Дело № 12-168/2016
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Город Смоленск 13 апреля 2016 года
Промышленный районный суд г.Смоленска в составе председательствующего судьи Яворской Т.Е., при секретаре Косорыгиной И.Л., рассмотрев жалобу Тихоновой Н.А. на постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.13 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области (далее – Росздравнадзор) № от ДД.ММ.ГГГГ провизор ОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» Тихонова Н.А. признана виновной и привлечена к административной ответственности за совершенное административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Тихонова Н.А. обратилась с жалобой на указанное постановление, в обоснование которой ссылается на то, что в ходе проведенной плановой проверки были выявлены нарушения, касающиеся правил хранения лекарственных средств, а также лекарственные средства с истекшим сроком годности. С выявленными нарушениями не согласна, в связи с чем, представила соответствующие документы, однако они не были приняты во внимание. Как следует из ее должностных обязанностей, является ответственным лицом за получение, хранение и использование лекарственных средств в Учреждении, то есть предпринимательской деятельности не ведет, в связи с чем, не может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в совершении виновным лицом при производстве товаров действий, нарушающих установлены действующим законодательством, в том числе вышеприведенными нормативными актами, требований. Кроме того, положения ч. 1 ст.14.43 КоАП РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания. Просит признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании Тихонова Н.А., доводы жалобы поддержала в полном объеме. Дополнительно указала, что за стерилизационное отделение, нарушения по которому ей также вменены, она не отвечает. Непосредственно в аптеке действительно лекарства хранились без учета условий хранения, поскольку оборудование отсутствовало, несмотря на ее устные просьбы к администрации. В настоящее время оборудование установлено. Считает размер штрафа для нее значительным, просит ее жалобу удовлетворить, постановление отменить.
Представитель Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области – Соколова Е.В., в судебном заседании просила в требованиях отказать, постановление оставить без изменения, поддержала представленные письменные возражения, согласно которым, в ходе проверки были выявлены нарушения обязательных правил или требований, установленных муниципальными правовыми актами. Также выявлены лекарства с истекшим сроком годности, не хранящиеся отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне, в помещении хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения для комплектации укладок скорой медицинской помощи. Также выявлены лекарственные препараты, хранящиеся без учета условий хранения в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиям производителей лекарственных средств. В нарушение п.7 приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010г. №706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» не произведен метрологический контроль (отсутствуют свидетельства о поверке) на прибор регистрации параметров воздуха – гигрометр психрометрический, производства ОАО «Термоприбор». Не соблюдение правил хранения лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственных препаратов, не гарантирует сохранение физико-химических свойств и качества лекарственных препаратов и, соответственно, эффективность и безопасность при их использовании, что нарушает право граждан на охрану здоровья в части обеспечения качественными, безопасными лекарственными препаратами. Считает, что Учреждение является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения. Должностным лицом, в чьи обязанности входит контроль за хранением лекарственных средств в ОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» является провизор Тихонова Н.А., в обязанности которой, согласно должностной инструкции, входит определение потребности в лекарственных препаратах и изделиях медицинского назначения, участие в приемке товара, его распределении по местам хранения, обеспечение условий хранения в соответствии с действующими правилами хранения. Допущенное нарушение представляет собой длительное невыполнение правил хранения лекарственных средств. Наказание является минимальным, назначено с учетом всех обстоятельств дела. Просит в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав стороны, представителя, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, (в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 119-ФЗ, от 31.12.2014 N 521-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Судом установлено, что на основании распоряжения (приказа) Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № была проведена плановая выездная проверка в отношении ОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35-39).
ДД.ММ.ГГГГ по результатам указанной проверки составлен акт №, в котором отражены выявленные нарушения обязательных правил или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов) (л.д.40-48).
В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание № (л.д.49-55).
По результатам проверки Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и вынесено постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении провизора ОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» Тихоновой Н.А. в виде штрафа (л.д.90-94, 97-101).
Суд считает, что Тихоновой Н.А. необоснованно были вменены выявленные нарушения в помещении хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения для комплектации укладок скорой медицинской помощи.
Как указала Тихонова Н.А., помещение хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения для комплектации укладок скорой медицинской помощи является «стерилизационной», а она как провизор несет ответственность только за основное помещение аптеки, прием, хранение и отпуск лекарственных препаратов.
Согласно представленному штатному расписанию на ДД.ММ.ГГГГ в ОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» имеется, «стерилизационная», где в штате состоят медсестра и медицинский дезинфектор, а также «аптека», в штате которой состоят провизор и фармацевт (л.д. 67-72).
Как следует из представленных документов, приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с обнаружением препаратов с истекшими сроками годности в результате проверки ДД.ММ.ГГГГ., к дисциплинарной ответственности была привлечена фельдшер амбулатории (л.д. 102).
С учетом изложенного, суд считает, что при привлечении Тихоновой Н.А. к административной ответственности за нарушения, выявленные в помещении хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения для комплектации укладок скорой медицинской помощи, не было достоверно установлено, что данное помещение является частью аптеки и ответственность за него несет провизор Тихонова Н.А.
Вместе с тем, как следует из постановления, в ходе проверки в основном помещении аптеки были выявлены лекарственные препараты, хранившиеся без учета условий хранения в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиям производителей лекарственных средств.
Тихонова Н.А. данные обстоятельства не оспаривала, и ее ссылки на отсутствие необходимого оборудования, не могут освобождать ее от ответственности, поскольку с письменными обращениями к работодателю по данному вопросу она не обращалась, а, значит, не принимала надлежащих мер к устранению нарушений в части надлежащего хранения лекарственных средств.
Такие действия образуют событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, которое подтверждается совокупностью собранных административным органом доказательств.
Как указала Тихонова Н.А., после проведения проверки в помещении аптеки необходимое оборудование для хранения лекарственных препаратов было установлено.
Учитывая данные обстоятельства, оснований к отмене постановления судья не усматривает.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ, является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец, на котором лежит обязанность соблюдать требования государственных стандартов.
В соответствии с должностной инструкцией Тихонова Н.А. участвует в приеме товара, его распределении по местам хранения, обеспечивает условия хранения в соответствии с действующими правилами хранения (п. 5.2). Таким образом, Тихонова Н.А., как исполнитель, являясь должностным лицом, при оказании медицинских услуг, допустила нарушения обязательных требований.
Анализируя приведенные нормы, ссылки Тихоновой Н.А. на то, что она не является субъектом данного правонарушения, суд считает необоснованными.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу ч.3 ст.2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Субъектом предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ правонарушения являются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Учитывая все обстоятельства дела и представленные доказательства, суд считает, что Тихонова как провизор ООО ОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи», не приняла всех зависящих от нее мер по предупреждению административного правонарушения, которые могла предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которые от нее требовались в пределах ее должностных обязанностей и имеющихся полномочий.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что Тихонова как должностное лицо обоснованно привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.
При определении наказания были учтены все обстоятельства дела, отсутствие смягчающих и отягчающих вину обстоятельств, наказание, назначенное в пределах санкции статьи, является минимальным. Законных оснований для назначения Тихоновой Н.А. наказания ниже низшего предела, суд не усматривает. Возможность назначения наказания в таком порядке предусмотрена нормативными актами, в том числе с учетом решения Конституционного Суда РФ, однако, привлечение к административной ответственности должностного лица к таковым не относится.
Судьей не усматривается нарушений в процедуре производства по делу об административном правонарушении, проверочные мероприятия осуществлены уполномоченными лицами в установленном законом порядке, протокол об административном правонарушении составлен в надлежащей форме уполномоченным лицом, права лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, соблюдены.
Исходя из вышеизложенного, постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.43 КоАП РФ в отношении провизора ОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» Тихоновой Н.А. оставить без изменения, а жалобу Тихоновой Н.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Председательствующий судья Т.Е. Яворская