Дело № 12-23/2022
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
г. Волгоград 25 февраля 2022 года
Судья Советский районный суд г.Волгограда Бортовая Е.В.,
с участием представителя заявителя – ОАО «Волгограднефтемаш» Гаврилиной И.А., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя Открытого акционерного общества «Волгограднефтемаш», по доверенности- Гаврилиной И.А., на постановление номерПС/2021 от 18.11.2021 г., вынесенное государственным инспектором межрегионального отдела государственного надзора, надзора за подъемными сооружениями и котлонадзора Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Ф.И.О.2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОАО «Волгограднефтемаш»,
установил:
Постановлением государственного инспектора межрегионального отдела государственного надзора, надзора за подъемными сооружениями и котлонадзора Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Ф.И.О.2 номерПС/2021 от 18.11.2021г. юридическое лицо ОАО «Волгограднефтемаш» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказание в виде административного штрафа 200 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель подал жалобу, в которой просит суд отменить вынесенное постановление, снизить административный штраф, в обоснование доводов жалобы указывает на то, что назначенное наказание является слишком суровым, назначено должностным лицом без учета конкретных обстоятельств и финансового положения Общества.
В обоснование жалобы её автор обращает внимание суда на то, что Общество в своей деятельности фактически выполняет все требования промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, работники производства, в том числе и пострадавший Ф.И.О.3 были ознакомлены с инструкциями по охране труда и для специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений, порядок безопасного производства работ.
В дополнении к жалобе от 28.01.2021г., представитель ОАО «Волгограднефтемаш» указывает на тяжелое финансовое положение Общества, настаивает на применении при назначении наказания положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель заявителя ОАО «Волгограднефтемаш» Гаврилина И.А. поддержала доводы по основаниям, изложенным в жалобе и дополнениях к ней. Приобщила расписку пострадавшего Ф.И.О.3 об отсутствии претензий к работодателю, справку об оказании материальной помощи. Настаивает при назначении наказания применить ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.
В судебное заседание должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении будучи надлежащим образом извещёнными о дате, времени и месте рассмотрения дела не явились, ходатайств об отложении не подавали. При таких условиях, суд считает возможным рассмотреть жалобу на постановление в отсутствие её подателя и представителя административного органа.
Исследовав представленный материал, изучив доводы жалобы (основной и дополнительной), заслушав заявителя, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление было вынесено 18 ноября 2021 года и получено представитель ОАО «Волгограднефтемаш» в тот же день.
С настоящей жалобой представитель ОАО «Волгограднефтемаш» обратился в Ворошиловский районный суда г.Волгограда путем сдачи на почтовое отделение 25 ноября 2021 года, то есть в установленный законом срок.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ наступает за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от двухсот тысяч до трехсот или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, является нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Исходя из особенностей конструкции объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, обстоятельством, подлежащим выяснению и доказыванию в рамках производства по данному делу является установление факта принадлежности опасного производственного объекта, на котором выявлено соответствующее нарушение, лицу, привлекаемому к административной ответственности.
По смыслу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», производственные объекты – территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, иные подобные объекты, транспортные средства, используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности.
В преамбуле к Федеральному закону указанно, что его положения распространяются на все организации независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности на адрес.
Согласно ч. 1 ст. 3 вышеназванного Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Как следует из материалов дела и установлено должностным лицом, на основании приказа руководителя Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от 09.09.2021 № ПР-261-234-о «О расследовании тяжелого несчастного случая на опасном производственном объекте («Цех литейный», рег. № А39-00061-0010) ОАО «Волгограднефтемаш», по результатам расследования тяжелого несчастного случая 23.09.2021г. выявлены нарушения требований промышленной безопасности, допущенные эксплуатирующей организацией ОАО «Волгограднефтемаш», приведшие к несчастному случаю на опасном производственном объекте, повлекший причинение вреда здоровью гражданину Ф.И.О.3 первая профессия-огнеупорщик, вторая профессия-стропальщик ОАО «Волгограднефтемаш» (медицинское заключение ВК «292 ГБУЗ «ВОКБ № 1» установлен диагноз «Перелом нижней челюсти в области суставного отростка слева, перелом верхней челюсти справа и слева. Перелом скуловой кости слева. Рвано-ушибленная рана щечной области слева. Указанное повреждение относится к категории –тяжелая).
Так согласно акта от 23.09.2021 о расследовании тяжелого несчастного случая, произошедшего 06.09.2021г. на опасном производственном объекте ОАО «Волгограднефтемаш», установлено:
ОАО «Волгограднефтемаш» не обеспечено надлежащим образом осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемных сооружений, а именно: соблюдение технологического процесса ремонта футеровки дуговой электропечи ДСП-5МТ, в части недопущения подъема мостовым краном нетипового груза и перемещение его в чащу (тару) для последующей уборки из печи. Нарушение требований ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 8 (в), 14 (а,в) Правил организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением правительства РФ от 18.12.2020 г. № 2168, п.24 (в) «Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 г. № 461;
ОАО «Волгограднефтемаш» не обеспечено соблюдение технологических процессов с ПС, исключающих нахождение работников и третьих лиц под транспортным грузом и в опасных зонах. Нарушение требований ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.22 (л) «Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 г. № 461.
По результатам расследования тяжелого несчастного случая установлено, что ОАО «Волгограднефтемаш» эксплуатирует опасный производственный объект –«Цех литейный», рег. № а39-00061-0010, в состав которого входит Электромостовой кран рег. №1661, зав. №6272, год выпуска 1957, с нарушениями обязательных требований промышленной безопасности, приведшими к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, что подтверждается материалами расследования тяжелого несчастного случая, проведенными в период с 09.09.2021 по 23.09.2021, установлены технические, организационные и прочие причины произошедшего 06.09.2021г. несчастного случая на опасном производственном объекте.
Действие (бездействие) ОАО «Волгограднефтемаш» выразилось в непринятии мер по предотвращению выявленных нарушений.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ОАО «Волгограднефтемаш» подтверждаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от дата номерПС/2021, актом расследования тяжелого несчастного случая от 23.09.2021г, и иными письменными материалами дела.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу обжалуемого постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Должностным лицом им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ. Исследованные должностным лицом доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно положены в основу вынесенного постановления. Постановление мотивированно, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Действия ОАО «Волгограднефтемаш» правильно квалифицированы по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.
ОАО «Волгограднефтемаш» в нарушение требований ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ не было принято всех зависящих мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность.
Постановление о привлечении ОАО «Волгограднефтемаш» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вместе с тем, имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления должностного лица, в части назначенного ОАО «Волгограднефтемаш» административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Арбитражного суда Нижегородской области и жалобами обществ с ограниченной ответственностью «Барышский мясокомбинат» и «ВОЛМЕТ», открытых акционерных обществ «Завод «Реконд», «Эксплуатационно-технический узел связи» и «Электронкомплекс», закрытых акционерных обществ «ГЕОТЕХНИКА П» и «РАНГ» и бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики «Детская городская больница № 3 «Нейрон» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, в той мере, в какой эти положения не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции (сто тысяч рублей и более), и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Названным постановлением установлено, что впредь до внесения в КоАП РФ законодателем надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные указанными положениями КоАП РФ, а равно иные административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией.
Федеральным Законом от 31.12.2014 №515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения: дополнены частями 3.2 и 3.3 следующего содержания: "3.2. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
3.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса".
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, отсутствие сведений об отягчающих ответственность обстоятельствах, степень вины предприятия, имущественное и финансовое положение ОАО «Волгограднефтемаш» (наличие убытков за 9 месяцев 2021 г. более 431 056 млн. руб.), а так же добровольное возмещение причиненного ущерба и вреда потерпевшему, суд считает, что назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, конкретным обстоятельствам дела и может повлечь избыточное ограничение имущественных прав и интересов, а потому подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера, предусмотренного санкцией.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Суд считает возможным снизить размер назначенного административного наказания в виде штрафа с 200 000 рублей до 100 000 рублей, назначив административное наказание ниже низшего предела, установленного законом.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, в рассматриваемом случае, соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление государственного инспектора межрегионального отдела государственного надзора, надзора за подъемными сооружениями и котлонадзора Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Ф.И.О.2 номерПС/2021 от 18.11.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОАО «Волгограднефтемаш» изменить, назначенный ОАО «Волгограднефтемаш» административный штраф снизить до 100 000 рублей.
В остальной части постановление государственного инспектора межрегионального отдела государственного надзора, надзора за подъемными сооружениями и котлонадзора Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Ф.И.О.2 номерПС/2021 от 18.11.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОАО «Волгограднефтемаш»- оставить без изменения, жалобу представителя ОАО «Волгограднефтемаш» Гаврилиной И.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Волгоградский областной суд в порядке, установленном статьями 30.9 КоАП РФ.
Судья: иные данные Е.В. Бортовая
иные данные |