Гражданское дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Сусуманский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Волоховой Н.В.,
при секретаре Пашине А.В.,
с участием:
прокурора - помощника прокурора <адрес> Михайлова Н.А.,
представителя муниципального унитарного предприятия «АВТО» Маленкович Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний № Сусуманского районного суда <адрес> в городе <адрес> гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «АВТО» о понуждении к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сусуманского района Магаданской области обратился в Сусуманский районный суд Магаданской области с иском к муниципальному унитарному предприятию «АВТО» (далее МУП «АВТО») о возложении обязанности в срок до 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и предоставить на утверждение в Управление Росприроднадзора по Магаданской области паспорт опасных отходов по отработанным люминесцентным лампам, в Управление Ростехнадзора по Магаданской области проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Сусуманского района проведена проверка соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, охране окружающей среды.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия человека.
Согласно ст. 22 указанного закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.4 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Согласно ст. 11 указанного закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Статьей 14 указанного закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
В силу ст. 18 данного закона, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 года №703 были утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Из пункта 5 данных Методических указаний следует, что хозяйствующие субъекты разрабатывают и оформляют проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещении и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы Ростехнадзора.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 02.12.2002 г. №786, такой вид отходов как ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак имеют код 35330100 13 01 1, т.е. отнесены к первому классу опасности для окружающей среды.
МУП «АВТО» при осуществлении своей деятельности для освещения помещений предприятия использует люминесцентные лампы, в результате чего образуются отходы 1 класса опасности.
Наличие у предприятия документов по учету отходов производства и потребления необходимо для предотвращения вредного их воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Защита прав граждан на благоприятную окружающую среду является приоритетным направлением прокурорского надзора, затрагивает интересы значительного круга лиц, в связи с чем прокурор обладает правом обращения в суд с данным исковым заявлением.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Михайлов Н.А. поддержал уточненный исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МУП «АВТО» Маленкович Н.А. исковые требования признала и пояснила, что для освещения помещений предприятия используются люминесцентные лампы, но паспорта опасных отходов, как и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на предприятии не имеется. В настоящее время предприятием заключен договор по разработке указанных документов. После подготовки этих документов предприятие обратиться в соответствующие структуры для их утверждения.
Заслушав объяснения прокурора Михайлова Н.А., представителя ответчика МУП
«АВТО» Маленкович Н.А., исследовав представленные доказательства, суд находит, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статья 58 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии со статьей 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 названного закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, размещение отходов производства и потребления, а также иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно пункту 3 статьи 51 этого же закона отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, каковым является Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Из преамбулы Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что этот закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления и предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии со статьей 1 названного закона: отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов.
Согласно частям 2 и 3 статьи 14 этого же закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт, т.е. документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
Согласно пунктов 2.3, 2.4. Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 года № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов» паспортизация опасных отходов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) и ее территориальными органами на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы (далее - заявители), и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды. Паспортизация состоит в рассмотрении Ростехнадзором и его территориальными органами материалов, представляемых заявителями; оформлении и выдаче территориальными органами Ростехнадзора документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды согласно образцу; согласовании паспортов опасных отходов.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 года № 717 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» функции Ростехнадзора в части экологической экспертизы и нормирования переданы Росприроднадзору и его территориальным органам. Согласно п. 4.5. Положения об Управлении, утвержденного приказом Росприроднадзора от 29.06.2011 г. № 484, работа по паспортизации отходов (в том числе выдаче свидетельств о классе опасности отходов для окружающей среды и согласования паспортов отходов I-IV классов опасности) отнесена к полномочиям Управления.
В силу статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее Минприрода России) от 25.02.2010 года № 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Как установлено в пункте 5 названного Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ответчик МУП «АВТО» является действующим юридическим лицом, что подтверждается Уставом МУП «АВТО» (л.д. 9-17), свидетельством о государственной регистрации серии МП № 422 от 20 июля 2001 года (л.д. 19), свидетельством о постановке на учет в налоговом органе серии 49 № 000094863 (л.д. 18).
МУП «АВТО» в своей деятельности для освещения коридоров помещения и гаража использует люминесцентные лампы, что подтверждается объяснением директора МУП «АВТО» Маленкович Н.А. (л.д. 8). В ходе судебного заседания представитель ответчика Маленкович Н.А. не оспаривала этого обстоятельства.
Для хранения использованных люминесцентных ламп согласно приказу по МУП «АВТО» от 12 января 2010 года №2 выделено отдельное помещение в пристройке к гаражу.
В соответствии с утвержденным приказом Минприроды от 02.12.2002 года №786 Федерального классификационного каталога отходов, такой вид отходов как ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак имеет код 35330100 13 01 1.
При этом, указанный выше код определяет вид отходов, характеризующий их общие классификационные признаки. Первые восемь цифр используются для кодирования происхождения отхода; девятая и десятая цифры используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы; одиннадцатая и двенадцатая цифры используются для кодирования опасных свойств и их комбинаций; тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды (0 - класс опасности не установлен, 1 - I класс опасности, 2 - II класс опасности, 3 - III класс опасности, 4 - IV класс опасности, 5 - V класс опасности).
Таким образом, люминесцентные лампы отнесены к I классу опасности.
Следовательно, ответчик МУП «АВТО» в силу требований статей 14 и 18 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязан разработать и утвердить в установленном законом порядке паспорт опасных отходов по отработанным люминесцентным лампам, а также разработать и утвердить в установленном законом порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
На день рассмотрения дела в суде указанные выше паспорт, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ответчиком МУП «АВТО» не разработаны и не утверждены.
Из представленной представителем ответчика МУП «АВТО» Маленкович Н.А. копии договора №23 от 11 июля 2012 года, следует, что ответчиком МУП «АВТО» заключен договор на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также на разработку паспорта опасных отходов. Срок исполнения работ по договору с учетом сопровождения рассмотрения проекта до получения Разрешения на размещение отходов определен 15 сентября 2012 года.
Поскольку, допущенные ответчиком МУП «АВТО» нарушения действующего законодательства, выразившиеся в отсутствии утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспортизации опасных отходов, может негативно повлиять на состояние природной среды, что создает реальную угрозу здоровью населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе, и на благоприятную окружающую среду, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
При этом суд считает, что прокурор на основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе был обратиться в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку закон не ограничивает полномочия прокурора по обращению в суд с требованиями о возложении обязанности на лиц, допустивших нарушение требований закона, устранить нарушения, в том числе, в сфере нарушения законодательства об охране окружающей среды.
Устанавливая срок для исполнения решения, суд учитывая, что ответчиком МУП «АВТО» уже проводятся работы по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также по разработке паспорта опасных отходов, считает, что срок до 2-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда будет достаточным для окончания проведения указанных работ и предоставления на утверждение в соответствующие учреждения разработанных паспорта опасных отходов по отработанным люминесцентным лампам и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещения.
Исходя из вышеизложенного, суд считает необходимым удовлетворить в полном объеме заявленные прокурором Сусуманского района исковые требования и возложить на ответчика МУП «АВТО» обязанность в срок не позднее 2-х месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и предоставить на утверждение в Управление Росприроднадзора по Магаданской области паспорт опасных отходов по отработанным люминесцентным лампам, в Управление Ростехнадзора по Магаданской области проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой прокурор освобожден в силу закона, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, подлежит зачислению в бюджет муниципального района.
По исковым требованиям неимущественного характера размер государственной пошлины согласно подпункту 3 пункта 1 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 4 000 рублей.
Поскольку исковые требования прокурора удовлетворены полностью, то с ответчика МУП «АВТО» подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Сусуманский район» государственная пошлина в размере 4 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 2-░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2012 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░