Дело № 2-556/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2022 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Коротковой О.И.,
при ведении протокола помощником судьи Панкратовой Ю.В.,
рассмотрев в судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Зосимова ФИО4 Управлению Министерства внутренних дел России по Орловской области, Министерству внутренних дел по Чеченской Республике о признании фактического участия в контртеррористических операций, об обязании перерасчета выслуги лет для назначения пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Зосимов ФИО4 обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел России по Орловской области, Министерству внутренних дел по Чеченской Республике о признании фактического участия в контртеррористических операций, об обязании перерасчета выслуги лет для назначения пенсии.
В обоснование указал, что с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проходил службу в МВД Чеченской Республики на контрактной основе в должности оперативного дежурного отдела внутренних дел <данные изъяты> Чеченской Республики.
Ссылается, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ ежедневно участвовал в проведении контртеррористических операциях.
Полагает, что ответчик обязан засчитать ему в выслугу лет для назначения пенсии период его непосредственного фактического участия в проведении Контртеррористических операций в составе Объединенной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в Чеченской Республике в льготном исчислении из расчета один день участия в контртеррористической операции за три дня.
Просит суд признать его фактическим участником в проведении контртеррористических операциях, признать днями фактического участия в проведении контртеррористических операциях на территории Чеченской республики период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, обязать произвести перерасчет исчисления выслуги лет (трудового стажа) для назначения пенсии за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ из расчета один месяц за три месяца.
В судебном заседании истец Зосимов ФИО4 исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика УМВД России по Орловской области в судебном заседании пояснил, что исковые требования не признает в полном объеме, по доводам, изложенным в письменных возражениях, полагал о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд.
Представители Министерства внутренних дел по Чеченской Республике, Министерства внутренних дел Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Действие названного закона распространяется, в частности, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, и семьи этих лиц (абзац четвертый пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в льготном исчислении (часть 2 статьи 18 названного закона).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Согласно абзацу первому статьи 7 указанного закона Правительство Российской Федерации определяет порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
Такой порядок определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицам задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" (далее также - Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280), пунктом 2 которого предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г. N 1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике" (утратило силу в связи с изданием Правительством Российской Федерации Постановления от 26 декабря 2001 г. N 896 "О зонах вооруженных конфликтов") к зоне, на которую распространялось действие Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", отнесена вся территория Чеченской Республики.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. N 896 "О зонах вооруженных конфликтов" к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта отнесено выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. (абзац третий пункта 1 данного постановления).
Из содержания подпункта "а" пункта 1 и подпункта "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" следует, что военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в воинских частях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированных на постоянной основе на территории Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Чеченской Республики, в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц военной службы за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров воинских частей, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, определяется Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 18 этого закона).
Подпунктом "е" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее также - Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941) предусмотрено в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один день службы за три дня, время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 г. или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 г., а также время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в этой операции.
При рассмотрении дела, судом установлено, что Зосимов ФИО4 был откомандирован в распоряжение МВД Чеченкой Республики для прохождения службы на контрактной основе на период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, что подтверждается выпиской из приказа УВД Орловской области №***л/с от ДД.ММ.ГГ.
Решением Советского районного суда г. Орла от ДД.ММ.ГГ исковое заявление Зосимова С.В. к УМВД России по Орловской области о признании действий незаконными и признании ветераном боевых действий, оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от ДД.ММ.ГГ решение Советского районного суда г. Орла от ДД.ММ.ГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба Зосимова С.В. без удовлетворения.
Из вышеуказанных судебных актов усматривается, что при обращении Зосимова С.В. в УМВД России по Орловской области с заявлением о выдаче удостоверения «Ветерана боевых действий», в целях подтверждения факта непосредственного участия Зосимова С.В. в контртеррористических операциях на территории СКР РФ и рассмотрении вопроса выдачи удостоверения ветерана боевых действий УМВД России по Орловской области судом были подготовлены и направлены запросы в соответствующие учреждения и подразделения системы МВД.
Из ответа ИЦ МВД по Чеченской Республике от ДД.ММ.ГГ следует, что сведениями они не располагают.
ФКУ «ГИАЦ МВД России» от ДД.ММ.ГГ усматривается, что в приказах Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Зосимов С.В. не значится.
Согласно ответу ГИАЦ МВД России от ДД.ММ.ГГ в приказах Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД России в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Зосимов С.В. не значится.
На основании указанных обстоятельств, судебные инстанции пришли к выводу о том, что факт непосредственного участия Зосимова С.В. в боевых (контртеррористических) действиях на территории Северо-Кавказского региона РФ не подтвержден.
Частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Разрешая ходатайство ответчика о применении судом срока исковой давности к заявленным требованиям, суд исходит из следующего.
Согласно части 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
В случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных частью 4 названной статьи, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу (часть 5 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Аналогичные по продолжительности сроки установлены статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Как разъяснено в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
О том, что за непосредственное участие в контртеррористических операциях сотрудник органов внутренних дел признается участником боевых действий, Зосимов С.В. не знать не мог, поскольку служба в полиции обязывает его знать и соблюдать действующее законодательство. Следовательно, сроки для обращения в суд истцом без всяких уважительных причин пропущены. При этом доказательства уважительности пропуска указанного срока истцом в суд представлены не были.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд исходит из того, что период участия сотрудников органов внутренних дел в контртеррористической операции определяются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп, то есть само по себе нахождение такого сотрудника на территории, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции, не означает фактического его участия в контртеррористической операции.
Руководствуясь Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", подпунктом "е" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2000 г. N 1054 "О льготных условиях исчисления срока военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях", подпунктом "в" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд исходит из отсутствия правовых оснований для удовлетворения исковых требований и пропуска истцом срока для обращения в суд за разрешением служебного спора, установленного частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На основании изложенного, требования истца о признании его фактическим участником в проведении контртеррористических операциях, признании днями фактического участия в проведении контртеррористических операциях на территории Чеченской республики период с 06 февраля 2004 года по 09 декабря 2004 года, обязании произвести перерасчет исчисления выслуги лет (трудового стажа) для назначения пенсии за период с 06 февраля 2004 года по 09 декабря 2004 года из расчета один месяц за три месяца, удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Зосимова ФИО4 к Управлению Министерства внутренних дел России по Орловской области, Министерству внутренних дел по Чеченской Республике о признании фактического участия в контртеррористических операций, об обязании перерасчета выслуги лет для назначения пенсии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, которое будет изготовлено 22 февраля 2022 года.
Судья О.И. Короткова
Дело № 2-556/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
15 февраля 2022 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Коротковой О.И.,
при ведении протокола помощником судьи Панкратовой Ю.В.,
рассмотрев в судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Зосимова ФИО4 к Управлению Министерства внутренних дел России по Орловской области, Министерству внутренних дел по Чеченской Республике о признании фактического участия в контртеррористических операций, об обязании перерасчета выслуги лет для назначения пенсии,
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Зосимова ФИО4 к Управлению Министерства внутренних дел России по Орловской области, Министерству внутренних дел по Чеченской Республике о признании фактического участия в контртеррористических операций, об обязании перерасчета выслуги лет для назначения пенсии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения, которое будет изготовлено 22 февраля 2022 года.
Судья О.И. Короткова