Дело № 2- 3675/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 октября 2015 года город Тула
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего судьи Свинцовой С.С.,
при секретаре Жуковой Е.Н.,
с участием представителя ответчика – ГУ ТО УСЗН ТО по доверенности Савищева А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3675/2015 по иску Григорьевой С.В. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области», Министерству труда и социальной защиты Тульской области о признании права на меры социальной поддержки, об обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату, об обязании предоставить меру социальной поддержки по 50% оплате жилья и коммунальных услуг,
установил:
Григорьева С.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» (далее – ГУ ТО УСЗН Тульской области) о признании права на меры социальной поддержки, об обязании назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ года, об обязании предоставить меру социальной поддержки по 50% оплате жилья и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ года.
В обоснование заявленных требований истец сослалась на то, что она имеет право на получение пенсии за выслугу лет на основании Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
С ДД.ММ.ГГГГ года она имеет удостоверение «Ветеран труда».
По мнению истца, она как ветеран труда силу ст. ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (с изменениями, внесенными Законом Тульской области от 31.10.2009 № 1352-ЗТО, вступившими в силу с 01.01.2010 г.) имеет право на указанные ею в заявлении меры социальной поддержки.
Однако в предоставлении этих мер органами социальной защиты, куда она ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года ей было отказано.
В силу изложенного истец просит удовлетворить ее требования в полном объеме, признав за нею право на меры социальной поддержки, обязав Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить ей с ДД.ММ.ГГГГ года ежемесячную денежную выплату, назначить с ДД.ММ.ГГГГ года ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В судебное заседание истец Григорьева С.В. не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, в исковом заявлении содержится просьба о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика – Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», по доверенности Савищев А.Е. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, мотивируя это тем, что истец имеет право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и не достигла возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть 55 лет, в связи с чем правовых оснований для предоставления ей указанных мер социальной поддержки не имеется.
Представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты Тульской области, привлеченный к участию в деле определением от 05.10.2015 года, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте его проведения надлежащим образом, о причинах своей неявки суд не уведомил. Ходатайств не заявлено.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения представителя ответчика – ГУ ТО УСЗН Тульской области по доверенности Савищева А.Е., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Настаивая на удовлетворении требований о предоставлении мер социальной поддержки, истец сослалась на то, что она имеет право на получение пенсии за выслугу лет по линии Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и имеет удостоверение «Ветеран труда», а поэтому имеет право как ветеран труда на предоставление мер социальной поддержки, в том числе на получение ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за коммунальные услуги, в чем ей было неправомерно отказано.
Проверяя состоятельность заявленных истцом требований, суд установил, что изложенные ею обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании справкой УФСКН России по тульской области от ДД.ММ.ГГГГ года №№ (л.д. <данные изъяты>), удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ года – «Ветеран труда» серии № (л.д. <данные изъяты>), и не оспаривались в судебном заседании представителем ответчика.
Как следует из материалов дела, Григорьева С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ года обратилась в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, о назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, но в удовлетворении данных требований истцу было отказано (решение №№ от ДД.ММ.ГГГГ года – л.д. <данные изъяты>), что представителем ГУ ТО УСЗН Тульской области в ходе судебного разбирательства по делу не отрицалось.
Данный отказ Григорьевой С.В. в установленном законом порядке не оспаривался.
Анализируя доводы истца о нарушении ее прав, как ветерана труда на меры социальной поддержки, суд принимает во внимание следующее.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года установлены статьей 3 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО (в ред. Законов Тульской области от 31.10.2006 № 745-ЗТО, от 26.11.2008 № 1145-ЗТО, от 31.10.2009 № 1352-ЗТО).
Как следует из указанной нормы Закона, ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;
2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.
Таким образом, согласно данной норме Закона Тульской области право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодатель субъекта Федерации связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не ограничивает приобретение этого права с наличием какого-либо определенного возраста или видом пенсии.
В силу ст. 7 данного Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.
По делу установлено, что истец имеет право на получение пенсии за выслугу лет по линии Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Право на получение указанной пенсии у нее возникло в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», назначенной ему на условиях, в порядке и по нормам (статьи 1, 2) Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Правовой анализ положений ст.ст. 4, 8, 15 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» позволяет прийти к выводу, что данный закон регламентирует условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению и определения их размера военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и не определяет условий назначения пенсий за выслугу лет другим военнослужащим. Перечень лиц, имеющих право на пенсию по данному Закону является исчерпывающим (ст.2), военнослужащие, имеющие право на пенсию за выслугу лет в данном Законе не поименованы. Этот вывод подтверждает и анализ положений ст. 2 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», регламентирующей назначение пенсий военнослужащим на основании Закона № 166-ФЗ и Закона № 173-ФЗ. что свидетельствует о различных основаниях возникновения права на различные виды пенсий по различным Законам, а также об отсутствии правовых оснований для назначения пенсии по выслуге лет военнослужащим по Закону № 166-ФЗ (за исключением лиц, проходившим военную службу по призыву и семьям этих лиц).
В Федеральном законе № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из видов трудовых пенсий исключен вид трудовой пенсии «за выслугу лет» (он в настоящий период времени входит в понятие «трудовая пенсия по старости»).
Статьей 7 данного Закона установлено, что трудовая пенсия по старости назначается по достижении возраста 60 лет и 55 лет мужчинам и женщинам соответственно. При этом в зависимости от факта и продолжительности проживания в зоне радиоактивного загрязнения возможно применение снижения общеустановленного возраста выхода на пенсию в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1.
Принимая во внимание вышеприведенные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о предоставлении мер социальной поддержки по ст. 3 ЗТО от 28.12.2004 года № 493-ЗТО, поскольку данная мера социальной поддержки предоставляется гражданам только по достижении общеустановленного пенсионного возраста, которого истец на момент обращения в орган социальной защиты с вышеупомянутым заявлением и на момент разрешения спор по существу, не достигла.
Разрешая требования Григорьевой С.В. о предоставлении ей мер социальной поддержки по ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», суд принимает во внимание, что законодатель при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся ветеранам до указанной даты в натуральной форме, определяя меры социальной поддержки ветеранам труда, реализуемые в натуральной форме (ст. 3 ЗТО от 28.12.2004 года № 493-ЗТО), включил дополнительное условие для их получения - достижение общеустановленного возраста выхода на пенсию, а получение льгот, замененных денежной компенсацией (ст. 7 ЗТО от 28.12.2004 года № 493 -ЗТО) дополнительным условием в виде достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию не ограничил.
Из приведенной выше нормы Закона (ст. 7) следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением гражданином статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истца в этой части.
В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.
При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимые документами.
Из приведенных выше нормативных правовых актов следует, что требования истца о начислении и выплате ей ежемесячной денежной выплаты с 08.07.2015 года не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
В ходе судебного разбирательства истцом доказан факт наличия у нее как ветерана труда права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого она обратилась в органы социальной защиты населения ДД.ММ.ГГГГ года, а поэтому ее требования о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты подлежат удовлетворению с 07.08.2015 года в соответствии с п. 4, п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201.
Обязанность по предоставлению указанной меры социальной поддержки следует возложить на Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области».
Исходя из установленных обстоятельств и требований закона, суд находит исковые требования Григорьевой С.В. подлежащими частичному удовлетворению и признает за нею право на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28 декабря 2004 года № 493-ЗТО.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Григорьевой С.В. удовлетворить частично.
Признать за Григорьевой С.В. право на предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить Григорьевой С.В. как ветерану труда ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тулы в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.
Судья: