РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2012 года Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Закурина И.А., при секретаре судебного заседания Кувшиновой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1004
по иску Долговой Е.В. к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Московской области о признании частично недействительным отказа в учете изменений объекта недвижимости,
установил:
Долгова Е.В. обратилась в суд с иском к ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области о признании частично недействительным отказа в учете изменений объекта недвижимости, ссылаясь на то, что решением должностного лица - ФБУ «Кадастровая Палата» по Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в учете изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>, по фактической площади <данные изъяты> кв.м., в связи с тем, что данное решение неправомерно и нарушает законные права и интересы истца, поскольку превышение площади земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м., что не превышает предельного минимального размера земельного участка для земель соответствующего целевого назначения.
Представитель ответчика ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области отдел кадастрового учета № Старчак А.А. возражала против заявленных требований, и пояснила, что Долговой Е.В. отказано в изменении местоположения границ и площади земельного участка, принадлежащего истцу, поскольку Долгова Е.В. является собственником земельного участка с кадастровым №, категория земель – <данные изъяты>, с разрешенным видом использования – <данные изъяты>, находящегося в <адрес>, вид права – собственность, декларированная площадь земельного участка <данные изъяты> кв.м, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Поскольку спорный земельный участок уже находится в собственности у истца, а градостроительные регламенты в Павлово-Посадском районе до настоящего времени не утверждены, руководствуясь позицией Министерства экономического развития РФ (письмо от 04 мая 2011 года № Д23-1871), уточнение местоположения и площади земельного участка возможно только на величину не более 10% значения площади, содержащегося в ГКН, то есть не более 60 кв. метров. Кроме того, при проведении процедуры уточнения местоположения границ и площади земельного участка, обязательным условием является процедура согласования границ земельных участков, порядок которой определен статьей 39 ФЗ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В соответствии с ч. 1 ст. 39 указанного закона, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Вместе с тем, в представленных заявителем документах, а именно, в межевом плане на листе 8 однозначно усматривается, что земельный участок истицы частично находится за границей <данные изъяты>. Кроме того, представленный в составе приложения межевого плана (лист 20 учетного дела) протокол правления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует ч. 4 ст. 39 Закона о кадастре, а именно: согласно упомянутой статье Закона о кадастре, в согласовании местоположения границ от имени собственников коллективно — совместной собственности вправе участвовать представитель, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников. Такое решение в составе межевого плана отсутствует. А представленный в составе межевого плана протокол правления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствует решение общего собрания о наделении полномочиями председателя <данные изъяты> ФИО изменять конфигурацию и границы земель общего пользования, что влечет за собой изменение площади земель общего пользования и нарушает права членов коллективной совместной собственности.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, суд находит, что данный иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Заявление подается в суд по подсудности, а также в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
Основания для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета установлены ст. 27 Федерального Закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального Закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет, в том числе государственный кадастровый учет изменений земельного участка, осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета соответствующего заявления и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов.
Межевой план, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального Закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», является одним из документов, представляемых при государственном кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка, в том числе сведений о местоположении границ земельного участка, либо при государственном кадастровом учете части земельного участка.
Согласно п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального Закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если: в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о государственном кадастре недвижимости требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Долгова Е.В. обратилась с заявлением об учете изменений местоположения границ и площади земельного участка в связи с уточнением местоположения и площади земельного участка, принадлежащего заявителю.
ДД.ММ.ГГГГ Долговой Е.В. отказано в учете изменений местоположения границ и площади земельного участка.
Согласно свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ № Долговой Е.В. принадлежит земельный участок с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – <данные изъяты>, с разрешенным видом использования – для <данные изъяты>, находящийся по адресу: <адрес>
В соответствии с представленными материалами учетного дела судом установлено, что до настоящего времени в ГКН граница земельного участка истца не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, то есть отсутствуют координаты характерных точек земельного участка в действующей в настоящее время системе координат МСК-50.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Кроме того, в соответствии с ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с межевым планом – схемой расположения земельных участков усматривается, что земельный участок истицы частично находится за границей <данные изъяты> и являются землями общего пользования коллективно-совместной собственности <данные изъяты> в связи с чем при отсутствии надлежащих полномочий от членов коллективно-совместной собственности на согласование изменение конфигурации и площади земель общего пользования, суду не представлено решения общего собрания членов <данные изъяты> о наделении председателя полномочиями в решении данного вопроса.
Вместе с тем, в материалах учетного дела отсутствуют сведения за счет каких земель произошло увеличение площади спорного земельного участка.
Кроме того, согласно Письма Министерства экономического развития РФ от 04.05.2011г. №Д23-1871 нормы предоставления в собственность гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства определяются в соответствии с п.п. 1,2 ст. 33 Земельного кодекса РФ, в связи с чем в предусмотренных п. 1 ч. 5 ст. 27 Закона о кадастре случаях минимальные размеры земельных участков, установленные ст.33 Земельного кодекса РФ, могут быть применены для земельных участков, в отношении которых распространяется действие градостроительных регламентов (если такие регламенты не установлены), только при условии, если такие земельные участки предоставляются гражданам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, предусмотренных ст. 33 Земельного кодекса РФ.
Суд усматривает, что обращение Долговой Е.В. об учете изменений местоположения границ и площади земельного участка не связано с предоставлением ей дополнительных земель из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следовательно, оснований для применения норм, предусмотренных п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального Закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
С учетом всех обстоятельств дела суд, считает, что решение должностного лица отдела кадастрового учета № ФБУ «Кадастровая Палата» по Московской области, изложенное в обращении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Долговой Е.В. основано на требованиях закона.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Судом установлено, что решением должностного лица - ФБУ «Кадастровая Палата» по Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ Долговой Е.В. было отказано в учете изменений местоположения границ и площади земельного участка, данное решение было получено истцом ДД.ММ.ГГГГ, а в Павлово-Посадский городской суд Долгова Е.В. обратилась лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечению трех месяцев со дня, когда ей стало известно о нарушении её прав и свобод.
Представитель ФБУ «Кадастровая Палата» по Московской области просила суд учесть указанный факт при разрешении иска по существу.
При таких обстоятельствах суд считает, что Долгова Е.В. пропустила установленный законом срок без уважительной причины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении искового заявления Долговой Е.В. к Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Московской области о признании частично недействительным отказа в учете изменений объекта недвижимости находящейся по адресу: <адрес> - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий: И.А. Закурин