Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1233/2013 ~ М-1195/2013 от 06.08.2013

Дело № 2-1233/13

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Борисоглебск 20 ноября 2013 года

Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего-судьи СТРОКОВОЙ О.А.

при секретаре СИЗЕНЕВОЙ Л.В.,

с участием представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Борисоглебском, Грибановском, Поворинском, Терновском районах Воронежской области ПОМАЗАЕВА А.С.,

истцов ИРБЕ Р.Р., ПОЖИДАЕВОЙ Л.А., СКАЧКОВОЙ Л.А., МИРОН В.В.,

представителей ответчиков:

ООО «Благоустройство» ОВЧИННИКОВА О.Ю.,

ООО Управляющая компания «Управдом» МУРАТОВА И.А.,

представителя третьего лица администрации БГО БОЛОТОВОЙ Т.А.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском, Грибановском, Поворинском, Терновском районах, заявленного в интересах жильцов жилых многоквартирных домов: № 87 по ул. Павловского, № 4 по ул.Рябиновая, № 16 по ул.Чкалова и № 119 по ул.Советскаяв городе Борисоглебске Воронежской области (в том числе в интересах ИРБЕ РИММЫ РОМАНОВНЫ, ПОЖИДАЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ АНДРЕЕВНЫ, СКАЧКОВОЙ ЛЮБОВИ АЛЕКСЕЕВНЫ и МИРОН ВАЛЕНТИНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ), к ООО «Благоустройство», ООО УК «Управдом» и ООО «Управляющая компания» о признании действий ООО «Благоустройство» по установлению цены на услугу по вывозу и утилизацию твердых бытовых отходов от жителей упомянутых жилых домов незаконными, понуждении Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство», Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Управдом» и Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» заключить договора на услугу по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов от жителейупомянутых жилых домов по цене, установленной соглашением сторон,

у с т а н о в и л:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в Борисоглебском, ФИО6, ФИО6, ФИО8 <адрес>х обратился в суд с иском, пояснив следующее.

В данный территориальный отдел ДД.ММ.ГГГГ поступили обращения жителей <адрес> вх. №и 70 о фактах нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов.

Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека установлено, что согласно представленным платежным документам жителям многоквартирных домов <адрес> установлен тариф на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов в размере 2,28 руб./кв.м в составе содержания и ремонта общедомового имущества многоквартирного дома. В платежных документах указано, что тарифы и нормативы утверждены Постановлениями Администрации БГО, в том числе постановлением от ДД.ММ.ГГГГ года, которым установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установлена структура платы за содержание и ремонт жилых помещений, размера платы за пользование жилым помещением. Данным постановлением установлена стоимость услуги по вывозу и захоронению ТБО в размере 2,28 руб./кв.м для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Жители <адрес> ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО3 являются собственниками жилых помещений, способ управления жильцами определен. Органы местного самоуправления в соответствии со статьями 13-14 Жилищного кодекса Российской Федерации не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) бытовых отходов и тарифы (цены, ставки платы) за сбор и вывоз бытовых отходов для этих собственников помещений. В данном случае применение тарифа за вывоз ТБО по постановлению администрации БГО является неправомерным.

Включение в стоимость услуги по содержанию и ремонту общедомового имущества тарифа на утилизацию противоречит ст. 154 ЖК РФ, которой установлена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, что нарушает жилищные права граждан, поскольку утилизация не является коммунальной услугой и не входит в перечень необходимых мероприятий по содержанию жилого дома.

Стоимость услуги по вывозу и размещению твердых бытовых отходов от жителей <адрес> в размере 2,28 руб. с 1 кв.м также имеет место в публичном договоре на размещение отходов от физического лица от 01.01.2013г., опубликованном ООО «Благоустройство» в газете «Борисоглебский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ г.

Жители <адрес> не были согласны со стоимостью услуг ООО «Благоустройство», со структурой оплаты услуг по содержанию общедомового имущества в части вывоза ТБО, согласно письма исх. от 21.02.2013г. ООО УК «Управдом», оказывающего жителям услуги по содержанию общедомового имущества по договорам подряда, собственники жилых домов по адресам: <адрес>, дома№№14,16, <адрес>, на общих собраниях решили оплачивать услугу по вывозу ТБО по прямым договорам с ООО «Благоустройство», в чем им было отказано (письмо ООО «Благоустройство» в адрес МУП «РИЦ» БГО исх. от ДД.ММ.ГГГГ г.).

Поскольку ООО «Благоустройство» не выполнил законные требования, в соответствии со ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст.445 ГК РФ истец обратился в суд для защиты нарушенных прав потребителей ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО3 вследствие умышленных действий (бездействий) ООО «Благоустройство».

Истец просил: признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство» по установлению цены за услугу за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов для жителей <адрес> ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО3 в размере 2,28 руб./кв.м незаконными; признать действия муниципального унитарного предприятия «Расчетно-информационный центр» Борисоглебского городского округа по установлению в платежных документах цены за услугу за содержание и ремонт для жителей <адрес> в части включения в нее тарифа на утилизацию незаконными; обязать ООО «Благоустройство» и МУП «РИЦ» Борисоглебского городского округа произвести перерасчет цены за услуги за сбор и вывоз твердых бытовых отходов населению <адрес> за период с 01.01.2013г., исключив из ее состава тариф на утилизацию; понудить ООО «Благоустройство» заключить с жителями <адрес> ФИО2, ФИО4, ФИО5 договора на услугу по вывозу твердых бытовых отходов по цене, установленной соглашением сторон.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил свои исковые требования, указав в качестве ответчиков ООО «Благоустройство», ООО «УК «Управдом» и ООО «Управляющая компания», исключив из числа ответчик МУП «РИЦ», и обратив внимание на следующее.

Стоимость услуги по вывозу и размещению твердых бытовых отходов от жителей <адрес> в размере 2,28 руб. с 1 кв.м имеет место в публичном договоре на размещение отходов от физического лица от 01.01.2013г., опубликованном ООО «Благоустройство» в газете «Борисоглебский вестник» от 02.02.2013г. В данном публичном договоре также определены места сбора ТБО представляющие собой контейнеры ёмкостью 0,75 куб.м и бункера ёмкостью 7 куб.м. Сбор оплаты за вывоз и утилизацию ТБО осуществляется без учета количества вывезенных отходов с каждого места сбора, без учета части отходов, образующихся в каждом многоквартирном доме. Установленные ООО «Благоустройство» места сбора являются общими для ряда многоквартирных домов, индивидуальных домовладений, муниципальных и частных организаций.

Жители <адрес> не были согласны со стоимостью услуг ООО «Благоустройство», со структурой оплаты услуг по содержанию общедомового имущества в части вывоза ТБО, собственники жилых домов по адресам: <адрес> на общих собраниях решили оплачивать услугу по вывозу ТБО по прямым договорам с ООО «Благоустройство», по цене, определенной соглашением сторон, в чем им было отказано (письмо ООО «Благоустройство» в адрес МУП «РИЦ» БГО исх. от ДД.ММ.ГГГГ г.). Жители <адрес> также обращались в ООО «Управляющая компания», осуществляющее управление их многоквартирным домом, с несогласием оплаты услуги по вывозу и утилизации ТБО по тарифу 2,28 руб./кв.м, не утвержденному на общем собрании жителей и являющимся завышенным.

Истец просит: признать действия ООО «Благоустройство» по установлению цены за услугу за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов для жителей <адрес> и <адрес> в размере 2,28 руб./кв.м незаконным; понудить ООО «Благоустройство», ООО «УК «Управдом» и ООО «Управляющая компания» заключить договора на услугу по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов от жителей <адрес> и <адрес> по цене, установленной соглашением сторон.

Представитель истца ФИО10 исковые требования поддержал в полном объеме.

Истицы ФИО2 (жительница <адрес>), ФИО4 (жительница <адрес>), ФИО5 (жительница <адрес>) и ФИО3 (жительница <адрес>) исковые требования поддержали.

Представитель ответчика ООО «Благоустройство» ФИО11 иск не признал.

Представитель ответчика ООО Управляющая компания «Управдом» ФИО12 против удовлетворения иска не возражает.

Представитель третьего лица администрации БГО, привлеченной судом к участию в деле, ФИО13 возражает против иска.

Представитель ответчика ООО «Управляющая компания» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель ответчика ООО «Управляющая компания» ФИО14 иск не признала.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

взнос на капитальный ремонт;

плату за коммунальные услуги.

Часть 4 той же статьи определяет, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Таким образом, вывоз твердых бытовых отходов не является коммунальной услугой.

В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственниками помещений в многоквартирном доме.

Согласно п. «д» ч. 11 Правил сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, образующихся в результате деятельности собственников МКД, является составной частью содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, а также «Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, раскрывающими понятие общего имущества, вывоз бытовых отходов относится к услуге по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, следовательно, оплачивается в составе платы за жилое помещение и не может быть исключен из платежного документа.

В силу ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией (ч. 2).

Собственники жилых помещений многоквартирных домов по <адрес>, по <адрес>, по <адрес> в <адрес> выбрали непосредственное управление многоквартирным домом.

При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данномдоме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.1сст. 161 ЖК РФ).

Непосредственное управление многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, может быть выбрано и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме при заключении такими собственниками с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме (ч. 9.1 ст. 161 ЖК РФ).

На основании данных положений Жилищного кодекса РФ председатели советов многоквартирных домов по <адрес> (ФИО2), по <адрес> (ФИО4), по <адрес> (ФИО5) заключили с ООО «Управляющая компания «Управдом» договора на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в указанных домах.

Многоквартирный жилой <адрес> (председатель совета многоквартирного дома ФИО3) находится в управлении ООО «Управляющая компания».Поскольку вывоз ТБО входит в исключительный перечень оказываемых услуг и выполняемых работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, и управляющие организации в силу требований ст. 16 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не могут самостоятельно осуществлять транспортирование отходов (вывоз ТБО), между ООО «Благоустройство» - исполнителем услуги по вывозу ТБО, и ООО УК «Управдом» был заключен договор на вывоз и размещение твердых бытовых отходов от физических лиц (в том числе от жителей многоквартирных жилых домов по <адрес>, по <адрес>, по <адрес>) от 01.02.2013г. (л.д. 56-62 т.1).

Между ООО «Благоустройство и ООО «Управляющая компания» в отношении многоквартирного <адрес> (в числе других домов) заключен договор на вывоз и размещение твердых бытовых отходов от физических лиц от 03.03.2013г. (л.д. 63-68 т.1).

В упомянутых договорах на вывоз и размещение твердых бытовых отходов стороны определили размер ежемесячной платы на период 2013 года за вывоз и размещение отходов в размере 2,28 руб. за 1 кв.м помещений многоквартирного дома, находящихся в собственности потребителя.

Пункты 10 и 11 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительств РФ от 10.02.1997г. № 155, устанавливают, что цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг порядок и форма оплаты определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой и регулируемой соответствующими государственными органами. Цена услуг по вывозу бытовых отходов, а также иные условия договора об оказании этих услуг устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными нормативными актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Определяя плату за вывоз и размещение ТБО в размере 2,28 руб./кв.м стороны, исходя из положений упомянутых Правил, воспользовались ценой, установленной Постановлением администрации Борисоглебского городского округа от 23.01.2013г. «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание иремонт жилого помещения собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, структуры платы за содержание и ремонт жилых помещений, размеры платы за пользование жилым помещением (платы за наем)» (л.д. 28-29 т.1).

Представитель ООО «Благоустройство» ФИО15 в судебном заседании разъяснила механизм расчета размера платы за вывоз и утилизацию ТБО: фактически сложившаяся норма накопления отходов за предыдущий год (м?/чел./год) умножается на количество жителей, проживающих в многоквартирных домах, умножается на тарифы за вывоз и захоронение ТБО и делится на количество метров в многоквартирных домах.

В упомянутом постановлении администрации Борисоглебского городского округа указантариф на захоронение отходов с 01.02.2013г. по 30.06.2013г. в размере 64 руб. 20 коп.за 1м?, с 01.07.2013г. по 31.01.2014г. в размере 67 руб. 35 коп. за 1 м?, тариф на вывоз отходов с 01.01.2013г. по 30.06.2013г. в размере 140 руб. 00 коп. за 1м?, с 01.07.2013г. по 31.01.2014г. в размере 146 руб. 75 коп.за 1м?.

Тарифы на захоронение отходов в силу действующего ФИО7 законодательства подлежит государственному регулированию, и на период с 01.02.2013г. по 31.01.2014г. они установлены Приказом Управления по государственному регулированию тарифов <адрес> от 29.12.2012г. для ООО «Благоустройство» Борисоглебского городского округа (л.д. 206 т.1).

Вывоз твердых бытовых отходов является потенциально конкурентной услугой и его стоимость не является регулируемой. Тариф на вывоз ТБО в размере 140 руб. 00 коп.и 146 руб. 75 коп. за 1 м? установлен приказом от 10.01.2013г. ООО «Благоустройство» (л.д. 102 т.1).

Стоимость услуги по вывозу и захоронению от жителей <адрес> в размере 2,28 руб. с 1 кв.м также имеет место в публичном договоре на размещение отходов от физического лица от ДД.ММ.ГГГГ года, опубликованном ООО «Благоустройство» в газете «Борисоглебский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ года. В данном публичном договоре также определены места сбора ТБО, представляющие собой контейнеры ёмкостью 0,75 куб.м и бункера ёмкостью 7 куб.м, а также график вывоза ТБО.

Истцы не оспаривают тарифы на вывоз и утилизацию ТБО, они не согласны с цифрами, которые легли в основу расчета стоимости указанной услуги, а именно: с общим количеством абонентов (жителей) <адрес>, указанных в расчете; жителей, проживающих в многоквартирных домах; объемом ТБО, приходящимся на жителей МКД; фактическойнормой образования ТБО в кубических метрах на одного человека в год, и как результат, со стоимостью услуги по вывозу и захоронению ТБО от жителей МКД в размере 2,28 руб. с 1 кв.м.

Как пояснили представители ООО «Благоустройство», для определения стоимостиуслугипо вывозу и захоронению ТБО на 2013 год брались данные за 9 месяцев 2012 года. Они нашли подтверждение в мониторинге объема отходов вывезенных с улиц Борисоглебского городского округа за 9 месяцев 2012 года МУП «Комбинат благоустройства» (л.д. 179 т.1). Из этого объема ТБО высчитана норма накопления отходов на одного жителя <адрес>, которая составила 3,41м?/чел/год (144504 м? : 9 мес. *12 мес. : 56502 чел. = 3,41м?) (л.д. 181). По факту норма накопления ТБО на одного жителя <адрес> за тот же период составила 3,45м? (л.д.182 т.1).

Общее количество абонентов и площадей жилых помещений по <адрес> и МКД складывается из данных, представленных управляющими компаниями, ТСЖ, ПЖК, ПЖСК и МУП «РИЦ» (для частного сектора) (л.д.180 т.1).

Истицы ФИО2, ФИО4 ФИО5 и ФИО3 проводили мониторинг накопления отходов на контейнерных площадках, расположенных вблизи их многоквартирных домов: по <адрес>, по <адрес>, по <адрес> и по <адрес>, а также вывоза ТБО с этих площадок. По их мнению, жителями их домов накапливается ТБО в значительно меньшем объеме, чем предусмотрено нормой накопления ТБО, представленной ООО «Благоустройство». Данные мониторингов, и расчетов истицы представили суду (л.д. 164, 165, 173-178, 207-208 т. 1, 127, 128, 163 т.2).

Представители ООО «Благоустройство» не возражают заключить с жителями указанных МКД отдельные договора на вывоз и захоронение ТБО в случае оборудования жителями этих домов изолированных контейнерных площадок для каждого отдельного дома. В этом случае и стоимость услуги по вывозу ТБО будет иная.

В настоящее время при отсутствии таких специально оборудованных изолированных контейнерных площадок, принадлежащих конкретному многоквартирному дому, берется усредненная цена для всех жителей МКД.

Представитель истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФИО16 провел выборочную проверку представленных ООО «Благоустройство» путевых листов грузовых автомобилей, собиравших мусор с улиц города за 9 месяцев 2012 года, журнала учета отходов на полигоне за 9 месяцев 2012 года, реестра договоров, заключенных с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. По мнению ФИО16, указанная в расчетах ООО «Благоустройство» и администрации БГО норма накопления ТБО в размере 3,41м?/чел/год, которая взята за основу начисления платежей, не соответствует действительным расчетам. Так, в расчетах нормы накопления отходов применено не общее количество жителей <адрес> (по справке от 08.09.2013г. отдела статистики <адрес> 64891 чел.), а количество абонентов МУП «КБ» БГО (в 2012 году – 56502 чел.), разница между показателями составляет 8389 чел. или 15%.

По утверждению ФИО16, объем вывезенных отходов за 12 месяцев 2012 года в количестве 192671м?, полученных на основании мониторинга МУП «КБ» объема отходов, вывезенных с улиц БГО, не нашел своего подтверждения в плане доли ТБО от жителей МКД, частного сектора и хозяйствующих субъектов, заключивших договора с МУП «КБ» на вывоз ТБО.

В представленных документах вывоз отходов от жителей <адрес> осуществлялось по маршрутам №транспортом коммунального предприятия. Согласно представленном журналу учета отходов, поступающих на полигон ТБО, за ДД.ММ.ГГГГ по маршрутам №№ 5, 6 КЭЧ вывезено на 17 м? отходов больше максимальной емкости используемых контейнеров по данным маршрутам с учетом полного их наполнения. По маршрутам № 12, вместо 8 выездов по графику осуществлено 9 выездов, объем завышен на 16 м?, по маршруту вместо 1 выезда по графику осуществлено 3 выезда автотранспорта, объем завышен на 128 м?, хотя сбор отходов по маршрутам №№ 12, 29, 30 осуществлялся в контейнеры объемом 8 м? и физическое их наполнение несколько раз в день жителями, по мнению представителя истца, не представляется возможным. Вместе с тем в представленных договорах с ИП и ЮЛ <адрес> определены места сбора ТБО зачастую те же, что и для жителей города. В этой связи, по мнению представителя истца, не исключена двойная оплата услуг и двойной счет объема ТБО. Использование общих мест сбора ТБО подтверждается и порядком вывоза отходов по договорам, парикмахерские по договору 4 раза в год вывозят по 0,5 м? при отсутствии мест сбора отходов у хозяйствующего субъекта.

Двойной счет и оплата услуг просматривается, по утверждению представителя истца, и при анализе количества отходов по месяцам. Так в январе и июне 2012 года на полигон поступило 13727м? и 19519 м? отходов соответственно, в представленном мониторинге от жителей города вывезено ТБО в январе и июне 2012 года соответственно 11835м? и 17345 м?, то есть на долю договорных отношений приходилось 1892м? и 2174 м? ТБО соответственно. При анализе договорных отношений МУП «КБ» БГО установлено, что в 2012 году было заключено 850 договоров с хозяйствующими субъектами, объем вывезенных отходов от хозяйствующих субъектов составил 41258 м?, без учета субъектов осуществляющих самовывоз (16 субъектов с объемом 7104 м?), то есть на долю договоров с ИП и ЮЛ приходилось 3438 м? отходов в месяц.

Невозможность применения данного тарифа 2,28 руб. за 1 кв.м для жителей МКД, по мнению представителя истца, обусловлена и требованиями п. 11 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ г., так как цена для всех потребителей данной услуги должна быть одинаковой, а в представленных договорах на размещение отходов физических лиц (газета «Борисоглебский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ г.) оплата услугу по вывозу ТБО для жителей индивидуальных домовладений рассчитана исходя из нормы накопления 2 м?/чел. в год, тогда как для жителей МКД норма накопления в представленных расчетах составила 3,41 м?/чел. в год. Согласно ФИО19 51617 -2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» норма накопления ТБО для жителей составляет 0,92 м.куб/год на человека.

Представители ООО «Благоустройство» подтверждая норму накопления ТБО ссылаются на постановление Администрации Борисоглебского городского округа <адрес> от 08.02.2012г., которым утверждена генеральная схема санитарной очистки на территории Борисоглебского городского округа <адрес>, а также на результаты проведенной научно-исследовательской работы независимой экспертной организацией ООО «Мегаполис» из <адрес> в 2011г., которой были определены нормы накопления отходов на территории <адрес> в размере 3,26 м? в год для жителей многоквартирных домов и 3,1 м? для жителей индивидуальных домов, что, по мнению представителей ответчика, подтверждает правильность расчета их предприятия (л.д. 129-155 т.2).

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. В силу п. 1 ст.424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Пунктом 2 той же статьи изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором.

Глава 29 ГК РФ определяет порядок и условия изменения и расторжения договора.

Во исполнение требований жилищного законодательства, с целью предоставления услуги по сбору и вывозу ТБО, образующихся в процессе жизнедеятельности потребителей были заключены договоры от 01.02.2013г. от 01.03.2013г. на вывоз и размещение твердых бытовых отходов от физических лиц между ООО «Благоустройство» - «Исполнитель» и ООО УК «Управдом» по первому договору и ООО «Управляющая компания» по второму договору – «Заказчики».

Стоимость услуги по вывозу и размещению ТБО согласована сторонами разделом 4 договора и составляет 2 руб. 28 коп. за 1 кв.м помещений в МКД, находящихся в собственности потребителей.

Таким образом, сторонами договора уже установлена цена услуги по вывозу и захоронению ТБО, и она является единой для всех жителей многоквартирных домов.

В силу п. 4.3 упомянутых договоров цена является твердой и не подлежит изменению, изменение цены договора подлежит обсуждению сторонами путем договора.

Истицы ФИО2, ФИО4, ФИО5 и ФИО3 не являются стороной данных договоров, а поэтому не могут оспорить положения данных договоров.

Поскольку между жителями многоквартирных домов: по <адрес>, по <адрес>, по <адрес> и по <адрес>, и управляющими компаниями (ООО УК «Управдом» и ООО «Управляющая компания») заключены соответствующие договора на содержание МКД (договор подряда), где не прописаны условия вывоза и утилизации ТБО, в том числе стоимость этой услуги, а данная услуга входит в состав содержания МКД, данный вопрос был решен управляющими компаниями по договоренности с ООО «Благоустройство».

Жители упомянутых МКД на своих общих собраниях после заключения договоров с управляющими компаниями обсуждали вопрос о стоимости услуги за вывоз и захоронение ТБО, однако, в надлежащей форме в соответствии со ст.ст. 450-452 ГК РФ не изменили условия договоров.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В иске Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в Борисоглебском, ФИО6, ФИО6, ФИО8 <адрес>х, заявленного в интересах жильцов многоквартирных жилых домов по <адрес>, по <адрес>, по <адрес> и по <адрес> (в том числе в интересах ФИО2, ФИО4, ФИО5 и ФИО3), к Обществу с ограниченной ответственностью «Благоустройство», Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Управдом» и Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» о признании действий Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство» по установлению цены на услугу по вывозу и утилизацию твердых бытовых отходов от жителей упомянутых жилых домов незаконными, понуждении Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство», Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Управдом» и Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» заключить договора на услугу по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов от жителей упомянутых жилых домов по цене, установленной соглашением сторон, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский облсуд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий –п/п

Копия верна: С у д ь я - О.А.Строкова

Секретарь суда - ФИО18

Дело № 2-1233/13

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Борисоглебск 20 ноября 2013 года

Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего-судьи СТРОКОВОЙ О.А.

при секретаре СИЗЕНЕВОЙ Л.В.,

с участием представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Борисоглебском, Грибановском, Поворинском, Терновском районах Воронежской области ПОМАЗАЕВА А.С.,

истцов ИРБЕ Р.Р., ПОЖИДАЕВОЙ Л.А., СКАЧКОВОЙ Л.А., МИРОН В.В.,

представителей ответчиков:

ООО «Благоустройство» ОВЧИННИКОВА О.Ю.,

ООО Управляющая компания «Управдом» МУРАТОВА И.А.,

представителя третьего лица администрации БГО БОЛОТОВОЙ Т.А.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском, Грибановском, Поворинском, Терновском районах, заявленного в интересах жильцов жилых многоквартирных домов: № 87 по ул. Павловского, № 4 по ул.Рябиновая, № 16 по ул.Чкалова и № 119 по ул.Советскаяв городе Борисоглебске Воронежской области (в том числе в интересах ИРБЕ РИММЫ РОМАНОВНЫ, ПОЖИДАЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ АНДРЕЕВНЫ, СКАЧКОВОЙ ЛЮБОВИ АЛЕКСЕЕВНЫ и МИРОН ВАЛЕНТИНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ), к ООО «Благоустройство», ООО УК «Управдом» и ООО «Управляющая компания» о признании действий ООО «Благоустройство» по установлению цены на услугу по вывозу и утилизацию твердых бытовых отходов от жителей упомянутых жилых домов незаконными, понуждении Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство», Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Управдом» и Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» заключить договора на услугу по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов от жителейупомянутых жилых домов по цене, установленной соглашением сторон,

у с т а н о в и л:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в Борисоглебском, ФИО6, ФИО6, ФИО8 <адрес>х обратился в суд с иском, пояснив следующее.

В данный территориальный отдел ДД.ММ.ГГГГ поступили обращения жителей <адрес> вх. №и 70 о фактах нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов.

Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека установлено, что согласно представленным платежным документам жителям многоквартирных домов <адрес> установлен тариф на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов в размере 2,28 руб./кв.м в составе содержания и ремонта общедомового имущества многоквартирного дома. В платежных документах указано, что тарифы и нормативы утверждены Постановлениями Администрации БГО, в том числе постановлением от ДД.ММ.ГГГГ года, которым установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установлена структура платы за содержание и ремонт жилых помещений, размера платы за пользование жилым помещением. Данным постановлением установлена стоимость услуги по вывозу и захоронению ТБО в размере 2,28 руб./кв.м для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Жители <адрес> ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО3 являются собственниками жилых помещений, способ управления жильцами определен. Органы местного самоуправления в соответствии со статьями 13-14 Жилищного кодекса Российской Федерации не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) бытовых отходов и тарифы (цены, ставки платы) за сбор и вывоз бытовых отходов для этих собственников помещений. В данном случае применение тарифа за вывоз ТБО по постановлению администрации БГО является неправомерным.

Включение в стоимость услуги по содержанию и ремонту общедомового имущества тарифа на утилизацию противоречит ст. 154 ЖК РФ, которой установлена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, что нарушает жилищные права граждан, поскольку утилизация не является коммунальной услугой и не входит в перечень необходимых мероприятий по содержанию жилого дома.

Стоимость услуги по вывозу и размещению твердых бытовых отходов от жителей <адрес> в размере 2,28 руб. с 1 кв.м также имеет место в публичном договоре на размещение отходов от физического лица от 01.01.2013г., опубликованном ООО «Благоустройство» в газете «Борисоглебский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ г.

Жители <адрес> не были согласны со стоимостью услуг ООО «Благоустройство», со структурой оплаты услуг по содержанию общедомового имущества в части вывоза ТБО, согласно письма исх. от 21.02.2013г. ООО УК «Управдом», оказывающего жителям услуги по содержанию общедомового имущества по договорам подряда, собственники жилых домов по адресам: <адрес>, дома№№14,16, <адрес>, на общих собраниях решили оплачивать услугу по вывозу ТБО по прямым договорам с ООО «Благоустройство», в чем им было отказано (письмо ООО «Благоустройство» в адрес МУП «РИЦ» БГО исх. от ДД.ММ.ГГГГ г.).

Поскольку ООО «Благоустройство» не выполнил законные требования, в соответствии со ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст.445 ГК РФ истец обратился в суд для защиты нарушенных прав потребителей ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО3 вследствие умышленных действий (бездействий) ООО «Благоустройство».

Истец просил: признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство» по установлению цены за услугу за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов для жителей <адрес> ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО3 в размере 2,28 руб./кв.м незаконными; признать действия муниципального унитарного предприятия «Расчетно-информационный центр» Борисоглебского городского округа по установлению в платежных документах цены за услугу за содержание и ремонт для жителей <адрес> в части включения в нее тарифа на утилизацию незаконными; обязать ООО «Благоустройство» и МУП «РИЦ» Борисоглебского городского округа произвести перерасчет цены за услуги за сбор и вывоз твердых бытовых отходов населению <адрес> за период с 01.01.2013г., исключив из ее состава тариф на утилизацию; понудить ООО «Благоустройство» заключить с жителями <адрес> ФИО2, ФИО4, ФИО5 договора на услугу по вывозу твердых бытовых отходов по цене, установленной соглашением сторон.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил свои исковые требования, указав в качестве ответчиков ООО «Благоустройство», ООО «УК «Управдом» и ООО «Управляющая компания», исключив из числа ответчик МУП «РИЦ», и обратив внимание на следующее.

Стоимость услуги по вывозу и размещению твердых бытовых отходов от жителей <адрес> в размере 2,28 руб. с 1 кв.м имеет место в публичном договоре на размещение отходов от физического лица от 01.01.2013г., опубликованном ООО «Благоустройство» в газете «Борисоглебский вестник» от 02.02.2013г. В данном публичном договоре также определены места сбора ТБО представляющие собой контейнеры ёмкостью 0,75 куб.м и бункера ёмкостью 7 куб.м. Сбор оплаты за вывоз и утилизацию ТБО осуществляется без учета количества вывезенных отходов с каждого места сбора, без учета части отходов, образующихся в каждом многоквартирном доме. Установленные ООО «Благоустройство» места сбора являются общими для ряда многоквартирных домов, индивидуальных домовладений, муниципальных и частных организаций.

Жители <адрес> не были согласны со стоимостью услуг ООО «Благоустройство», со структурой оплаты услуг по содержанию общедомового имущества в части вывоза ТБО, собственники жилых домов по адресам: <адрес> на общих собраниях решили оплачивать услугу по вывозу ТБО по прямым договорам с ООО «Благоустройство», по цене, определенной соглашением сторон, в чем им было отказано (письмо ООО «Благоустройство» в адрес МУП «РИЦ» БГО исх. от ДД.ММ.ГГГГ г.). Жители <адрес> также обращались в ООО «Управляющая компания», осуществляющее управление их многоквартирным домом, с несогласием оплаты услуги по вывозу и утилизации ТБО по тарифу 2,28 руб./кв.м, не утвержденному на общем собрании жителей и являющимся завышенным.

Истец просит: признать действия ООО «Благоустройство» по установлению цены за услугу за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов для жителей <адрес> и <адрес> в размере 2,28 руб./кв.м незаконным; понудить ООО «Благоустройство», ООО «УК «Управдом» и ООО «Управляющая компания» заключить договора на услугу по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов от жителей <адрес> и <адрес> по цене, установленной соглашением сторон.

Представитель истца ФИО10 исковые требования поддержал в полном объеме.

Истицы ФИО2 (жительница <адрес>), ФИО4 (жительница <адрес>), ФИО5 (жительница <адрес>) и ФИО3 (жительница <адрес>) исковые требования поддержали.

Представитель ответчика ООО «Благоустройство» ФИО11 иск не признал.

Представитель ответчика ООО Управляющая компания «Управдом» ФИО12 против удовлетворения иска не возражает.

Представитель третьего лица администрации БГО, привлеченной судом к участию в деле, ФИО13 возражает против иска.

Представитель ответчика ООО «Управляющая компания» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель ответчика ООО «Управляющая компания» ФИО14 иск не признала.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

взнос на капитальный ремонт;

плату за коммунальные услуги.

Часть 4 той же статьи определяет, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Таким образом, вывоз твердых бытовых отходов не является коммунальной услугой.

В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственниками помещений в многоквартирном доме.

Согласно п. «д» ч. 11 Правил сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, образующихся в результате деятельности собственников МКД, является составной частью содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии со ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, а также «Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, раскрывающими понятие общего имущества, вывоз бытовых отходов относится к услуге по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, следовательно, оплачивается в составе платы за жилое помещение и не может быть исключен из платежного документа.

В силу ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией (ч. 2).

Собственники жилых помещений многоквартирных домов по <адрес>, по <адрес>, по <адрес> в <адрес> выбрали непосредственное управление многоквартирным домом.

При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данномдоме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.1сст. 161 ЖК РФ).

Непосредственное управление многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, может быть выбрано и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме при заключении такими собственниками с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме (ч. 9.1 ст. 161 ЖК РФ).

На основании данных положений Жилищного кодекса РФ председатели советов многоквартирных домов по <адрес> (ФИО2), по <адрес> (ФИО4), по <адрес> (ФИО5) заключили с ООО «Управляющая компания «Управдом» договора на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в указанных домах.

Многоквартирный жилой <адрес> (председатель совета многоквартирного дома ФИО3) находится в управлении ООО «Управляющая компания».Поскольку вывоз ТБО входит в исключительный перечень оказываемых услуг и выполняемых работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, и управляющие организации в силу требований ст. 16 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не могут самостоятельно осуществлять транспортирование отходов (вывоз ТБО), между ООО «Благоустройство» - исполнителем услуги по вывозу ТБО, и ООО УК «Управдом» был заключен договор на вывоз и размещение твердых бытовых отходов от физических лиц (в том числе от жителей многоквартирных жилых домов по <адрес>, по <адрес>, по <адрес>) от 01.02.2013г. (л.д. 56-62 т.1).

Между ООО «Благоустройство и ООО «Управляющая компания» в отношении многоквартирного <адрес> (в числе других домов) заключен договор на вывоз и размещение твердых бытовых отходов от физических лиц от 03.03.2013г. (л.д. 63-68 т.1).

В упомянутых договорах на вывоз и размещение твердых бытовых отходов стороны определили размер ежемесячной платы на период 2013 года за вывоз и размещение отходов в размере 2,28 руб. за 1 кв.м помещений многоквартирного дома, находящихся в собственности потребителя.

Пункты 10 и 11 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительств РФ от 10.02.1997г. № 155, устанавливают, что цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг порядок и форма оплаты определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой и регулируемой соответствующими государственными органами. Цена услуг по вывозу бытовых отходов, а также иные условия договора об оказании этих услуг устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными нормативными актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Определяя плату за вывоз и размещение ТБО в размере 2,28 руб./кв.м стороны, исходя из положений упомянутых Правил, воспользовались ценой, установленной Постановлением администрации Борисоглебского городского округа от 23.01.2013г. «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание иремонт жилого помещения собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, структуры платы за содержание и ремонт жилых помещений, размеры платы за пользование жилым помещением (платы за наем)» (л.д. 28-29 т.1).

Представитель ООО «Благоустройство» ФИО15 в судебном заседании разъяснила механизм расчета размера платы за вывоз и утилизацию ТБО: фактически сложившаяся норма накопления отходов за предыдущий год (м?/чел./год) умножается на количество жителей, проживающих в многоквартирных домах, умножается на тарифы за вывоз и захоронение ТБО и делится на количество метров в многоквартирных домах.

В упомянутом постановлении администрации Борисоглебского городского округа указантариф на захоронение отходов с 01.02.2013г. по 30.06.2013г. в размере 64 руб. 20 коп.за 1м?, с 01.07.2013г. по 31.01.2014г. в размере 67 руб. 35 коп. за 1 м?, тариф на вывоз отходов с 01.01.2013г. по 30.06.2013г. в размере 140 руб. 00 коп. за 1м?, с 01.07.2013г. по 31.01.2014г. в размере 146 руб. 75 коп.за 1м?.

Тарифы на захоронение отходов в силу действующего ФИО7 законодательства подлежит государственному регулированию, и на период с 01.02.2013г. по 31.01.2014г. они установлены Приказом Управления по государственному регулированию тарифов <адрес> от 29.12.2012г. для ООО «Благоустройство» Борисоглебского городского округа (л.д. 206 т.1).

Вывоз твердых бытовых отходов является потенциально конкурентной услугой и его стоимость не является регулируемой. Тариф на вывоз ТБО в размере 140 руб. 00 коп.и 146 руб. 75 коп. за 1 м? установлен приказом от 10.01.2013г. ООО «Благоустройство» (л.д. 102 т.1).

Стоимость услуги по вывозу и захоронению от жителей <адрес> в размере 2,28 руб. с 1 кв.м также имеет место в публичном договоре на размещение отходов от физического лица от ДД.ММ.ГГГГ года, опубликованном ООО «Благоустройство» в газете «Борисоглебский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ года. В данном публичном договоре также определены места сбора ТБО, представляющие собой контейнеры ёмкостью 0,75 куб.м и бункера ёмкостью 7 куб.м, а также график вывоза ТБО.

Истцы не оспаривают тарифы на вывоз и утилизацию ТБО, они не согласны с цифрами, которые легли в основу расчета стоимости указанной услуги, а именно: с общим количеством абонентов (жителей) <адрес>, указанных в расчете; жителей, проживающих в многоквартирных домах; объемом ТБО, приходящимся на жителей МКД; фактическойнормой образования ТБО в кубических метрах на одного человека в год, и как результат, со стоимостью услуги по вывозу и захоронению ТБО от жителей МКД в размере 2,28 руб. с 1 кв.м.

Как пояснили представители ООО «Благоустройство», для определения стоимостиуслугипо вывозу и захоронению ТБО на 2013 год брались данные за 9 месяцев 2012 года. Они нашли подтверждение в мониторинге объема отходов вывезенных с улиц Борисоглебского городского округа за 9 месяцев 2012 года МУП «Комбинат благоустройства» (л.д. 179 т.1). Из этого объема ТБО высчитана норма накопления отходов на одного жителя <адрес>, которая составила 3,41м?/чел/год (144504 м? : 9 мес. *12 мес. : 56502 чел. = 3,41м?) (л.д. 181). По факту норма накопления ТБО на одного жителя <адрес> за тот же период составила 3,45м? (л.д.182 т.1).

Общее количество абонентов и площадей жилых помещений по <адрес> и МКД складывается из данных, представленных управляющими компаниями, ТСЖ, ПЖК, ПЖСК и МУП «РИЦ» (для частного сектора) (л.д.180 т.1).

Истицы ФИО2, ФИО4 ФИО5 и ФИО3 проводили мониторинг накопления отходов на контейнерных площадках, расположенных вблизи их многоквартирных домов: по <адрес>, по <адрес>, по <адрес> и по <адрес>, а также вывоза ТБО с этих площадок. По их мнению, жителями их домов накапливается ТБО в значительно меньшем объеме, чем предусмотрено нормой накопления ТБО, представленной ООО «Благоустройство». Данные мониторингов, и расчетов истицы представили суду (л.д. 164, 165, 173-178, 207-208 т. 1, 127, 128, 163 т.2).

Представители ООО «Благоустройство» не возражают заключить с жителями указанных МКД отдельные договора на вывоз и захоронение ТБО в случае оборудования жителями этих домов изолированных контейнерных площадок для каждого отдельного дома. В этом случае и стоимость услуги по вывозу ТБО будет иная.

В настоящее время при отсутствии таких специально оборудованных изолированных контейнерных площадок, принадлежащих конкретному многоквартирному дому, берется усредненная цена для всех жителей МКД.

Представитель истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФИО16 провел выборочную проверку представленных ООО «Благоустройство» путевых листов грузовых автомобилей, собиравших мусор с улиц города за 9 месяцев 2012 года, журнала учета отходов на полигоне за 9 месяцев 2012 года, реестра договоров, заключенных с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. По мнению ФИО16, указанная в расчетах ООО «Благоустройство» и администрации БГО норма накопления ТБО в размере 3,41м?/чел/год, которая взята за основу начисления платежей, не соответствует действительным расчетам. Так, в расчетах нормы накопления отходов применено не общее количество жителей <адрес> (по справке от 08.09.2013г. отдела статистики <адрес> 64891 чел.), а количество абонентов МУП «КБ» БГО (в 2012 году – 56502 чел.), разница между показателями составляет 8389 чел. или 15%.

По утверждению ФИО16, объем вывезенных отходов за 12 месяцев 2012 года в количестве 192671м?, полученных на основании мониторинга МУП «КБ» объема отходов, вывезенных с улиц БГО, не нашел своего подтверждения в плане доли ТБО от жителей МКД, частного сектора и хозяйствующих субъектов, заключивших договора с МУП «КБ» на вывоз ТБО.

В представленных документах вывоз отходов от жителей <адрес> осуществлялось по маршрутам №транспортом коммунального предприятия. Согласно представленном журналу учета отходов, поступающих на полигон ТБО, за ДД.ММ.ГГГГ по маршрутам №№ 5, 6 КЭЧ вывезено на 17 м? отходов больше максимальной емкости используемых контейнеров по данным маршрутам с учетом полного их наполнения. По маршрутам № 12, вместо 8 выездов по графику осуществлено 9 выездов, объем завышен на 16 м?, по маршруту вместо 1 выезда по графику осуществлено 3 выезда автотранспорта, объем завышен на 128 м?, хотя сбор отходов по маршрутам №№ 12, 29, 30 осуществлялся в контейнеры объемом 8 м? и физическое их наполнение несколько раз в день жителями, по мнению представителя истца, не представляется возможным. Вместе с тем в представленных договорах с ИП и ЮЛ <адрес> определены места сбора ТБО зачастую те же, что и для жителей города. В этой связи, по мнению представителя истца, не исключена двойная оплата услуг и двойной счет объема ТБО. Использование общих мест сбора ТБО подтверждается и порядком вывоза отходов по договорам, парикмахерские по договору 4 раза в год вывозят по 0,5 м? при отсутствии мест сбора отходов у хозяйствующего субъекта.

Двойной счет и оплата услуг просматривается, по утверждению представителя истца, и при анализе количества отходов по месяцам. Так в январе и июне 2012 года на полигон поступило 13727м? и 19519 м? отходов соответственно, в представленном мониторинге от жителей города вывезено ТБО в январе и июне 2012 года соответственно 11835м? и 17345 м?, то есть на долю договорных отношений приходилось 1892м? и 2174 м? ТБО соответственно. При анализе договорных отношений МУП «КБ» БГО установлено, что в 2012 году было заключено 850 договоров с хозяйствующими субъектами, объем вывезенных отходов от хозяйствующих субъектов составил 41258 м?, без учета субъектов осуществляющих самовывоз (16 субъектов с объемом 7104 м?), то есть на долю договоров с ИП и ЮЛ приходилось 3438 м? отходов в месяц.

Невозможность применения данного тарифа 2,28 руб. за 1 кв.м для жителей МКД, по мнению представителя истца, обусловлена и требованиями п. 11 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ г., так как цена для всех потребителей данной услуги должна быть одинаковой, а в представленных договорах на размещение отходов физических лиц (газета «Борисоглебский вестник» от ДД.ММ.ГГГГ г.) оплата услугу по вывозу ТБО для жителей индивидуальных домовладений рассчитана исходя из нормы накопления 2 м?/чел. в год, тогда как для жителей МКД норма накопления в представленных расчетах составила 3,41 м?/чел. в год. Согласно ФИО19 51617 -2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» норма накопления ТБО для жителей составляет 0,92 м.куб/год на человека.

Представители ООО «Благоустройство» подтверждая норму накопления ТБО ссылаются на постановление Администрации Борисоглебского городского округа <адрес> от 08.02.2012г., которым утверждена генеральная схема санитарной очистки на территории Борисоглебского городского округа <адрес>, а также на результаты проведенной научно-исследовательской работы независимой экспертной организацией ООО «Мегаполис» из <адрес> в 2011г., которой были определены нормы накопления отходов на территории <адрес> в размере 3,26 м? в год для жителей многоквартирных домов и 3,1 м? для жителей индивидуальных домов, что, по мнению представителей ответчика, подтверждает правильность расчета их предприятия (л.д. 129-155 т.2).

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. В силу п. 1 ст.424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Пунктом 2 той же статьи изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором.

Глава 29 ГК РФ определяет порядок и условия изменения и расторжения договора.

Во исполнение требований жилищного законодательства, с целью предоставления услуги по сбору и вывозу ТБО, образующихся в процессе жизнедеятельности потребителей были заключены договоры от 01.02.2013г. от 01.03.2013г. на вывоз и размещение твердых бытовых отходов от физических лиц между ООО «Благоустройство» - «Исполнитель» и ООО УК «Управдом» по первому договору и ООО «Управляющая компания» по второму договору – «Заказчики».

Стоимость услуги по вывозу и размещению ТБО согласована сторонами разделом 4 договора и составляет 2 руб. 28 коп. за 1 кв.м помещений в МКД, находящихся в собственности потребителей.

Таким образом, сторонами договора уже установлена цена услуги по вывозу и захоронению ТБО, и она является единой для всех жителей многоквартирных домов.

В силу п. 4.3 упомянутых договоров цена является твердой и не подлежит изменению, изменение цены договора подлежит обсуждению сторонами путем договора.

Истицы ФИО2, ФИО4, ФИО5 и ФИО3 не являются стороной данных договоров, а поэтому не могут оспорить положения данных договоров.

Поскольку между жителями многоквартирных домов: по <адрес>, по <адрес>, по <адрес> и по <адрес>, и управляющими компаниями (ООО УК «Управдом» и ООО «Управляющая компания») заключены соответствующие договора на содержание МКД (договор подряда), где не прописаны условия вывоза и утилизации ТБО, в том числе стоимость этой услуги, а данная услуга входит в состав содержания МКД, данный вопрос был решен управляющими компаниями по договоренности с ООО «Благоустройство».

Жители упомянутых МКД на своих общих собраниях после заключения договоров с управляющими компаниями обсуждали вопрос о стоимости услуги за вывоз и захоронение ТБО, однако, в надлежащей форме в соответствии со ст.ст. 450-452 ГК РФ не изменили условия договоров.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В иске Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в Борисоглебском, ФИО6, ФИО6, ФИО8 <адрес>х, заявленного в интересах жильцов многоквартирных жилых домов по <адрес>, по <адрес>, по <адрес> и по <адрес> (в том числе в интересах ФИО2, ФИО4, ФИО5 и ФИО3), к Обществу с ограниченной ответственностью «Благоустройство», Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Управдом» и Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» о признании действий Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство» по установлению цены на услугу по вывозу и утилизацию твердых бытовых отходов от жителей упомянутых жилых домов незаконными, понуждении Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство», Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Управдом» и Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» заключить договора на услугу по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов от жителей упомянутых жилых домов по цене, установленной соглашением сторон, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский облсуд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий –п/п

Копия верна: С у д ь я - О.А.Строкова

Секретарь суда - ФИО18

1версия для печати

2-1233/2013 ~ М-1195/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Борисоглебском,Грибановском,Поворинском,Терновском районых
Ирбе Римма Романовна
Скачкова Любовь Алексеевна
Пожидаева Людмила Андреевна
Мирон Валентина Васильевна
Ответчики
ООО "Благоустройство"
МУП "РИЦ" БГО
Суд
Борисоглебский городской суд Воронежской области
Судья
Строкова Ольга Александровна
Дело на странице суда
borisoglebsky--vrn.sudrf.ru
06.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.08.2013Передача материалов судье
07.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.08.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2013Судебное заседание
04.09.2013Судебное заседание
12.09.2013Судебное заседание
26.09.2013Судебное заседание
09.10.2013Судебное заседание
17.10.2013Судебное заседание
20.11.2013Судебное заседание
26.11.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2014Дело оформлено
05.06.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее