Дело № 2-514/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Каменск-Уральский
Свердловской области 29 марта 2018 года
Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Макарова В.П.,
при секретаре Якушенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афониной Е.И. к государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Каменск – Уральский центр занятости» о признании приказа незаконным, признании права на получение пособия по безработице, взыскании недополученного пособия,
У С Т А Н О В И Л:
Афонина Е.И. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Каменск – Уральский центр занятости» (далее по тексту – Центр занятости) о признании незаконным и отмене приказа руководителя Центра занятости № от 02.03.2018 года о приостановлении на период с 16.02.2018 года по 15.04.2018 года выплаты пособия по безработице в связи с нарушением без уважительных причин условий и сроков перерегистрации в качестве безработного, выплате причитающихся за указанный период времени денежных средств.
В обоснование иска указано, что 27.10.2017 года Е.И. была поставлена на учет в Центре занятости в качестве безработного с получением пособия по безработице в размере <*****> рублей. Два раза в месяц истец посещала Центр занятости, проходя перерегистрацию в качестве безработного. При посещении Центра занятости 15.02.2018 года истцу была назначена дата очередной перерегистрации на 01.03.2018 года.
22.02.2018 года она (Афонина) сдала через ГБУ СО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», свой паспорт гражданина РФ на обмен в связи с достижением возраста 45 лет в Отдел по вопросам миграции Отдела Полиции № 24 МО МВД России «Каменск-Уральский», но до 01.03.2018 года не смогла его получить, срок готовности паспорта гражданина Российской Федерации ей был установлен 13.03.2018 года.
01.03.2018 года она (Афонина) явилась в Центр занятости на перерегистрацию, предъявила инспектору водительское удостоверение, справку ГБУ СО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» о сдаче паспорта на обмен. Однако, перечисленные документы сотрудников Центра занятости не устроили. 02.03.2018 года истцу стало известно, что начисление пособия по безработице ей приостановлено с 16.02.2018 года по 15.04.2018 года, что по её мнению является незаконным, так как нарушения без уважительных причин условий и сроков перерегистрации в качестве безработного она не допускала.
В судебном заседании истец Афонина Е.И. исковые требования поддержала, уточнив, что, заявляя исковые требования о выплате пособия по безработице, она фактически просит признать за собой право на получение пособия по безработице за период, на который выплата пособия была приостановлена. Недобросовестных действий с ее стороны нет. Обмен паспорта в связи с достижением 45 лет является обязательным, что она и поясняла в Центре занятости.
Представитель ответчика - государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск – Уральский центр занятости» Скурихина А.С., действующая на основании доверенности от 05.06.2017 года, против удовлетворения исковых требований возражала. Суду пояснила, что истец состоит на учете в Центре занятости в качестве безработного. На 01.03.2018 года Афониной Е.И. была назначена очередная перерегистрация. Представитель ответчика просила учесть, что в соответствии с Правилами регистрации безработных граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012г., регистрация безработных граждан производится только при наличии у них паспорта или документа, его заменяющего. Полагала, что истец имеет право на обращение в суд с заявлением об установлении факта уважительности причин неявки на перерегистрацию, на основании решения суда по такому заявлению ответчиком будет решен вопрос об отмене оспариваемого приказа. В удовлетворении исковых требований представитель ответчика просила отказать. Не отрицает, что истец 01.03.2018 года явилась на перерегистрацию, предъявив водительское удостоверение и трудовую книжку, пояснив причины не предъявления паспорта гражданина Российской Федерации.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему выводу:
Из материалов дела следует, что приказом директора Центра занятости с 27.10.2017 года Афонина Е.И. была признана безработной, ей назначена выплата пособия по безработице.
Приказом директора Центра занятости № от 02.03.2018 года в связи с нарушением безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного на период с 16.02.2018 года по 15.04.2018 года выплата пособия по безработице Афониной Е.И. приостановлена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года N 1032-1 (далее по тексту - Закон о занятости) государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице.
Согласно пунктам 1, 2, 6 статьи 31 Закона о занятости пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
В силу пунктов 3, 6 статьи 35 Закона о занятости выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случае нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию. Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.
В соответствии с п.15 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 г. № 891, ведение регистрационного учета безработных граждан, за исключением безработных граждан, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил, осуществляется при посещении указанными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы при условии предъявления ими следующих документов: а) паспорт или документ, его заменяющий; б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий; в) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.
В соответствии с п.17 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828, до оформления нового паспорта гражданину по его просьбе выдается территориальным органом Федеральной миграционной службы временное удостоверение личности, форма которого устанавливается Федеральной миграционной службой.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27.05.2010 N 698-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Б.А.П. на нарушение его конституционных прав абзацем пятым пункта 3 статьи 35 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" приостановление выплаты пособия по безработице в случае нарушения гражданином без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного, свидетельствующего, как правило, о незаинтересованности данного лица в поиске работы, направлено на обеспечение баланса между публичными и частными интересами. Решение органа службы занятости о признании конкретной причины нарушения гражданином сроков его перерегистрации в качестве безработного неуважительной и, как следствие, приостановлении выплаты пособия по безработице может быть проверено в судебном порядке. При этом отсутствие в оспариваемой норме перечня "уважительных причин" само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, поскольку, осуществляя судебную проверку и разрешая конкретное дело, суд действует не произвольно, а оценивает всю совокупность конкретных обстоятельств дела, в том числе причины неявки гражданина для прохождения перерегистрации в качестве безработного, предшествующее исполнение им данной обязанности, его действия по поиску работы и др.
Из материалов дела следует, что до 01.03.2018 года (дата очередной перерегистрации истца) Афониной Е.И. был сдан на обмен паспорт гражданина Российской Федерации, новый паспорт получен истцом 12.03.2018 года.
Из содержания имеющейся в материалах дела справки от 22.02.2018 года ГБУ СО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» на имя Афониной Е.И., запроса в ОВМ ОП № 24 МО МВД «Каменск-Уральский» следует, что паспорт истца находился на обмене с 26.02.2018 года по 12.03.2018 года, то есть объективно не мог быть предъявлен ответчику во время перерегистрации 01.03.2018 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что истец в назначенное время явилась на перерегистрацию в Центр занятости населения, по уважительной причине предъявила вместо паспорта водительское удостоверение, трудовую книжку, справку с места жительства, которые в совокупности с достаточной достоверностью подтверждали личность безработного, поэтому оспариваемый приказ о приостановлении выплаты истцу пособия по безработице является незаконным и подлежит отмене.
Объяснения истца, представленные истцом документы, исследованные судом письменные доказательства в совокупности позволяют прийти к выводу о том, что 01.03.2018 года Афонина Е.И. явилась для прохождения перерегистрации в Центр занятости населения, где предъявила имеющиеся документы.
Суд признает, что при явке на перерегистрацию у истца отсутствовал паспорт. Однако, допущенное нарушение было вызвано уважительными причинами, связано с заменой паспорта, несвоевременной выдачей нового паспорта. При этом, истец при исполнении возложенных на неё обязанностей действовала добросовестно, поскольку она приняла меры к получению документов, подтверждающих сдачу паспорта на обмен, в установленный срок явилась на перерегистрацию в Центр занятости.
Исследованные судом доказательства также свидетельствуют об отсутствии вины истца в несвоевременном получении паспорта гражданина Российской Федерации.
Сам по себе факт неполучения истцом временного удостоверения личности на период обмена паспорта не умаляет уважительности причин, повлекших несоблюдение условий для перерегистрации истца в качестве безработного.
Как указано ранее, в силу положений ст. 35 Закона Российской Федерации от 19.04.1991г. № 1032 - 1 «О занятости населения в Российской Федерации» выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев только в случае нарушения безработным условий и сроков его перерегистрации без уважительных причин. В данном случае нарушение условий перерегистрации было вызвано уважительными причинами. Препятствий для оказания государственной услуги Афониной Е.И. по подбору подходящей работы не имелось, поскольку паспорт был ей предъявлен в службу занятости 12.03.2018 года. Доказательств неоднократного не предоставления истцом паспорта при перерегистрации ранее в качестве безработного ответчиком в суд не представлено.
Вследствие изложенного, приказ от 02.03.2018 года о приостановлении выплаты истцу пособия по безработице на период с 16.02.2018 года по 15.04.2018 года не может быть признан законным.
При этом, доводы представителя Центра занятости о необходимости обращения истца в суд с заявлением об установлении факта уважительности причин неявки на перерегистрацию суд находит несостоятельными, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлен факт явки Афониной Е.И. 01.03.2018 года в Центр занятости для перерегистрации.
В связи с изложенным выше, исковые требования к Центру занятости подлежат удовлетворению, приказ Центра занятости от 02.03.2018 года о приостановке выплаты пособия по безработице надлежит признать незаконным, возложив на Центр занятости обязанность отменить данный приказ. По изложенным основаниям за истцом надлежит признать право на получение пособия по безработице за период его приостановления, т.е. с 16.02.2018 года.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Афониной Е.И. к государственному казенному учреждению службы занятости населения Свердловской области «Каменск – Уральский центр занятости» удовлетворить.
Признать незаконным приказ директора государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области «Каменск – Уральский центр занятости» от 02 марта 2018 года о приостановке выплаты пособия по безработице Афониной Е.И. на период с 16 февраля 2018 года по 15 апреля 2018 года, возложив на государственное казенное учреждение службы занятости населения Свердловской области «Каменск – Уральский центр занятости» обязанность отменить данный приказ.
Признать за Афониной Е.И. право на получение пособия по безработице за период его приостановления, т.е. с 16 февраля 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г.Каменска – Уральского Свердловской области.
Решение изготовлено в машинописной форме.
Судья Макаров В.П.