Дело № 2- 680/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации |
г.Белово 19 декабря 2018 года
Судья Беловского районного суда Кемеровской области Луцык И.А.,
при секретаре Судаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белово 19 декабря 2018 года гражданское дело по иску Акционерного Общества Страховая компания «БАСК» к Кирееву Д. С. о взыскании произведенной страховой выплаты в порядке регресса,
УСТАНОВИЛА:
Акционерное Общество Страховая компания «БАСК» обратилось в суд с иском к Кирееву Д. С. о взыскании произведенной страховой выплаты в порядке регресса, указывая, что 30 ноября 2016 года в 08 часов 16 минут на автодороге 3 категории Ленинск-Кузнецкий - Новокузнецк- Междуреченск, 35 км +800м произошло дорожно-транспортное происшествие при участии транспортных средств «СКАНИЯ» R114GА4Х2NА380, рег№, под управлением водителя Киреева Д. С., и «Кадиллак», рег/№, под управлением собственника Ф.И.О.1. Данное ДТП произошло вследствие нарушения Киреевым Д.С. требований п. 8.5 Правил дорожного движения, что подтверждается справкой о дорожно-транспортном происшествии от 30.11.2016 года, постановлением по делу об административном правонарушении от 30.11.2016 года.
Ф.И.О.1. 02.12.2016 года обратился с требованием о страховой выплате в рамках ОСАГО в порядке прямого возмещения убытков (далее по тексту - ПВУ) к своему страховщику ООО «Страховая компания «СДС». В результате столкновения автомобилю «Кадиллак» причинены механические повреждения, отраженные в акте осмотра ООО «Старт» № от 02.12.2016 года. 15.12.2016 года ООО «Страховая компания «СДС» был составлен акт о страховом случае по убытку №, согласно которому размер страхового возмещения составил 93406,00 рублей, включая 2500 рублей, которые потерпевший понес в результате организации независимой экспертизы. В соответствии с этим актом ООО «Страховая компания «СДС» произвела страховую выплату потерпевшему Ф.И.О.1 в размере 93 406,00 рублей (платежное поручение № от 22.12.2016). В соответствии с п. 4.1.4. Соглашения о прямом возмещении убытков, утвержденного постановлением Президиума РСА от 13.01.2015 года (в ред. 06.09.2016 года), ООО «Страховая компания «СДС» 06.12.2016 направило через Информационно-расчетный центр ООО «Страховая платежная система» заполненную заявку №. В свою очередь, ОАО СК «БАСК» получив заявку, 06.12.2016г. направила акцепт (согласие на урегулирование Страховщиком потерпевшего заявленного события в рамках Прямого возмещения убытков) через ИРЦ в адрес ООО «Страховая компания «СДС».23.12.2016 года ООО «Страховая компания «СДС» направило через ИРЦ в адрес ОАО СК «БАСК» требование № от 23.12.2016 года в ходе расчетной сессии с Основного счета ОАО СК «БАСК» были списаны денежные средства на специальный счет в АО «Альфа-Банке» по требованию ООО «Страховая компания «СДС» № от 23.12.2016г. в сумме 93 406,00 рублей с последующим перечислением денежных средств на Специальный счетООО «Страховая компания «СДС» (далее - Участника), открытого в АО «Альфа-Банк», по сформированным на их имя Платежным уведомлениям Участника в размере сумм, указанных в Платежных уведомлениях Участника (п. 1.36 и приложение № 13 Соглашения о прямом возмещении убытков). Гражданская ответственность лиц, допущенных к управлению транспортным средством «СКАНИЯ»№, была застрахована в ОАО СК «БАСК» по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (страховой полис) от 09.02.2016 года ЕЕЕ №. На момент совершения ДТП водитель Киреев Д.С. не был включен в число лиц, допущенных к управлению транспортным средством «СКАНИЯ» рег/№. У ответчика перед ОАО СК «БАСК» возникло денежное обязательство в размере 93 406,00 рублей. 14 сентября 2017 года ОАО СК «БАСК» обратилось к ответчику с требованием о добровольном возмещении причиненных убытков, на что ответчик положительного ответа не дал. Просит взыскать с ответчика Киреева Д. С. в пользу АО СК «БАСК» произведенную страховую выплату в порядке регресса в сумме 93 406, 00 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 3 002,00 рублей, а всего 96 408,00 рублей.
Представитель истца АО СК «БАСК» Аношкина И.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик Киреев Д.С. в судебное заседание 19.12.2018 года не явился, в судебном заседании 14.12.2018 года исковые требования не признал, пояснил, что его вины в ДТП нет.
Суд, выслушав представителя истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему выводу.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии со ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно абзацу 3 статьи 1 Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» владельцем транспортного средства признается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное).
В соответствии со ст. 965 ГК РФ, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
В соответствии с п. 1 ст. 1081 ГК РФ лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (лицом, управляющим транспортным средством), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
Согласно ч. 5 ст. 14.1 Федерального закона от 25.04.02 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, обязан возместить в счет страхового возмещения по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред в соответствии с предусмотренным статьей 26.1 настоящего Федерального закона соглашением о прямом возмещении убытков.
Согласно ч. 7 ст. 14.1 Федерального закона от 25.04.02 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, и возместил в счет страхового возмещения по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред, в предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона случаях имеет право требования к лицу, причинившему вред, в размере возмещенного потерпевшему вреда.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 25.04.02 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и п. 76 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.05.03г. № 263, у страховщика возникает право предъявить к причинившему вред лицу регрессные требования в размере произведенной страховщиком страховой выплаты, если вред был причинен лицом, не включенным в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями).
В судебном заседании установлено, что 30.11.2016 года произошло ДТП с участием автомобилей «СКАНИЯ» R114GА4Х2NА380, рег/№, принадлежащего Ф.И.О.2., под управлением водителя Киреева Д. С., и «Кадиллак», рег/№, под управлением собственника Ф.И.О.1.
Согласно справке о ДТП от 30.11.2016 года Киреев Д.С., управляя автомобилем «СКАНИЯ» R114GА4Х2NА380, рег/№, нарушил п. 8.5 ПДД, что привело к ДТП (л.д.10). В отношении Киреева Д.С. был также составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.14 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» (л.д.11).
В результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего по вине Киреева Д.С., причинены механические повреждения автомобилю «Кадиллак», рег/№ под управлением собственника Ф.И.О.1. Повреждения автомобиля «Кадиллак», полученные при ДТП, указаны в акте осмотра транспортного средства № от 02.12.2016г. (л.д.13-19).
Гражданская ответственность владельца «Кадиллак» Ф.И.О.1. была застрахована в ООО «Страховая компания «СДС».
06.12.2016 года Ф.И.О.1 обратился в ООО «Страховая компания СДС» с заявлением о возмещении вреда, причиненного в результате ДТП, произошедшего 30.11.2016 года (л.д.21-22).
22.12.2016 года ООО «Страховая компания «СДС» была произведена выплата Ф.И.О.1 в размере 93406 рублей, что подтверждается платежным поручением № от 27.12.2016 г. (л.д. 20).
Согласно п. 4.1.7 Соглашения о прямом возмещении убытков Российского союза автостраховщиков, утвержденных постановлением Президиума РСА от 13.01.2013г., страховщик потерпевшего обязан осуществить прямое возмещение убытков, в том числе без получения данных от страховщика причинителя вреда, затем в соответствии с п. 4.1.4. указанного соглашения направить через АПК ИРЦ ОСАГО страховщику причинителя вреда заполненную заявку о прямом возмещении убытков или суброгационного требования.
Согласно договору купли-продажи от 08.02.2016 года, ПТС № владельцем автотранспортного средства «СКАНИЯ» №, 2006 года выпуска, является Ф.И.О.2 (л.д. 7-9).
Гражданская ответственность владельца «СКАНИЯ» №, рег/№ Ф.И.О.2 была застрахована в АО СК «БАСК» (л.д. 6)
23.12.2016 года со счета ОАО СК «БАСК» были списаны денежные средства на специальный счет в АО «Альфа-Банке» по требованию ООО «Страховая компания «СДС» № от 23.12.2016 г.в сумме 93 406,00 рублей, в установленном Соглашением порядке, что подтверждается платежным поручением (л.д. 23).
Таким образом, истец исполнил обязательства, возложенные на него законом и договором страхования, произвел оплату выставленного Страховщиком потерпевшего ненулевого требования, в связи с чем к нему перешло право требования в порядке суброгации возмещения убытков в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты.
Согласно п. 3 договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (страхового полиса) от 09.02.2016 года ЕЕЕ№, договор заключен в отношении лиц, допущенных к управлению транспортным средством, т.е. в отношении Ф.И.О.2 и Ф.И.О.3 (л.д. 6).
Поскольку транспортным средством «СКАНИЯ» №, рег/№, в момент ДТП управлял Киреев Д.С., гражданская ответственность которого не была застрахована в ОАО СК «БАСК» по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 09.02.2016 года ЕЕЕ№, он не входил в число лиц, допущенных к управлению указанным транспортным средством.
Таким образом, суд приходит к выводу, что вред, причинённый в результате дорожно-транспортного происшествия, подлежит возмещению в порядке регрессного требования Киреевым Д.С..
Представленные истцом доказательства подтверждают факт наступления страхового случая, размер причиненных убытков, а также вину ответчика в дорожно-транспортном происшествии.
14.09.2017г. ОАО СК «БАСК» направило претензию о выплате страхового возмещения в порядке регресса № Кирееву Д.С. с предложением заключить соглашение о добровольном возмещении вреда причиненного в результате ДТП (л.д. 24).
Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств возмещения убытков, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты ответчиком не представлено.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно платежному поручению № от 15.11.2018 года истцом была оплачена государственная пошлина при подаче искового заявления в суд в размере 3002 рубля.
На основании изложенного, руководствуясь ст.233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Акционерного Общества Страховая компания «БАСК» удовлетворить.
Взыскать с Киреева Д. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по <адрес>, в пользу Акционерного Общества Страховая компания «БАСК» 93 406 (девяносто три тысячи четыреста шесть) рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 3002 (три тысячи два) рубля, всего взыскать 96408 (девяносто шесть тысяч четыреста восемь) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: И.А. Луцык