Дело № 2-3378/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«03» августа 2015 года г.Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Духиной В.Г.
при секретаре Фалеевой А.Ю.
с участием
истца Аромянца К.С.,
представителя истца Алтуховой В.Г. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пятигорске гражданское дело по иску
Аромянца, Богданович к администрации <адрес> о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Аромянц и Богданович обратились в суд с иском к администрации <адрес> о включении в наследственную массу, открывшуюся после смерти Аромянц, умершей ДД.ММ.ГГГГ г., недвижимого имущества в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кВ. 29, общей площадью 58,36 кв.м, кадастровый номер 26:33:130503:186/122/2068:А/0029, о признании за истцами право собственности на квартиру общей площадью 58,36 кв.м, кадастровый номер 26:33:130503:186/122/2068:А/0029, расположенной по адресу: <адрес>, кВ. 29 по 1/2 доли за каждым в порядке наследования.
В судебном заседании истец Аромянц и представитель истца Богданович - Алтухова, действующая на основании нотариальной доверенности, исковые требования и изложенные в иске доводы поддержали в полном объеме, пояснив в их обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ умерла Аромянц, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГСа управления ЗАГ<адрес>, актовая запись за № 2241.
После ее смерти открылось наследственное имущество, состоящее из квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кВ. 29, общей площадью 58,36 кв.м, кадастровый номер 26:33:130503:186/122/2068:А/0029.
Истцы являются наследниками первой очереди после смерти Аромянц : Аромянц -как сын Аромянц, Богданович -как внук умершей, в порядке правопреемства, после смерти матери Бгданович.
Истцы в установленном законом порядке и сроки обратились к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после смерти Аромянц, однако, нотариусом Бакушкиной Т.А. в выдаче им свидетельства о праве на наследство по закону было отказано в связи с тем, что в ином порядке, кроме как в судебном, установить факт принадлежности имущества Аромянц не представляется возможным, поскольку в свидетельстве о регистрации права на недвижимое имущество <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была выявлена ошибка в указании фамилии собственника имущества с указанием «Арамянц» вместо «Аромянц». Данное несоответствие было вызвано допущенной технической ошибкой при оформлении администрацией <адрес> договора о передаче жилья в собственность, заключенного ДД.ММ.ГГГГ г., в котором была указана фамилия «Арамянц» вместо «Аромянц». Данная техническая опечатка в написании фамилии администрацией <адрес> устранена, в договор о передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ внесены исправления, о чем имеется запись: «…исправленному на «Аромянц» верить…», заверенная печатью и подписью О.Н. Бондаренко главой администрации <адрес>. Но так как даже на основании исправленного договора приватизации внести соответствующие изменения в фамилию правообладателя в свидетельстве о госрегистрации права собственности на квартиру невозможно, нотариусом было рекомендовано защищать свои нарушенные права в судебном порядке.
Правильность написания фамилии наследодателя подтверждается: свидетельством о смерти 11-ДН № от ДД.ММ.ГГГГ г., о чем составлена запись акта смерти № 224; свидетельством о заключении брака, о чем в книге регистрации актов гражданского состояния произведена запись о регистрации брака № от ДД.ММ.ГГГГ 1-БД № 456296, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ г.; копией паспорта СССР 40 № от ДД.ММ.ГГГГ г.
Истцы фактически приняли наследство в установленный законом шестимесячный срок со дня открытия наследства одним из предусмотренных ГК РФ способов путем обращения с соответствующим заявлением к нотариусу по месту открытия наследства. Причиной невозможности получения свидетельства о праве на наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кВ. 29, общей площадью 58,36 кв.м, кадастровый номер 26:33:130503:186/122/2068:А/0029 после смерти Аромянц явилась лишь допущенная государственными органами ошибка в написании фамилии собственника жилья «Арамянц» вместо «Аромянц», в связи с чем нотариус счел не представленными документы, подтверждающие принадлежность квартиры наследодателю Аромянц на момент ее смерти. Данные обстоятельства лишают наследников по закону первой очереди возможности оформить свои наследственные права и они вынуждены обратиться в суд за защитой своих интересов.
Анализ представленных документов и внесенных администрацией <адрес> исправлений в договор передачи жилья в собственность позволяет сделать вывод, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, кВ. 29, приобретенная согласно договору о передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ Арамянц, фактически является наследственным имуществом Аромянц, умершей ДД.ММ.ГГГГ г., наследниками после смерти которой являются сын Аромянц и внук в порядке правопреемства Богданович, обратившиеся в установленном порядке и сроки к нотариусу с заявлением о принятии наследства.
Считают свои требования обоснованными, т.к. в соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых опросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а так же документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
На основании изложенного просили включить в наследственную массу после смерти Аромянц, умершей ДД.ММ.ГГГГ г., недвижимое имущество в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кВ. 29, общей площадью 58,36 кв.м, кадастровый номер 26:33:130503:186/122/2068:А/0029 и признать за истцами право собственности на указанную квартиру общей площадью 58,36 кв.м, кадастровый номер 26:33:130503:186/122/2068:А/0029, расположенной по адресу: <адрес>, кВ. 29 по 1/2 доли за каждым в порядке наследования.
В судебное заседание истец Богданович, представитель ответчика администрации <адрес> и третье лицо нотариус Бакушкина Т.А. не явились, будучи надлежащим образом извещены о дне и времени судебного заседания, об уважительности причин неявки суд не уведомили, доказательств их уважительности суду не представили, с заявлением об отложении судебного заседания не обращались.
При таких обстоятельствах с учетом мнения явившихся лиц, в соответствии с п. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, ответчика и третьего лица.
Суд, исследовав материалы гражданского и инвентарного дел, выслушав истца Аромянца и представителя истца Богданович, действующую по доверенности Алтухова, оценив представленные доказательства, находит требования подлежащими удовлетворению.
Граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству (ст. 218 ГК). В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Как установлено в судебном заседании, по данным ПТИ «Крайтехинвентаризация» собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кВ. 29, общей площадью 58,36 кв.м, кадастровый номер 26:33:130503:186/122/2068:А/0029, является Арамянц
Основанием регистрации права собственности на квартиру явился договор о передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ Из текста данного договора следует, что при его оформлении была допущена техническая ошибка в написании фамилии гражданина с указанием «Арамянц» вместо «Аромянц». В последующем администрацией <адрес> в договор о передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ внесены исправления, о чем имеется запись: «…исправленному на «Аромянц» верить…» заверенная печатью и подписью О.Н. Бондаренко главой администрации <адрес>. Однако, в связи со смертью собственника недвижимого имущества Аромянц, умершей 16.12.2009г., что подтверждается свидетельством о смерти, выданным 16.12.2009г. отделом ЗАГСа управления ЗАГ<адрес>, актовая запись за № 2241, в силу объективных причин внести исправления в фамилию субъекта права в запись ЕГРП № от 25.08.02г. и в свидетельство о госрегистрации права <адрес> от 25.08.02г., выданное на имя Арамянц, не представляется возможным.
После смерти Аромянц открылось наследственное имущество, состоящее из квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кВ. 29, общей площадью 58,36 кв.м, кадастровый номер 26:33:130503:186/122/2068:А/0029.
Наследниками по закону первой очереди на указанное имущество явились истцы Аромянц - сын Аромянц и Богданович - внук умершей в порядке правопреемства после смерти своей матери Бгданович.
Факт смерти Богданович Л.С., наступившей 19.10.2005г., подтвержден свидетельством о смерти 1-ДН №797625, выданном отделом ЗАГСа <адрес> 19.10.05г.. Подтверждением изменения ее фамилии с Ароманц Л.С. на Богданович Л.С. является справка о заключении брака № о наличии записи акта № от 9.09.78г. о заключении брака между Богданович В.Ч. и Аромянц Л.С., выданная 25.07.14г. отделом ЗАГСА по <адрес>. Согласно свидетельства о рождении Богданович,, в графе родители указана мать Богданович Л.С.
Истцы в установленном законом порядке и сроки обратились к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после смерти Аромянц, но оформить свои наследственные права и получить свидетельство о праве на наследство не смогли по причине непредставления документов о принадлежности указанного имущества наследодателю Аромянц на момент ее смерти, поскольку согласно справки нотариуса <адрес> Бакушкиной Т.А. от ДД.ММ.ГГГГ г., в предоставленных документах, в т.ч. и в договоре о передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ г., в свидетельстве о госрегистрации права на недвижимое имущество серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г., в сберегательных книжках правообладателем указана Арамянц, в то время как наследодателем является Аромянц, т.е. не подтверждается факт принадлежности имущества наследодателю.
Внесенные впоследствии администрацией <адрес> исправления в фамилию стороны по сделке - договор о передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, свидетельствуют, что указанное жилое помещение было передано в собственность Аромянц вместо ошибочно указанной в договоре «Арамянц». Исправления в договоре надлежащим образом удостоверены, о чем имеется запись: «…исправленному на «Аромянц» верить…», заверенная печатью и подписью О.Н. Бондаренко главой администрации <адрес>.
По данным домовой книги на <адрес> в <адрес>, собственником жилого помещения указана Арамянц, но по данным зарегистрированных согласно домовой книге лиц в квартире с 1998 г. и до своей смерти ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована и постоянно проживала Аромянц
Согласно свидетельства о смерти, фамилия умершей Аромянц, 17.06.1929г.р., уроженка ст.Пискуновская, <адрес>.
Согласно данным паспорта умершей ее фамилия Аромянц,, 17.06.1929г.р., уроженка <адрес>.
Из письма УФМС СК по <адрес> от 18.08.14г. № следует, что в соответствии с заявлением по форме № от 19.02.80г. и по форме №1П от 31.07.03г. паспорта выдавались на Аромянц, 17.06.1929г.р., уроженку ст.Пискуновская, <адрес>.
По данным свидетельства о регистрации брака между Аромянц С.А. и Аромянц после регистрации брака супруге присвоена фамилия «Аромянц«
Из изложенного фактически следует, что стороной по договору о передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ являлась Аромянц, что данный договор является документом-основанием возникновения и регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> что соответственно именно Аромянц на момент смерти являлась собственником данной квартиры и на ее имя должна быть произведена государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество, но в силу объективных причин в связи со смертью субъекта права внести исправления и изменения фамилии собственника в запись в ЕГРП и в правоподтверждающий документ не представляется возможным.
При таких обстоятельствах суд считает истцом представлены достоверные доказательства в условиях состязательности процесса, что стороной по договору передачи жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ являлась Аромянц и что именно она являлась собственником данной квартиры и проживала в ней на правах собственника до самой смерти, в связи с чем <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, зарегистрированная по данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК на праве собственности за Арамянц на основании договора о передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ г., фактически принадлежит на праве собственности Аромянц на основании договора о передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ г.( с учетом произведенных в договоре исправлений фамилии гражданина), а значит данная квартира является наследственной после смерти Аромянц и должна входить в состав наследственного имущества Аромянц
Согласно ч. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 ГК РФ.
Как следует из положений ч. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ч. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Истцы относятся к наследникам по закону и приняли наследство в установленном законом порядке и сроки путем обращения с заявлением к нотариусу о принятии наследства.
Суд считает возможным при таких обстоятельствах принять во внимание доводы истцов и представленные ими доказательства, а также признать обоснованность ссылок истцов с учетом характера заявленного спора на положения ст. 218 ГК РФ, регулирующей основания возникновения права собственности, в т.ч.и в порядке наследования по закону и завещанию, положения ч. 1 ст. 1112 ГК РФ, содержащей список объектов, способных входить в состав наследства.
В силу ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся объекты, прочно связанные с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Государственная регистрация права собственности на <адрес> в <адрес> с ее техническими характеристиками на Аромянц не была осуществлена, поэтому в число наследственного имущества она не вошла. Данных о переходе имущества умершей Аромянц государству не имеется, в том числе и в отношении спорной квартиры.
В соответствии с Законом о регистрации прав на недвижимость право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 4), а государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 2). Из изложенного следует, что если на момент смерти наследодателя - день открытия наследства (ст.ст. 1113, 1114) вещь не зарегистрирована на имя наследодателя, то она не входит в состав наследства. Однако, отсутствие регистрации прав на недвижимое имущество - <адрес> в <адрес> за наследодателем Аромянц в период ее жизни не порождает необходимости государственной регистрации за ней ее недвижимости после смерти как условия наступления наследственного правопреемства. Включение недвижимости в состав наследственного имущества или признание права за наследниками на такое имущество должно производиться на основании тех же документов, на основании которых сам умерший правообладатель, будь он жив, мог бы требовать государственной регистрации права на данный объект недвижимого имущества за собой.
В соответствии со ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина прекращается его смертью, поэтому за ним после смерти не может быть признано право собственности на имущество, которое не было зарегистрировано на его имя, или внесены изменения в данные о регистрации на основании представленных документов о допущенной ошибке при указании в правоустанавливающих документах на жилое помещение фамилии Арамянц, т.к. наследодатель такой фамилией не обладала.
Однако, указанные обстоятельства не являются препятствием к защите прав и интересов правопреемников умершего, т.к. имущество умершего - это не только принадлежавшие наследодателю имущественные права, но и имущественные обязанности. Помимо прав и обязанностей, входящих в состав наследства и переходящих к наследникам в порядке универсального правопреемства, имеются права и обязанности, которые впервые возникают у наследника или впервые на него возлагаются, но которые функционально связаны с наследованием. К таким правам относятся права, предоставляемые наследникам для посмертной реализации и судебной защиты ими прижизненных интересов наследодателя, права, которые имеют целью завершение наследниками гражданско-правовой деятельности, начатой наследодателем при жизни.
Поскольку правоспособность гражданина прекращается его смертью и за умершим право собственности на <адрес> в <адрес> с ее техническими характеристиками не может быть признано либо внесены соответствующие изменения в данные о госрегистрации права, то истцами, как правопреемниками умершей, обоснованно поставлены вопросы о признании за ними права собственности на <адрес> в <адрес>, общей пл. 58,36 м2.
Право истцов воспользоваться имущественными правами и обязанностями наследодателя вытекает и из положений ст. 1152 ГК РФ, поскольку ими приняты все меры для приобретения наследства - они обратились в установленный срок с заявлением к нотариусу о принятии наследства, несут бремя его сохранности, пользуется наследственными правами и обязанностями, владеет имуществом умершей, что не противоречит ст. 1154 ГК РФ.
Ст. 4 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним.
Поэтому решение по заявленным требованиям является основанием для возникновения у соответствующего регистрационного органа обязанности произвести государственную регистрацию права собственности.
Руководствуясь ст.ст. 12,55, 56, 167, 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Аромянца, Богданович к администрации <адрес> о включении имущества в наследственную массу и признании права собственности на недвижимое имущество удовлетворить.
Считать недвижимое имущество в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кВ. 29, общей площадью 58,36 кв.м, кадастровый номер 26:33:130503:186/122/2068:А/0029, наследственным имуществом после смерти Аромянц, умершей ДД.ММ.ГГГГ
Признать за Аромянца, Богданович право собственности на квартиру общей площадью 58,36 кв.м, кадастровый номер 26:33:130503:186/122/2068:А/0029, расположенной по адресу: <адрес> равных долях по 1/2 доли за каждым.
Решение суда является основанием для возникновения у соответствующего регистрационного органа обязанности произвести государственную регистрацию права собственности за Аромянца, Богданович на указанное недвижимое имущество.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: ДУХИНА В.Г.