, министерства финансов Амурской области, министерства финансов Российской Федерации, о причинах неявки суду не сообщившие, министерства строительства и ЖКХ РФ, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
С учетом положений статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив имеющиеся материалы, суд приходит к следующему.
В ходе разбирательства по настоящему делу судом с достоверностью установлено, что М. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от *** года серии ***.
М. зарегистрирована в указанном жилом помещении и проживала в нем на день объявления режима чрезвычайной ситуации, что лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.
В соответствии с распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области установлен режим чрезвычайной ситуации с 22 июля 2013 года.
Заключением городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от *** года № *** указанное жилое помещение признано требующим капитального ремонта. Из заключения также следует, жилое помещение пострадало в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории города Благовещенска.
Как следует из материалов дела, *** года М. обратилась в Управление ЖКХ администрации города Благовещенска с заявлением о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт пострадавшего жилого помещения по *** города Благовещенска в результате чрезвычайной ситуации по результатам рассмотрения которого была включена в список граждан на получение мер социальной поддержки в виде выплат на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений.
Между тем, несмотря на то, что истец включен в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, до настоящего времени денежные средства на капитальный ремонт М. не получены, что нарушает его право на получение гарантированной государством финансовой помощи как лицу, чье единственное жилое помещение пострадало в результате чрезвычайной ситуации.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
В связи с крупномасштабным наводнением на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и необходимостью оперативной ликвидации его последствий Президентом Российской Федерации издан Указ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».
Данный нормативный акт, признавая важнейшей государственной задачей ликвидацию в кратчайшие сроки последствий крупномасштабного наводнения на территории указанных регионов, предусматривает конкретные меры для решения данной задачи и основы расходования средств федерального бюджета на указанные цели.
В качестве конкретной меры, направленной на скорейшую ликвидацию последствий наводнения, подпунктом «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года № 693 предусмотрено выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья ***. рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и установление порядка выделения указанных средств.
На территории Амурской области правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года, в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений был регламентирован Законом Амурской области от 28 октября 2013 года № 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта».
Указанный законодательный акт закреплял право граждан, отвечающих установленным условиям, на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона, в редакции, действовавшей до 1 января *** года право на социальную выплату на капитальный ремонт имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
Указанная мера поддержки предусмотрена за счет средств федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050.
Порядок предоставления средств федерального бюджета на эти цели определен в приложении № 11 (1) «Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуаций, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года».
Вместе с тем финансирование данных мероприятий установлено на 2014 год и в 2015 году не предусмотрено (Приложение № 1).
В связи с чем принятое в порядке реализации Правил Закон Амурской области от 28.10.2013 года № 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта» признан утратившими силу с 1 января 2015 года (ст. 2 Закона Амурской области от 29.12.2014 № 472-ОЗ).
Как следует из материалов дела, на основании свидетельства о государственной регистрации права серии *** от *** года М. принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: ***, ***, где она проживает и зарегистрирована.
Материалы дела не содержат сведений о принадлежности истцу иного пригодного для проживания жилого помещения.
Указанные обстоятельства также подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества по состоянию на *** года №***
Доказательства обратного управлением ЖКХ администрации города Благовещенска в нарушение статьи 56 ГПК РФ суду также не представлено.
Кроме того, согласно представленных Управлением ЖКХ администрации города Благовещенска списков граждан, проживающих на территории г. Благовещенска и не получивших выплаты на капитальный ремонт, по состоянию на *** года, М. включена в списки граждан на получение мер социальной поддержки в виде выплат на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истец М., будучи собственником жилого помещения, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, зарегистрированная и проживающая в нем, вправе претендовать на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Амурской области от 28.10.2013 № 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта».
Разрешая требования истца о возложении обязанности на Управление ЖКХ администрации г. Благовещенска обязанность предоставить М. социальную выплату на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в Амурской области в августе-сентябре 2013 года суд приходит к следующему.
В настоящее время отсутствуют нормативно - правовые акты, предусматривающее бюджетные обязательства федерального либо регионального бюджета по оказанию мер государственной поддержки в виде социальных выплат на приобретение (строительство) или капитальный ремонт жилых помещений пострадавшим гражданам.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении требований о возложении на управление ЖКХ администрации города Благовещенска обязанности произвести социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения отказать.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования М. удовлетворить частично.
Признать право М. на предоставление мер социальной поддержки в виде выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу ***
В удовлетворении остальной части исковых требований М. отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме принято *** года.