РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2022 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Осьмининой Ю.С.
при секретаре Гостяеве А.Д.,
с участием:
представителя административного истца – помощника прокурора Центрального района г. Тольятти Самарской области Зоричевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-659/2022 по административному исковому заявлению Прокурора Центрального района г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории РФ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района г. Тольятти, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, в котором просит суд признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, расположенную по сетевому адресу: <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории РФ, ссылаясь на то, что информация, размещенная на интернет-сайте, противоречит правам и законным интересам граждан.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Центрального района г. Тольятти Зоричева Е.С. поддержала заявленные административные исковые требования, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области (Управление Роскомнадзора по Самарской области) в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, считает заявление прокурора Центрального района г. Тольятти обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно частей 1 и 2 статьи 265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В связи с внесенными изменениями Закона № 149-ФЗ, в частности, введения в действие ст. 15.1 указанного закона, изменен порядок ограничения доступа к информации, признанной запрещенной к распространению. Так, формируется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайт в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевые адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет и сетевых адресов, распространение которой в РФ запрещено», является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в РФ запрещено.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
По делам о признании информации запрещенной, юридически значимым является сам факт распространения на Интернет-ресурсе противозаконной информации.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Прокуратурой Центрального района г. Тольятти в ходе мониторинга сети «Интернет» при осуществлении надзорных полномочий в сфере соблюдения участниками гражданских правоотношений законодательства об информации, информационных технологиях и защите информации выявлены сайты с доменными именами: <данные изъяты> на страницах которых размещена информация о способах обналичивания денежных средств.
Посещение данных сайтов свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений к его доступу по кругу лиц. На страницах указанных сайтов находится информационный материал о методах и схемах обналичивания денежных средств. Размещенная на указанных интернет-сайтах информация противоречит правам и законным интересам граждан.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 174 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.
При этом под финансовыми операциями могут пониматься любые операции с денежными средствами (наличные и безналичные расчеты, кассовые операции, перевод или размен денежных средств, обмен одной валюты на другую и т.п.).
Кроме того, законодательство Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за воздействие на сознание и волю исполнителя (взращивание в нем намерение совершить преступление), содействовавшее в форме советов, указаний, предоставлением информации.
Пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено освобождение от гражданско-правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги либо по передачи информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений, либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
В силу ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» финансирование терроризма представляет собой предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.
Предоставление информации о схемах обналичивания денежных средств влечет рост спроса на услуги по обналичиванию денежных средств. В свою очередь обналичивание может способствовать финансированию террористических организаций.
Информация, размещенная на сайтах <данные изъяты> носит противоправный характер, противоречит целям и задачам действующего законодательства, фактически способствует совершению преступлений, что может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушающие публичные интересы Российской Федерации и другие последствия, нарушают публичные интересы Российской Федерации и прав неопределённого круга лиц.
Статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При указанных обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав граждан, и во исполнение действующего законодательства Российской Федерации, суд считает необходимым удовлетворить требования о признании информации, расположенной на Интернет сайтах <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь 39,85 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Копию решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сетевых адресов <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен указателей страниц сайтов сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о. Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 02.02.2022 г.
Председательствующий: Ю.С. Осьминина