Дело № 2-1233/13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Борисоглебск 20 ноября 2013 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего-судьи СТРОКОВОЙ О.А.
при секретаре СИЗЕНЕВОЙ Л.В.,
с участием представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Борисоглебском, Грибановском, Поворинском, Терновском районах Воронежской области ПОМАЗАЕВА А.С.,
истцов ИРБЕ Р.Р., ПОЖИДАЕВОЙ Л.А., СКАЧКОВОЙ Л.А., МИРОН В.В.,
представителей ответчиков:
ООО «Благоустройство» ОВЧИННИКОВА О.Ю.,
ООО Управляющая компания «Управдом» МУРАТОВА И.А.,
представителя третьего лица администрации БГО БОЛОТОВОЙ Т.А.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском, Грибановском, Поворинском, Терновском районах, заявленного в интересах жильцов жилых многоквартирных домов: № 87 по ул. Павловского, № 4 по ул.Рябиновая, № 16 по ул.Чкалова и № 119 по ул.Советскаяв городе Борисоглебске Воронежской области (в том числе в интересах ИРБЕ РИММЫ РОМАНОВНЫ, ПОЖИДАЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ АНДРЕЕВНЫ, СКАЧКОВОЙ ЛЮБОВИ АЛЕКСЕЕВНЫ и МИРОН ВАЛЕНТИНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ), к ООО «Благоустройство», ООО УК «Управдом» и ООО «Управляющая компания» о признании действий ООО «Благоустройство» по установлению цены на услугу по вывозу и утилизацию твердых бытовых отходов от жителей упомянутых жилых домов незаконными, понуждении Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство», Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Управдом» и Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» заключить договора на услугу по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов от жителейупомянутых жилых домов по цене, установленной соглашением сторон,
у с т а н о в и л:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в Борисоглебском, ФИО6, ФИО6, ФИО8 <адрес>х обратился в суд с иском, пояснив следующее.
В данный территориальный отдел ДД.ММ.ГГГГ поступили обращения жителей <адрес> вх. №№ и 70 о фактах нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов.
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека установлено, что согласно представленным платежным документам жителям многоквартирных домов <адрес> установлен тариф на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов в размере 2,28 руб./кв.м в составе содержания и ремонта общедомового имущества многоквартирного дома. В платежных документах указано, что тарифы и нормативы утверждены Постановлениями Администрации БГО, в том числе постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ года, которым установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установлена структура платы за содержание и ремонт жилых помещений, размера платы за пользование жилым помещением. Данным постановлением установлена стоимость услуги по вывозу и захоронению ТБО в размере 2,28 руб./кв.м для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Жители <адрес> ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО3 являются собственниками жилых помещений, способ управления жильцами определен. Органы местного самоуправления в соответствии со статьями 13-14 Жилищного кодекса Российской Федерации не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) бытовых отходов и тарифы (цены, ставки платы) за сбор и вывоз бытовых отходов для этих собственников помещений. В данном случае применение тарифа за вывоз ТБО по постановлению администрации БГО является неправомерным.
Включение в стоимость услуги по содержанию и ремонту общедомового имущества тарифа на утилизацию противоречит ст. 154 ЖК РФ, которой установлена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, что нарушает жилищные права граждан, поскольку утилизация не является коммунальной услугой и не входит в перечень необходимых мероприятий по содержанию жилого дома.
Стоимость услуги по вывозу и размещению твердых бытовых отходов от жителей <адрес> в размере 2,28 руб. с 1 кв.м также имеет место в публичном договоре № на размещение отходов от физического лица от 01.01.2013г., опубликованном ООО «Благоустройство» в газете «Борисоглебский вестник» № от ДД.ММ.ГГГГ г.
Жители <адрес> не были согласны со стоимостью услуг ООО «Благоустройство», со структурой оплаты услуг по содержанию общедомового имущества в части вывоза ТБО, согласно письма исх. № от 21.02.2013г. ООО УК «Управдом», оказывающего жителям услуги по содержанию общедомового имущества по договорам подряда, собственники жилых домов по адресам: <адрес>, дома№№14,16, <адрес>, на общих собраниях решили оплачивать услугу по вывозу ТБО по прямым договорам с ООО «Благоустройство», в чем им было отказано (письмо ООО «Благоустройство» в адрес МУП «РИЦ» БГО исх. № от ДД.ММ.ГГГГ г.).
Поскольку ООО «Благоустройство» не выполнил законные требования, в соответствии со ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст.445 ГК РФ истец обратился в суд для защиты нарушенных прав потребителей ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО3 вследствие умышленных действий (бездействий) ООО «Благоустройство».
Истец просил: признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство» по установлению цены за услугу за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов для жителей <адрес> ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО3 в размере 2,28 руб./кв.м незаконными; признать действия муниципального унитарного предприятия «Расчетно-информационный центр» Борисоглебского городского округа по установлению в платежных документах цены за услугу за содержание и ремонт для жителей <адрес> в части включения в нее тарифа на утилизацию незаконными; обязать ООО «Благоустройство» и МУП «РИЦ» Борисоглебского городского округа произвести перерасчет цены за услуги за сбор и вывоз твердых бытовых отходов населению <адрес> за период с 01.01.2013г., исключив из ее состава тариф на утилизацию; понудить ООО «Благоустройство» заключить с жителями <адрес> ФИО2, ФИО4, ФИО5 договора на услугу по вывозу твердых бытовых отходов по цене, установленной соглашением сторон.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил свои исковые требования, указав в качестве ответчиков ООО «Благоустройство», ООО «УК «Управдом» и ООО «Управляющая компания», исключив из числа ответчик МУП «РИЦ», и обратив внимание на следующее.
Стоимость услуги по вывозу и размещению твердых бытовых отходов от жителей <адрес> в размере 2,28 руб. с 1 кв.м имеет место в публичном договоре № на размещение отходов от физического лица от 01.01.2013г., опубликованном ООО «Благоустройство» в газете «Борисоглебский вестник» № от 02.02.2013г. В данном публичном договоре также определены места сбора ТБО представляющие собой контейнеры ёмкостью 0,75 куб.м и бункера ёмкостью 7 куб.м. Сбор оплаты за вывоз и утилизацию ТБО осуществляется без учета количества вывезенных отходов с каждого места сбора, без учета части отходов, образующихся в каждом многоквартирном доме. Установленные ООО «Благоустройство» места сбора являются общими для ряда многоквартирных домов, индивидуальных домовладений, муниципальных и частных организаций.
Жители <адрес> не были согласны со стоимостью услуг ООО «Благоустройство», со структурой оплаты услуг по содержанию общедомового имущества в части вывоза ТБО, собственники жилых домов по адресам: <адрес> на общих собраниях решили оплачивать услугу по вывозу ТБО по прямым договорам с ООО «Благоустройство», по цене, определенной соглашением сторон, в чем им было отказано (письмо ООО «Благоустройство» в адрес МУП «РИЦ» БГО исх. № от ДД.ММ.ГГГГ г.). Жители <адрес> также обращались в ООО «Управляющая компания», осуществляющее управление их многоквартирным домом, с несогласием оплаты услуги по вывозу и утилизации ТБО по тарифу 2,28 руб./кв.м, не утвержденному на общем собрании жителей и являющимся завышенным.
Истец просит: признать действия ООО «Благоустройство» по установлению цены за услугу за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов для жителей <адрес> и <адрес> в размере 2,28 руб./кв.м незаконным; понудить ООО «Благоустройство», ООО «УК «Управдом» и ООО «Управляющая компания» заключить договора на услугу по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов от жителей <адрес> и <адрес> по цене, установленной соглашением сторон.
Представитель истца ФИО10 исковые требования поддержал в полном объеме.
Истицы ФИО2 (жительница <адрес>), ФИО4 (жительница <адрес>), ФИО5 (жительница <адрес>) и ФИО3 (жительница <адрес>) исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ООО «Благоустройство» ФИО11 иск не признал.
Представитель ответчика ООО Управляющая компания «Управдом» ФИО12 против удовлетворения иска не возражает.
Представитель третьего лица администрации БГО, привлеченной судом к участию в деле, ФИО13 возражает против иска.
Представитель ответчика ООО «Управляющая компания» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель ответчика ООО «Управляющая компания» ФИО14 иск не признала.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
взнос на капитальный ремонт;
плату за коммунальные услуги.
Часть 4 той же статьи определяет, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Таким образом, вывоз твердых бытовых отходов не является коммунальной услугой.
В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственниками помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. «д» ч. 11 Правил сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, образующихся в результате деятельности собственников МКД, является составной частью содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, а также «Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, раскрывающими понятие общего имущества, вывоз бытовых отходов относится к услуге по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, следовательно, оплачивается в составе платы за жилое помещение и не может быть исключен из платежного документа.
В силу ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией (ч. 2).
Собственники жилых помещений многоквартирных домов № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес> в <адрес> выбрали непосредственное управление многоквартирным домом.
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данномдоме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.1сст. 161 ЖК РФ).
Непосредственное управление многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, может быть выбрано и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме при заключении такими собственниками с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме (ч. 9.1 ст. 161 ЖК РФ).
На основании данных положений Жилищного кодекса РФ председатели советов многоквартирных домов № по <адрес> (ФИО2), № по <адрес> (ФИО4), № по <адрес> (ФИО5) заключили с ООО «Управляющая компания «Управдом» договора на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в указанных домах.
Многоквартирный жилой <адрес> (председатель совета многоквартирного дома ФИО3) находится в управлении ООО «Управляющая компания».Поскольку вывоз ТБО входит в исключительный перечень оказываемых услуг и выполняемых работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, и управляющие организации в силу требований ст. 16 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не могут самостоятельно осуществлять транспортирование отходов (вывоз ТБО), между ООО «Благоустройство» - исполнителем услуги по вывозу ТБО, и ООО УК «Управдом» был заключен договор № на вывоз и размещение твердых бытовых отходов от физических лиц (в том числе от жителей многоквартирных жилых домов № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>) от 01.02.2013г. (л.д. 56-62 т.1).
Между ООО «Благоустройство и ООО «Управляющая компания» в отношении многоквартирного <адрес> (в числе других домов) заключен договор № на вывоз и размещение твердых бытовых отходов от физических лиц от 03.03.2013г. (л.д. 63-68 т.1).
В упомянутых договорах на вывоз и размещение твердых бытовых отходов стороны определили размер ежемесячной платы на период 2013 года за вывоз и размещение отходов в размере 2,28 руб. за 1 кв.м помещений многоквартирного дома, находящихся в собственности потребителя.
Пункты 10 и 11 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительств РФ от 10.02.1997г. № 155, устанавливают, что цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг порядок и форма оплаты определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой и регулируемой соответствующими государственными органами. Цена услуг по вывозу бытовых отходов, а также иные условия договора об оказании этих услуг устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными нормативными актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Определяя плату за вывоз и размещение ТБО в размере 2,28 руб./кв.м стороны, исходя из положений упомянутых Правил, воспользовались ценой, установленной Постановлением администрации Борисоглебского городского округа № от 23.01.2013г. «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание иремонт жилого помещения собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, структуры платы за содержание и ремонт жилых помещений, размеры платы за пользование жилым помещением (платы за наем)» (л.д. 28-29 т.1).
Представитель ООО «Благоустройство» ФИО15 в судебном заседании разъяснила механизм расчета размера платы за вывоз и утилизацию ТБО: фактически сложившаяся норма накопления отходов за предыдущий год (м?/чел./год) умножается на количество жителей, проживающих в многоквартирных домах, умножается на тарифы за вывоз и захоронение ТБО и делится на количество метров в многоквартирных домах.
В упомянутом постановлении администрации Борисоглебского городского округа указантариф на захоронение отходов с 01.02.2013г. по 30.06.2013г. в размере 64 руб. 20 коп.за 1м?, с 01.07.2013г. по 31.01.2014г. в размере 67 руб. 35 коп. за 1 м?, тариф на вывоз отходов с 01.01.2013г. по 30.06.2013г. в размере 140 руб. 00 коп. за 1м?, с 01.07.2013г. по 31.01.2014г. в размере 146 руб. 75 коп.за 1м?.
Тарифы на захоронение отходов в силу действующего ФИО7 законодательства подлежит государственному регулированию, и на период с 01.02.2013г. по 31.01.2014г. они установлены Приказом Управления по государственному регулированию тарифов <адрес> № от 29.12.2012г. для ООО «Благоустройство» Борисоглебского городского округа (л.д. 206 т.1).
Вывоз твердых бытовых отходов является потенциально конкурентной услугой и его стоимость не является регулируемой. Тариф на вывоз ТБО в размере 140 руб. 00 коп.и 146 руб. 75 коп. за 1 м? установлен приказом № от 10.01.2013г. ООО «Благоустройство» (л.д. 102 т.1).
Стоимость услуги по вывозу и захоронению от жителей <адрес> в размере 2,28 руб. с 1 кв.м также имеет место в публичном договоре № на размещение отходов от физического лица от ДД.ММ.ГГГГ года, опубликованном ООО «Благоустройство» в газете «Борисоглебский вестник» № от ДД.ММ.ГГГГ года. В данном публичном договоре также определены места сбора ТБО, представляющие собой контейнеры ёмкостью 0,75 куб.м и бункера ёмкостью 7 куб.м, а также график вывоза ТБО.
Истцы не оспаривают тарифы на вывоз и утилизацию ТБО, они не согласны с цифрами, которые легли в основу расчета стоимости указанной услуги, а именно: с общим количеством абонентов (жителей) <адрес>, указанных в расчете; жителей, проживающих в многоквартирных домах; объемом ТБО, приходящимся на жителей МКД; фактическойнормой образования ТБО в кубических метрах на одного человека в год, и как результат, со стоимостью услуги по вывозу и захоронению ТБО от жителей МКД в размере 2,28 руб. с 1 кв.м.
Как пояснили представители ООО «Благоустройство», для определения стоимостиуслугипо вывозу и захоронению ТБО на 2013 год брались данные за 9 месяцев 2012 года. Они нашли подтверждение в мониторинге объема отходов вывезенных с улиц Борисоглебского городского округа за 9 месяцев 2012 года МУП «Комбинат благоустройства» (л.д. 179 т.1). Из этого объема ТБО высчитана норма накопления отходов на одного жителя <адрес>, которая составила 3,41м?/чел/год (144504 м? : 9 мес. *12 мес. : 56502 чел. = 3,41м?) (л.д. 181). По факту норма накопления ТБО на одного жителя <адрес> за тот же период составила 3,45м? (л.д.182 т.1).
Общее количество абонентов и площадей жилых помещений по <адрес> и МКД складывается из данных, представленных управляющими компаниями, ТСЖ, ПЖК, ПЖСК и МУП «РИЦ» (для частного сектора) (л.д.180 т.1).
Истицы ФИО2, ФИО4 ФИО5 и ФИО3 проводили мониторинг накопления отходов на контейнерных площадках, расположенных вблизи их многоквартирных домов: № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес> и № по <адрес>, а также вывоза ТБО с этих площадок. По их мнению, жителями их домов накапливается ТБО в значительно меньшем объеме, чем предусмотрено нормой накопления ТБО, представленной ООО «Благоустройство». Данные мониторингов, и расчетов истицы представили суду (л.д. 164, 165, 173-178, 207-208 т. 1, 127, 128, 163 т.2).
Представители ООО «Благоустройство» не возражают заключить с жителями указанных МКД отдельные договора на вывоз и захоронение ТБО в случае оборудования жителями этих домов изолированных контейнерных площадок для каждого отдельного дома. В этом случае и стоимость услуги по вывозу ТБО будет иная.
В настоящее время при отсутствии таких специально оборудованных изолированных контейнерных площадок, принадлежащих конкретному многоквартирному дому, берется усредненная цена для всех жителей МКД.
Представитель истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФИО16 провел выборочную проверку представленных ООО «Благоустройство» путевых листов грузовых автомобилей, собиравших мусор с улиц города за 9 месяцев 2012 года, журнала учета отходов на полигоне за 9 месяцев 2012 года, реестра договоров, заключенных с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. По мнению ФИО16, указанная в расчетах ООО «Благоустройство» и администрации БГО норма накопления ТБО в размере 3,41м?/чел/год, которая взята за основу начисления платежей, не соответствует действительным расчетам. Так, в расчетах нормы накопления отходов применено не общее количество жителей <адрес> (по справке № от 08.09.2013г. отдела статистики <адрес> 64891 чел.), а количество абонентов МУП «КБ» БГО (в 2012 году – 56502 чел.), разница между показателями составляет 8389 чел. или 15%.
По утверждению ФИО16, объем вывезенных отходов за 12 месяцев 2012 года в количестве 192671м?, полученных на основании мониторинга МУП «КБ» объема отходов, вывезенных с улиц БГО, не нашел своего подтверждения в плане доли ТБО от жителей МКД, частного сектора и хозяйствующих субъектов, заключивших договора с МУП «КБ» на вывоз ТБО.
В представленных документах вывоз отходов от жителей <адрес> осуществлялось по маршрутам №№ транспортом коммунального предприятия. Согласно представленном журналу учета отходов, поступающих на полигон ТБО, за ДД.ММ.ГГГГ по маршрутам №№ 5, 6 КЭЧ вывезено на 17 м? отходов больше максимальной емкости используемых контейнеров по данным маршрутам с учетом полного их наполнения. По маршрутам № 12, № вместо 8 выездов по графику осуществлено 9 выездов, объем завышен на 16 м?, по маршруту № вместо 1 выезда по графику осуществлено 3 выезда автотранспорта, объем завышен на 128 м?, хотя сбор отходов по маршрутам №№ 12, 29, 30 осуществлялся в контейнеры объемом 8 м? и физическое их наполнение несколько раз в день жителями, по мнению представителя истца, не представляется возможным. Вместе с тем в представленных договорах с ИП и ЮЛ <адрес> определены места сбора ТБО зачастую те же, что и для жителей города. В этой связи, по мнению представителя истца, не исключена двойная оплата услуг и двойной счет объема ТБО. Использование общих мест сбора ТБО подтверждается и порядком вывоза отходов по договорам, парикмахерские по договору 4 раза в год вывозят по 0,5 м? при отсутствии мест сбора отходов у хозяйствующего субъекта.
Двойной счет и оплата услуг просматривается, по утверждению представителя истца, и при анализе количества отходов по месяцам. Так в январе и июне 2012 года на полигон поступило 13727м? и 19519 м? отходов соответственно, в представленном мониторинге от жителей города вывезено ТБО в январе и июне 2012 года соответственно 11835м? и 17345 м?, то есть на долю договорных отношений приходилось 1892м? и 2174 м? ТБО соответственно. При анализе договорных отношений МУП «КБ» БГО установлено, что в 2012 году было заключено 850 договоров с хозяйствующими субъектами, объем вывезенных отходов от хозяйствующих субъектов составил 41258 м?, без учета субъектов осуществляющих самовывоз (16 субъектов с объемом 7104 м?), то есть на долю договоров с ИП и ЮЛ приходилось 3438 м? отходов в месяц.
Невозможность применения данного тарифа 2,28 руб. за 1 кв.м для жителей МКД, по мнению представителя истца, обусловлена и требованиями п. 11 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утверждённых Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ г., так как цена для всех потребителей данной услуги должна быть одинаковой, а в представленных договорах на размещение отходов физических лиц (газета «Борисоглебский вестник» № от ДД.ММ.ГГГГ г.) оплата услугу по вывозу ТБО для жителей индивидуальных домовладений рассчитана исходя из нормы накопления 2 м?/чел. в год, тогда как для жителей МКД норма накопления в представленных расчетах составила 3,41 м?/чел. в год. Согласно ФИО19 51617 -2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» норма накопления ТБО для жителей составляет 0,92 м.куб/год на человека.
Представители ООО «Благоустройство» подтверждая норму накопления ТБО ссылаются на постановление Администрации Борисоглебского городского округа <адрес> № от 08.02.2012г., которым утверждена генеральная схема санитарной очистки на территории Борисоглебского городского округа <адрес>, а также на результаты проведенной научно-исследовательской работы независимой экспертной организацией ООО «Мегаполис» из <адрес> в 2011г., которой были определены нормы накопления отходов на территории <адрес> в размере 3,26 м? в год для жителей многоквартирных домов и 3,1 м? для жителей индивидуальных домов, что, по мнению представителей ответчика, подтверждает правильность расчета их предприятия (л.д. 129-155 т.2).
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. В силу п. 1 ст.424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Пунктом 2 той же статьи изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором.
Глава 29 ГК РФ определяет порядок и условия изменения и расторжения договора.
Во исполнение требований жилищного законодательства, с целью предоставления услуги по сбору и вывозу ТБО, образующихся в процессе жизнедеятельности потребителей были заключены договоры № от 01.02.2013г. № от 01.03.2013г. на вывоз и размещение твердых бытовых отходов от физических лиц между ООО «Благоустройство» - «Исполнитель» и ООО УК «Управдом» по первому договору и ООО «Управляющая компания» по второму договору – «Заказчики».
Стоимость услуги по вывозу и размещению ТБО согласована сторонами разделом 4 договора и составляет 2 руб. 28 коп. за 1 кв.м помещений в МКД, находящихся в собственности потребителей.
Таким образом, сторонами договора уже установлена цена услуги по вывозу и захоронению ТБО, и она является единой для всех жителей многоквартирных домов.
В силу п. 4.3 упомянутых договоров цена является твердой и не подлежит изменению, изменение цены договора подлежит обсуждению сторонами путем договора.
Истицы ФИО2, ФИО4, ФИО5 и ФИО3 не являются стороной данных договоров, а поэтому не могут оспорить положения данных договоров.
Поскольку между жителями многоквартирных домов: № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес> и № по <адрес>, и управляющими компаниями (ООО УК «Управдом» и ООО «Управляющая компания») заключены соответствующие договора на содержание МКД (договор подряда), где не прописаны условия вывоза и утилизации ТБО, в том числе стоимость этой услуги, а данная услуга входит в состав содержания МКД, данный вопрос был решен управляющими компаниями по договоренности с ООО «Благоустройство».
Жители упомянутых МКД на своих общих собраниях после заключения договоров с управляющими компаниями обсуждали вопрос о стоимости услуги за вывоз и захоронение ТБО, однако, в надлежащей форме в соответствии со ст.ст. 450-452 ГК РФ не изменили условия договоров.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В иске Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в Борисоглебском, ФИО6, ФИО6, ФИО8 <адрес>х, заявленного в интересах жильцов многоквартирных жилых домов № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес> и № по <адрес> (в том числе в интересах ФИО2, ФИО4, ФИО5 и ФИО3), к Обществу с ограниченной ответственностью «Благоустройство», Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Управдом» и Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» о признании действий Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство» по установлению цены на услугу по вывозу и утилизацию твердых бытовых отходов от жителей упомянутых жилых домов незаконными, понуждении Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство», Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Управдом» и Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» заключить договора на услугу по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов от жителей упомянутых жилых домов по цене, установленной соглашением сторон, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский облсуд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий –п/п
Копия верна: С у д ь я - О.А.Строкова
Секретарь суда - ФИО18
Дело № 2-1233/13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Борисоглебск 20 ноября 2013 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего-судьи СТРОКОВОЙ О.А.
при секретаре СИЗЕНЕВОЙ Л.В.,
с участием представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в Борисоглебском, Грибановском, Поворинском, Терновском районах Воронежской области ПОМАЗАЕВА А.С.,
истцов ИРБЕ Р.Р., ПОЖИДАЕВОЙ Л.А., СКАЧКОВОЙ Л.А., МИРОН В.В.,
представителей ответчиков:
ООО «Благоустройство» ОВЧИННИКОВА О.Ю.,
ООО Управляющая компания «Управдом» МУРАТОВА И.А.,
представителя третьего лица администрации БГО БОЛОТОВОЙ Т.А.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Борисоглебском, Грибановском, Поворинском, Терновском районах, заявленного в интересах жильцов жилых многоквартирных домов: № 87 по ул. Павловского, № 4 по ул.Рябиновая, № 16 по ул.Чкалова и № 119 по ул.Советскаяв городе Борисоглебске Воронежской области (в том числе в интересах ИРБЕ РИММЫ РОМАНОВНЫ, ПОЖИДАЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ АНДРЕЕВНЫ, СКАЧКОВОЙ ЛЮБОВИ АЛЕКСЕЕВНЫ и МИРОН ВАЛЕНТИНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ), к ООО «Благоустройство», ООО УК «Управдом» и ООО «Управляющая компания» о признании действий ООО «Благоустройство» по установлению цены на услугу по вывозу и утилизацию твердых бытовых отходов от жителей упомянутых жилых домов незаконными, понуждении Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство», Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Управдом» и Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» заключить договора на услугу по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов от жителейупомянутых жилых домов по цене, установленной соглашением сторон,
у с т а н о в и л:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в Борисоглебском, ФИО6, ФИО6, ФИО8 <адрес>х обратился в суд с иском, пояснив следующее.
В данный территориальный отдел ДД.ММ.ГГГГ поступили обращения жителей <адрес> вх. №№ и 70 о фактах нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов.
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека установлено, что согласно представленным платежным документам жителям многоквартирных домов <адрес> установлен тариф на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов в размере 2,28 руб./кв.м в составе содержания и ремонта общедомового имущества многоквартирного дома. В платежных документах указано, что тарифы и нормативы утверждены Постановлениями Администрации БГО, в том числе постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ года, которым установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установлена структура платы за содержание и ремонт жилых помещений, размера платы за пользование жилым помещением. Данным постановлением установлена стоимость услуги по вывозу и захоронению ТБО в размере 2,28 руб./кв.м для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Жители <адрес> ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО3 являются собственниками жилых помещений, способ управления жильцами определен. Органы местного самоуправления в соответствии со статьями 13-14 Жилищного кодекса Российской Федерации не имеют полномочий устанавливать нормативы образования (накопления) бытовых отходов и тарифы (цены, ставки платы) за сбор и вывоз бытовых отходов для этих собственников помещений. В данном случае применение тарифа за вывоз ТБО по постановлению администрации БГО является неправомерным.
Включение в стоимость услуги по содержанию и ремонту общедомового имущества тарифа на утилизацию противоречит ст. 154 ЖК РФ, которой установлена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, что нарушает жилищные права граждан, поскольку утилизация не является коммунальной услугой и не входит в перечень необходимых мероприятий по содержанию жилого дома.
Стоимость услуги по вывозу и размещению твердых бытовых отходов от жителей <адрес> в размере 2,28 руб. с 1 кв.м также имеет место в публичном договоре № на размещение отходов от физического лица от 01.01.2013г., опубликованном ООО «Благоустройство» в газете «Борисоглебский вестник» № от ДД.ММ.ГГГГ г.
Жители <адрес> не были согласны со стоимостью услуг ООО «Благоустройство», со структурой оплаты услуг по содержанию общедомового имущества в части вывоза ТБО, согласно письма исх. № от 21.02.2013г. ООО УК «Управдом», оказывающего жителям услуги по содержанию общедомового имущества по договорам подряда, собственники жилых домов по адресам: <адрес>, дома№№14,16, <адрес>, на общих собраниях решили оплачивать услугу по вывозу ТБО по прямым договорам с ООО «Благоустройство», в чем им было отказано (письмо ООО «Благоустройство» в адрес МУП «РИЦ» БГО исх. № от ДД.ММ.ГГГГ г.).
Поскольку ООО «Благоустройство» не выполнил законные требования, в соответствии со ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст.445 ГК РФ истец обратился в суд для защиты нарушенных прав потребителей ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО3 вследствие умышленных действий (бездействий) ООО «Благоустройство».
Истец просил: признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство» по установлению цены за услугу за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов для жителей <адрес> ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО3 в размере 2,28 руб./кв.м незаконными; признать действия муниципального унитарного предприятия «Расчетно-информационный центр» Борисоглебского городского округа по установлению в платежных документах цены за услугу за содержание и ремонт для жителей <адрес> в части включения в нее тарифа на утилизацию незаконными; обязать ООО «Благоустройство» и МУП «РИЦ» Борисоглебского городского округа произвести перерасчет цены за услуги за сбор и вывоз твердых бытовых отходов населению <адрес> за период с 01.01.2013г., исключив из ее состава тариф на утилизацию; понудить ООО «Благоустройство» заключить с жителями <адрес> ФИО2, ФИО4, ФИО5 договора на услугу по вывозу твердых бытовых отходов по цене, установленной соглашением сторон.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил свои исковые требования, указав в качестве ответчиков ООО «Благоустройство», ООО «УК «Управдом» и ООО «Управляющая компания», исключив из числа ответчик МУП «РИЦ», и обратив внимание на следующее.
Стоимость услуги по вывозу и размещению твердых бытовых отходов от жителей <адрес> в размере 2,28 руб. с 1 кв.м имеет место в публичном договоре № на размещение отходов от физического лица от 01.01.2013г., опубликованном ООО «Благоустройство» в газете «Борисоглебский вестник» № от 02.02.2013г. В данном публичном договоре также определены места сбора ТБО представляющие собой контейнеры ёмкостью 0,75 куб.м и бункера ёмкостью 7 куб.м. Сбор оплаты за вывоз и утилизацию ТБО осуществляется без учета количества вывезенных отходов с каждого места сбора, без учета части отходов, образующихся в каждом многоквартирном доме. Установленные ООО «Благоустройство» места сбора являются общими для ряда многоквартирных домов, индивидуальных домовладений, муниципальных и частных организаций.
Жители <адрес> не были согласны со стоимостью услуг ООО «Благоустройство», со структурой оплаты услуг по содержанию общедомового имущества в части вывоза ТБО, собственники жилых домов по адресам: <адрес> на общих собраниях решили оплачивать услугу по вывозу ТБО по прямым договорам с ООО «Благоустройство», по цене, определенной соглашением сторон, в чем им было отказано (письмо ООО «Благоустройство» в адрес МУП «РИЦ» БГО исх. № от ДД.ММ.ГГГГ г.). Жители <адрес> также обращались в ООО «Управляющая компания», осуществляющее управление их многоквартирным домом, с несогласием оплаты услуги по вывозу и утилизации ТБО по тарифу 2,28 руб./кв.м, не утвержденному на общем собрании жителей и являющимся завышенным.
Истец просит: признать действия ООО «Благоустройство» по установлению цены за услугу за вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов для жителей <адрес> и <адрес> в размере 2,28 руб./кв.м незаконным; понудить ООО «Благоустройство», ООО «УК «Управдом» и ООО «Управляющая компания» заключить договора на услугу по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов от жителей <адрес> и <адрес> по цене, установленной соглашением сторон.
Представитель истца ФИО10 исковые требования поддержал в полном объеме.
Истицы ФИО2 (жительница <адрес>), ФИО4 (жительница <адрес>), ФИО5 (жительница <адрес>) и ФИО3 (жительница <адрес>) исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ООО «Благоустройство» ФИО11 иск не признал.
Представитель ответчика ООО Управляющая компания «Управдом» ФИО12 против удовлетворения иска не возражает.
Представитель третьего лица администрации БГО, привлеченной судом к участию в деле, ФИО13 возражает против иска.
Представитель ответчика ООО «Управляющая компания» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель ответчика ООО «Управляющая компания» ФИО14 иск не признала.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
взнос на капитальный ремонт;
плату за коммунальные услуги.
Часть 4 той же статьи определяет, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Таким образом, вывоз твердых бытовых отходов не является коммунальной услугой.
В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственниками помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. «д» ч. 11 Правил сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, образующихся в результате деятельности собственников МКД, является составной частью содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, а также «Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, раскрывающими понятие общего имущества, вывоз бытовых отходов относится к услуге по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, следовательно, оплачивается в составе платы за жилое помещение и не может быть исключен из платежного документа.
В силу ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией (ч. 2).
Собственники жилых помещений многоквартирных домов № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес> в <адрес> выбрали непосредственное управление многоквартирным домом.
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данномдоме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.1сст. 161 ЖК РФ).
Непосредственное управление многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, может быть выбрано и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме при заключении такими собственниками с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме (ч. 9.1 ст. 161 ЖК РФ).
На основании данных положений Жилищного кодекса РФ председатели советов многоквартирных домов № по <адрес> (ФИО2), № по <адрес> (ФИО4), № по <адрес> (ФИО5) заключили с ООО «Управляющая компания «Управдом» договора на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в указанных домах.
Многоквартирный жилой <адрес> (председатель совета многоквартирного дома ФИО3) находится в управлении ООО «Управляющая компания».Поскольку вывоз ТБО входит в исключительный перечень оказываемых услуг и выполняемых работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома, и управляющие организации в силу требований ст. 16 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не могут самостоятельно осуществлять транспортирование отходов (вывоз ТБО), между ООО «Благоустройство» - исполнителем услуги по вывозу ТБО, и ООО УК «Управдом» был заключен договор № на вывоз и размещение твердых бытовых отходов от физических лиц (в том числе от жителей многоквартирных жилых домов № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>) от 01.02.2013г. (л.д. 56-62 т.1).
Между ООО «Благоустройство и ООО «Управляющая компания» в отношении многоквартирного <адрес> (в числе других домов) заключен договор № на вывоз и размещение твердых бытовых отходов от физических лиц от 03.03.2013г. (л.д. 63-68 т.1).
В упомянутых договорах на вывоз и размещение твердых бытовых отходов стороны определили размер ежемесячной платы на период 2013 года за вывоз и размещение отходов в размере 2,28 руб. за 1 кв.м помещений многоквартирного дома, находящихся в собственности потребителя.
Пункты 10 и 11 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительств РФ от 10.02.1997г. № 155, устанавливают, что цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг порядок и форма оплаты определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой и регулируемой соответствующими государственными органами. Цена услуг по вывозу бытовых отходов, а также иные условия договора об оказании этих услуг устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными нормативными актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Определяя плату за вывоз и размещение ТБО в размере 2,28 руб./кв.м стороны, исходя из положений упомянутых Правил, воспользовались ценой, установленной Постановлением администрации Борисоглебского городского округа № от 23.01.2013г. «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма муниципального жилищного фонда и размера платы за содержание иремонт жилого помещения собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, структуры платы за содержание и ремонт жилых помещений, размеры платы за пользование жилым помещением (платы за наем)» (л.д. 28-29 т.1).
Представитель ООО «Благоустройство» ФИО15 в судебном заседании разъяснила механизм расчета размера платы за вывоз и утилизацию ТБО: фактически сложившаяся норма накопления отходов за предыдущий год (м?/чел./год) умножается на количество жителей, проживающих в многоквартирных домах, умножается на тарифы за вывоз и захоронение ТБО и делится на количество метров в многоквартирных домах.
В упомянутом постановлении администрации Борисоглебского городского округа указантариф на захоронение отходов с 01.02.2013г. по 30.06.2013г. в размере 64 руб. 20 коп.за 1м?, с 01.07.2013г. по 31.01.2014г. в размере 67 руб. 35 коп. за 1 м?, тариф на вывоз отходов с 01.01.2013г. по 30.06.2013г. в размере 140 руб. 00 коп. за 1м?, с 01.07.2013г. по 31.01.2014г. в размере 146 руб. 75 коп.за 1м?.
Тарифы на захоронение отходов в силу действующего ФИО7 законодательства подлежит государственному регулированию, и на период с 01.02.2013г. по 31.01.2014г. они установлены Приказом Управления по государственному регулированию тарифов <адрес> № от 29.12.2012г. для ООО «Благоустройство» Борисоглебского городского округа (л.д. 206 т.1).
Вывоз твердых бытовых отходов является потенциально конкурентной услугой и его стоимость не является регулируемой. Тариф на вывоз ТБО в размере 140 руб. 00 коп.и 146 руб. 75 коп. за 1 м? установлен приказом № от 10.01.2013г. ООО «Благоустройство» (л.д. 102 т.1).
Стоимость услуги по вывозу и захоронению от жителей <адрес> в размере 2,28 руб. с 1 кв.м также имеет место в публичном договоре № на размещение отходов от физического лица от ДД.ММ.ГГГГ года, опубликованном ООО «Благоустройство» в газете «Борисоглебский вестник» № от ДД.ММ.ГГГГ года. В данном публичном договоре также определены места сбора ТБО, представляющие собой контейнеры ёмкостью 0,75 куб.м и бункера ёмкостью 7 куб.м, а также график вывоза ТБО.
Истцы не оспаривают тарифы на вывоз и утилизацию ТБО, они не согласны с цифрами, которые легли в основу расчета стоимости указанной услуги, а именно: с общим количеством абонентов (жителей) <адрес>, указанных в расчете; жителей, проживающих в многоквартирных домах; объемом ТБО, приходящимся на жителей МКД; фактическойнормой образования ТБО в кубических метрах на одного человека в год, и как результат, со стоимостью услуги по вывозу и захоронению ТБО от жителей МКД в размере 2,28 руб. с 1 кв.м.
Как пояснили представители ООО «Благоустройство», для определения стоимостиуслугипо вывозу и захоронению ТБО на 2013 год брались данные за 9 месяцев 2012 года. Они нашли подтверждение в мониторинге объема отходов вывезенных с улиц Борисоглебского городского округа за 9 месяцев 2012 года МУП «Комбинат благоустройства» (л.д. 179 т.1). Из этого объема ТБО высчитана норма накопления отходов на одного жителя <адрес>, которая составила 3,41м?/чел/год (144504 м? : 9 мес. *12 мес. : 56502 чел. = 3,41м?) (л.д. 181). По факту норма накопления ТБО на одного жителя <адрес> за тот же период составила 3,45м? (л.д.182 т.1).
Общее количество абонентов и площадей жилых помещений по <адрес> и МКД складывается из данных, представленных управляющими компаниями, ТСЖ, ПЖК, ПЖСК и МУП «РИЦ» (для частного сектора) (л.д.180 т.1).
Истицы ФИО2, ФИО4 ФИО5 и ФИО3 проводили мониторинг накопления отходов на контейнерных площадках, расположенных вблизи их многоквартирных домов: № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес> и № по <адрес>, а также вывоза ТБО с этих площадок. По их мнению, жителями их домов накапливается ТБО в значительно меньшем объеме, чем предусмотрено нормой накопления ТБО, представленной ООО «Благоустройство». Данные мониторингов, и расчетов истицы представили суду (л.д. 164, 165, 173-178, 207-208 т. 1, 127, 128, 163 т.2).
Представители ООО «Благоустройство» не возражают заключить с жителями указанных МКД отдельные договора на вывоз и захоронение ТБО в случае оборудования жителями этих домов изолированных контейнерных площадок для каждого отдельного дома. В этом случае и стоимость услуги по вывозу ТБО будет иная.
В настоящее время при отсутствии таких специально оборудованных изолированных контейнерных площадок, принадлежащих конкретному многоквартирному дому, берется усредненная цена для всех жителей МКД.
Представитель истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФИО16 провел выборочную проверку представленных ООО «Благоустройство» путевых листов грузовых автомобилей, собиравших мусор с улиц города за 9 месяцев 2012 года, журнала учета отходов на полигоне за 9 месяцев 2012 года, реестра договоров, заключенных с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. По мнению ФИО16, указанная в расчетах ООО «Благоустройство» и администрации БГО норма накопления ТБО в размере 3,41м?/чел/год, которая взята за основу начисления платежей, не соответствует действительным расчетам. Так, в расчетах нормы накопления отходов применено не общее количество жителей <адрес> (по справке № от 08.09.2013г. отдела статистики <адрес> 64891 чел.), а количество абонентов МУП «КБ» БГО (в 2012 году – 56502 чел.), разница между показателями составляет 8389 чел. или 15%.
По утверждению ФИО16, объем вывезенных отходов за 12 месяцев 2012 года в количестве 192671м?, полученных на основании мониторинга МУП «КБ» объема отходов, вывезенных с улиц БГО, не нашел своего подтверждения в плане доли ТБО от жителей МКД, частного сектора и хозяйствующих субъектов, заключивших договора с МУП «КБ» на вывоз ТБО.
В представленных документах вывоз отходов от жителей <адрес> осуществлялось по маршрутам №№ транспортом коммунального предприятия. Согласно представленном журналу учета отходов, поступающих на полигон ТБО, за ДД.ММ.ГГГГ по маршрутам №№ 5, 6 КЭЧ вывезено на 17 м? отходов больше максимальной емкости используемых контейнеров по данным маршрутам с учетом полного их наполнения. По маршрутам № 12, № вместо 8 выездов по графику осуществлено 9 выездов, объем завышен на 16 м?, по маршруту № вместо 1 выезда по графику осуществлено 3 выезда автотранспорта, объем завышен на 128 м?, хотя сбор отходов по маршрутам №№ 12, 29, 30 осуществлялся в контейнеры объемом 8 м? и физическое их наполнение несколько раз в день жителями, по мнению представителя истца, не представляется возможным. Вместе с тем в представленных договорах с ИП и ЮЛ <адрес> определены места сбора ТБО зачастую те же, что и для жителей города. В этой связи, по мнению представителя истца, не исключена двойная оплата услуг и двойной счет объема ТБО. Использование общих мест сбора ТБО подтверждается и порядком вывоза отходов по договорам, парикмахерские по договору 4 раза в год вывозят по 0,5 м? при отсутствии мест сбора отходов у хозяйствующего субъекта.
Двойной счет и оплата услуг просматривается, по утверждению представителя истца, и при анализе количества отходов по месяцам. Так в январе и июне 2012 года на полигон поступило 13727м? и 19519 м? отходов соответственно, в представленном мониторинге от жителей города вывезено ТБО в январе и июне 2012 года соответственно 11835м? и 17345 м?, то есть на долю договорных отношений приходилось 1892м? и 2174 м? ТБО соответственно. При анализе договорных отношений МУП «КБ» БГО установлено, что в 2012 году было заключено 850 договоров с хозяйствующими субъектами, объем вывезенных отходов от хозяйствующих субъектов составил 41258 м?, без учета субъектов осуществляющих самовывоз (16 субъектов с объемом 7104 м?), то есть на долю договоров с ИП и ЮЛ приходилось 3438 м? отходов в месяц.
Невозможность применения данного тарифа 2,28 руб. за 1 кв.м для жителей МКД, по мнению представителя истца, обусловлена и требованиями п. 11 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утверждённых Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ г., так как цена для всех потребителей данной услуги должна быть одинаковой, а в представленных договорах на размещение отходов физических лиц (газета «Борисоглебский вестник» № от ДД.ММ.ГГГГ г.) оплата услугу по вывозу ТБО для жителей индивидуальных домовладений рассчитана исходя из нормы накопления 2 м?/чел. в год, тогда как для жителей МКД норма накопления в представленных расчетах составила 3,41 м?/чел. в год. Согласно ФИО19 51617 -2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» норма накопления ТБО для жителей составляет 0,92 м.куб/год на человека.
Представители ООО «Благоустройство» подтверждая норму накопления ТБО ссылаются на постановление Администрации Борисоглебского городского округа <адрес> № от 08.02.2012г., которым утверждена генеральная схема санитарной очистки на территории Борисоглебского городского округа <адрес>, а также на результаты проведенной научно-исследовательской работы независимой экспертной организацией ООО «Мегаполис» из <адрес> в 2011г., которой были определены нормы накопления отходов на территории <адрес> в размере 3,26 м? в год для жителей многоквартирных домов и 3,1 м? для жителей индивидуальных домов, что, по мнению представителей ответчика, подтверждает правильность расчета их предприятия (л.д. 129-155 т.2).
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. В силу п. 1 ст.424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Пунктом 2 той же статьи изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором.
Глава 29 ГК РФ определяет порядок и условия изменения и расторжения договора.
Во исполнение требований жилищного законодательства, с целью предоставления услуги по сбору и вывозу ТБО, образующихся в процессе жизнедеятельности потребителей были заключены договоры № от 01.02.2013г. № от 01.03.2013г. на вывоз и размещение твердых бытовых отходов от физических лиц между ООО «Благоустройство» - «Исполнитель» и ООО УК «Управдом» по первому договору и ООО «Управляющая компания» по второму договору – «Заказчики».
Стоимость услуги по вывозу и размещению ТБО согласована сторонами разделом 4 договора и составляет 2 руб. 28 коп. за 1 кв.м помещений в МКД, находящихся в собственности потребителей.
Таким образом, сторонами договора уже установлена цена услуги по вывозу и захоронению ТБО, и она является единой для всех жителей многоквартирных домов.
В силу п. 4.3 упомянутых договоров цена является твердой и не подлежит изменению, изменение цены договора подлежит обсуждению сторонами путем договора.
Истицы ФИО2, ФИО4, ФИО5 и ФИО3 не являются стороной данных договоров, а поэтому не могут оспорить положения данных договоров.
Поскольку между жителями многоквартирных домов: № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес> и № по <адрес>, и управляющими компаниями (ООО УК «Управдом» и ООО «Управляющая компания») заключены соответствующие договора на содержание МКД (договор подряда), где не прописаны условия вывоза и утилизации ТБО, в том числе стоимость этой услуги, а данная услуга входит в состав содержания МКД, данный вопрос был решен управляющими компаниями по договоренности с ООО «Благоустройство».
Жители упомянутых МКД на своих общих собраниях после заключения договоров с управляющими компаниями обсуждали вопрос о стоимости услуги за вывоз и захоронение ТБО, однако, в надлежащей форме в соответствии со ст.ст. 450-452 ГК РФ не изменили условия договоров.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В иске Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в Борисоглебском, ФИО6, ФИО6, ФИО8 <адрес>х, заявленного в интересах жильцов многоквартирных жилых домов № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес> и № по <адрес> (в том числе в интересах ФИО2, ФИО4, ФИО5 и ФИО3), к Обществу с ограниченной ответственностью «Благоустройство», Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Управдом» и Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» о признании действий Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство» по установлению цены на услугу по вывозу и утилизацию твердых бытовых отходов от жителей упомянутых жилых домов незаконными, понуждении Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство», Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Управдом» и Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания» заключить договора на услугу по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов от жителей упомянутых жилых домов по цене, установленной соглашением сторон, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский облсуд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий –п/п
Копия верна: С у д ь я - О.А.Строкова
Секретарь суда - ФИО18