РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 февраля 2012 года Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Мостовенко Н.Р.,
с участием ст.пом. Серовского городского прокурора Романовой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретаря Мосуновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 295/2012
по заявлению Галкина Юрия Владимировича о признании незаконным Решения окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № 1 по выборам депутатов Думы Серовского городского округа шестого созыва № 35 от 30 января 2012 года «Об отказе Галкину Юрию Владимировичу в регистрации кандидатом в депутаты Думы Серовского городского округа шестого созыва», суд
УСТАНОВИЛ:
Решением Думы Серовского городского округа пятого созыва от ДД.ММ.ГГГГ № назначены выборы депутатов Думы Серовского городского округа шестого созыва на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Решением № Окружной избирательной комиссией многомандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы Серовского городского округа шестого созыва отказано Галкину Юрию Владимировичу в регистрации кандидатом в депутаты Думы Серовского городского округа.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель Галкин Ю.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного решения избирательной комиссии.
В обоснование заявления указал, что в окружную избирательную комиссию кандидатом представлено 66 подписей. В результате проверки все 66 подписей признаны недействительными, на основании того, что в графе места жительства не указан субъект РФ –«<адрес>». Сборщиком подписей являлась мать Галкина Валентина Ивановна. Информация в ОИК по заполнению подписных листов отсутствовала, обучение с кандидатами не проводилось. Достоверность подписей возможно проверить в отделе УФМС <адрес>. При проверке документов замечаний не было. Просит отменить решение избирательной комиссии и обязать зарегистрировать Галкина Ю.В. в качестве кандидата в депутаты Думы СГО.
В судебное заседание Галкин Ю.В. не явился, его представитель Галкина В.И., действующий по нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ заявление и доводы, указанные в заявлении поддержал. Суду пояснил, что заявление подано в порядке главы 26 ГПК Российской Федерации, сборщиком подписей является Галкина В.И., ей известно со слов, что указывать наименование субъекта Российской Федерации не надо. Отсутствует информация и образцы по заполнению подписных листов. Нарушено право заявителя, быть избранным. Требования закона при заполнении подписных листов не смотрела, заявитель работает, ему некогда. Просит признать незаконным Решение избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации Галкину Ю.В. кандидатом в депутаты Думы Серовского городского округа шестого созыва» и обязать окружную избирательную комиссию признать представленные подписи достоверными.
В судебном заседании представитель избирательной комиссии - Сорвина Е.А. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ заявление не признала, представив в суд возражения в письменной форме. Суду пояснила, что в последний день ДД.ММ.ГГГГ в последний день подачи документов, заявитель со своим юристом представили подписи на 7 подписных листах, ему сразу было указано на то, что подписные листы с нарушением, не по форме. До этого времени заявитель, ни его представитель не обращались с какими-либо заявлениями по вопросу сбора и заполнения подписных листов. В представленных кандидатом Галкиным Ю.В. в адресе места жительства избирателя не указан субъект РФ, а именно <адрес>, что является нарушением ст. 2 п.5 ФЗ №. В подписных листах отсутствует подпись лица, собиравшего подписи избирателей, все подписные листы, которые были представлены признаны неустановленной формы. Вышеуказанные нарушения являются основанием для отказа регистрации кандидата, что было сделано окружной избирательной комиссией. Решение вынесено правомерно, в удовлетворении заявления просит отказать.
Представитель Серовской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии Серовского городского округа – Воронин К.М., действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ считает, что требования не могут быть удовлетворены по следующим основаниям: принцип работы избирательных комиссий –это гласность, никому не было отказано в устной консультации. Порядок оформления подписных листов определен ФЗ №. В момент сдачи документов, обязанность окружной избирательной комиссии только принять, что было сделано. До сдачи документов заявитель не обращался с заявлениями. Все подписи считает недействительны, отсутствует наименование субъекта РФ. Решение окружной избирательной комиссии об отказе заявителю Галкину Ю.В. в регистрации кандидатом Думы СГО является законным.
Суд, заслушав участников процесса, заключение ст. пом. прокурора Серовского городского прокурора Романовой Л.В., полагавшей Решение избирательной комиссией «Об отказе регистрации Галкину Юрию Владимировичу кандидатом в депутаты Думы СГО» вынесено в соответствии с требованиями избирательного законодательства Российской Федерации, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность доказательства каждого отдельно и в совокупности, приходит к выводу о том, что оспариваемое Решение Окружной избирательной комиссии является правильным, не может быть признано незаконным и отменено, исходя из следующего:
Судом установлено, Решением Думы Серовского городского округа пятого созыва от ДД.ММ.ГГГГ № назначены выборы депутатов Думы Серовского городского округа шестого созыва на ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ( с посл. измен. и доп.) № –ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ( далее по тексту - ФЗ №) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ФЗ № самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом, и подтверждается фактическими материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ ( в последний день) Галкин Юрий Владимирович представил в окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа № документы для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения ( л.д.28).
ДД.ММ.ГГГГ рабочей группой проверены подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы СГО Галкина Ю.В., в результате проверки установлено, что из 66 подписей избирателей, представленных кандидатом, проверено 66 подписей, достоверными признаны 0, недостоверными 0 подписей, недействительными 66 подписей на основании п.п.4п.5ст. 52; п.п.8п.5ст. 52; п.п. 9,п.5 ст. 52 Избирательного кодекса <адрес> ( л.д.25-27).
ДД.ММ.ГГГГ Решением окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы Серовского городского округа шестого созыва вынесено Решение № «Об отказе Галкину Юрию Владимировичу в регистрации кандидатом в депутаты Думы Серовского городского округа шестого созыва по многомандатному избирательному округу №» на основании подпунктов 4,8,9 пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса <адрес> ( л.д.7-10).
При разрешении данного дела, суд руководствуется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ( с послед. изм. и доп.), Избирательным кодексом <адрес>, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № « О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В силу пункта 1 статьи 75 ФЗ №, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Исходя из пункта 6 статьи 76 ФЗ №, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Заявитель Галкин Ю.В. полагает, что решение вынесено незаконно, указание в графе места жительства наименование субъекта Российской Федерации не является обязательным, что нарушает право заявителя быть избранным.
С указанными доводами заявителя, суд согласиться не может, на основании следующего:
В соответствии с пунктами 1,3,6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимых документов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.
В соответствии с пунктами 1,2 статьей 37 ФЗ № в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона; количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, устанавливается законом и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 25 подписей. Установленное законом количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может быть менее 10 подписей.
Как следует из материалов дела, проверены подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы СГО Галкина Ю.В., представленных на семи подписных листах, в результате проверки установлено, что из 66 подписей избирателей, представленных кандидатом, проверено 66 подписей, достоверными признаны 0, недостоверными 0 подписей, недействительными 66 подписей на основании п.п.4п.5ст. 52; п.п.8п.5ст. 52; п.п. 9,п.5 ст. 52 Избирательного кодекса <адрес>.
Для принятия решения о регистрации кандидатом необходимо 60 подписей, на основании решения Думы СГО № от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что нарушен порядок оформления подписных листов и заполнения необходимых реквизитов, суд находит убедительными.
Как установлено в судебном заседании, и не оспаривается представителем заявителя, в подписных листах отсутствует в графе адрес места жительства наименование субъекта Российской Федерации– « <адрес>».
Правила оформления подписных листов ( в том числе об обязательном внесении в подписные листы данных об избирателях, участниках референдума) предусмотрены статьей 37 ФЗ №.
Под адресом места жительства избирателя, участника референдума в соответствии с подпунктом 5 статьи 2 ФЗ № понимается адрес ( наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Указание субъекта Российской Федерации по мнению суда является обязательным в силу прямого указания в законе, расширительному толкованию норма закона не подлежит.
Учитывая требования закона, суд полагает выводы комиссии о недействительности 66 подписей в связи с отсутствием наименования субъекта Российской Федерации являются правильными.
Согласно требованиям пункта 12 статьи 37 ФЗ № каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (п. 12 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 259-ФЗ).
Доводы заявителя и его представителя о том, что информация в избирательной комиссии по заполнению подписных листов отсутствовала, суд находит несостоятельными.
К доводам представителя заявителя о том, что обучение с кандидатами не проводилось, суд относится критически.
Как установлено судом, заявитель не обращался в избирательную комиссию за какими-либо консультациями, в том числе по заполнению подписных листов, сдал документы в последний день ДД.ММ.ГГГГ, информация размещена на сайте, доступна неопределенному кругу лиц.
Вместе с тем, судом установлено, что в подписных листах отсутствует подпись лица, собиравшего подписи избирателей, что является нарушением пункта «з» подпункта 6-4 пункта 6 статьи 38 ФЗ № и подпункта 8 пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса <адрес>.
При исследовании всех подписных листов, представленных Галкиным Ю.В. в избирательную комиссию видно, что подписные листы не соответствуют установленной форме ( пункт «и» подпункта 6-4 пункта 6 статьи 38 ФЗ № и подпункта 9 пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса <адрес>.
Согласно подп. «д» п.24 ст. 38 ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основаниями для отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и ( или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Доводы окружной избирательной комиссии являются обоснованными.
С учетом установленных обстоятельств, соглашаясь с заключением ст. пом. прокурора Романовой Л.В., суд приходит к выводу о том, что решение окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № от ДД.ММ.ГГГГ « Об отказе Галкину Юрию Владимировичу, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом на выборах депутатов Думы Серовского городского округа шестого созыва по многомандатному избирательному округу №» является соответствующим требования избирательного законодательства Российской Федерации и не может быть признано незаконным, оснований для его отмены не имеется.
Следовательно, требование заявителя о признании подписей избирателей достоверными, не может быть удовлетворено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ст. 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Галкина Юрия Владимировича о признании незаконным Решения окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы Серовского городского округа шестого созыва № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе Галкину Юрию Владимировичу, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом на выборах депутатов Думы Серовского городского округа шестого созыва по многомандатному избирательному округу №» отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 5 дней со дня вынесения в апелляционном порядке в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы в Серовский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Серовского районного суда Н.Р. Мостовенко