Дело № 2-4082/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 ноября 2020 года г. Шахты, Ростовской области
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Сухова О.А., при секретаре Ефимовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семерниковой Е.А., Семерникова Б.В. к Администрации г.Шахты, третье лицо - Министерство энергетики РФ об обязании включить в список граждан по программе "Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности", об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование иска Семерникова Е.А. и Семерников Б.В. сослались на следующие обстоятельства: они зарегистрированы и проживают в квартире № по адресу: <адрес>.
Дом № по <адрес> значится в списках ветхих домов, подлежащих переселению и сносу, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности.
В списках граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «им. Октябрьской Революции» непригодным для проживания по критериям безопасности по <адрес>, значится ФИО1, <данные изъяты> года рождения.
Согласно договору социального найма от 15.04.2003г., заключенному между ФИО1 и МУП ГЖУ в лице начальника, о передаче в безвозмездное пользование жилого дома по адресу: <адрес> следует, что ФИО1, ФИО3, Семерникова Е.А. и Семерников Б.В. приняли помещение в безвозмездное пользование по указанному адресу. Также из указанного договора следует, что в данном домовладении прописаны и проживают ФИО3, Семерникова Е.А., Семерников Б.В., ФИО1
ФИО3 умер, в настоящее время Семерникова Е.А. и Семерников Б.В. имеют право на получение жилья и заключение соответствующего соглашения с Администрацией г.Шахты, в чем последняя отказывается.
В настоящее время названная квартира является единственным и постоянным местом жительства истцов, иного жилья они не имеют.
На основании изложенного, с учетом уточненных требований, истец просит суд обязать Администрацию г. Шахты включить Семерникову Е.А. и Семерникова Б.В. в списки граждан по программе "Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности", в связи с переселением из ветхого жилья по адресу: <адрес>, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь» для получения социальных выплат из расчета 18 кв.м. на каждого члена семьи; с момента включения Семерниковой Е.А. и Семерникова Б.В. в списки граждан по программе "Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности", обязать Администрацию г.Шахты заключить с Семерниковой Е.А., Семерниковым Б.В. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предназначенных для реализации программы «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности», в 2021 году.
Истцы Семерникова Е.А. и Семерникова Б.В. в судебное заседание не явились, письменно просили рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя Дмитриевой М.Ю.
Представитель Семерниковой Е.А. и Семерникова Б.В. - Дмитриева М.Ю., действующая на основании доверенностей, в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала.
Представитель Администрации г. Шахты в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление.
Представитель Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явился, в представленном письменном отзыве на иск просил рассмотреть дело в его отсутствие, против требований возражал (л.д. 29-31).
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого.
Постановлением Правительства РФ № 428 от 13 июля 2005 года утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, устанавливающие порядок и условия предоставления за счет средств федерального бюджета субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков на условиях использования субвенций органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансирование мероприятий, предусмотренных п. 5 Правил.
Согласно п. 5, 8 Правил субвенции направляются, в том числе на финансирование сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, а также на оказание содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению/ утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков.
Таким образом, указанные меры социальной помощи носят целевой характер; являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Анализ вышеуказанных актов позволяет сделать вывод, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника. Указанная социальная гарантия направлена на обеспечение переселения граждан, проживающих в ветхих домах, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ, а также на реализацию мероприятий по обеспечению занятости для шахтерских городов и поселков.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза) утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением "ГУРШ при Минэнерго России от 01.11.2001 г. №308 (с изменениями от 27.06.2002 г.) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
По смыслу данной нормы для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.
В соответствии с п.1, п.2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения от 15.04.2003 г. квартира № по адресу: <адрес>, была предоставлена в бессрочное пользование ФИО1 на семью из 4-х человек - ФИО1, ФИО3 (сын), Семерникову Е.А. (невестка), Семерникова Б.В. (внук) (л.д.15-16).
19.08.2007 г. умер ФИО3 (л.д.23), 12.05.2019 г. умерла ФИО1 (л.д.24).
В квартире № по адресу: <адрес>, истец Семерникова Е.А. зарегистрирована и проживает с 18.07.1989г. (л.д.21).
Истец Семерников Б.В. в квартире № по адресу: <адрес>, зарегистрирован 02.04.2015г. (л.д.22); в период с 01.09.1996г. по 16.06.2005г. обучался в МБОУ г.Шахты Ростовской области «Средняя общеобразовательная школа №23» (л.д.42).
Жилой дом по адресу: <адрес>, значится в списках ветхих домов, подлежащих переселению и сносу, ставших в результате ведения горных работ ликвидированной «ш. им. Октябрьской Революции» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности на основании заключения СКП ОАО «ВНИМИ» № 708 от 17.12.2007г.
В 2019 г. Семерникова Е.А. обращалась в Администрацию г.Шахты по вопросу включения ее и сына Семерникова Б.В. в списки граждан, проживающих ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО "Ростовуголь" непригодными для проживания по критериям безопасности.
Письмом от 07.02.2019г. ей было отказано во включении в данный список со ссылкой на то, что в названном списке значится ФИО1, согласно представленным документам в <адрес> зарегистрированы 3 человека, в настоящее время Министерством энергетики РФ включение граждан в списки не рассматривается в связи с выходом постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2016г. №976 «О внесении изменений в пункт 8 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости шахтерских городов и поселков».
В 2020 г. Семерникова Е.А. повторно обратилась в Администрацию г.Шахты по вопросу включения ее и Семерникова Б.В. в списки граждан, проживающих ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО "Ростовуголь" непригодными для проживания по критериям безопасности.
Письмом от 24.08.2020г. ей было отказано во включении в данный список со ссылкой на то, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2016г. №976 «О внесении изменений в пункт 8 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости шахтерских городов и поселков» у Администрации г.Шахты отсутствуют основания для включения ее семьи в списки граждан, проживающих в ветхих жилых домах, ставших в результате ведения горных работ непригодными для проживания по критериям безопасности.
Однако, как следует из материалов дела, иного жилья, принадлежащего ему на праве собственности, Семерникова Е.А. и Семерников Б.В. не имеют.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО8 пояснила, что семью истца знает около 10 лет, знает Семерникова Б., знала его отца ФИО1 и бабушку ФИО1; Семерников Б. учился в 23 школе, в последний раз в квартире № по <адрес>, свидетель была 3-4 месяца назад, истцы еще живут в этой квартире, все в нем рушится, остальные жильцы из этого дома переселены.
Суд полагает, что для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье.
Жилой дом по адресу: <адрес>, значится в списках ветхих домов, подлежащих переселению и сносу, ставших в результате ведения горных работ ликвидированной «ш. им. Октябрьской Революции» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности на основании заключения СКП ОАО «ВНИМИ» № от 17.12.2007г.
Истец Семерникова Е.А. проживает в указанной квартире с 18.07.1989г., истец Семерников Б.В. проживает в указанной квартире с рождения, в том числе и на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности ДАО «шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь», и на дату признания жилого дома непригодным для проживания - 17.12.2007г. Иного жилья, принадлежащего им на праве собственности, истцы не имеют.
На основании изложенного суд полагает обязать Администрацию г.Шахты включить Семерникову Е.А. и Семерникова Б.В. в список граждан по программе "Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности".
Согласно статье 5 Федерального закона N 81-ФЗ, статьям 6, 179 БК РФ, статье 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.
Учитывая, что пункт 2 статьи 5 Федерального закона N 81-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности являются действующими и их действие не приостановлено, финансовые обязательства федерального бюджета подлежат исполнению.
Пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" предусмотрено, что орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по заключению договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков возложена на орган местного самоуправления, и отсутствие финансирования не может служить основанием и препятствием реализации имеющихся у граждан прав на получение социальных выплат и заключение указанного договора.
Учитывая то обстоятельство, что жилой дом по адресу: <адрес>, значится в списках ветхих домов, подлежащих переселению и сносу, ставших в результате ведения горных работ ликвидированной «ш. им. Октябрьской Революции» ОАО «Ростовуголь» непригодным для проживания по критериям безопасности на основании заключения СКП ОАО «ВНИМИ» №708 от 17.12.2007г.; на день составления указанного заключения истцы проживали в квартире № по адресу: <адрес>; настоящим решением удовлетворен их иск об обязании Администрации г. Шахты включить Семерникову Е.А. и Семерникова Б.В. в список граждан по программе "Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности", то суд полагает обязать Администрацию г.Шахты с момента включения истцов в список граждан по программе «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах» заключить в 2021 году с Семерниковой Е.А. и Семерниковым Б.В. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предназначенных для реализации программы «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности».
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59, 60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию г.Шахты включить Семерникову Елену Анатольевну, Семерникова Бориса Вячеславовича в список граждан по программе "Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности".
Обязать Администрацию г.Шахты с момента включения Семерниковой Е.А., Семерникова Б.В. в список граждан по программе "Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности", заключить в 2021 году с Семерниковой Е.А., Семерниковым Б.В. договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств предназначенных для реализации программы «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности».
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца, начиная с 18.11.2020 года.
Судья: