№ 2- 432/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 января 2012г.
Районный суд Пролетарского района г. Ростова-на-Дону в составе:
Председательствующего Галицкой В.А.
При секретаре Тищенко Р.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оганесяна ФИО6 к Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, МУ ДМИБ Пролетарского района г. Ростова-на-Дону о признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л
Истец обратился в суд с настоящим иском к Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, МУ ДМИБ Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, ссылаясь на то, что Оганесян В.К. зарегистрирован в комнате №<адрес> по <адрес> (по данным МУПТИ и ОН <адрес> комната №, жилой площадью 16,9 кв. м ( № 69,70 шкафы по 0,5 кв. м каждый). В 1992 году Оганесян В.К. работал в кооперативе «Ваган» и ему было предоставлено для проживания вышеуказанное жилое помещение. С момента вселения в данное жилое помещение истец своевременно оплачивает за жилищно-коммунальные услуги, производит его ремонт, тем самым несет обязанности и пользуется всеми правами нанимателя по договору социального найма жилого помещения.
В июле 2009 года с Оганесяном В.К. заключен договор социального найма на комнату №. <адрес> по <адрес>. Балансодержателем <адрес>, литер А по <адрес> является МУ «ДМИБ Пролетарского района» г. Ростова-на-Дону.
При обращении Оганесяна В.К. по вопросу приватизации занимаемого жилого помещения в отдел приватизации МУ «ДМИБ Пролетарского района» г. Ростова-на-Дону он получил отказ, мотивированный тем, что дом по <адрес> имеет статус общежития, а жилые помещения, находящиеся в общежитиях, приватизации не подлежат.
Данный отказ он считает незаконным и нарушающим его право на приватизацию жилого помещения.
Граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальный жилищный фонд до ДД.ММ.ГГГГ, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность после ДД.ММ.ГГГГ при условии, если это жилое помещение является изолированным.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что жилое помещение, находящееся в пользовании истца, является изолированным, в приватизации ранее он не участвовал, поэтому право на получение занимаемого жилого помещения в собственность бесплатно.
Кроме того, в соответствии со статьей 8 Закона Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Истец в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца по доверенности Можинская А.Н. в судебном заседании требования иска поддержала в полном объеме.
В судебное заседание ответчики не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, суд считает, что требования искового заявления подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что истцу в связи с трудовыми отношениями была предоставлена комната №. 51 по <адрес> (по данным МУПТИ и ОН г. Ростова-на-Дону комната №, жилой площадью 16,9 кв. м ( №,70 шкафы по 0,5 кв. м каждый). Балансодержателем дома является МУ «ДМИБ» Пролетарского района г. Ростова-на-Дону. На протяжении всего времени проживания в данной комнате, истец исправно оплачивает коммунальные услуги за пользование жильем, выполняет все условия договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12 - 15).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ №1541-1 от 04.07.1991г. «О приватизации жилищного фонда в РФ», Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Закона РФ №1541-1, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 18 Закона РФ №1541-1, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которое находилось в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежития, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Таким образом, общежития, принадлежавшие государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям, и которые были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежития в силу закона и к ним применяется режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Истец обращался к МУ «Дирекция муниципального имущества и благоустройства Пролетарского района» с просьбой заключить договор на передачу квартиры в собственность членов семьи, в чем ему было отказано.
Таким образом, Истец не может воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В силу ст. 4 Федерального Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях. Статья 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ, предусматривает, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из данной правовой нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов. Таким образом, граждане, которые занимают жилые помещения в указанных домах, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
После вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. от 189-ФЗ статус общежития жилым домом, расположенным по адресу : <адрес> утрачен в силу закона и у граждан, занимающих в этом доме изолированные жилые помещения, имеется право приобрести их в собственность в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании установлено, что в силу п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Из материалов дела следует, что истец проживает в комнате № по <адрес> на условиях нанимателя жилого помещения. Конституционный Суд РФ признал, что запрет на бесплатную приватизацию жилых помещений, предоставляемых гражданам по договору социального найма после ДД.ММ.ГГГГ в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда, несостоятелен, а нормы об этом не подлежат применению.
С ответчиками заключен договор социального найма, спорный жилой не отвечает установленным законодательством признакам общежития, содержавшимся в Примерном положении об общежитиях в РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 109 ЖК РСФСР, Санитарных правилах устройства, оборудований и содержания общежитий от ДД.ММ.ГГГГ N №, а с ДД.ММ.ГГГГ - в ст. 94 ЖК РФ, поскольку не укомплектованы мебелью, специальным оборудованием, инвентарем, напротив полностью соответствует требованиям, предъявляемым квартирам в жилых домах согласно п. 2.2 СНиП 2.08-01-89 "Жилые здания", поскольку состоят из изолированных жилых комнат, кухонь, коридоров, санузлов.
Верховный Суд РФ при разрешении конкретных гражданских дел, указал, что ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" подлежит применению не только к жилым помещениям, находящимся в домах, введенных в эксплуатацию как многоквартирный жилой дом, но и в домах, изначально использовавшихся в качестве общежития.
Как указано в ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ", для ее применения жилые дома должны быть переданы в ведение органов местного самоуправления.
Отказ в приватизации обосновывается ссылкой на отсутствие решения об изменении статуса общежития, который подтверждается актом государственной приемки здания в эксплуатацию как общежития и техпаспортом, и переводе его в обычный жилищный фонд с заключением договоров социального найма. Суд считает не обоснованным отказ в приватизации, поскольку признано неконституционным ограничение приватизации жилых помещений в коммунальных квартирах Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с запросами Волгоградской областной Думы, Дмитровского районного суда Московской области и жалобой гражданина ФИО5" В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Исходя из того, что спорное общежитие не относится к государственной или муниципальной собственности, граждане проживают там не на основании договора социального найма, следовательно, права на приватизацию они имеют.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.194- 197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░7 ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ №, ░░ <░░░░░> (░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ 16,9 ░░. ░ ( №,70 ░░░░░ ░░ 0,5 ░░. ░ ░░░░░░).
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ №, ░░ <░░░░░> (░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ 16,9 ░░. ░ ( №,70 ░░░░░ ░░ 0,5 ░░. ░ ░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2012 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░