Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1428/2013 ~ М-1330/2013 от 05.06.2013

Дело № 2-1428/2013 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 августа 2013 года город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Степановой М.В.

при секретаре Волеговой Л.Н.,

с участием представителя истца Кожевниковой М.С. - Колышкина И.В., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района - Зотиной Т.Б., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика администрации Пермского муниципального района – Кондрашевой Н.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кожевникова М.С. к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, администрации Пермского муниципального района о признании решения Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, возложении обязанности на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района по устранению нарушения прав путем принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду,

установил:

Кожевникова М.С. обратилась в суд с иском к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, администрации Пермского муниципального района о возложении обязанности на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района по принятию решения о предоставлении земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес> в аренду для ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства жилого дома на срок не менее 4 лет 11 месяцев; возложении обязанности предоставить приведенный земельный участок на срок не менее 4 лет 11 месяцев.

Свои требования мотивировала тем, что является инвалидом 2 группы и ветераном Великой Отечественной войны, в связи с чем имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства, и садоводства в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг». Она неоднократно обращалась в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с заявлениями о предоставлении в аренду или в собственность под индивидуальное жилищное строительство или личное подсобное хозяйство земельного участка в селе <адрес> Земельный участок ей необходим для улучшения жилищных условий. 19 октября 2012 года состоялось заседание комиссии Комитета, на котором рассмотрено заявление от 24 августа 2012 года и вынесено решение о предоставлении ей земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>., в границах, указанных в приложении к протоколу, в аренду сроком на 4 года 11 месяцев. С решением комиссии она не согласилась и оспаривала его в суде, однако решение отменено самой Администрацией Пермского района, в предоставлении участка отказано, что следует из протокола заседания комиссии по земельным отношениям №125з от 01 марта 2013 года. Другой участок не предложен. Впоследствии она повторно обратилась с заявлениями о предоставлении в аренду в отношении двух участков, в том числе, спорного участка, на срок не менее 4 года 11 месяцев для ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства жилого дома. Никаких ответов не получила, в связи с чем, обратилась с настоящими требованиями.

26 июля 2013 года истец в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) обратилась с уточненным исковым заявлением, просит признать незаконным отказ комиссии по земельным отношениям №586з от 30 апреля 2013 года о предоставлении в аренду на срок не менее 4 года 11 месяцев земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> обязать Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района устранить допущенные нарушения её прав и законных интересов путем принятия решения о предоставлении в аренду указанного земельного участка (л.д. 100).

01 августа 2013 года Кожевникова М.С. в порядке ст. 39 ГПК РФ вновь уточнила исковые требования, просит признать незаконным решение Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о представлении Кожевниковой М.С. земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в собственность, обязать предоставить данный земельный участок в аренду на срок не менее 4 лет 11 месяцев для ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства жилого дома (л.д. 105).

Истец Кожевникова М.С. о слушании дела извещена надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела без её участия, на удовлетворении иска настаивает.

Представитель истца Колышкин И.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании на заявленных уточненных требованиях настаивал, указал, что истец оспаривает решение о предоставлении земельного участка в собственность, расценивая его как отказ в предоставлении земельного участка в аренду, в аренду земельный участок не предоставлялся.

Представитель ответчика Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района - Зотина Т.Б., действующая на основании доверенности, иск Кожевниковой М.С. не признала, указав, что в письме от 06 мая 2013 года не содержится отказ, а содержатся разъяснения о том, что истцу предложено купить земельный участок по нормативной стоимости. Были потрачены бюджетные деньги на формирование земельного участка для оформления в собственность, администрация не вправе менять порядок предоставления, поскольку уже определено целевое использование земельного участка. Согласно ст. 30 Земельного кодекса РФ земельный участок, который уже сформирован, проходит оценку и ставится на кадастровый учет. По заявлению главы Лобановского поселения принято решение о формировании земельного участка, для того, что выставить земельный участок на торги в собственность. На заседании комиссии от 15 марта 2013 года принято решение о продаже участка в собственность, поэтому предложено выкупить, отказа в предоставлении участка в аренду не было.

Представитель ответчика администрации Пермского муниципального района – Кондрашева Н.В., действующая на основании доверенности, иск не признает, просит учесть ст. 9 Бюджетного кодекса РФ, где содержатся положения о формировании бюджета. Статьей 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об органах местного самоуправления» предусмотрены вопросы местного значения, в том числе вопросы о формировании бюджета поселений, который состоит, в том числе, от продажи земельных участков, находящихся на территории сельского поселения. В связи с чем, глава Лобановского сельского поселения 29 ноября 2012 года обратился к администрации Пермского муниципального района в Комитет имущественных отношений, чтобы сформировать земельный участок для последующей продажи его с торгов на праве собственности. 18 февраля 2013 года проведена его оценка, истец обратилась с заявлением позднее, когда уже были проведены оценочные работы и из бюджета администрации специально выделены для этих целей денежные средства.

Суд, заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, установил следующее.

На основании ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В силу положений ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 1.1, 1.6 и 3.2.7 Положения о Комитете имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района, утверждённого решением Земского Собрания Пермского муниципального района № 561 от 23.08.2007 года, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (в дальнейшем - Комитет) является функциональным органом администрации Пермского муниципального района, осуществляющим управление и распоряжение объектами недвижимости и имуществом, находящимися в муниципальной собственности, в пределах своей компетенции, является юридическим лицом, имеет право выступать в качестве истца и ответчика в суде в соответствии с действующим законодательством, защищать интересы граждан и муниципального района.

В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Из материалов дела следует, что Кожевникова М.С. является инвалидом второй группы по общему заболеванию (л.д. 11) и ветераном Великой Отечественной войны (л.д. 10).

25 апреля 2013 года Кожевникова М.С. обратилась с заявлением в Отдел по землеустройству Комитета имущественных отношений Администрации Пермского района о предоставлении ей в аренду на срок не менее 4 года 11 месяцев для ведения личного подсобного хозяйства с правом строительства жилого дома земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес> кадастровый номер участка - (л.д. 28).

30 апреля 2013 года состоялось заседание Комиссии по земельным отношениям по вопросу предоставления земельного участка Кожевниковой М.С. из категории земли населенных пунктов, находящегося по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, примерной площадью <данные изъяты> кв.м., на котором принято решение в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предоставить Кожевниковой М.С. в собственность по рыночной стоимости вышеуказанный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства в границах, указанных в приложении к настоящему протоколу (л.д. 27).

В ответе Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от 06 мая 2013 года № 586з сообщено Кожевниковой М.С. о принятом решении 30 апреля 2013 года комиссией по земельным отношениям, указано о том, что отделом по землеустройству будут проведены работы по определению рыночной стоимости земельного участка, после поступления отчета об оценке будет принято решение о предоставлении земельного участка в собственность и подготовлен проект постановления и договора купли-продажи земельного участка, для этого необходимо предоставить в отдел по землеустройству определенный перечень документов (л.д. 26).

В соответствии с п.п. 5, 6 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственности власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Из установленных обстоятельств следует, что Кожевникова М.С. обратилась в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. Между тем, ответчиком заявленное требование о предоставлении земельного участка в аренду не рассмотрено, решен вопрос о предоставлении земельного участка в собственность, тогда как, Кожевникова М.С. земельный участок предоставить в собственность не требовала.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о предоставлении земельного участка в собственность Кожевниковой М.С. противоречит положениям Земельного кодекса РФ, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поскольку не основано на волеизъявлении стороны, поэтому исковые требования истца подлежат удовлетворению в части признания решения о предоставлении земельного участка в собственность незаконным.

Согласно ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Исковые требования о возложении обязанности на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка на определенный срок - сроком на 4 года 11 месяцев удовлетворению не подлежат, поскольку согласно ст. 608 Гражданского кодекса РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, поэтому судом возлагается обязанность на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о рассмотрении данного вопроса, а не о принятии соответствующего решения.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Суд считает, что решение Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о предоставлении земельного участка в собственность является неправомерным при наличии заявления истца о предоставлении ей данного участка в аренду, не разрешенного надлежащим образом, в связи с чем, имеются основания для возложения на ответчика обязанности по рассмотрению заявления истцаКожевниковой М.С. о предоставлении ей земельного участка в аренду.

В силу абзаца 7 ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, следовательно, ответчик обязан исполнить установленные законом обязанности.

С учетом вышеуказанных положений п.п. 1.1, 1.6, 3.2.7 Положения о Комитете имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района является функциональным органом администрации Пермского муниципального района, осуществляющим управление и распоряжение объектами недвижимости и имуществом, находящимися в муниципальной собственности, в пределах своей компетенции, является юридическим лицом, имеет право выступать в качестве истца и ответчика в суде в соответствии с действующим законодательством, защищать интересы граждан и муниципального района, поэтому не подлежат удовлетворению исковые требования Кожевниковой М.С. к администрации Пермского муниципального района. В силу пунктов 2.2.6 и 3.2.18 указанного Положения Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района выступает арендодателем муниципального имущества и заключает договоры аренды, имеет право выступать арендодателем земельных участков и заключать договоры аренды земельных участков.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,суд

решил:

Удовлетворить исковые требования Кожевникова М.С. к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в части признания решения в предоставлении земельного участка в собственность незаконным.

Признать решение Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о предоставлении Кожевникова М.С. земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в собственность незаконным.

Возложить обязанность на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района по рассмотрению заявления Кожевникова М.С. о предоставлении ей в аренду земельного участка, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

В остальной части исковых требований Кожевникова М.С. отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья                         М.В. Степанова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1428/2013 ~ М-1330/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кожевникова Мария Семеновна
Ответчики
администрация Пермского муниципального района
Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Степанова Мария Владимировна
Дело на странице суда
permsk--perm.sudrf.ru
05.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.06.2013Передача материалов судье
10.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.07.2013Предварительное судебное заседание
18.07.2013Судебное заседание
01.08.2013Судебное заседание
07.08.2013Судебное заседание
23.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2014Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
10.02.2014Изучение поступившего ходатайства/заявления
07.03.2014Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее