Дело № 2-1906/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2012 года г. Смоленск
Промышленный районный суд города Смоленска В составе:председательствующего судьи Болотиной А.А.,
при секретаре Федоровой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Смоленского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, Совету депутатов Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о возложении обязанности по совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Смоленского района Смоленской области, уточнив исковые требования, обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования (далее по тексту МО) «Смоленский район» Смоленской области, Совету депутатов Стабенского сельского поселения (далее по тексту с.п.) Смоленского района Смоленской области о возложении обязанности по совершению действий. В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится утверждение генерального плана поселения. Согласно ч. 4 ст. 15 названного ФЗ, п. 3 ст. 16 Устава муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, п. 2 ст. 7 Устава Стабенского с.п. Смоленского района Смоленской области Администрацией МО «Стабенское сельское поселение» Смоленского района Смоленской области с Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области заключено соглашение 29.12.2005 г. № 15/1 и 16.12.2011 г. дополнение к нему о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления поселения органам местного самоуправления района. В силу п. 2.1 раздела 2 названного соглашения и дополнения к нему Администрация поселения передала Администрации района осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения, в частности по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории. Положения п. 1 ст. 24 ГрК РФ предусматривают, что генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения. Представительным органом местного самоуправления Стабенского с.п. является Совет депутатов Стабенского с.п. Смоленского района Смоленской области. В ходе проверки проведенной прокуратурой установлено, что Администрацией МО «Смоленский район» Смоленской области, Советом депутатов Стабенского с.п. Смоленского района Смоленской области не утвержден в установленном порядке генеральный план Стабенского с.п. Принимая во внимание, что данные нарушения могут привести к нарушению обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человек, просит суд обязать ответчиков утвердить в установленном порядке генеральный план Стабенского с.п. Смоленского района Смоленской области в срок до 01.06.2013 г.
Представитель истца старший помощник прокурора Смоленского района Смоленской области Григорян А.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования, обосновав их обстоятельствами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области в последнем судебном заседании Голикова Н.А., и ранее Наумов Е.И. и Голактионова И.В. заявленные исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. В отзыве Администрация указала, что ссылка прокурора на соглашение от 29.12.2005 г. № 15/1 (дополнение к соглашению от 16.12.2011 г.) несостоятельна, так как в п. 2.1 перечислены вопросы местного значения и указано, что передаваться будет только часть полномочий для их решения. Пункт 2.2 указывает на конкретные полномочия, которые передаются для решения вопросов местного значения, среди которых утверждение генерального плана отсутствует. Полагает, что данное соглашение в части утверждения генерального плана вообще не может применяться к Администрациям района или сельского поселения, поскольку таким полномочием обладает Совет депутатов, а соглашение заключено между Администрациями района и поселения. В соответствии с п. 5 постановления Администрации Смоленской области от 20.04.2009 г. № 229 размер субсидии, предоставляемой бюджету МО Смоленской области, составляет 50 процентов общей суммы расходов, предусмотренной на выполнение работ в рамках муниципального контракта на разработку схемы территориального планирования муниципального района Смоленской области, генерального плана, правил землепользования и застройки городского, сельского поселения Смоленской области. Администрацией Стабенского с.п. были изысканы оставшиеся 50 % средств, поскольку Администрация являлась распорядителем бюджетных средств, и 21.05.2009 г. был объявлен конкурс на проведение научно-исследовательских и проектных работ по генеральным планам сельского поселения. Конкурс состоялся 23.06.2009 г., победителем признан ЗАО «Институт «Рынок проект». Надлежащим ответчиком по делу считали Совет депутатов Стабенского с.п. В удовлетворении заявленных требований к Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области просили отказать.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Совета народных депутатов Стабенского с.п. Смоленского района Смоленской области Глава муниципального образования Стабенское с.п. Смоленского района Смоленской области Бочулинская Н.В. исковые требования прокурора <адрес> о возложении обязанности по утверждению генерального плана Стабенского с.<адрес> в срок до 01.06.2013 г. признала в полном объеме, о чем представила письменное заявление. В заявлении указала, что последствия признания иска, предусмотренные ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны. Данное заявление ответчика приобщено к материалам дела.
Представитель третьего лица Администрации МО «Стабенское с.п.» Смоленского района Смоленской области Глава муниципального образования Стабенского с.п. Смоленского района Смоленской области Бочулинская Н.В. пояснила, что утверждение генерального плана с.п. является полномочием Совета депутатов Стабенского с.п. Соглашение от 29.12.2005 г. № 15/1 является действующим в настоящее время. 21.05.2009 г. был объявлен конкурс на проведение научно-исследовательских и проектных работ по генеральным планам сельского поселения. Конкурс состоялся 23.06.2009 г., победителем признан ЗАО «Институт «Рынок проект» (г. Санкт-Петербург). В настоящее время генеральный план находится на доработке в г. Санкт-Петербурге, после проведенных публичных слушаний. На его разработку затрачено 3 204 207 руб.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что проведенной прокуратурой Смоленского района Смоленской области проверкой установлено, что не утвержден в установленном порядке генеральный план Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области. 29.12.2005 г. Администрацией муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области заключено соглашение № 15/1, а 16.12.2011 г. дополнение к нему с Администрацией Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления поселения органам местного самоуправления муниципального района.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями участников процесса, а также письменными материалами дела: копией дополнительного соглашения № 15/1 от 16.12.2011 г. (л.д. 4-6), копией соглашения № 15/1 от 29.12.2005 г. (л.д. 106-108).
Разрешая вопрос об обоснованности заявленных требований, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 21 ст. 7 главы 3 Устава Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, принятого решением Совета депутатов Стабенского с.п. Смоленского района Смоленской области от 27.10.2005 г. № 10 (л.д. 83-105), к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, аналогичные предусмотренным п. 20 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые были ранее указаны. Среди вопросов местного значения поселений, в том числе и утверждение генеральных планов сельского поседения.
В силу ч. 1 ст. 23 главы 5 Устава структура органов местного самоуправления сельского поселения состоит из Совета депутатов, Главы муниципального образования, Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.
При этом, согласно ст. 24 Устава Совет депутатов является представительным органом с.п., наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения с.п., Совет депутатов обладает правами юридического лица, имеет печать с изображением герба Смоленской области (ч. 4).
Пунктом 6 ч. 2 ст. 25 Устава к полномочиям Совета депутатов отнесено, в том числе, утверждение генерального плана сельского поселения, правил землепользования и застройки.
Согласно ч. 3 ст. 29 Устава Глава муниципального образования исполняет полномочия председателя Совета депутатов и Главы Администрации с.п., осуществляет свою деятельность на постоянной основе.
К полномочиям Главы МО относится представление с.п. в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени сельского поселения (п. 1 ч. 6 ст. 29 Устава).
Как предусмотрено п. 1 ч. 8 ст. 32 Устава к компетенции Администрации Стабенского с.п. относится обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения сельского поселения в соответствии с федеральными и областными законами, решениями Совета депутатов и администрации с.п.
Кроме того, Администрация Стабенского с.п. утверждает подготовленную на основе генеральных планов документацию по планировке территории, выдает разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами), разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории с.п., утверждает местные нормативы градостроительного проектирования поселений, резервирует земли и изымает, в том числе путем выкупа, земельные участки в границах поселения для муниципальных нужд, осуществляет земельный контроль за использование земель сельского поселения.
Как ранее указывалось, в судебном заседании установлено, что 29.12.2005 г. Администрацией муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области и Администрацией Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области заключено соглашение № 15/1 о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления поселения органам местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с подп. 9 п. 2.1 раздела 2 Соглашения Администрация поселения передает Администрации района полномочия по решению в то числе такого вопроса местного значения, как утверждение генеральных планов сельского поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов сельского поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах сельского поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель сельского поселения. В пункте 2.2 этого же соглашения указаны полномочия, которые передаются для решения вопросов местного значения, которые также подлежат передаче в соответствии с Соглашением. Соответствующее полномочие, связанное с утверждением генерального плана предусмотрено подп. 10 п. 2.2. Соглашения.
Дополнением от 16.12.2011 г. к соглашению о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления поселения органам местного самоуправления муниципального района от 29.12.2005 г. № 15/1 в Соглашение внесены изменения. В соответствии с п. 2 Дополнения вопрос об утверждении генеральных планов Стабенского с.п. по прежнему передается от Администрации Стабенского с.п. к Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области. Однако, согласно п. 3 Дополнения соответствующее полномочие для решения такого вопроса местного значения, как утверждение генеральных планов, не предусмотрено для передачи Администрации района. Из перечня полномочий подлежащих передаче оно исключено.
Анализируя приведенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что по условиям Соглашения от 29.12.2005 г. № 15/1 Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области Администрацией Стабенского с.п. Смоленского района Смоленской области было передано осуществление части полномочий по решению, в том числе, вопроса местного значения - утверждение генеральных планов местного значения. Для решения указанного вопроса местного значения также было передано соответствующее полномочие. Между тем, Дополнение от 16.12.2011 г. к Соглашению от 29.12.2005 г. уже не предусматривало передачу Администрации района полномочия по утверждению генерального плана поселения. Исключение такого полномочия из компетенции исполнительного органа соответствует положениям ГрК РФ, Устава сельского поселения.
Указанное Дополнение является действующим. Соглашение от 29.12.2005 г. № 15/1 применяется с учетом его изменений, внесенных Дополнением от 16.12.2011 г. к нему.
Таким образом, на основании Соглашения от 29.12.2005 г. № 15/1 и Дополнения к нему от 16.12.2011 г. Администрация МО «Смоленский район» Смоленской области не наделена полномочиями по утверждению генерального плана сельского поселения, в связи с чем, заявленное требование к указанному ответчику удовлетворению не подлежит.
До 16.12.2011 г. в установленном порядке генеральный план Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области не утвержден, что также не сделано и по настоящее время.
Определяя лицо, ответственное за утверждение генерального плана Стабенского с.п. Смоленского района Смоленской области, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Представительным органом Стабенского с.п. Смоленского района Смоленской области является Совет депутатов (ч. 1 ст. 24 Устава Стабенского с.п.).
Таким образом, суд приходит к выводу, что на основании положений Градостроительного кодекса РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области обязанность по утверждению генерального плана сельского поселения лежит на Совете депутатов Стабенского с.п. Смоленского района Смоленской области.
Представитель Совета депутатов - Глава муниципального образования Стабенского с.п. Смоленского района Смоленской области Бочулинская Н.В., исполняющая полномочия председателя Совета депутатов в соответствии с ч. 3 ст. 29 Устава Стабенского с.п., в судебном заседании не отрицала то обстоятельство, что обязанность по утверждению генерального плана лежит на Совете депутатов, в подтверждение чего представила письменное заявление о признании исковых требований.
С учетом пояснений представителя Совета депутатов, что в настоящее время генеральный план находится на доработке в г. Санкт-Петербурге, после проведенных публичных слушаний, суд считает необходимым установить срок для утверждения в установленном порядке генерального плана Стабенского с.п. Смоленского района Смоленской области, и определяет его до 01.06.2013 г.
На основании под. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ с Совета депутатов сельского поселения госпошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Смоленского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, Совету депутатов Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о возложении обязанности по совершению действий удовлетворить частично.
Обязать Совет депутатов Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области утвердить в установленном законом порядке генеральный план Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в срок до 01 июня 2013 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья А.А. Болотина