Дело № ***
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Псков ***
Псковский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Федоровой В.Н.
при секретаре Белогрудовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Д.А.Д. к Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка путем перераспределения и обязании принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Д.А.Д. обратился в суд с иском к Государственному комитету Псковской области по имущественным отношениям о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка путем перераспределения от ***. № *** и обязании принятия решения об утверждении схемы расположения путем перераспределения земельного участка, расположенного по адресу: ***, площадью *** кв.м. на кадастровом плане территории.
В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: ***, общей площадью *** кв.м., разрешенное использование – для садоводства. На данном земельном участке расположен жилой дом также принадлежащий истцу на праве собственности. *** истец обратился к ответчику с заявлением о перераспределении земель, находящихся в публичной собственности и земельного участка, находящегося в его частной собственности, на основании схемы земельного участка, подготовленной кадастровым инженером, согласно которой площадь образуемого земельного участка в результате перераспределения будет составлять *** кв.м. Ответом от *** ответчик отказал в предоставлении земельного участка со ссылкой на положения Закона Псковской области от 03.10.2003г. № 200-оз «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность». Считая, что данный отказ является незаконным, поскольку из положений п.8, 9 ч.1 ст.1, ч.6 ст. 30, ст. 36, ч.2 ст. 38 ГрК РФ следует, что максимальные размеры земельных участков устанавливаются градостроительными регламентами соответствующей территориальной зоны, изложенных в Правилах землепользования и застройки муниципального образования, а площадь образуемого земельного участка не превышает максимальный размер земельных участков для зоны Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) Логозовской волости (не более 0,45 га), установленных в Правилах данного муниципального образования, заявил настоящие исковые требования.
В судебное заседание истец не явился, в заявлении суду просил о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя.
Представитель истца Ш.Н.И. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика К.К.С. в судебном заседании возражений по заявленным требованиям не представила, оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ФГБУ «ФКП Росреестра» Е.О.Л. в судебное заседание не явилась, в заявлении суду просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В ходе рассмотрения дела оставила разрешение спора на усмотрение суда, пояснив, что земельный участок, о присоединении которого просит истец, представляет собой зеленую зону, за которой расположен склон к реке Великая, не входит в прибрежную зону, не входит в состав земель общего пользования, границы вновь образуемого земельного участка по предоставленной истцом схеме не имеют наложений и пересечений с соседними земельными участками, границы которых установлены в соответствии с действующим законодательством, в подтверждение чего предоставила ортофотоплан.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, сельского поселения «Логозовская волость» в судебное заседание не явился. В заявлении суду просил о рассмотрении дела в его отсутствие, оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2, пунктами 1, 3 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (ст. ст. 39.27 - 39.29) названного Кодекса.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 39.28, пунктами 1, 8 статьи 39.29 ЗК РФ РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. В целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ.
В пункте 1 статьи 39.28 ЗК РФ установлен исчерпывающий перечень случаев, когда допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 10 статьи 39.29 ЗК РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Д.А.Д. с *** является собственником земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для садоводства, общей площадью *** кв. м по адресу: ***, с кадастровым номером ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.11).
На данном земельном участке расположен жилой дом, общей площадью 60 кв.м., право собственности на который зарегистрировано за истцом согласно свидетельства о государственной регистрации права от *** (л.д.12).
*** Д.А.Д. в порядке ст. 39.29 Земельного кодекса РФ обратился в Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениями (далее - Комитет) с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в публичной собственности и земельного участка, находящегося в его частной собственности в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Ответом председателя комитета от 01.03.2016г. истцу было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка со ссылкой на то, что положениями Закона Псковской области от 03.10.2003г. № 200-оз «О предельных (минимальных и максимальных) размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для садоводства - 1500 кв.м., тогда как площадь образуемого путем перераспределения земельного участка составляет 1847 кв.м.
Оценивая правомерность данного отказа, суд принимает во внимание следующее.
Согласно ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (ч.1).
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.2).
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки (п. п. 8, 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (ст. 30 ГрК РФ).
В силу п. 2 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, входящем согласно ч. 2 ст. 30 ГрК РФ в состав правил землепользования и застройки.
В силу п.1 ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ).
Из содержания п. 9 ст. 1, п. 2 ч. 6 ст. 30, п. 1 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ следует, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные размеры земельных участков посредством их определения в следующих сочетаниях - минимальный и максимальный размер, минимальный или максимальный размер.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2012 года № 1598-О в соответствии с Конституцией Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36, ч. 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36, ч. 3), к числу которых относятся Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, предусматривающие соответственно в статьях 11.9 и 30 необходимость соблюдения при образовании и изменении земельных участков их предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров, установленных Правилами землепользования и застройки.
Судом установлено, что д. Северик относится к сельскому поселению «Логозовская волость».
Исходя из вышеизложенного, при разрешении поставленного в заявлении истца вопроса ответчику следовало руководствоваться Правилами землепользования и застройки сельского поселения «Логозовская волость».
Кроме того, согласно преамбуле Закона Псковской области от 03.10.2003г. № 200-оз «О предельных (минимальных и максимальных) размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность» он устанавливает предельные размеры земельных участков, предоставляемых в собственность граждан земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земель, находящихся в собственности Псковской области, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства, а также максимальный размер общей площади земельных участков, находящихся у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на территории Псковской области. Вместе с тем земельный участок истцу не выделался, а приобретался им по договору купли-продажи.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения «Логозовская волость» земельный участок истца расположен в зоне Ж-1 (застройка индивидуальными жилыми домами с площадью участка от 15 соток).
Согласно указанным Правилам максимальные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства составляют 0, 45 га для земельного участка для жилого дома. При этом проект планировки территории Логозовской волости не разрабатывался и не утверждался. Указанное подтверждается ответом на судебный запрос зам.главы Администрации с/п «Логозовская волость» А.Л.И. от ***
Учитывая вышеприведенные нормы права, и исходя из того обстоятельства, что в результате предоставления истцу путем перераспределения из собственности публичного образования за плату земельного участка в размере *** га размер вновь образуемого земельного участка составит *** кв.м., то есть меньше предельного максимального размера земельного участка, установленного Правилами землепользования и застройки сельского поселения «Логозовская волость», решение Комитета об отказе Д.А.Д. в предоставлении испрашиваемого земельного участка путем перераспределения является неправомерным.
Принимая во внимание, что для предоставления истцу испрашиваемого земельного участка не имеется препятствий в виде правопритязаний иных лиц, границы образуемого в результате перераспределения земельного участка не нарушают границ смежных с земельным участком истца землепользователей, земельный участок, на который претендует истец не находится в границах территорий, на которые не распространяется действие градостроительного регламента, исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ***, ░░░░░░░░ *** ░░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░: *** ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ***
░░░░░ ░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>