2-139/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2017 г. г.Большой Камень
Шкотовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Косцюкевич Е.А.
при секретаре Галкиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фроловой Н.В. к администрации Шкотовского муниципального района <адрес> о включении имущества в состав наследства, установлении факта принятия наследства, признании права собственности в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Фролова Н.В. обратилась с иском к администрации Шкотовского муниципального района <адрес> о включении имущества в состав наследства, признании права собственности в порядке наследования.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее дядя – ФИО2, после смерти которого открылось наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <данные изъяты> доля в праве собственности на которую была приобретена ФИО2 после смерти его супруги – ФИО3 в порядке наследования. Истица является наследником по праву представления после смерти своего отца – ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ, до открытия наследства. До истечения шестимесячного срока с момента открытия наследства истица своими действиями фактически приняла наследство, предприняв меры к сохранности и содержанию наследственного имущества.
Спор о праве собственности в отношении указанного имущества отсутствует, наследство после смерти ФИО2 никем не принято, в связи с чем истица, с учетом последующих уточнений, просила суд включить квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ., установить факт принятия наследства и признать право собственности на указанную квартиру в порядке наследования.
Истец Фролова Н.В. в судебное заседание не явилась, ее представитель по доверенности Попова О.В. на требованиях настаивала в полном объеме.
Представитель администрации Шкотовского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее был представлен отзыв на исковое заявление, из которого следует, что наследственное имущество в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежало на праве собственности наследодателю – ФИО2 и его супруге ФИО3 по <данные изъяты> доли каждому, на основании договора № на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ После смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 фактически принял наследство в виде <данные изъяты> доли вышеуказанной квартиры, принадлежащей ФИО3, продолжая проживать в ней по день смерти. Сын ФИО2 - ФИО7, умер три года назад, наследников после его смерти нет, поскольку его единственный сын погиб, а брак был расторгнут. У ФИО2 была приемная дочь, но не известно, в форме усыновления либо в форме опеки были установлены эти отношения. Администрация Шкотовского муниципального района <адрес> полагает, что для принятия решения по данному делу целесообразно опросить в качестве свидетелей соседей, проживающих рядом с вышеуказанным домом, а также изучить другие обстоятельства, которые позволят дать оценку фактического принятия истцом наследуемого имущества.
Суд, выслушав представителя истца, свидетелей ФИО11, ФИО12, ФИО13, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что согласно договору № на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> в лице <данные изъяты> в собственность ФИО2 и ФИО3 была передана квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Договор зарегистрирован в администрации <адрес>.
Из уведомления №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по <адрес>, следует, что правопритязания на объект недвижимого имущества в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Как следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ДД.ММ.ГГГГ ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Филиал по <адрес> отделение №, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, пер. <адрес> <адрес>, числится за собственниками ФИО2, ФИО3.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст. ст. 1142 - 1145, 1148 настоящего Кодекса.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования, либо лишены наследства, либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления
Согласно ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти № №, выданным <данные изъяты>
ФИО2 являлся супругом ФИО3, что подтверждается повторным свидетельством о заключении брака № № от ДД.ММ.ГГГГ После смерти супруги ФИО2 фактически принял наследство, открывшееся после ее смерти в виде <данные изъяты> доли в праве собственности на жилой дом, поскольку продолжал проживать в доме, пользоваться домом и земельным участком.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер, что подтверждается свидетельством о смерти № №, выданным Отделом ЗАГС администрации Шкотовского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с выпиской из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 был зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по день смерти ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует сообщений нотариусов нотариального округа Большой Камень и Шкотовского нотариального округа, после смерти ФИО3 и после смерти ФИО4 наследственные дела не открывались.
Наследников по закону первой очереди судом не установлено. Истцом предъявлены требования как наследником по закону по праву представления (пункт 2 статьи 1143 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании ст.1143 ГК РФ, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери. Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя) наследуют по праву представления.
Как следует из материалов дела, братом ФИО2 являлся ФИО5, что подтверждается свидетельством о рождении № №, выданным ДД.ММ.ГГГГ., и свидетельством о рождении № №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО5 умер №., что подтверждается свидетельством о смерти № №, выданным ДД.ММ.ГГГГ, то есть до открытия наследства после смерти наследодателя ФИО2, что лишило его возможности вступить в права наследника.
ФИО6 является дочерью ФИО5, что подтверждается свидетельством о рождении II–№ №, выданным Шкотовским поселковым <адрес> ДД.ММ.ГГГГ., и, соответственно, племянницей наследодателя ФИО2.
Согласно п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как разъяснено в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Факт того, что истцом совершены действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, подтверждаются показаниями свидетелей ФИО13, ФИО11, ФИО12
Свидетели показали, что Фролова Н.В. росла и воспитывалась в семье ФИО14, которые относились к ней как к родной дочери. После смерти ФИО3 истица часто приезжала к ФИО2, ухаживала за домом и огородом, помогала ФИО2 содержать дом, вместе со своим супругом возводила придомовые постройки. После его смерти она приезжала, прибиралась в доме, побелила стены, очистила огород от мусора, однако сын ФИО14, который ранее никогда не приезжал и в доме не проживал, ее выгнал. В течение шести месяцев после смерти ФИО2 истица предпринимала меры к сохранности наследственного имущества и его содержанию. В дальнейшем не имела возможности продолжать следить за имуществом из-за того, что сын ФИО14 – ФИО7, не позволял ей этого делать. Впоследствии ФИО7 умер, после его смерти наследников не осталось.
На запрос суда о предоставлении сведений фактическом проживании ФИО7 по адресу: <адрес>, администрацией муниципального образования <данные изъяты> поселения <данные изъяты> района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ за № о том, что ФИО7 по данному адресу не зарегистрирован, сведениями о его фактическом проживании администрация не располагает. Наследства после смерти родителей ФИО7 путем обращения к нотариусу не принимал, сведений о его фактическом принятии наследства не имеется. Напротив, свидетели показали, что ФИО7 разрушал имущество, не следил за его сохранностью, в доме фактически не проживал.
С учетом всех установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что ФИО2 после смерти ФИО3 фактически принял наследство в виде <данные изъяты> доли в праве собственности на <адрес>. <адрес> <адрес>, в связи с чем, в состав наследства, открывшегося после его смерти, подлежит включению указанная квартира; ФИО6 совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства после смерти ФИО2, при этом иные лица, заявившие свои права на наследственное имущество, не установлены, что является основанием для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Установить факт принятия Фроловой Н.В. наследства, открывшегося после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Признать право собственности Фроловой Н.В. на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Шкотовский районный суд в течение месяца с момента принятия в окончательной форме.
Дата принятия решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ Ознакомиться с мотивированным решением стороны вправе, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Срок апелляционного обжалования исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ. включительно.
Судья Е.А. Косцюкевич