РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июня 2020 года г. Щёлково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Торбика А.В., при секретаре Зайцевой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2236/2020 по исковому заявлению Мирошниченко ФИО9 к Администрации г.о. Щелково, Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области, Администрации г. Фрязино о признании права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Мирошниченко С.В. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что Мирошниченко ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с действующим законодательством РФ относится к гражданам, которые официально считаются сиротами и с 1995 года воспитывался в детских домах и интернатах.
Его мать, ФИО22, решением Щелковского городского суда от 10.01.2003 года была признана безвестно отсутствующей. Его отец, ФИО3, был осужден приговором Щелковского суда от 05.03.2002 и умер ДД.ММ.ГГГГ. За все время его пребывания в детских домах и интернатах истца никто не навещал и его судьбой не интересовался. В 2006 году он вернулся в <данные изъяты> и поступил на обучение в <данные изъяты>
В период нахождения в детском доме и в период обучения в <данные изъяты> сведения об истце не были направлены в администрацию г. Фрязино Московской области для решения вопроса о включении его в список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
Он неоднократно обращался с заявлениями в администрацию г. Фрязино Московской области и Отдел опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Фрязино по вопросу обеспечения его жильем как ребенка - сироту, однако в постановке на учет в качестве нуждающегося и предоставлении жилья было отказано.
Согласно ответам Отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Фрязино причиной отказа послужило сохраненное за истцом право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Однако, на момент возвращения истца в спорное жилое помещение жилой дом перешел в порядке наследования в собственность ФИО4.
В настоящее время истец снят с регистрационного учета в спорном жилье, так как собственница ФИО4 выставила дом на продажу и уже нашла покупателя. Кроме того, общего хозяйства не ведется, проживают разными семьями в разных жилых помещениях, состоят в конфликтных отношениях и проживать вместе не могут.
Согласно ответу Комитета по управлению имуществом и жилищным вопросам Администрации г. Фрязино Московской области от 04.12.2014 г. № истцу отказано в обеспечении жильем со ссылкой на то, что истец не значился в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств бюджета Московской области.
При этом порядок подачи заявления о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа для постановки на жилищный учет ответчиком не был своевременно разъяснен истцу.
Тот факт, что органы опеки и попечительства, будучи в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 года №48-ФЗ, обязанными выявлять и защищать права детей, оставшихся без попечения родителей, не направили документы в жилищный отдел администрации для своевременного включения истца в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа для постановки на жилищный учет не может свидетельствовать об утрате его права на обеспечение жильем.
Просит суд признать Мирошниченко ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения не членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>;
Признать за Мирошниченко ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений в городском округе Фрязино Московской области;
Обязать Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Лосино-Петровский, Фрязино, Щелково включить истца - Мирошниченко ФИО18 в список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений в городском округе Фрязино Московской области.
В судебном заседании истец просил удовлетворить исковые требования в полном объеме, по основаниям изложенным в нем.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Фрязино Борисова И.Р., действующая на основании доверенности (копия в деле) возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области Тюрина Н.Г., действующая на основании доверенности (копия в деле) возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации г/о Щелково МО не явился, извещен.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Правовые основания предоставления любого вида социальной помощи (по кругу лиц, на которых она распространяется, её виды и размеры) устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Федеральный закон от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По правилам п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2013), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Вместе с тем в силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, настоящий закон вступил в силу с 01.01.2013. Действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 69 ЖК РФ, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ней ее супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Согласно Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РФ») отказ от ведения общего хозяйства, отсутствие общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.
Согласно ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются, в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Из материалов дела следует, что Мирошниченко ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком, оставшимся без попечения родителей (л.д. 27), поскольку его мать, ФИО2, решением Щелковского городского суда от 10.01.2003 года была признана безвестно отсутствующей (л.д. 16-17), его отец, ФИО3, был осужден приговором Щелковского суда от 05.03.2002 и умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ достиг совершеннолетия, до указанной даты проживал в детском доме.
Сведения о том, что за время пребывания истца в детских домах и интернатах, его кто-то навещал и его судьбой интересовался материалы дела не содержат.
В период нахождения в детском доме и в период обучения в <данные изъяты> сведения об истце не были направлены в администрацию г. Фрязино Московской области для решения вопроса о включении его в список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом установлено, что, несмотря на то, что фактически Мирошниченко С.В. являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, вопрос о признании его таковым и о постановке на учет как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства по месту жительства последнего, своевременно решен не был.
Согласно представленным в материалы дела сведениям из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Мирошниченко С.В. жилых помещений в собственности, либо на праве пользования не имеет.
Согласно ответу Комитета по управлению имуществом и жилищным вопросам Администрации г. Фрязино Московской области от 04.12.2014 г. № истцу отказано в обеспечении жильем со ссылкой на то, что истец не значился в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств бюджета Московской области.
При этом порядок подачи заявления о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа для постановки на жилищный учет ответчиком не был своевременно разъяснен истцу.
Согласно ответам Отдела опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Фрязино причиной отказа послужило сохраненное за истцом право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Материалами дела установлено, что квартира по адресу: <адрес>, в которой за истцом была сохранена жилая площадь, перешла по наследству ФИО4 (л.д. 20,21).
В настоящее время истец снят с регистрационного учета в спорном жилье, так как собственница ФИО4 продала жилое помещение, что подтверждается договором купли-продажи от 06.03.2020 года.
Кроме того, общего хозяйства не ведется, в данном жилом помещении не проживает.
Возвращение истца в сохраненное за ним жилое помещение невозможно.
Отсутствие истца на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования о предоставлении ему жилого помещения.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются: 1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; 2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; 3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанные действия следует рассматривать как ненадлежащее выполнение компетентными органами власти обязанности по обеспечению жилым помещением Мирошниченко С.В. и данное обстоятельство следует рассматривать как уважительную причину, препятствующую лицу реализовать предусмотренное законом право в установленный срок.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что органами опеки и попечительства вопрос о приобретении Мирошниченко С.В. статуса лица из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, и наличия права постановки на учет в качестве лица данной категории для однократного предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда, на момент достижения совершеннолетия, не был разрешен своевременно, несмотря на то, что с 1995 года он фактически являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах суд полагает исковые требование Мирошниченко С.В. подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск Мирошниченко ФИО14 к Администрации г.о. Щелково, Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области, Администрации г. Фрязино о признании права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений – удовлетворить.
Признать Мирошниченко ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения не членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Признать за Мирошниченко ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений в городском округе Фрязино Московской области.
Обязать Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городским округам Лосино-Петровский, Фрязино, Щелково включить истца - Мирошниченко ФИО23 в список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений в городском округе Фрязино Московской области.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Торбик