Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1083/2013 ~ М-556/2013 от 19.02.2013

Дело № 2-1083/2013 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 апреля 2012 года

Смоленский районный суд Смоленской области

В составе:

Председательствующего судьи Петроченко Ю.А.

При секретаре Баглае М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зиновченковой ... к Администрации МО «Корохоткинское сельское поселение» Смоленского района Смоленской области, Департаменту Смоленской области по образованию и науке об обязании предоставления жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Зиновченкова О.В. обратилась в суд с иском к Администрации МО «Корохоткинское сельское поселение» Смоленского района Смоленской области, Департаменту Смоленской области по образованию и науке об обязании предоставления жилого помещения.

Уточнив исковые требования, указала, что является лицом, оставшимся без попечения родителей, __..__..__ умерла мать истицы - ..., __..__..__ решением Смоленского районного суда Смоленской области был лишен родительских прав отец истицы - ...

Постановлением администрации Корохоткинского сельского округа от __..__..__ за истицей сохранено право пользования жилым помещением - квартирой в <адрес> <адрес>. Данное жилое помещение было предоставлено матери истицы в связи с трудовыми отношениями.

Согласно справке от __..__..__ , выданной сельскохозяйственным производственным кооперативом ... квартира по вышеуказанному адресу принадлежит СПК ... и находится на балансе кооператива.

Учитывая то обстоятельство, что первоначально истица была выявлена органом опеки и попечительства, как лицо, оставшееся без родительского попечения, при ее пребывании в <адрес> исходя из того, что гарантированное законом право на жилое помещение не реализовано не по ее вине, имеются установленные законом основания для возложения на администрацию Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области обязанности по предоставлению во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения в Корохоткинском сельском поселении Смоленского района Смоленской области по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы предоставления, которая должна быть исполнена органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном постановлением Администрации Смоленской области от 28.11.2008 № 641, за счет средств областного бюджета, предоставляемых в виде субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

Постановлением Администрации Смоленской области от 30.12.2008 № 763 утвержден Порядок расходования субвенций бюджетам городских округов Смоленской области, бюджетам городских поселений Смоленской области бюджетам сельских поселений Смоленской области на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями (далее Порядок).

Согласно Порядку при недостаточности средств субвенций органы местного самоуправления обращаются в Департамент по образованию и науке с просьбой о выделении дополнительных средств из областного бюджета для финансового обеспечения осуществления государственных полномочий по обеспечению детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения жилыми помещениями. Выделение средств нераспределенного резерва местным бюджетам осуществляется в соответствии с приказом руководителя Департамента.

Учитывая вышеизложенное, истица считает, что нарушены ее права как лица, оставшегося без попечения родителей. Какое-либо жилое помещение в собственности у нее отсутствует, и права пользования на условия социального найма истица не имеет.

Истица просит: признать незаконным и недействующим в части постановление администрации Корохоткинского сельского округа от __..__..__ .

Обязать администрацию Корохоткинского сельского поселения
Смоленского района предоставить ей как лицу из числа детей, оставшихся без
попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение
по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы
предоставления.

Обязать Департамент Смоленской области по образованию и науке в случае обращения администрации МО «Корохоткинское сельское поселение» Смоленского района Смоленской области с просьбой о выделении дополнительных денежных средств из областного бюджета для финансирования обеспечения предоставления жилого помещения Зиновченковой ..., осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнения администрацией МО «Корохоткинское сельское поселение» Смоленского района Смоленской области государственных полномочий по обеспечению Зиновченковой ... как лицо из числа детей, оставшееся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы предоставления.

Представитель ответчика Департамента Смоленской области по образованию и науке в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Заявлений об отложении дела не поступило.

Представитель третьего лица администрации МО «Смоленский район» Смоленской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом. Поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Третье лицо Иванцова А.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Заявлений об отложении дела не поступило.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании истица, ее представитель Кривенкова Е.В., заявленные требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в уточненном иске.

Представитель ответчика    Администрации МО «Корохоткинское сельское поселение» Смоленского района Смоленской области - Лапикова В.А. в судебном заседании возражала против заявленных требований, пояснив, что у истицы имеется закрепленное за ней жилое помещение.

Выслушав объяснения истицы, ее представителя, представителя ответчика и изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

в силу ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с ч.1 ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим кодексом случаев.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст.1 Закона Смоленской области от 29.11.2007 г. № 114-з «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями» органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области (далее также - органы местного самоуправления) наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению не имеющих закрепленного жилого помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилыми помещениями по договорам социального найма.

В соответствии со ст.2 данного Закона Смоленской области

1. Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями вправе:

1) получать финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета;

2) получать материальное обеспечение осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями;

3) получать от органа исполнительной власти Смоленской области, уполномоченного по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - уполномоченный орган), консультативную и методическую помощь по вопросам осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями;

4) запрашивать у уполномоченного органа и получать от него документы, информацию и материалы, необходимые для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

2. Органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями обязаны:

1) осуществлять государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства;

2) использовать по целевому назначению финансовые и материальные средства, переданные для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями;

3) определить в соответствии с уставом соответствующего городского округа, городского и сельского поселения Смоленской области орган, уполномоченный обеспечивать деятельность по осуществлению государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями;

4) представлять органам государственной власти Смоленской области по их запросам документы, информацию и материалы по вопросам, связанным с осуществлением государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями;

5) представлять отчетность об осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в порядке, установленном статьей 5 настоящего областного закона.

Статьёй 3 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 28 ноября 2008 г. N 641, определен порядок приобретения жилых помещений для детей-сирот, согласно которому: приобретение жилых помещений для детей-сирот осуществляется за счет средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год;

Органы местного самоуправления на основании банка данных о детях-сиротах подают заявки на получение субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в орган исполнительной власти Смоленской области, уполномоченный осуществлять управление в сфере образования (далее - уполномоченный орган в сфере образования), до 1 июля текущего года в целях планирования указанных субвенций на следующий финансовый год.

Жилые помещения для детей-сирот приобретаются в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В настоящем Порядке под жилыми помещениями, приобретаемыми для детей-сирот, понимаются: квартира, жилой дом, комната, часть квартиры, часть жилого дома. Жилые помещения, приобретаемые для детей-сирот, должны быть благоустроенными применительно к условиям городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, быть пригодными для проживания.

Право муниципальной собственности на жилые помещения, приобретаемые для детей-сирот, регистрируется в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с федеральным законодательством.

Жилые помещения детям-сиротам предоставляются по договору социального найма в соответствии с жилищным законодательством.

Передача жилых помещений детям-сиротам производится на основании акта приема-передачи жилого помещения, являющегося неотъемлемой частью договора социального найма жилого помещения.

Статьёй 4 вышеуказанного Положения определено взаимодействие органов местного самоуправления с уполномоченным органом в сфере образования по реализации государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, согласно которому органы местного самоуправления в целях реализации государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями:

- принимают правовой акт, определяющий уполномоченный орган и иные органы, осуществляющие исполнение государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями;

- консультируют детей-сирот и их законных представителей по вопросам, связанным с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями;

- предоставляют информацию, а также отчеты о ходе осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по запросу уполномоченного органа в сфере образования;

- запрашивают в уполномоченном органе в сфере образования документы, материалы и информацию по вопросам, связанным с осуществлением государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями;

- осуществляют анализ работы органов и структурных подразделений, ответственных за исполнение государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в целях повышения эффективности и улучшения результатов работы;

- направляют в уполномоченный орган в сфере образования заявки на получение субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями;

- обеспечивают целевое расходование средств субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями;

- представляют сведения о детях-сиротах в уполномоченный орган в сфере образования в целях включения их в областной список (реестр) детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Уполномоченный орган в сфере образования:

- оказывает органам местного самоуправления консультативную и методическую помощь по вопросам, связанным с осуществлением государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями;

- запрашивает в органах местного самоуправления документы, материалы и информацию по вопросам, связанным с осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями;

- проверяет заявки на получение субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями;

- перечисляет в местные бюджеты субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями;

- контролирует осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями;

- проводит проверку деятельности органов местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в том числе целевого использования финансовых средств и материальных ресурсов, переданных для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями;

- выносит письменные предписания об устранении нарушений федерального и областного законодательства при осуществлении органами местного самоуправления или их должностными лицами государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в случае выявления таких нарушений;

- формирует и ведет областной список (реестр) детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Согласно Приложению 3 к Областному закону от 09.12.2011 № 126-з «Об областном бюджете на 2012 года и плановый период 2013 и 2014 годов» главным распорядителем средств областного бюджета в отношении средств, выделяемых органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области на реализацию полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, является <адрес> по образованию, науке и делам молодёжи.

Согласно Положению о Департаменте Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, утвержденному постановлением Администрации Смоленской области от 10 августа 2012 г. N 537, Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере образования, науки и молодежной политики на территории Смоленской области, а также уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области по осуществлению переданных Смоленской области отдельных полномочий Российской Федерации в области образования. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти Смоленской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, расположенными на территории Смоленской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, иными органами и организациями.

Постановлением Администрации Смоленской области от 30.12.2008 № 763 утвержден Порядок расходования субвенций бюджетам городских округов Смоленской области, бюджетам городских поселений Смоленской области бюджетам сельских поселений Смоленской области на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, согласно которому субвенции перечисляются Департаментом Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи на счета местных бюджетов, открытые в органах Федерального казначейства для осуществления кассового обслуживания исполнения местных бюджетов.

При недостаточности средств субвенций органы местного самоуправления в срок не позднее 15 сентября текущего финансового года обращаются в Департамент с просьбой о выделении дополнительных средств из областного бюджета для финансового обеспечения осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями.

Департамент на основании обращения органа местного самоуправления в месячный срок распределяет средства нераспределенного резерва местному бюджету в соответствии с Методикой распределения субвенции, предоставляемой бюджетам городских округов <адрес>, бюджетам городских и сельских поселений Смоленской области из областного бюджета на осуществление органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, утвержденной областным законом от 29.11.2007 N 115-з.

Выделение средств нераспределенного резерва местным бюджетам осуществляется в соответствии с приказом Департамента.

В случае если общий размер запрашиваемых органами местного самоуправления дополнительных средств превышает размер средств нераспределенного резерва, Департамент готовит предложения в финансовый орган Смоленской области об увеличении объема субвенций.

Органы местного самоуправления несут ответственность за нецелевое использование средств субвенций и недостоверность данных в отчете, указанном в пункте 8 настоящего Порядка.

В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о рождении Тимошенкова О.В. родилась __..__..__, отцом является ... матерью – ... (л.д.10). После заключения брака с ... ... присвоена фамилия – ... (л.д.11).

В соответствии со свидетельством о смерти мать истицы – ... умерла __..__..__ (л.д.12). Отец истицы – ... решением Смоленского районного суда Смоленской области от 22.02.2001 г. лишен родительских прав в отношении дочери (л.д.13).

Постановлением от __..__..__ Главы Администрации Корохоткинского с/о за истицей закреплено жилье, находящееся по адресу: <адрес> (л.д.15).

Зиновченкова О.В. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> (л.д.9).

Согласно справке СПК ... от __..__..__ квартира, находящаяся по адресу: <адрес> принадлежит СПК ... и находится на балансе кооператива (л.д.14).

В силу ч.2 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.

Решение общего собрания членов СПК ... образованного на базе колхоза ... от __..__..__ наделило членов кооператива, отработавших в кооперативе ... и более правом на бесплатное получение занимаемого ими жилья в собственность.

Зиновченкова О.В. не является членом СПК и не имеет вышеуказанного стажа работы в кооперативе. Поэтому на время нахождения истицы в государственном учреждении на полном государственном обеспечении за ней должно было закрепляться жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма. Представителем администрации МО «Корохоткинское сельское поселение» Смоленского района Смоленской области не представлено доказательств, что СПК «Племзавод «Доброволец» дал согласие на закрепление за истицей принадлежащего ему жилого помещения.

Пункт 1 Постановления администрации Корохоткинского сельского округа от 27.12.2000 г. №31 нарушает права истицы, предусмотренные жилищным законодательством, ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», законом Смоленской области от 29.11.2007 г. № 114-з «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями», и является незаконным, так как истица была лишена гарантированного права на внеочередное предоставление жилья.

С учётом обстоятельств дела Зиновченкову О.В. следует признать не имеющей закрепленного жилья и нуждающейся в жилом помещении, с возложением на администрацию МО «Корохоткинское сельское поселение» Смоленского района Смоленской области обязанности предоставить истице вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, как оставшейся без попечения родителей.

В связи с чем, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Зиновченковой ... удовлетворить.

Признать незаконным и недействующим п.1 Постановления
администрации Корохоткинского сельского округа от 27.12.2000 №31 в части закрепления за несовершеннолетней Тимошенковой ... жилья, находящегося по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию Корохоткинского сельского поселения
Смоленского района предоставить Зиновченковой ... как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы предоставления.

Обязать Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи в случае обращения администрации МО «Корохоткинское сельское поселение» Смоленского района Смоленской области с просьбой о выделении дополнительных денежных средств из областного бюджета для финансирования обеспечения предоставления жилого помещения Зиновченковой Ольге Владимировне, осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнения администрацией МО «Корохоткинское сельское поселение» Смоленского района Смоленской области государственных полномочий по обеспечению Зиновченковой Ольги Владимировны как лица из числа детей, оставшегося без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением по договору социального найма, общей площадью не менее установленной нормы предоставления.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области в течение месяца в апелляционном порядке.

Председательствующий Ю.А.Петроченко

2-1083/2013 ~ М-556/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зиновченкова Ольга Владимировна
Ответчики
Администрация Корохотукинского сельского поселения
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Другие
Администрация Смоленского района
Суд
Смоленский районный суд Смоленской области
Судья
Петроченко Юрий Анатольевич
Дело на странице суда
smol--sml.sudrf.ru
19.02.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2013Передача материалов судье
22.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2013Подготовка дела (собеседование)
13.03.2013Подготовка дела (собеседование)
15.03.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.04.2013Судебное заседание
08.04.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2013Дело оформлено
16.05.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее