Дело № 2-1226/14
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Шатура Московской области
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Хавановой Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания Романовой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солодовниковой ФИО5 к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок,
у с т а н о в и л:
Солодовникова П.В. обратилась в Шатурский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в государственной регистрации дополнительного соглашения на основании того, что в ЕГРП имеется запись о собственности РФ на спорный земельный участок. Считает внесение данной записи неправомерной.
Просит признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок и обязать внестьи соответствующие изменения в ЕГРП.
Истец Солодовникова П.В. в судебное заседание иск поддержала, дав объяснения аналогичные изложенным в иске, просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представители третьих лиц администрации Шатурского муниципального района Московской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явились, просят рассматривать дело в их отсутствие.
Исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения истца, суд приходит к следующему.
В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона, иные нормативные акты, ограничивающие права собственника, применению не подлежат.
Как следует из представленных документов, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (<данные изъяты>).
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В порядке пункта 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Статьей 17 ЗК РФ установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 № 154-ФЗ, экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы.
В соответствии с п. 3 ст. 29 указанного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорных соглашениях условия использования приватизируемых или переданных в пользование объектов.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1«О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» установлено, что виды собственности на землю и ее недра определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 70 Земельного кодекса РСФСР определено, что все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов находятся в ведении городских, поселковых, сельских советов народных депутатов.
В ст. 9 Конституции РФ закреплена муниципальная собственность на землю.
Государственная собственность РФ и ее субъектов и муниципальная собственность на имущество (кроме земли) разграничены Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». К постановлению имеются три приложения: в первом говорится об объектах, которые находятся исключительно в собственности РФ (составляющие основные национальные богатства страны, необходимые для решения общегосударственных задач, обеспечения жизнедеятельности народного хозяйства в целом, оборонные и космические объекты, железнодорожный и другие виды общероссийского транспорта, крупнейшие предприятия и др.); во втором сказано об объектах имущества, которые могут передаваться в собственность субъектов РФ (объекты, доминирующие в них, в зависимости от стоимости основных фондов и численности работников, объекты транспорта, связи, энергетики, здравоохранения, культуры и т.д.); в третьем - об объектах муниципальной собственности (производственные и непроизводственные объекты местного значения, общественного питания, культуры, здравоохранения и др.).
Согласно указанному акту Верховного Совета РФ виды собственности на землю и другие природные ресурсы определяются в соответствии с законодательными актами РФ (п. 1).
В названном Постановлении закреплен принцип разграничения имущества (кроме земли) на государственную (федеральную и субъектов РФ) и муниципальную собственность.
Этот принцип можно и целесообразно применить и при разграничении собственности на землю на государственную (РФ и ее субъектов) и муниципальную.
В ст. 214 ГК РФ государственная собственность на имущество определена как собственность, не являющаяся собственностью частной и муниципальной.
Право собственности Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, до его предоставления в аренду первоначально супругу истца ФИО3 не подтверждено действующим законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок прошел государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера.
ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием «Шатурский район» и ФИО3 был заключен договор аренды № земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Указанный выше договор был зарегистрирован в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ДД.ММ.ГГГГ.
Одновременно с регистрацией договора зарегистрировано и право собственности Российской Федерации на указанный участок.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 № 404.
В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
В регистрирующий орган с целью регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись ни правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, ни доказательства разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном законом порядке, о регистрации такого права уполномоченным государственным органом не заявлялось.
Таким образом, спорный земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Ответчиком не представило суду доказательств возникновения права собственности Российской Федерации на спорный участок, внесения спорного земельного участка в реестр федеральной собственности, отнесения его к исключительной собственности Российской Федерации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации с внесением соответствующей записи в ЕГРП на спорный земельный участок произведена при отсутствии предусмотренных действующим законодательством оснований и нарушает права и законные интересы истца.
ДД.ММ.ГГГГ Солодовниковой П.В. и администрацией Шатурского муниципального района к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ было заключено дополнительное соглашение о переводе прав арендатора на Солодовникову П.В. в связи со смертью ее мужа ФИО3 (<данные изъяты>).
Таким образом, суд находит требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление Солодовниковой ФИО6 удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области, в лице Шатурского отдела аннулировать запись о собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Ю. Хаванова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Т.Ю. Хаванова