Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1536/2018 ~ М-993/2018 от 19.03.2018

Дело №2-1536/18

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2018 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

При секретаре: Домаревой М.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой Ирины Владимировны к УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже:

- о признании незаконным решения № 767959 от 13.10.2017 г. об отказе в назначении пенсии по государственному пенсионному обеспечению по старости,

- о признании права на досрочное назначение пенсии по старости с 05.10.2017 г.,

- о возложении обязанности назначить пенсию с даты возникновения права на пенсию с 05.10.2017 г. и произвести ее начисление и выплату,

У с т а н о в и л :

С исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Воронеже в Центральный районный суд г. Воронежа обратилась истец Федорова И.В.

Просит о признании решения №767959 от 13.10.2017г. незаконным, признании права на назначение досрочной пенсии по старости, обязании назначить и выплатить пенсию по старости с 05.10.2017г.

Обосновывая заявленные требования, указывает, что 02.10.2017г. обратилась в УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже с заявлением о назначении пенсии по государственному пенсионному обеспечению по старости в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением №767959 от 13.10.2017 г. ей отказано в назначении государственной пенсии по старости с уменьшением возраста, в соответствии с п.5 п.1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном ст. 33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку документально не подтвержден юридический факт проживания на территории зоны проживания с правом на отселение, дающее право на снижение возраста выхода на пенсию на дополнительную величину.

Полагает, что из представленных одновременно с заявлением документов следует, что она проживала с льготным социально-экономическим статусом.

Обращает внимание, что населенный пункт, где она проживала и работала – <адрес> находится на территории <адрес>, который относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Ссылается, что из представленных на рассмотрение пенсионного фонда документов следует, что ей реально предоставлялись соответствующие льготы, в том числе, доплаты за проживание в зоне проживания с социально-экономическим статусом.

Считает, что предоставленные документы подтверждают ее право на назначение пенсии с уменьшением возраста.

В судебном заседании Федорова И.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Указывала, что из предоставленных в пенсионный орган документов, и дополнительно приложенных к исковому заявлению, в совокупности, бесспорно следует, что она имеет право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 ФЗ № 166-ФЗ от 15.12.2001 г.

Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже, действующая на основании доверенности, Суханова Н.Н. категорически возражала относительно обоснованности заявленных требований. Суду предоставлены письменные возражения. Обращает внимание суда, что проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или ту пребывания). Указывала, что одновременно с заявлением о назначении пенсии Федорова И.В. приложила удостоверение, установленного образца, справки, документы, подтверждающие периоды и время регистрации по месту проживания. Суду пояснила, что удостоверение о праве на льготы серии от 19.07.1995 г., выданное в/ч , подтверждает статус гражданина, проживающего (проживавшего) в зоне с правом на отселение. Вместе с тем, указанное удостоверение содержит сведения о периоде проживания Ефремов-<адрес> с 1993 г. по 1998 г., однако, удостоверение выдано 19.07.1995г., то есть содержит сведения о проживании, имевшие место после даты выдачи удостоверения. Кроме того, в справке № 1 18.03.1998 г. указано, что с 22.10.1992г. по настоящее время Федорова И.В. проживает на территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Однако, в других документах, в частности удостоверении № 013077 от 19.07.1995 г., Федорова И.В. проживала с 1993г. по 1998г. в зоне проживания с правом на отселение. Утверждает, что помимо разночтения в наименовании зоны проживания, имеют место неточности в указании периода времени проживания. Документов, подтверждающих юридический факт проживания на территории проживания с правом на отселение, дающих право на снижение возраста выхода на пенсию на дополнительную величину (на 1 год за каждые 3 года проживания) истицей не представлено. Также как и не представлено документов, подтверждающих, что Федорова И.В. проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Суд, заслушав объяснение сторон, обозрев материалы отказного пенсионного дела, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам:

Судом установлено, что 02.10.2017г. Федорова И.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратилась в УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже с заявлением (л.д. 43-47) о назначении пенсии по государственному пенсионному обеспечению по старости в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже №767959 от 13.10.2017 г. (л.д. 7-9) Федоровой И.В. отказано в назначении государственной пенсии по старости с уменьшением возраста, в соответствии с п. 5 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в порядке, предусмотренном ст. 33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Указанное решение истец просит признать незаконным и нарушающим ее права.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации с 01.01.2015г. регулируется Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральным законом от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации».

Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют, в том числе, женщины, достигшие возраста 55 лет.

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются законом Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергших воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»», в порядке, предусмотренном статьями 30-37 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС» (ст.28.1 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1).

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.7 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1).

В соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ, на 2 года дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

В соответствии с п. 8 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

На основании примечания к ст. 35 данного Закона первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС (26.04.1986г.) по 30 июня 1986 г. независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

С учетом указанных норм подлежащих применению, указанным лицам назначается пенсия по старости при соблюдении следующих условий: наличие статуса пострадавшего вследствие катастрофы на ЧАЭС (подтвержденного удостоверением установленного образца); достижение определенного количества лет страхового (трудового) стажа; а также факта и соответствующего периода постоянного проживания или работы в зоне проживания с правом на отселение.

Как следует из оспариваемого решения, основанием для отказа в назначении пенсии по государственному пенсионному обеспечению по старости, является документально не подтвержденный юридический факт проживания Федоровой И.В. на территории зоны проживания с правом на отселение, дающее право на снижение возраста выхода на пенсию на дополнительную величину.

В соответствии со ст. 12, 56 ГПК РФ процессуальная обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих наличие оснований для принятия оспариваемого решения, соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложено на ответчика.

Обосновывая законность принятого решения, представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже указывает, что предоставленные Федоровой И.В. документы, а также дополнительно истребованные пенсионным органом документы, не подтверждают факт, дающий право на назначение государственной пенсии по старости с уменьшением возраста.

Из предоставленных суду материалов отказного пенсионного дела, объяснений сторон, судом установлено, что Федоровой И.В., в целях пенсионного обеспечения одновременно с заявлением о назначении пенсии, были представлены: трудовая книжка серии AT-II от 28.10.1981г. (л.д. 10-12), военный билет (л.д. 13), архивная справка о работе № 173 от 20.01.2017 г. (л.д. 14-15), № 173/3 от 20.01.2017 г. (л.д. 19), архивная справка № 173/1 от 20.01.2017 г. о военной службе в войсковой части № (л.д. 16-18), справка о регистрации по месту жительства от 29.08.2017г. (л.д. 26), справка от 04.09.2017 г. № 17 о присвоении наименования поселку, образованному в границах бывшего военного городка <адрес> (л.д. 25), справка от 04.09.2017 г. № АК 23-29/5228 (л.д. 24).

Обосновывая рассмотрение права на назначении пенсии Федоровой И.В., как гражданина, постоянно проживающего (работающего) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.7 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1), которому в соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ, на 2 года дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности, представитель пенсионного органа указал на подтверждение указанного статуса предоставленным удостоверением.

Согласно нормам ст.24 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 гражданам, указанным п.7 ч.1 ст.13 указанного закона, органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения.

Кроме того, в соответствии с п. 100 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 г. № 958 н, проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или ту пребывания).

Одновременно с подачей заявления о назначении пенсии, Федоровой И.В. предъявлено удостоверение о праве на льготы серии АВ от 19.07.1995г., выданное в/ч (л.д. 48).

Как следует из удостоверения, предъявитель указанного удостоверения – Федорова И.В. имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как гражданин, проживающий (проживавший) и работающий в зоне с правом на отселение.

Суд принимает во внимание довод представителя ответчика о том, что указанный документ не может оцениваться как необходимое доказательство, подтверждающее право на назначение пенсии по возрасту с уменьшением возраста по основанию, предусмотренному п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона, так как не подтверждает факт проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Доводы истца о том, что указанные в удостоверении сведения о проживании в зоне с правом на отселение внесены ошибочно, и с учетом иных доказательств, должны бесспорно оцениваться, как пенсионным органом, так и судом, как подтвержденный факт проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, судом отклоняются как необоснованные.

Кроме того, удостоверение о праве на льготы серии АВ от 19.07.1995г., выданное в/ч (л.д. 48) содержит сведения о периоде проживания истца в городе <адрес> с 1993 г. по 1998 г., то есть о юридически значимом периоде, имевшем место после даты выдачи удостоверения.

Установленные обстоятельства подтверждают обоснованность довода представителя ответчика о том, что предоставленное удостоверение не может подтверждать период проживания или работы Федоровой И.В. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Федоровой И.В. предоставлена трудовая книжка серии от 28.10.1981г., подтверждающая факт работы за периоды с 31.12.1992г. по 17.01.1995г. и военной службы с 17.01.1995г. по 10.10.1996г. в войсковой части №.

Архивная справка о работе и военной службе в войсковой части № № 4/210604 от 17.03.2017 г. (л.д. 16-18), архивная справка № 4/210605 от 17.03.2017 г. (л.д. 14-15), выданные МО РФ ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ» за периоды военной службы с 17.01.1995 г. по 10.10.1996 г. и с 10.10.1996 г. по 27.10.1997г.; за периоды работы с 31.12.1992 г. по 17.01.1995г., справка о регистрации по месту жительства от 29.08.2017 г. № 1151, выданная администрацией муниципального образования <адрес>, подтверждают факт проживания и работы, военной службы Федоровой И.В. в <адрес><адрес>.

Для принятия решения, пенсионным органом были запрошены сведения в администрации муниципального образования <адрес> об отнесении населенного пункта <адрес> к перечню населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно письменной информации Администрации Муниципального образования <адрес> (сообщение № АК 23-29/5228 от 04.09.2017г.) со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582 «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», населенный пункт <адрес> не входил в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 26.04.1986 г. по 01.02.1998г., т.к. имел статус закрытого военного городка и не был внесен в справочник административно- территориального устройства <адрес>.

Из предоставленной справки от 04.09.2017 г. № 57, выданной администрацией муниципального образования <адрес> следует, что на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12.05.2003 года № 274 «О присвоении наименований географическим объектам и переименовании географических объектов в Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Алтайском крае, Краснодарском крае, Калужской, Липецкой, Саратовской, Тверской и Тульской областях» поселку, образованному в границах бывшего военного городска <адрес> было присвоено наименование «<адрес>».

Оценка всех имеющихся в материалах отказного пенсионного дела доказательств, позволяет прийти к выводу об обоснованности принятия решения №767959 от 13.10.2017 г. об отказе в назначении пенсии по старости как лицу, постоянно проживающему (проживавшему), работавшему на территории зоны проживания с правом на отселение, так как предоставленные документы не подтверждали юридический факт проживания Федоровой И.В. на территории проживания с правом на отселение, дающий право на снижение возраста выхода на пенсию на дополнительную величину (на 1 год за каждые 3 года проживания).

В судебном заседании нашли свое подтверждение доводы представителя ответчика о том, что предоставленные доказательства имеют разночтения в наименовании зоны проживания, а также имеют неточности в указании периода времени проживания.

Ссылки истца на то обстоятельство, что при обращении в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже она полагала, что при оценке ее пенсионных прав пенсионный орган будет исходить из ее права на льготные условия как гражданина, постоянно проживающего (работающего) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а ответчик незаконно оценивал ее права по другому основанию, судом оцениваются как необоснованными.

Частью первой ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7), и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).

В подтверждение права на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста, Федоровой И.В. было предоставлено удостоверение, имеющее указание на статус лица, проживающего (работающего) в зоне проживания с правом на отселение, а, в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», правилами подсчета и подтверждения стажа, основным документом, подтверждающим право на льготы, является специальные удостоверения единого образца.

Утверждение истца о том, что <адрес> не является самостоятельным образованием и относится к административному территориальному образованию <адрес>, не могут повлиять на выводы суда о законности оспариваемого решения.

При оценке пенсионных прав пенсионный орган устанавливает юридически значимые факты на основании предоставленных доказательств и применяет действующие нормы права.

Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 года № 237-р, а в дальнейшем Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года № 1582.

В указанном списке как зона с льготным социально-экономическим статусом поименован <адрес>.

Федоровой И.В. в пенсионный орган предоставлены документы, подтверждающие факт проживания и работы в городе <адрес>

Таким образом, предоставленные документы не подтверждали факт проживания и работы в населенном пункте, входящем в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Утверждение истца о том, что указанный юридический факт подлежит установлению пенсионным органом при принятии решения о назначении пенсии, основан на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Ссылка истца на новый документ – архивную справку от 09.02.2018 г. (л.д. 23) не может повлиять на выводы суда о законности оспариваемого решения, так как на момент принятия решения пенсионному органу указанный документ не предоставлялся.

Не свидетельствует о незаконности принятого решения № 767959 от 13.10.2017 г. отказ пенсионного фонда принять к рассмотрению справку № 105 от 18.03.1998 г. (л.д. 22), так как данный документ не содержит сведений об основаниях выдачи указанного документа, не содержит сведений о дате рождения Федоровой И.В.

Установленные по делу обстоятельства, позволяют суду прийти к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения № 767959 от 13.10.2017 г. об отказе в назначении пенсии.

Истцом заявлены требования о признании права на досрочное назначение пенсии по старости и возложении обязанности назначить и выплатить пенсию с даты возникновения права на пенсию с 05.10.2017 г.

Принимая во внимание, что истец обратилась с заявлением о назначении пенсии, пенсионным органом с учетом предоставленных документов и дополнительно истребованной информации, в установленном порядке указанное заявление рассмотрено, принято решение об отказе в назначении пенсии с 05.10.2017 года, суд приходит к выводу о том, что правовые основания для возложения на пенсионный орган обязанности назначить и выплатить пенсию с указанной даты отсутствуют.

Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Федоровой Ирины Владимировны к УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже о признании незаконным решения № 767959 от 13.10.2017 г. об отказе в назначении пенсии, о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, о возложении обязанности назначить пенсию с даты возникновения права – 05.10.2017 г., и выплатить пенсию с 05.10.2017 г., оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 05.06.2018 года.

Судья: Е.С. Шумейко

Дело №2-1536/18

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 мая 2018 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

При секретаре: Домаревой М.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой Ирины Владимировны к УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже:

- о признании незаконным решения № 767959 от 13.10.2017 г. об отказе в назначении пенсии по государственному пенсионному обеспечению по старости,

- о признании права на досрочное назначение пенсии по старости с 05.10.2017 г.,

- о возложении обязанности назначить пенсию с даты возникновения права на пенсию с 05.10.2017 г. и произвести ее начисление и выплату,

У с т а н о в и л :

С исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Воронеже в Центральный районный суд г. Воронежа обратилась истец Федорова И.В.

Просит о признании решения №767959 от 13.10.2017г. незаконным, признании права на назначение досрочной пенсии по старости, обязании назначить и выплатить пенсию по старости с 05.10.2017г.

Обосновывая заявленные требования, указывает, что 02.10.2017г. обратилась в УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже с заявлением о назначении пенсии по государственному пенсионному обеспечению по старости в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением №767959 от 13.10.2017 г. ей отказано в назначении государственной пенсии по старости с уменьшением возраста, в соответствии с п.5 п.1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном ст. 33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку документально не подтвержден юридический факт проживания на территории зоны проживания с правом на отселение, дающее право на снижение возраста выхода на пенсию на дополнительную величину.

Полагает, что из представленных одновременно с заявлением документов следует, что она проживала с льготным социально-экономическим статусом.

Обращает внимание, что населенный пункт, где она проживала и работала – <адрес> находится на территории <адрес>, который относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Ссылается, что из представленных на рассмотрение пенсионного фонда документов следует, что ей реально предоставлялись соответствующие льготы, в том числе, доплаты за проживание в зоне проживания с социально-экономическим статусом.

Считает, что предоставленные документы подтверждают ее право на назначение пенсии с уменьшением возраста.

В судебном заседании Федорова И.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Указывала, что из предоставленных в пенсионный орган документов, и дополнительно приложенных к исковому заявлению, в совокупности, бесспорно следует, что она имеет право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 ФЗ № 166-ФЗ от 15.12.2001 г.

Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже, действующая на основании доверенности, Суханова Н.Н. категорически возражала относительно обоснованности заявленных требований. Суду предоставлены письменные возражения. Обращает внимание суда, что проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или ту пребывания). Указывала, что одновременно с заявлением о назначении пенсии Федорова И.В. приложила удостоверение, установленного образца, справки, документы, подтверждающие периоды и время регистрации по месту проживания. Суду пояснила, что удостоверение о праве на льготы серии от 19.07.1995 г., выданное в/ч , подтверждает статус гражданина, проживающего (проживавшего) в зоне с правом на отселение. Вместе с тем, указанное удостоверение содержит сведения о периоде проживания Ефремов-<адрес> с 1993 г. по 1998 г., однако, удостоверение выдано 19.07.1995г., то есть содержит сведения о проживании, имевшие место после даты выдачи удостоверения. Кроме того, в справке № 1 18.03.1998 г. указано, что с 22.10.1992г. по настоящее время Федорова И.В. проживает на территории, относящейся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Однако, в других документах, в частности удостоверении № 013077 от 19.07.1995 г., Федорова И.В. проживала с 1993г. по 1998г. в зоне проживания с правом на отселение. Утверждает, что помимо разночтения в наименовании зоны проживания, имеют место неточности в указании периода времени проживания. Документов, подтверждающих юридический факт проживания на территории проживания с правом на отселение, дающих право на снижение возраста выхода на пенсию на дополнительную величину (на 1 год за каждые 3 года проживания) истицей не представлено. Также как и не представлено документов, подтверждающих, что Федорова И.В. проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Суд, заслушав объяснение сторон, обозрев материалы отказного пенсионного дела, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам:

Судом установлено, что 02.10.2017г. Федорова И.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратилась в УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Воронеже с заявлением (л.д. 43-47) о назначении пенсии по государственному пенсионному обеспечению по старости в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже №767959 от 13.10.2017 г. (л.д. 7-9) Федоровой И.В. отказано в назначении государственной пенсии по старости с уменьшением возраста, в соответствии с п. 5 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в порядке, предусмотренном ст. 33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Указанное решение истец просит признать незаконным и нарушающим ее права.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации с 01.01.2015г. регулируется Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Федеральным законом от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации».

Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют, в том числе, женщины, достигшие возраста 55 лет.

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются законом Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергших воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»», в порядке, предусмотренном статьями 30-37 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС» (ст.28.1 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1).

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.7 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1).

В соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ, на 2 года дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

В соответствии с п. 8 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

На основании примечания к ст. 35 данного Закона первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС (26.04.1986г.) по 30 июня 1986 г. независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

С учетом указанных норм подлежащих применению, указанным лицам назначается пенсия по старости при соблюдении следующих условий: наличие статуса пострадавшего вследствие катастрофы на ЧАЭС (подтвержденного удостоверением установленного образца); достижение определенного количества лет страхового (трудового) стажа; а также факта и соответствующего периода постоянного проживания или работы в зоне проживания с правом на отселение.

Как следует из оспариваемого решения, основанием для отказа в назначении пенсии по государственному пенсионному обеспечению по старости, является документально не подтвержденный юридический факт проживания Федоровой И.В. на территории зоны проживания с правом на отселение, дающее право на снижение возраста выхода на пенсию на дополнительную величину.

В соответствии со ст. 12, 56 ГПК РФ процессуальная обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих наличие оснований для принятия оспариваемого решения, соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возложено на ответчика.

Обосновывая законность принятого решения, представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже указывает, что предоставленные Федоровой И.В. документы, а также дополнительно истребованные пенсионным органом документы, не подтверждают факт, дающий право на назначение государственной пенсии по старости с уменьшением возраста.

Из предоставленных суду материалов отказного пенсионного дела, объяснений сторон, судом установлено, что Федоровой И.В., в целях пенсионного обеспечения одновременно с заявлением о назначении пенсии, были представлены: трудовая книжка серии AT-II от 28.10.1981г. (л.д. 10-12), военный билет (л.д. 13), архивная справка о работе № 173 от 20.01.2017 г. (л.д. 14-15), № 173/3 от 20.01.2017 г. (л.д. 19), архивная справка № 173/1 от 20.01.2017 г. о военной службе в войсковой части № (л.д. 16-18), справка о регистрации по месту жительства от 29.08.2017г. (л.д. 26), справка от 04.09.2017 г. № 17 о присвоении наименования поселку, образованному в границах бывшего военного городка <адрес> (л.д. 25), справка от 04.09.2017 г. № АК 23-29/5228 (л.д. 24).

Обосновывая рассмотрение права на назначении пенсии Федоровой И.В., как гражданина, постоянно проживающего (работающего) на территории зоны проживания с правом на отселение (п.7 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1), которому в соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. №1244-1 пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ, на 2 года дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности, представитель пенсионного органа указал на подтверждение указанного статуса предоставленным удостоверением.

Согласно нормам ст.24 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 гражданам, указанным п.7 ч.1 ст.13 указанного закона, органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения.

Кроме того, в соответствии с п. 100 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 г. № 958 н, проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или ту пребывания).

Одновременно с подачей заявления о назначении пенсии, Федоровой И.В. предъявлено удостоверение о праве на льготы серии АВ от 19.07.1995г., выданное в/ч (л.д. 48).

Как следует из удостоверения, предъявитель указанного удостоверения – Федорова И.В. имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как гражданин, проживающий (проживавший) и работающий в зоне с правом на отселение.

Суд принимает во внимание довод представителя ответчика о том, что указанный документ не может оцениваться как необходимое доказательство, подтверждающее право на назначение пенсии по возрасту с уменьшением возраста по основанию, предусмотренному п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона, так как не подтверждает факт проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Доводы истца о том, что указанные в удостоверении сведения о проживании в зоне с правом на отселение внесены ошибочно, и с учетом иных доказательств, должны бесспорно оцениваться, как пенсионным органом, так и судом, как подтвержденный факт проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, судом отклоняются как необоснованные.

Кроме того, удостоверение о праве на льготы серии АВ от 19.07.1995г., выданное в/ч (л.д. 48) содержит сведения о периоде проживания истца в городе <адрес> с 1993 г. по 1998 г., то есть о юридически значимом периоде, имевшем место после даты выдачи удостоверения.

Установленные обстоятельства подтверждают обоснованность довода представителя ответчика о том, что предоставленное удостоверение не может подтверждать период проживания или работы Федоровой И.В. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Федоровой И.В. предоставлена трудовая книжка серии от 28.10.1981г., подтверждающая факт работы за периоды с 31.12.1992г. по 17.01.1995г. и военной службы с 17.01.1995г. по 10.10.1996г. в войсковой части №.

Архивная справка о работе и военной службе в войсковой части № № 4/210604 от 17.03.2017 г. (л.д. 16-18), архивная справка № 4/210605 от 17.03.2017 г. (л.д. 14-15), выданные МО РФ ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ» за периоды военной службы с 17.01.1995 г. по 10.10.1996 г. и с 10.10.1996 г. по 27.10.1997г.; за периоды работы с 31.12.1992 г. по 17.01.1995г., справка о регистрации по месту жительства от 29.08.2017 г. № 1151, выданная администрацией муниципального образования <адрес>, подтверждают факт проживания и работы, военной службы Федоровой И.В. в <адрес><адрес>.

Для принятия решения, пенсионным органом были запрошены сведения в администрации муниципального образования <адрес> об отнесении населенного пункта <адрес> к перечню населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно письменной информации Администрации Муниципального образования <адрес> (сообщение № АК 23-29/5228 от 04.09.2017г.) со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582 «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», населенный пункт <адрес> не входил в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 26.04.1986 г. по 01.02.1998г., т.к. имел статус закрытого военного городка и не был внесен в справочник административно- территориального устройства <адрес>.

Из предоставленной справки от 04.09.2017 г. № 57, выданной администрацией муниципального образования <адрес> следует, что на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12.05.2003 года № 274 «О присвоении наименований географическим объектам и переименовании географических объектов в Республике Мордовия, Удмуртской Республике, Алтайском крае, Краснодарском крае, Калужской, Липецкой, Саратовской, Тверской и Тульской областях» поселку, образованному в границах бывшего военного городска <адрес> было присвоено наименование «<адрес>».

Оценка всех имеющихся в материалах отказного пенсионного дела доказательств, позволяет прийти к выводу об обоснованности принятия решения №767959 от 13.10.2017 г. об отказе в назначении пенсии по старости как лицу, постоянно проживающему (проживавшему), работавшему на территории зоны проживания с правом на отселение, так как предоставленные документы не подтверждали юридический факт проживания Федоровой И.В. на территории проживания с правом на отселение, дающий право на снижение возраста выхода на пенсию на дополнительную величину (на 1 год за каждые 3 года проживания).

В судебном заседании нашли свое подтверждение доводы представителя ответчика о том, что предоставленные доказательства имеют разночтения в наименовании зоны проживания, а также имеют неточности в указании периода времени проживания.

Ссылки истца на то обстоятельство, что при обращении в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже она полагала, что при оценке ее пенсионных прав пенсионный орган будет исходить из ее права на льготные условия как гражданина, постоянно проживающего (работающего) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а ответчик незаконно оценивал ее права по другому основанию, судом оцениваются как необоснованными.

Частью первой ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7), и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).

В подтверждение права на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста, Федоровой И.В. было предоставлено удостоверение, имеющее указание на статус лица, проживающего (работающего) в зоне проживания с правом на отселение, а, в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», правилами подсчета и подтверждения стажа, основным документом, подтверждающим право на льготы, является специальные удостоверения единого образца.

Утверждение истца о том, что <адрес> не является самостоятельным образованием и относится к административному территориальному образованию <адрес>, не могут повлиять на выводы суда о законности оспариваемого решения.

При оценке пенсионных прав пенсионный орган устанавливает юридически значимые факты на основании предоставленных доказательств и применяет действующие нормы права.

Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 года № 237-р, а в дальнейшем Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года № 1582.

В указанном списке как зона с льготным социально-экономическим статусом поименован <адрес>.

Федоровой И.В. в пенсионный орган предоставлены документы, подтверждающие факт проживания и работы в городе <адрес>

Таким образом, предоставленные документы не подтверждали факт проживания и работы в населенном пункте, входящем в Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Утверждение истца о том, что указанный юридический факт подлежит установлению пенсионным органом при принятии решения о назначении пенсии, основан на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Ссылка истца на новый документ – архивную справку от 09.02.2018 г. (л.д. 23) не может повлиять на выводы суда о законности оспариваемого решения, так как на момент принятия решения пенсионному органу указанный документ не предоставлялся.

Не свидетельствует о незаконности принятого решения № 767959 от 13.10.2017 г. отказ пенсионного фонда принять к рассмотрению справку № 105 от 18.03.1998 г. (л.д. 22), так как данный документ не содержит сведений об основаниях выдачи указанного документа, не содержит сведений о дате рождения Федоровой И.В.

Установленные по делу обстоятельства, позволяют суду прийти к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения № 767959 от 13.10.2017 г. об отказе в назначении пенсии.

Истцом заявлены требования о признании права на досрочное назначение пенсии по старости и возложении обязанности назначить и выплатить пенсию с даты возникновения права на пенсию с 05.10.2017 г.

Принимая во внимание, что истец обратилась с заявлением о назначении пенсии, пенсионным органом с учетом предоставленных документов и дополнительно истребованной информации, в установленном порядке указанное заявление рассмотрено, принято решение об отказе в назначении пенсии с 05.10.2017 года, суд приходит к выводу о том, что правовые основания для возложения на пенсионный орган обязанности назначить и выплатить пенсию с указанной даты отсутствуют.

Руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Федоровой Ирины Владимировны к УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже о признании незаконным решения № 767959 от 13.10.2017 г. об отказе в назначении пенсии, о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, о возложении обязанности назначить пенсию с даты возникновения права – 05.10.2017 г., и выплатить пенсию с 05.10.2017 г., оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 05.06.2018 года.

Судья: Е.С. Шумейко

1версия для печати

2-1536/2018 ~ М-993/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Федорова Ирина Владимировна
Ответчики
УПФ РФ (ГУ) в г.Воронеже
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Шумейко Елена Сергеевна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
19.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2018Передача материалов судье
21.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.04.2018Предварительное судебное заседание
10.04.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.04.2018Предварительное судебное заседание
28.05.2018Судебное заседание
05.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.07.2018Дело оформлено
03.10.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее