Производство № 2-540/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Смоленск 17 января 2020 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Яворской Т.Е.,
при секретаре Макриденкове Д.В.,
с участием истца Манюгина А.А.,
представителя ответчика Лебедевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело (УИД 67RS0003-01-2019-004492-66) по иску Манюгина Алексея Алексеевича к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Смоленске о включении периодов работы в стаж, назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Манюгин А.А. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Смоленске о признании права на досрочное назначение пенсии. В обоснование иска указал, что решением Пенсионного фонда от 28 сентября 2019 ему отказано в досрочном назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа. Считает, что ответчиком необоснованно не был включен в стаж для назначения пенсии период его работы с 01.10.1987 по 23.01.1995 в должности слесаря-моториста, слесаря по ремонту а\машин, водителя 3 класса Карагандинской маслосырбазы Республики Казахстан. Факт работы и характер подтверждаются трудовой книжкой, архивной справкой. Просит признать решение об отказе в назначении пенсии незаконным. Просит обязать ответчика включить период работы с 01.10.1987 по 23.01.1995 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначить ему пенсию досрочно.
В судебном заседании Манюгин А.А. требования иска поддержал, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Смоленске –Лебедева Е.А., требования иска не признала, указав, что истцу обоснованно отказано в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия специального стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Представленными документам не подтверждается работа истца с вредными и тяжелыми условиями труда. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав стороны, представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости ранее достижения возраста, имеют мужчины по достижении 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет и 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
Судом установлено, что 15.06.2018 Манюгин А.А. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, в которой ему отказано из-за отсутствия требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда.
При этом по состоянию на 15.06.2018 страховой стаж Манюгина А.А. составил 27 лет 07 месяцев 18 дней, льготный стаж – 05 лет 02 месяца 09 дней.
Истец оспаривает не включение пенсионным органом в льготный стаж периода своей работы с 01.10.1987 по 23.01.1995 в должности слесаря-моториста, слесаря по ремонту а\машин, водителя 3 класса Карагандинской маслосырбазы Республики Казахстан.
Ответчик, отказывая истцу во включении спорного периода работы в льготный стаж, сослался на то, что не представлены документы, подтверждающие работу истца с вредными и тяжелыми условиям.
Принимая решение, суд исходит из следующего.
Согласно ч. ч. 2 - 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно подп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10.
При этом, время выполнявшихся до 01.01.1992 года работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта, разделом 28 «Транспорт» предусмотрены мотористы, а разделом 30 Списка № 2 от 22.08.1956 предусмотрены мотористы и старшие мотористы.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Согласно записям трудовой книжки Манюгин А.А. работал с 01.10.1987 по 23.01.1995 в должности слесаря-моториста, слесаря по ремонту а\машин, водителя 3 класса Карагандинской маслосырбазы Республики Казахстан.
При этом, работа в качестве слесаря, водителя, моториста дает право на досрочное назначение пенсии только занятым на определенных Списками видах работ.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств - участников СНГ регулируются "Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г., подписанным, в том числе Российской Федерацией и Казахстаном.
Согласно ст. 1, 6 Соглашения от 13 марта 1992 г., пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г.
Согласно ст. 10 Соглашения от 8 декабря 1991 г., государства - участники Содружества берут на себя обязательства принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированным постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1, СССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г., то из буквального толкования п. 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.
Изменений и дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В этой связи, трудовой стаж по трудовому договору, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., включая стаж до распада СССР, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ до 13 марта 1992 г. с применением норм пенсионного законодательства РФ, периоды работы по трудовому договору с 14 марта 1992 г. подлежат включению в специальный стаж при предоставлении сведений о льготной работе, подтвержденных справкой компетентного органа, а по найму с 1 января 2002 г. исключительно при уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, предъявляют соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже граждан, приобретенном на территории государств - участников соглашений.
В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж, могут приниматься: справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществляется трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника соглашения.
В соответствии с п. 22, 23 правил, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н, при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе; приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представленные Пенсионному фонду и в материалы настоящего дела архивные справки за спорный период работы истца содержат лишь сведения о периоде его работы и о доходах, но не подтверждают льготный характер работы, не содержат сведений о праве истца на включение периодов работы, в том числе, имевших место после 13 марта 1992 г. в специальный стаж для досрочного назначения пенсии в соответствии с Пенсионным законодательством РФ.
Кроме того, как следует из архивных справок, предприятие ликвидировано, в архив на хранение приказы по личному составу за 1992-1995 годы не поступали.
Справка компетентного органа Республики Казахстан - Республиканское государственное казенное предприятие "Государственный центр по выплате пенсии", содержащая в соответствии с пенсионным законодательством РФ сведения о льготном характере работы истца после 13 марта 1992 г., не представлена.
Ссылки истца на наличие в трудовой книжке записи о работе с вредными условиями труда, не является безусловным основанием для назначения досрочной пенсии, поскольку трудовая книжка является документом, подтверждающим трудовой стаж, тогда как в данном случае речь идет о специальном стаже. В тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют необходимые сведения о характере выполняемой работы, специальный стаж определяется на основании дополнительных документов, содержащих эти сведения в отношении данного лица.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для назначения досрочной страховой пенсии по старости, возложено законом на истца. Однако, в ходе рассмотрения дела истцом доказательств, подтверждающих характер его работы в указанный период, не имеется, документов, свидетельствующих о его занятости полный рабочий день, не представлено.
Вместе с тем, данное обстоятельство не лишает истца права на включение спорного периода работы в специальный стаж при условии предоставления достоверных соответствующих доказательств из компетентного органа Республики Казахстан.
Учитывая, что документы, подтверждающие достоверность сведений о работе во вредных и тяжелых условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, протекавшей на территории Республики Казахстан, а также доказательств того, что компетентным органом Республики Казахстан был документально подтвержден льготный характер выполняемых истцом работ на территории Республики Казахстан, не представлено, период работы истца с 01.10.1987 по 23.01.1995 не подлежит включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
На основании вышеизложенного, суд считает необходимым Манюгину А.А. в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░