Дело № 12-106/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Сосногорского городского суда Республики Коми Галимьянова Н.Т., при секретаре Аросланкиной Д.Н., с участием заявителя Рыбина С.Н., представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Белоглазова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сосногорске Республики Коми 10 октября 2018 года жалобу и.о. главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по г. Сосногорску Рыбина С.Н. на постановление мирового судьи Промышленного судебного участка г. Сосногорска РК по делу об административном правонарушении от 7 сентября 2018 года в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» по ч. 2 ст. 11.21 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ года в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» (далее по тексту ООО «ЛУКОЙЛ-Коми») и.о. главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по г. Сосногорску Рыбиным С.Н. составлен протокол об административном правонарушении № №, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ года был выявлен факт эксплуатации указанным юридическим лицом инженерных коммуникаций – газопровода высокого давления «<данные изъяты>» в границах полосы отвода и на обочине на <данные изъяты> автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения «<данные изъяты>» без согласования, то есть без заключения договора с владельцем автомобильной дороги. Тем самым юридическое лицо нарушило требования Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 19 Федерального закона от 8 ноября 2017 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» и совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 11.21 КоАП РФ.
На основании постановления мирового судьи Промышленного судебного участка г. Сосногорска РК по делу об административном правонарушении от 7 сентября 2018 года производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по ч. 2 ст. 11.21 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
И.о. главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по г. Сосногорску Рыбин С.Н. в жалобе просит отменить вынесенное постановление, поскольку автомобильная дорога «<данные изъяты>» включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения РК. Собственником указанной автодороги является ГКУ РК «УправтодорКоми».
В судебном заседании Рыбин С.Н. на доводах и требованиях, изложенных в жалобе настаивал, просил ее удовлетворить.
Представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Белоглазов Н.А. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, также указал, что газопровод не является инженерной конструкцией, а относится к опасному объекту. Также полагал, что поскольку право собственности на указанную дорогу не зарегистрировано, то не имеется оснований с кем-либо заключать договор на эксплуатацию газопровода. Также просил учесть, что газопровод был введен в эксплуатацию значительного раньше строительства дороги.
Выслушав участвующий лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что поданная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Данные требования при производстве по делу в отношении юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» мировым судьей соблюдены не были.
Частью 2 ст. 11.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил использования полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги, то есть, в том числе и за эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги без заключения договора с владельцем автомобильной дороги.
Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в области соблюдения правил использования полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги.
Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Закон № 257-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации.
В судебном заседании при рассмотрении настоящей жалобы было установлено, что автомобильная дорога «<данные изъяты>» от автомобильной дороги <адрес> внесена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения РК, утвержденный распоряжением Правительства РК от 30 ноября 2009 года № 438-р.
Согласно перечню государственного имущества Республики Коми, передаваемого в оперативное управление ГКУ РК «Управление автомобильных дорог РК» входит, в том числе участок автодороги: <данные изъяты>, в связи с чем, владельцем указанного участка автодороги является ГКУ РК «Управление автомобильных дорог РК», учредителем которого является Республика Коми. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство строительства и дорожного хозяйства РК.
Согласно уставу ГКУ РК «Управление автомобильных дорог РК» одной из целей указанного учреждения является обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения РК. Одним из видов деятельности данного учреждения является выдача согласования с оформлением технических условий на прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах полосы отвода и придорожных полос автомобильных дорог регионального значения.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что автомобильная дорога «<данные изъяты>» от автомобильной дороги <данные изъяты> относится к региональным дорогам и находится на балансе Республики Коми, то есть является автомобильной дорогой республиканского значения и находится в оперативном управлении ГКУ РК «Управление автомобильных дорог РК».
Владельцем газопровода «<данные изъяты>» является ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», указанный газопровод пересекает автомобильную дорогу «<данные изъяты>» от автомобильной дороги <данные изъяты> в районе км <данные изъяты>. Прокладка газопровода выполнена надземным способом, переход через дорогу выполнен в виде арочной конструкции на двух металлических опорах, установленных на обочине по обе стороны от проезжей части автодороги.
Схемой установлено, что арочная часть газопровода целиком, а также часть газопровода слева и справа от арочного перехода находятся в передах полосы отвода автодороги.
При этом ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» не имеет договора на эксплуатацию инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильной дороги с ее владельцем.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 11 июля 2011 года № 193-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», до 1 января 2013 года владельцы инженерных коммуникаций, размещенных в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) до дня вступления в силу указанного Федерального закона, обязаны заключить с владельцами автомобильных дорог договоры, предусматривающие условия прокладки инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также условия переноса и переустройства таких инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог, и обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлениями об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях эксплуатации таких инженерных коммуникаций.
Согласно ч. 2 ст. 19 Закона № 257-ФЗ эксплуатация инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и этим законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их эксплуатации.
В соответствии с п. 21 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» система инженерно-технического обеспечения (инженерные коммуникации) – это одно из систем здания или сооружения, предназначенных для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи и.т.д. или функции обеспечения безопасности.
На основании п. 23 ч. 2 ст. 2 указанного федерального закона сооружение – это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Согласно п. 10.1 ст. 1 ГК РФ линейные объекты – это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Пунктом 7 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года № 870, определено, что газопровод – это конструкция, состоящая из соединенных между собой труб, предназначенная для транспортирования природного газа; газопровод внутренний – это газопровод, проложенный от внешней грани наружной конструкции газифицируемого здания до места подключения газоиспользующего оборудования, расположенного внутри здания; газопровод наружный – это подземный или надземный газопровод сети газораспределения или сети газопотребления, проложенный вне зданий, до внешней грани наружной конструкции здания.
Участок газопровода высокого давления «<данные изъяты>», расположенного в границах отвода автомобильной дороги «<данные изъяты>» от автомобильной дороги «<данные изъяты>» в районе км <данные изъяты> (участок надземного газопровода через дорогу), по своему статусу относится к сооружению, является частью опасного производственного объекта 1-го класса опасности, а по назначению относится к распределительным газопроводам, поскольку транспортируемый по газопроводу газ используется для обеспечения работы теплоносителя.
По смыслу вышеуказанных требований действующего законодательства инженерные коммуникации являются разновидностью сооружений, в связи с чем, указанный выше газопровод является объектом капитального строительства, относящегося к инженерным коммуникациям.
Таким образом, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», являясь владельцем инженерных коммуникаций, в силу вышеприведенных норм права обязано иметь договор с владельцем автодороги, предусматривающий условия эксплуатации газопровода, пересекающего автомобильную дорогу регионального значения.
В нарушение принципа полноты и всесторонности исследования и оценки доказательств по делу об административном правонарушении мировым судьёй не оценены в полном объеме имеющиеся по делу доказательства в совокупности, не установлены все обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения дела.
Указанные нарушения не позволили мировому судье рассмотреть дело всесторонне и полно, и являются существенными, бесспорным основанием для признания незаконным и отмены обжалуемого постановления.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии к тому оснований выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.21 КоАП РФ, составляет три месяца со дня его совершения.
Событие, повлекшее возбуждение настоящего дела об административном правонарушении, имело место 8 июня 2018 года, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу истек 8 сентября 2018 года.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности вопрос о вине лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, обсуждаться не может, поскольку это ухудшает его положение, таким образом, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи Промышленного судебного участка г. Сосногорска РК по делу об административном правонарушении от 7 сентября 2018 года в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» по ч. 2 ст. 11.21 КоАП РФ отменить.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» по ч. 2 ст. 11.21 КоАП РФ на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии через Сосногорский городской суд Республики Коми.
Судья Н.Т. Галимьянова