РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2017 года Борзинский городской суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Суворовой Т.А.
при секретаре судебного заседания Романовой Н.Ю.,
с участием представителя истцов Ломоносовой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-983-2017 по иску Калашниковой Н.И., Парыгина О.А., Подойницына А.А., Чередовой О.П., Березиной Л.В., Соболевой В.А. к акционерному обществу «Читаэнергосбыт», открытому акционерному обществу «МРСК Сибири» - филиал «Читаэнерго» о признании установки общедомового прибора учета по начислению, допуска непригодным и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, в обоснование, которых ссылались на следующие обстоятельства. Они, проживая по адресу: <адрес> являются потребителями услуг в виде энергоснабжения, предоставляемых ОАО «Читаэнергосбыт». При этом, ежемесячно энергоснабжающая организация направляет истцам платежные документы, в которых содержатся сведения о размерах оплаты за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды (далее по тексту - ОДН), по их мнению, они чрезмерно завышены. Начисление указанной оплаты произведено на основании показаний общедомового прибора учета электроэнергии (далее по тексту - ОДПУ). Прибор учета в нарушение Основных положений, утвержденных Постановлением Правительства 04.05.2012 года № 442, был установлен в доме и введен в эксплуатацию без ведома жильцов дома. Установка, приемка в эксплуатацию, техническое обслуживание и эксплуатация прибора учета электрической энергии, происходили без участия собственников жилого помещения. Указанные обстоятельства дают основания полагать, что прибор учета фактически не введен в эксплуатацию. Использование показаний такого прибора учета для начисления платы истцам за электроэнергию на ОДН, является незаконным.
Истцы просят суд признать непригодным для расчета платежей за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужды, установленный ПАО «МРСК Сибири» прибор учета электрической энергии в многоквартирном жилом <адрес>; признать действия АО «Читаэнергосбыт» по начислению истцам платы за электроэнергию на общедомовые нужды в период с 01 января 2013 года по 01 января 2017 года незаконными.
К участию в деле судом привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственная жилищная инспекция Забайкальского края.
Истцы Калашникова Н.И., Парыгин О.А., Подойницын А.А., Чередова О.П., Березина Л.В., Соболева В.А. своевременно были извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, с участием их представителя Ломоносовой Е.Ю., о чем представили в суд соответствующие заявления.
Представитель истцов Ломоносова Е.Ю., действующая по доверенности, оформленной надлежащим образом, в судебном заседании исковые требования, поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно указав, что истцы не получали предложения об оснащении их многоквартирного жилого дома, в котором проживает, прибором учета электрической энергии, о необходимости обеспечения допуска сетевой организации к месту установки прибора учета, уведомления о дате и времени совершения действий по установке прибора учета, о месте установки прибора учета от ОАО «МРСК-Сибири» филиал «Читаэнерго».
В судебном заседание представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» Скобельцына Т.В., действующая по доверенности, оформленной надлежащим образом, о времени и месте рассмотрения дела была извещена своевременно, в судебное заседание не явилась, направив ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Вместе с тем, ранее представитель АО «Читаэнергосбыт» представила в суд мотивированный отзыв относительно заявленных исковых требований истцов, согласно которого исковые требования не признала. Указав в отзыве, что исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению для собственников помещений данного многоквартирного жилого дома является ОАО «Читаэнергосбыт», которое правомерно производит начисление платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды. В силу действующего законодательства собственники обязаны были произвести установку общедомовых приборов учета, однако до 01 июня 2013 года это не было исполнено лицами ответственными за их установку, потому на себя взяла данное обязательство сетевая организация, установив на многоквартирном жилом <адрес> общедомовой прибор учета. Установленный общедомовой прибор учета был принят в качестве расчетного на основании соответствующего акта. В силу пунктов 59.1, 81.12 Правил предоставления коммунальных услуг расчет платы на общедомовые нужды производится по нормативу в случае: отсутствия ОДПУ, выхода из строя ранее введенного в эксплуатацию ОДПУ, истечения срока эксплуатации ОДПУ. Расширенному толкованию указанный перечень не подлежит, потому оснований для не применения установленного в доме истца ОДПУ, который технически пригоден, что подтверждается актами технических проверок у ОАО «Читаэнергосбыт» не имелся. Кроме того, при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией договорные отношения в силу ст. 39 Закона об электроэнергетике, ст.ст. 539,540 ГК РФ возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и ресурсоснабжающая организация до начала предоставления коммунальной услуги электроснабжения управляющей организации либо товариществом или кооперативом, указанных в п.п.14,15 Правил предоставления коммунальных услуг вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию, плату за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом или нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом, в силу действующего законодательства непосредственным исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению для собственников, указанного жилого дома в <данные изъяты> является АО «Читаэнергосбыт», которое правомерно производило начисление платы за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды.
Представитель ответчика ПАО «МРСК Сибири» филиал «Читаэнерго» Маркова О.Ю., действующая по доверенности, оформленной надлежащим образом, также заблаговременно извещенная о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении рассмотрения дела не направила.
Представитель ПАО «МРСК Сибири» филиал «Читаэнерго» представил в суд мотивированный отзыв относительно заявленных требований истцов, где их не признала по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве.
Указав следующее, что в рамках ФЗ № 28 «Об энергосбережении» прибор учета установлен в многоквартирном доме для определения объема отпущенной электроэнергии и принят в эксплуатацию в качестве коммерческого прибора учета между ПАО «МРСК Сибири» и АО «Читаэнергосбыт». Оснащение приборами учета, ввод установленного прибора учета обеспечиваются собственниками помещений в многоквартирном доме. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем на основании заявки собственников помещений. Кроме того, прибор учета является общедомовым только в том случае, если принят в состав общего имущества. Стороной истца и АО «Читаэнергосбыт» в подтверждение установки и допуска приборов учета в качестве общедомовых не представлено ни одного доказательства (договора на оказание услуг по установке общедомового прибора учета, заявки собственников о допуске установленного прибора учета в эксплуатацию, документов подтверждающие, принятие прибора учета в состав общего имущества). Согласно акту разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, прибор учета находится на балансе ПАО «МРСК Сибири» и не передавался собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного по вышеуказанному адресу. Применение показаний прибора учета АО «Читаэнергосбыт» для расчета платы за ОДН не является достоверным доказательством того, что данный прибор учета установлен с данной целью.
На основании вышеизложенного представитель ответчика ПАО «МРСК Сибири» филиал «Читаэнерго» просит отказать в удовлетворении исковых требований истца.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Харанорское ЖКХ» Якимов С.Г., действующий по доверенности, оформленной надлежащим образом, был своевременно извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представив в суд заявление. При этом, представив в суд письменный отзыв, где просил удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве.
В отзыве указывал, что ООО «Харанорское ЖКХ» как обслуживающая организация не является стороной договора энергоснабжения. Собрания собственников помещений в спорном МЖД по выбору способа управления или выбора управляющей организации не проводилось. По мнению представителя ООО «Харанорское ЖКХ», сетевая организация незаконно установила и не передала прибор учета в состав общедомового имущества многоквартирного жилого дома в силу этого он не является собственностью дома и предметом эксплуатационной ответственности обслуживающей (управляющей) организации.
Акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон составлен в нарушении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказание этих услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года № 861.
Не соблюден порядок установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ, предусмотренный действующим законодательством РФ. Собственники помещений МКД обслуживающая (управляющая) организация не уведомлялись о намерении энергетиков установить ОДПУ с использованием общего имущества МКЖД. Не проводилось обследование места установки ОДПУ на предмет технической возможности его установки и условий безопасной эксплуатации с участием заинтересованных сторон.
Также собственника помещений не проводилось общее собрание и не принималось решение о включении расходов на приобретение и установку ОДПУ в состав оплаты за содержание и ремонт общедомового имущества.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Государственной жилищной инспекции Забайкальского края о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно, в судебное заседание не явились, суду не представили доказательств уважительности не явки в суд, также не представили суду и ходатайств об отложении дела.
С учетом мнения представителя истца, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле извещенных о времени и месте судебного заседания, признав причину их не явки в судебное заседание неуважительной.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцы проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> являются потребителями коммунальной услуги электроснабжения в указанном доме. На момент допуска прибора в эксплуатацию нанимателями жилых помещений являлись истцы: Парыгин О.А., Подойницын А.А., Березина Л.В.; собственниками жилых помещений являлись истцы: Калашникова Н.И., Соболева В.А. на основании договоров на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно; Чередова О.П. на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, указанный дом аварийным и непригодным для проживания не признавался.
ПАО «МРСК Сибири» филиал «Читаэнерго» является сетевой организацией и на территории Забайкальского края оказывает услуги по передаче электрической энергии по электросетям, находящимся в правообладании Общества.
ОАО «Читаэнергосбыт» является ресурсоснабжающей организацией - гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Забайкальского края покупателям на основании договора электроснабжения.
Из материалов дела усматривается, что в период 01.01.2013 года по настоящее время ОАО «Читаэнергосбыт» начисляло истцам плату за потребленную услугу электроснабжения на общедомовые нужды.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» настоящий Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу части 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В силу части 10 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 12 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
В случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства. При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства). В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета (пункт 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года N 442).
Согласно пункту 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 (далее – Правила) настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 Правил понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
«коллективный (общедомовой) прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Согласно пункту 4 Правил потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг:
г) электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме;
Согласно пункту 8 Правил Исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
По смыслу приведенных норм, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны оснащать дома приборами учета используемых энергетических ресурсов до 1 июля 2012 года. В противном случае в период с 1 июля 2012 года до 1 июля 2013 года сетевая и (или) энергоснабжающая организации обязаны сами установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета электроэнергии. При этом собственники должны обеспечить допуск указанных организации к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить их расходы на установку этих приборов учета.
Согласно пунктам 146, 152 Основных положений под установкой прибора учета понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки; под допуском прибора учета в эксплуатацию - процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
В соответствии с пунктами 147, 152 Основных положений, места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании. Установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием, в частности, уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
Пунктом 154 Основных положений предусмотрено, что в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета, состояние прибора учета и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
В силу пункта 152 Основных положений допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Частью 2 статьи 13 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также предусмотрено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Из материалов дела усматривается, что 18.11.2013 года представителем ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго» произведен допуск общедомового прибора учета электрической энергии в эксплуатацию в помещении МКЖД № <адрес> что подтверждается соответствующим актом. При этом в акте имеется подпись представителя ООО «Харанорское ЖКХ», свидетельствующая о согласии управляющей компанией с содержание указанного акта.
Из представленного договора № по от 12.04.2013 года, заключенного между Администрацией ГП «Шерловогорское» и ООО «Харанорское ЖКХ» следует, что последнее наряду с оказанием услуг по техническому обслуживанию, содержанию общего имущества жилищного фонда занимается управлением многоквартирными домами, в интересах городского поселения «Шерловогорское» собственников и пользователей жилых помещений, в том числе и <адрес> Настоящий договор заключен сроком на пять лет.
Наряду с этим, 22.10.2015 года ООО «Харанорское ЖКХ» направило на имя руководителя городского поселения «Шерловогорское» уведомление о расторжении договора, заключенного от 12 апреля 2013 года, в части управления многоквартирными домами <адрес>
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела 18.11.2013 года представителем ООО «Харанорское ЖКХ», являвшимся в тот период управляющей компанией - представителем собственников и нанимателей жилых помещений в <адрес> а также представителем ПАО «МРСК Сибири» был подписан акт технической проверки и допуска в эксплуатацию прибора учета.
Представитель ОАО «Читаэнергосбыт» при проверке и допуске прибора учета электроэнергии не присутствовал.
Доказательства того, что сетевая организация уведомила гарантирующего поставщика о необходимости обеспечить явку представителя для проверки и допуска прибора учета в эксплуатацию, в суд не представлено.
То обстоятельство, что в процедуре допуска прибора учета не принимал участие представитель гарантирующего поставщика, не свидетельствует о незаконности такой процедуры, поскольку по смыслу пункта 154 Основных положений, лицо, не явившееся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, вправе осуществить проверку правильности допуска прибора учета в эксплуатацию и в случае выявления нарушений, допущенных при допуске прибора учета в эксплуатацию, инициировать повторную процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию с компенсацией собственнику прибора учета понесенных им расходов, вызванных повторным допуском прибора учета в эксплуатацию.
Оценивая правомерность допуска прибора в эксплуатацию, суд также учитывает, что было произведено разграничение балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, о чем подписан соответствующий акт, без замечаний представителями ОАО «МРСК Сибири» и директором ООО «Харанорское ЖКХ» ФИО19
Как следует из материалов дела несмотря на отсутствие подписи представителя ОАО «Читаэнергосбыт» в акте технической проверки и допуска ОДПУ, используется последними при расчетах с ПАО «МРСК Сибири», претензий к техническому состоянию прибора не имеется.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих установку прибора учета и допуск в его эксплуатацию для расчета потребляемой электроэнергии на ОДН, в суд ответчиками не представлены.
Акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 17.03.2009 года и Акт технической проверки и допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии ДД.ММ.ГГГГ № не свидетельствуют о том, что общедомовой прибор учета был установлен и введен в эксплуатацию надлежащим образом для расчета за потребляемую электроэнергию на ОДН.
В судебном заседании установлено, что в срок до 01.07.2012 года собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> не обеспечили оснащение дома общедомовым прибором учета используемой электроэнергии.
Как следует из пояснений представителя истцов, что прибор учета, который используется ОАО «Читаэнергосбыт» для расчета потребляемой электроэнергии на ОДН, в спорном многоквартирном доме установлен в 2013 году ПАО «МРСК Сибири» для коммерческих целей. При этом, ПАО представители ОАО «Читаэнергосбыт» и «МРСК Сибири» иных сведений суду не представлено.
Нанимателям и собственникам помещений многоквартирного дома, в том числе истца, начисляется плата за потребляемую электроэнергию на ОДН с учетом расходов по установленному прибору учета.
Показания установленного прибора учета электроэнергии используются гарантирующим поставщиком – ОАО «Читаэнергосбыт» для определения объемов потребления электрической энергии и расчета размера платы собственников, нанимателей жилых помещений многоквартирного дома за услугу электроснабжения.
Указанные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались.
Вместе с тем, стороной ответчиков суду не были предоставлены доказательства того, что установленный прибор учета в спорном многоквартирном доме может быть использован для расчета за потребляемую электроэнергию на ОДН.
Исходя из норм Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ следует, что обязанность по оснащению многоквартирного дома общедомовыми приборами учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома до 01.07.2012 года. До 01.07.2010 года сетевые и ресурсоснабжающие организации обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирном доме и лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, товариществам собственников жилья и управляющим компаниям, в которые объединились собственники, предложения по оснащению дома общедомовыми приборами учета. И лишь с 01.07.2012 года по 01.07.2013 года сетевые и энергоснабжающие организации обязаны сами осуществить действия по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической энергии в тех многоквартирных домах, собственники помещений в которых до 01.07.2012 года не выполнили свои обязанности по оснащению домов такими приборами.
Этим же Законом предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491, которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, в который, в том числе, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 года № 627, изданным в соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета; форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета и порядок заполнения данного акта.
Исходя из изложенного следует, что необходимость проведения соответствующего обследования для установления возможности установки приборов учета определена действующим законодательством, результаты такого обследования должны отражаться в акте, составленном по форме, утвержденной Приказом Минрегионразвития от 29.12.2011 года № 627.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что соответствующие обследования для установления возможности установки прибора учета ПАО «МРСК Сибири» и ОАО «Читаэнергосбыт» не производились.
Акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета по результатам обследования не составлялся.
Доказательств обратного суду не было представлено.
Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу о признании прибор учета электрической энергии по адресу: <адрес> непригодным для расчета платежей за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужды, установленный ПАО «МРСК Сибири» филиал «Читаэнерго».
Вместе с тем, суд соглашается с доводами представителя ответчика ПАО «МРСК Сибири» о том, что они являются не надлежащим ответчиком по заявленным требованиям истцов, поскольку не осуществляло установку, допуск в эксплуатацию прибора учета как общедомового, не производило и не производит расчеты платы за ОДН потребителям электрической энергии.
Вместе с тем, суд соглашается с доводами представителя ответчика ПАО «МРСК Сибири» о том, что они являются не надлежащим ответчиком по заявленным требованиям истцов, поскольку не осуществляло установку, допуск в эксплуатацию прибора учета как общедомового, не производило и не производит расчеты платы за ОДН потребителям электрической энергии.
Рассматривая исковые требование о признании действий ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению истцу платы за электроэнергию в период с 01 января 2013 года по настоящее время, незаконными, суд исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 153 ЖК РФ, ст. 539 ГК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с данными учета энергии. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения - с момента заключения договора найма, у собственника жилого помещения - с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В силу части 7.1 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 30.06.2015 года) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Исходя из пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в случае непосредственного управления многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
По смыслу приведенных норм, управляющая организация, выбранная собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления, является непосредственным исполнителем коммунальных услуг для собственников и нанимателей помещений в таком доме. Несмотря на указанное обстоятельство, собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме также может быть принято решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом в период до 01 декабря 2013 года внесение оплаты за коммунальные услуги, потребленные при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации являлось недопустимым, даже в случае принятия соответствующего решения собственниками и нанимателями многоквартирного дома.
Согласно договора № от 12.04.2013 года, заключенного между Администрацией ГП «Шерловогорское» и ООО «Харанорское ЖКХ» управление многоквартирными домами, в интересах городского поселения «Шерловогорское», собственников и пользователей жилых помещений, в том числе и <адрес> осуществляет ООО «Харанорское ЖКХ». Таким образом, действия ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению и взиманию с истцов платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, являются незаконными, поскольку в спорном период времени ресурсоснабжающая организация напрямую начисляла плату истцу.
Исходя из вышеизложенного, суд не может принять доводы представителя ОАО «Читаэнергосбыт» о том, что в отсутствие договора ресурсоснабжения между ОАО «Читаэнергосбыт» и управляющей компании названного дома ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг и вправе предъявлять к оплате коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о признании действий ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению истцам платы за электроэнергии на общедовые нужды в период с 01 января 2013 года по настоящее время, незаконными, поскольку управление домом осуществлялось управляющей организацией, являющимися исполнителями коммунальных услуг, тогда как ресурсоснабжающая организация не вправе начислять и предъявлять жильцам многоквартирных домов плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды, решение о внесении такой платы ресурсоснабжающей организации жильцами также не принималось.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С учетом изложенного и, исходя из положений п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, с каждого ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300,00 руб.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Калашниковой Н.И., Парыгина О.А., Подойницына А.А., Чередовой О.П., Березиной Л.В., Соболевой В.А. к акционерному обществу «Читаэнергосбыт» о признании установки общедомового прибора учета по начислению, допуска непригодным и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии незаконным, удовлетворить частично.
Признать непригодным для расчета платежей за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужды, установленный ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» прибор учета электрической энергии по адресу: <адрес>
Признать действия АО «Читаэнергосбыт» по начислению истцам платы за электроэнергию на общедомовые нужды в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, незаконными.
В удовлетворении исковых требований Калашниковой Н.И., Парыгина О.А., Подойницына А.А., Чередовой О.П., Березиной Л.В., Соболевой В.А. к Открытому акционерному обществу «МРСК Сибири» - филиал «Читаэнерго» о признании установки общедомового прибора учета по начислению, допуска непригодным и предъявлению платы за общедомовые нужды по электроэнергии незаконным, отказать.
Взыскать с АО «Читаэнергосбыт» в местный бюджет государственную пошлину в размере 300,00 руб.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Забайкальский краевой суд, через Борзинский городской суд Забайкальского края, со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Суворова Т.А.
Копия верна: Суворова Т.А.
Решение суда в окончательной форме изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.