Дело № 2-17/2017
Изготовлено 10.07.2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 февраля 2017 года Полевской городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Бубновой Галины Владимировны,
при секретаре Обориной О.Г.,
с участием истца Глазырина ВМ, действующего в своих интересах, а также в интересах Глазыриной ЛВ, на основании доверенности от . . .,
представителя ответчика ОАО «Полевская коммунальная компания» Севериной АР, действующей на основании доверенности от . . ., №,
представителя ответчика ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Сопчук АН, действующей на основании доверенности от . . .,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску
Глазырина ВМ, Глазыриной ЛВ к ОАО «Полевская коммунальная компания», ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» о признании незаконными действий по предъявлению счетов на оплату электроэнергии потребляемой на общедомовые нужды, возложении обязанности по прекращению начисления платы за электроэнергию на ОДН, признании незаконным действий, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Глазырин В.М., Глазырина Л.В. обратились в суд с требованием к ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» о признании незаконными действий по предъявлению счетов на оплату электроэнергии потребляемой на общедомовые нужды, возложении обязанности по прекращению начисления платы за электроэнергию на ОДН, признании незаконным действий, компенсации морального вреда.
В обосновании исковых требований истцы указали, что Глазырин В.М., Глазырина Л.В.являются долевым собственником квартиры <данные изъяты>, в городе Полевской, Свердловской области.Управляющей компанией на сегодняшний день является ОАО «Полевская коммунальная компания». Данная компания исполняет свои обязательства ненадлежащим образом, что выражается в том, что с марта 2015 года ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» выставляет счета на оплату электроэнергии, потреблённой на общедомовые нужды. Истцы считают, что ответчик незаконно выставляет счета на потребление электроэнергии на общедомовые нужды, поскольку действующее законодательство предусматривает внесение оплаты за коммунальные услуги, в том числе и плату за электроэнергию на общедомовые нужды в управляющую организацию, которой является ОАО «ПКК». ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» является ресурсоснабжающей организацией, а не исполнителем коммунальной услуги электроснабжения, поэтому правом на выставление счета на потребление электроэнергии на общедомовые нужды не наделено. Учитывая это, истцы просят признать предоставление ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» счетов на оплату электроэнергии, потреблённой на общедомовые нужды, незаконным, обязать ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» прекратить начислять и взымать плату за электроэнергию, признать незаконными действия ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по не предоставлению в платежных документах информации об объемах электроэнергии потребленной собственниками жилых и нежилых помещений МКД ночью, объемах электроэнергии на ОДН, потребленной ночью, обязать ОАО «ПКК» заключить договор энергоснабжения с ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», также взыскать компенсацию морального вреда и штраф.
В дальнейшим истцами были уточнены исковые требования где указал, что читать пункт 4 исковых требований читать в следующей редакции:Признать незаконными действия ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по применению в расчетах поначислению и взиманию платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды общейплощади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома по адресу: <. . .>, № <. . .> не соответствующей фактической площади указанного дома с использованиемсобственных, не предусмотренных законом приставок к формуле 12 приложения № к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011путем смешивания дневных и ночных показателей индивидуальных приборов учета и умножения результата такого смешивания на соотношение дневного и ночного потребления по общедомовому прибору учета. Пункт 5 исковых требований читать в следующей редакции: обязать ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в соответствии с фактической площадью жилых и нежилых помещений многоквартирного дома по адресу: <. . .>, №, <. . .> в строгом соответствии с формулой 12 приложения № к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от . . . № З54 без применения каких-либо собственных приставок, без смешивания дневных и ночных показателей индивидуальных приборов учета и без умножения результата такого смешивания на соотношение дневного и ночного потребления по общедомовому прибору учета за период с . . . по момент вступления в силу решения суда (л.д.170).
Истец Глазырин В.М. действующий в своих интересах, а также в интересах Глазыриной Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО «Полевская коммунальная компания» Северина А.Р. в ходе судебного разбирательства исковые требования истца не признала в полном объеме, суду пояснила, что истец в досудебном порядке с требованиями не обращался, так как в случае его обращения ОАО «ПКК» предоставило истцу информацию о том, что договор энергоснабжения между ОАО «ПКК» и ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» находится в стадии согласования. Также суду сообщила, что ГлазыринВ.М., ГлазыринаЛ.В.не имеют законного права предъявлять требования о возложении обязанности на ОАО «ПКК» заключить договор с ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» так как данное требование имеет право предъявлять только юридическое лицо. Предоставила отзыв на исковое заявление (л.д.37-41).
Представитель ответчика ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» Сопчук А.Н. в судебном заседании суду пояснила, что на законных основаниях были выставлены счета ГлазыринуВ.М., Глазыриной Л.В., направляемые в адрес истцов бланки квитанций на оплату услуг электроэнергии соответствуют требованиям установленными Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от . . ., в связи с чемоснований для удовлетворения иска не имеется. Также указала, что к моменту вступления решения суда в законную силу будет удовлетворено требование истцов о возложении на ОАО «ЭнергосбытТ Плюс» произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в соответствии с фактической площадью жилых и нежилых помещений многоквартирного дома по адресу: <. . .>, против данного требования не возражала.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к выводу о возможности удовлетворить заявленные исковые требования ГлазыринаВ.М., Глазыриной Л.В. частично по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в силу возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Как следует из ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги.
В соответствии со статьёй 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
В силу ч. 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Часть 7.1 этой статьи предусматривает исключение, в силу которого на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
В силу ч. 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Как установлено статьёй 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от . . . N 354 (далее - Правила), исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод);
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
При этом, в силу п. 12 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 17 Правил, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- в жилых домах (домовладениях).
В судебном заседании установлено, что Глазырин В.М., Глазырина Л.В.являются долевыми собственниками жилого помещения по адресу: <. . .> -51 на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от . . . (л.д.11).
Согласно платёжному документу за июль 2016 года ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» предъявило Глазыриной Л.В.счёт на оплату электроэнергии (л.д. 9).
Управляет многоквартирным домом по указанному адресу на основании протокола общего собрания собственников помещений ответчик ОАО «ПКК» (л.д. 75-83).
Из изложенного следует, что управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг с даты, указанной в решении общего собрания о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией.
В силу п. 8 Правил исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 ст. 155 ЖК РФ).
Суд установил, что ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в период с марта 2015 года по настоящее время осуществляет начисление, направляет потребителям платёжные документы и принимает оплату за предоставление коммунальной услуги электроснабжения, в том числе и на общедомовые нужды.
В судебном заседании установлено, что общим собранием собственников помещений данного многоквартирного дома решения о внесении платы за коммунальную услугу «электроснабжение» непосредственно ресурсоснабжающей организации - ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» не принималось, следовательно, действия ответчика по расчёту и взиманию платы за электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды, противоречат п. 17 Правил.
Из анализа действующего законодательства следует, что ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взимать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Возражения ответчика о том, что ранее между ОАО «ПКК» и ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» не был заключён договор энергоснабжения, следовательно, ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» являлось исполнителем коммунальной услуги электроснабжения судом не принимаются, поскольку как было указано ранее, п. 12 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации не даёт управляющей компании права отказать от заключения договора с ресурсоснабжающей организацией, поэтому ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» имелоправо в любой момент потребовать от ОАО «ПКК» заключения такого договора.
При таких обстоятельствах ООО «ЭнергосбыТ Плюс» не имело право предъявлять истцу счета на оплату электроэнергии, потреблённой на общедомовые нужды в период с марта 2015 по декабрь 2016 года. В этой части исковые требования подлежат удовлетворению.
Что касается требований истца о признании действий ОАО «ПКК» по не заключению договора поставки электроэнергии в МКД по адресу: <. . .>, мкрн. <. . .>, то суд отказывает в удовлетворении данных требований в полном объеме по следующим основаниям.
В силу ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от . . . N 354, электроснабжение жилого помещения является коммунальной услугой.
На основании п. п. 2.1, . . . и . . . договора на оказание услуг по управлению многоквартирным домом управляющая организация предоставляет коммунальные услуги потребителям в многоквартирном доме, а также обязана на основании решения общего собрания собственников, заключать с поставщиками договоры на оказание коммунальных услуг потребителям и производит начисление оплаты.
При этом собственник обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 3.3.3 договора), а управляющая организация имеет права требовать внесения указанной выше платы (п. 3.2.5).
Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от . . . N 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Таким образом, действительно из вышеизложенных норм права следует, что на основании договора управления управляющая организация обязана предоставлять потребителям коммунальные услуги посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Судом установлено, что . . . между ОАО "ПКК" и ОАО "Свердловэнергосбыт" был заключен договор энергоснабжения N 62518. с . . . договор энергоснабжения расторгнут в части исключив все МКД г. Полевского по которым производится расчет за отпущенную э/э, возобновив прямые расчеты между собственниками и РСО.
. . . генеральный директор ОАО «ПКК» обратился в ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" с просьбой заключить с ОАО «ПКК» договор энергоснабжения на МКД №, расположенный по адресу: <. . .>, указав, что во исполнении предписания отдела контроля Западного управленческого округа Департамента государственного жилищного и строительного надзора СО № от . . ., а также решений судов, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о потреблении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителями и надлежащего исполнения таких договоров (л.д.45).
Таким образом, суд исходит из того, что понудить управляющую компанию заключить договор ресурсоснабжения могут только ресурсоснабжающие организации. Истцы Глазырины В.М. и Л.В. не являясь сторонами сложившихся между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией правоотношений, не имеет правовых оснований обращаться в суд с таким требованием.
В силу ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Пунктом 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор энергоснабжения является публичным договором.
В соответствии с п. 12 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в томчисле поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ч. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Исходя из анализа вышеизложенных законоположений суд приходит к выводу о том, что только ресурсоснабжающие организации могут понудить управляющую компанию к заключению договоров ресурсоснабжения.
Кроме того, в судебном заседании представителем ответчика ОАО "ПКК" Севериной А.Р. представлено соглашение № от . . . заключенное между ОАО «ЭнергосбыттПлюс» и ОАО «ПКК» об изменении с . . . части условий договора энергоснабжения от . . . № (л.д.211).
Исходя из положений ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации защите в судебном порядке подлежат нарушенные либо оспариваемые права, свободы или законные интересы заинтересованного лица. При этом способы защиты гражданских прав предусмотрены ст. 12 названного Кодекса.
Суд установил, что при рассмотрении дела, истцамиГлазыриными В.М., Л.В. не оспаривалось, что многоквартирный дом, в том числе и принадлежащая им квартира, обеспечиваются необходимыми коммунальными ресурсами, в частности электроснабжением. Доказательств неоказания данной коммунальной услуги либо оказания ее ненадлежащего качества в материалах дела не содержится.
Учитывая данные обстоятельства, оснований считать, что права Глазыриных В.М., Л.В. в данной части нарушены, нет.
ИстцамиГлазыриными В.М., Л.В. не доказан факт нарушений их прав как потребителей, и как следствие, отсутствовали правовые основания для возложения на ответчика ОАО «ПКК» в период с марта 2015 года по декабрь 2016 года обязанности по заключению договора энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354.
В соответствии с п. 69 Правил в платежном документе указываются, в том числе, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица).
Из пункта 71 Правил следует, что примерную форму платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.12.2014 N 924/пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению, согласно которой в сведениях о плательщике и исполнителе услуг указываются, в том числе, фамилия, имя, отчество плательщика собственника/нанимателя.
Таким образом, форма платежного документа является примерной и носит рекомендательный характер.
ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» определяет расход электроэнергии в многоквартирном доме <. . .>, исходя из установленной Правилами N 354 формулы, учитывает денежные средства, поступившие от истцов в качестве оплаты электроэнергии по абонентским книжкам, потребленный ими объем (количество) электроэнергии, производит перерасчет истцам начислений за электроэнергию с учетом оплаченного ранее объема (количества) электроэнергии, выставляет им платежные документы за потребленную электроэнергию по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, в которых отражены объем потребленной ими электроэнергии, в том числе в местах общего пользования, лифтах, а также тарифы, суммы к оплате, произведенная оплата.
Данные обстоятельства подтверждаются представленной истцом платежным документом за июнь 2016 года(л.д.8), объяснениями представителя ответчика ОАО «ЭнергосбыТ Плюс».
Таким образом суд приходит к выводу о том, что квитанции на оплату электроэнергии, выставляемые истцам ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» соответствуют требованиям п. 69 Правил N 354 и содержат все необходимые сведения, указанные в данном пункте.
Согласно статье 15 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В пункте 45 Постановления от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» Пленум Верховного Суда РФ указал, что достаточным условием для удовлетворения иска о компенсации потребителю морального вреда является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» допустило нарушение прав Глазыриных М.В. и Л.В. в части незаконного начисления и взимания платы за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды за период с . . . по . . ., следовательно, они имеет право на компенсацию причинённого им морального вреда. Учитывая обстоятельства нарушения прав истцов, принципы разумности и справедливости, соразмерной компенсацией нравственных страданий истца является денежная сумма в размере 200 рублей каждому.
В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Истцом при подаче искового заявления государственная пошлина оплачена не была в силу пп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации. Поскольку три неимущественных исковых требования Глазыриных В.М. и Л.В. удовлетворены, государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей за каждое неимущественное требование подлежит взысканию в размере 900 рублей с ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», не освобождённого от уплаты государственной пошлины, в доход Полевского городского округа.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 57, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Глазырина ВМ, Глазыриной ЛВ к ОАО «Полевская коммунальная компания», ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» о признании незаконными действий по предъявлению счетов на оплату электроэнергии потребляемой на общедомовые нужды, возложении обязанности по прекращению начисления платы за электроэнергию на ОДН, признании незаконным действий, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
Признать незаконными действия ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по предъявлению Глазырину ВМ, Глазыриной ЛВ в период с . . . до . . . счетов на оплату электроэнергии, потребляемой на общедомовые нужды.
Обязать ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» провести перерасчет платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в соответствии с фактической площадью жилых и нежилых помещений многоквартирного дома по адресу: <. . .>.
Взыскать с ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в пользу Глазырина ВМ, Глазыриной ЛВ в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей.
Взыскать с ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в пользу Глазыриной ЛВ в счет компенсации морального вреда <данные изъяты> рублей.
Взыскать с ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
В остальной части исковые требования Глазырина ВМ, Глазыриной ЛВ оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Полевской городской суд.
Судья: Г.В. Бубнова
Мотивированная часть решения изготовлена . . ..
Судья: Г.В. Бубнова