9 февраля 2016 г г.Раменское
Раменский городской суд Московской области
В составе: председательствующего федерального судьи Федюкиной О.В.,
С участием ст.помощника Раменского городского прокурора Абаимовой Е.А.,
при секретаре Пряхиной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-890/16 по иску Раменского городского прокурора в интересах муниципального образования «Раменский муниципальный район Московской области» к Ковалеву М. В., третьим лицам ФГБУ «Федеральной кадастровой палате» по МО, Управлению Росреестра по МО о признании недействительными результатов межевания земельного участка, снятия земельного участка с кадастрового учета,
установил:
Раменский городской прокурор, обратился в суд с иском к Ковалеву М.В., в котором просит признать недействительными результаты межевания земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <номер>, снять с кадастрового учета указанный земельный участок.В обоснование требований в иске ссылается на то, что Раменской городской прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения земельного законодательства на территории <адрес>. В ходе проверки было установлено, что неустановленные лица из земель, находящихся в собственности Раменского муниципального района, используя заведомо подложные документы, незаконно <дата> поставили на государственный кадастровый учет указанный земельный участок площадью <...> кв.м. на основании постановления главы <...> сельского совета от <дата> <номер> «О закреплении земельного участка Ковалеву М.В. для ведения личного подсобного хозяйства в д. <...> из земель населенных». В результате проведения государственного кадастрового учета изъятому земельному участку присвоен кадастровый <номер> и адрес: <адрес> Указанный земельный участок оформлен не имя Ковалева М.В. Согласно ответа администрации Раменского муниципального района от <дата>, постановление главы администрации <...> с/с от <дата> <номер>«О закреплении земельного участка Ковалеву В.В. для ведения личного подсобного хозяйства в д. <...> из земель населенных», уполномоченным органом местного самоуправления не издавалось, в архивный фонд администрации <...> с/о, в архивное управление администрации Раменского муниципального района не поступало. В администрации с/п <...> и администрации Раменского муниципального района отсутствуют записи или иная информация о выдаче указанного постановления от <дата> <номер> на имя Ковалева В.В., сведений о предоставлении Ковалеву В.В. указанного земельного участка не имеется. Указанный правоустанавливающий документ, а именно постановление главы администрации <...> с/с от <дата> <номер> в архиве администрации с/п <...>, а также архиве администрации Раменского муниципального района – отсутствует. При этом, администрацией Раменского муниципального района представлено находящееся на хранении в архиве постановление главы администрации <...> с/о <номер> от <дата> «Об изъятии земельного участка Морозовой Т.К.». Из представленного администрацией Раменского муниципального района находящегося на хранении архивного экземпляра постановления главы администрации <...> с/о <номер> от <дата> следует, что указанное постановление по своему содержанию не соответствует том постановлению главы администрации <...> с/с от <дата> которое представлено в регистрирующий орган в качестве основания для постановки участка на государственный кадастровый учет. Установлено, что в данном архивном экземпляре постановления главы администрации <...> с/о <номер> от <дата> сведения о выделении земельного участка Ковалеву М.В. отсутствуют. Таким образом, правоустанавливающий документ, представленный при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет уполномоченными органами местного самоуправления Раменского района Московской области не выдавался. На сегодняшний день право собственности на вышеуказанный земельный участок в установленном законом порядке не зарегистрировано, что подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений. Земельный участок принадлежит Раменскому муниципальному району Московской области. При этом, собственник участка – муниципальное образование «Раменский муниципальный район Московской области» не давал согласие на постановку на государственный кадастровый учет указанного земельного участка и не отчуждал. Сведения в ГКН внесены не уполномоченным на то лицом, то есть без учета собственника земельного участка. Несоблюдение требований законодательства о государственном кадастровом учете повлекло в свою очередь нарушение прав Раменского муниципального района в области земельных правоотношений.
В судебном заседании ст.помощник прокурора поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Представитель Администрации Раменского муниципального района Московской области Гуляева И. Н. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Ответчик- Ковалев М.В. в судебное заседание не явился, извещен, возражений по иску не представил.
Третье лицо- Управление Росреестр по Московской области не явились, извещены, имеется письменное мнение в соответствии с которым исковые требования оставили на усмотрение суда, дело просили слушать без участия своего представителя.
Третье лицо- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - представитель не явился, извещены в надлежащем порядке.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, в силу ст. 167 ГПК РФ, дело постановлено рассмотреть в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, выслушав доводы представителя истца, истца, исследовав материалы дела, полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Предметом спора является земельный участок площадью <...> кв.м., с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес> Согласно выписки из ГКН сведения о земельном участке были внесены в ГКН <дата> на основании постановления главы <...> сельского совета от <дата> <номер> «О закреплении земельного участка Ковалеву М.В. для ведения личного подсобного хозяйства в д. <...> из земель населенных» (л.д. 10-34). Согласно выписке из ЕГРП, сведения о государственной регистрации права собственности на данный земельный участок отсутствуют.
В обоснование заявленных требований, истец ссылается на то, что сведения о данном участке в государственный кадастр недвижимости были внесены не уполномоченным лицом, то есть без учета мнения собственника земельного участка в лице муниципального образования «Раменский муниципальный район Московской области», чем нарушены положения ст. 20 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Данный участок в собственность граждан не предоставлялся.
Согласно п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 64 Земельного кодекса от 25.04.91 г., земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передавались по желанию граждан в собственность местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
В соответствии со ст.8 ГК РФ в качестве одного из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей ГК РФ называет акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ, право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В силу ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 20 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные уполномоченные лица.
Статья 26 Земельного кодекса РФ устанавливает, что права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно п.9 ст.3 Закона РФ №137-ФЗ от 25.10.2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ст. 6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до <дата>., признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
Федеральным законом РФ №93-ФЗ от 30.06.2006 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» внесены изменения в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В частности, ч.2 ст.25.2 указанного Закона в новой редакции гласит, что основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного Кодекса РФ для ведения личного подсобного хозяйства, является один из следующих документов: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Несмотря на то, что в ГКН данный участок внесен как принадлежащий на праве собственности Ковалеву М.В. на основании постановления главы <...> сельского совета от <дата> <номер> «О закреплении земельного участка Ковалеву М.В. для ведения личного подсобного хозяйства в д. <...> из земель населенных», данное постановление, в архиве Администрации с/п <...>, а также в архиве Администрации Раменского района отсутствуют, что подтверждает доводы истца, что <дата> уполномоченный орган решений о предоставлении участка Ковалеву М.В. не принимал.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела было установлено, что межевание и кадастровый учет спорного земельного участка, проведены незаконно, в отсутствие волеизъявления собственника - Раменского муниципального района Московской области. В связи с чем, в силу ст. ст.12, 13 ГК РФ, нарушенное право подлежит восстановлению путем признания межевания земельного участка недействительным, снятия с кадастрового учета спорного земельного участка. Какие-либо сведения о собственнике земельного участка материалы дела не содержат. Из представленных документов следует, что земельный участок был поставлен только на кадастровый учет.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199, 233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Раменского городского прокурора - удовлетворить.
Признать недействительными результаты межевания земельного участка расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером <номер> и снять указанный земельный участок с государственного кадастрового учета.
Заочное решение может быть пересмотрено по заявлению ответчика Раменским городским судом в течение 7 дней со дня вручения копии этого решения или обжаловано в Мособлсуд с подачей апелляционной жалобы в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения.
Федеральный судья