Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-406/2017 ~ М-294/2017 от 23.05.2017

Дело № 2–406/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2017 года Пригородный районный суд Свердловской области в составе председательствующего Лисовенко Н.Е.

при секретаре Фахретденовой А.Р.,

с участием истца Шпаковского Н.А. и его представителя Головкова С.П.,

представителя третьего лица Орловой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шпаковского Николая Арсентьевича к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, Администрации Горноуральского городского округа, Департаменту лесного хозяйства Свердловской области, Федеральному агентству лесного хозяйства об установлении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Шпаковский Н.А. обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области об установлении границ земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, по координатам, указанным в межевом плане.

В обоснование иска указал, что постановлением главы администрации Пригородного района № 953 от 10.11.1992 года из земель Нижнетагильского мехлесхоза в кв. Николо-Павловского лесничества был изъят земельный участок площадью 0,4 га с правом минимальной вырубки под застройку в целях предоставления в бессрочное (постоянное) пользование Николо-Павловскому сельскому Совету под расширение границ населенного пункта ст.Анатольская. Постановлением главы администрации Пригородного района № 1039 от 29.10.1993 года земельный участок площадью 1000,0 кв.м на <адрес> был выделен Истцу для строительства жилого дома. Данный земельный участок общей площадью 1000 кв.м был передан истцу для целей индивидуального жилищного строительства. Истцом была произведена регистрация земельного участка и произведен отвод земли. Участок поставлен на кадастровый учет под номером в 1994 году. Истцом проведены кадастровые работы по уточнению границ земельного участка. По результатам их проведения кадастровым инженером был подготовлен межевой план, которым определены границы места расположения земельного участка и его площадь. По результатам проведенных кадастровых работ было установлено, что земельный участок расположен в населенном пункте, в свидетельстве о праве собственности прописана категория земли населенных пунктов. Расположение земельного участка отражено в схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории. В ГКУ Нижнетагильское лесничество было направлено обращение о согласовании границ. Письмом № 19 от 20.01.2015 года Нижнетагильское лесничество указало, что спорный земельный участок частично входит в состав земель лесного фонда ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» - северо-восточная часть земельного участка площадью 0,0603 га расположена на землях лесного фонда в квартале выдел Николо-Павловского участкового лесничества, участок Николо-Павловский, юго-западная часть земельного участка, площадью 0,027 га с гослесфондом ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» граничит, но не пересекает его. Истец считает, что Российская Федерация согласно свидетельства о праве собственности зарегистрированным 09.12.2008 года на земельный участок сельхозназначения, выделенный истцу в целях индивидуального жилищного строительства, как на земли лесного фонда, без предварительного проведения государственного кадастрового учета, назвав их землями лесного фонда без соблюдения порядка образования новых земельный участков, нарушила тем самым нормы действующего законодательства и права владельца спорного земельного участка, на основании имеющейся лесоустроительной документации. Смежный земельный участок не сформирован и не проинвентаризирован. Имеется наложение границ земельного участка ответчика на фактические границы земельного участка истца. Исковые требования заявлены в связи с тем, что ответчик отказался от согласования местоположения границ земельного участка.

    Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Попова Г.Н., Администрация Горноуральского городского округа, Департамент лесного хозяйства Свердловской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, в качестве третьих лиц - Николо-Павловская территориальная администрация, ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество».

В судебном заседании истец и его представитель отказались от исковых требований, заявленных к ответчику Поповой Г.Н., отказ от иска в части требований, заявленных к Поповой Г.Н., принят судом, производство по делу в данной части прекращено. Исковые требования к другим ответчикам истец и его представитель поддержали по доводам, указанным в исковом заявлении, просили их удовлетворить. Дополнительно суду пояснили, что спорный земельный участок был передан истцу для индивидуального жилищного строительства. Истцом была произведена регистрация земельного участка и произведен отвод земли, произведена съемка плана. Земельный участок был поставлен в 1994 году на кадастровый учет за номером , площадь земельного участка, согласно проведенному межеванию составила 873 кв.м. Земельный участок был предоставлен для возведения жилого дома. Постановление главы администрации Пригородного района № 953 от 10.11.1992 года было вынесено в целях расширения границ населенного пункта. Поскольку данной земле не была присвоена категория лесного фонда, и она не являлась сельскохозяйственными угодьями (пахотным землями), она использовалась для нужд населенного пункта, и Глава Пригородного района мог принимать решение о ее выделении. В соответствии со свидетельством о праве собственности на землю № 595637 от 15.07.1994 года спорный земельный участок был передан истцу в целях индивидуального жилищного строительства, категория земель: земли населенных пунктов. Ограничений в использовании и обременений спорного участка не имеется. Ссылаясь на положения Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", поскольку права на земельный участок с кадастровым номером , предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, возникли до 01.01.2016, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости до 01.01.2016 года, а границы земельного участка с кадастровым номером и земельного участка общего пользования не установлены, полагают, что приоритет имеют сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, просили иск удовлетворить.

Ответчики Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, Департамент Лесного хозяйства Свердловской области, администрация Горноуральского городского округа, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении дела не просили, направили в суд ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

Ответчик Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование своих возражений указал, что является ненадлежащим ответчиком по гражданскому делу, поскольку не является собственником земельного участка, не имеет полномочий по предоставлению лесных участков в составе земель лесного фонда на территории Свердловской области. Указанные полномочия, а также полномочия по распоряжению лесными участками, контролю за их использованием на территории Свердловской области, а также защиту интересов в суде осуществляет Департамент лесного хозяйства Свердловской области.

Ответчик Департамент Лесного хозяйства Свердловской области направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование своих возражений указал, что является ненадлежащим ответчиком по гражданскому делу, поскольку является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений и в соответствии с действующим законодательством не обладает полномочиями по предоставлению интересов Российской Федерации. В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 (в ред. от 07.10.2017) к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства относится от имени Российской Федерации осуществлять защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.

Представитель ответчика Федерального агентства лесного хозяйства, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении дела не просил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. В обоснование своей позиции суду пояснила, что ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» не обладает полномочиями согласовывать границы участков. Часть земельного участка истца накладывается на участок лесного фонда, в связи с чем просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Николо-Павловская территориальная администрация, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (ч. 1 ст. 35). Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35).

    Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (ч. 1 ст. 36). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст.36).

В силу п. 1 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Из материалов дела следует, что постановлением Главы Администрации Пригородного района № 953 от 10.11.1992 года «Об отводе земельного участка Николо-Павловскому сельскому Совету» изъят из земель Нижнетагильского мехлесхоза в кв.370 Николо-Павловского лесничества земельный участок площадью 0,4 га, покрытый лесом 1 группы с запасом древесины 35 куб.м, из них деловой 10 куб.м, с правом минимальной рубки леса под застройку и предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование Николо-Павловскому сельскому Совету под расширение границ населенного пункта ст.Анатольская. Застройку земельного участка необходимо вести с разрешения архитектора Пригородного района (л.д.12-13).

Согласно выписке из постановления № 1039 от 29.10.1993 года Главы Администрации Пригородного района «О выделении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома на ст.Анатольская», утверждено постановление главы администрации Николо-Павловского сельского Совета от 23.12.1992 года № 265 и выделен земельный участок площадью 1000,0 кв.м на ст., Шпаковскому Николаю Арсентьевичу для строительства жилого дома. (л.д.14)

Данные акты сами по себе никем не оспариваются.

Со Шпаковским Н.А. заключен типовой договор № 92/94 от 16.03.1994 года о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома на правах личной собственности, на земельном участке <адрес>, общей площадью 1000,0 кв.м по <адрес>. Земельный план и проект застройки являются неотъемлемой частью настоящего договора. Договор удостоверен нотариусом 02.09.1994 года (л.д.15).

На имя Шпаковского Н.А. выдано свидетельство о праве собственности на землю серии РФ – II СВО-18-65 № 595637 (регистрационная запись № 1458) от 15.07.1994 года, из которого следует, что на основании постановления главы администрации Николо-Павловского сельского Совета от 23.12.1992 года № 265 Шпаковский Н.А. приобретает право частной собственности на земельный участок площадью 1 000 кв.м. по адресу: <адрес>. Приложением к свидетельству является план границ земельного участка. Земельный участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства, земли населенных пунктов, правами физических и юридических лиц не обременен (л.д.16-19).

Из кадастровой выписки о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> (кадастровый номер ) видно, что земельный участок площадью 1 000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежит на праве собственности Шпаковскому Н.А. на основании свидетельства о праве собственности № 1458 от 15.07.1994 года. Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 15.07.1994. Граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена (л.д.58).

В инвентаризационном плане пос. Анатольская указан земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, (л.д.66, 232-234).

Согласно ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений - ноябрь 2016) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии с положениями Федерального закона № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действовавшего на момент проведения кадастровых работ земельного участка истца, каждый объект недвижимости подлежит постановке на кадастровый учет с присвоением индивидуальных характеристик. Указанным законом определен порядок и особенности кадастрового учета, регламентируется кадастровая деятельность, в ходе которой закрепляется местоположение земельного участка.

Таким образом, исходя из требований закона, земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, представлять собой конкретно определенную вещь. При этом, границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка кадастровых работ. Установление границ земельного участка является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования.

Рассматривая заявленные истцом исковые требования, связанные со спором о месте нахождения границы между смежными земельными участками, суд исходит из положения ст. 37 Федерального закона «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 именовавшегося «О государственном кадастре недвижимости») о том, что результатом кадастровых работ кадастрового инженера является межевой план, технический план или акт обследования.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план состоит из графической и текстовой частей (ч. 5). В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута (ч. 6). В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей, а также в установленном частью 3 данной статьи случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (ч. 7). Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8). Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (ч.9).

До 01.01.2017 аналогичные требования к межевому плану содержались в ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

В ч. 7 ст. 38 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть, точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе, линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей на момент проведения кадастровых работ, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.

Аналогичные нормы содержатся в действующих в настоящее время редакциях части 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", частях 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".

Из приведенных положений нормативных актов следует, что закон последовательно предусматривает при установлении границ земельного участка учет фактических границ участков, существующих на местности длительное время.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования разрешаются в судебном порядке (ч. 5 ст. 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", п. 1 ст. 64 ЗК РФ).

При этом, согласно ч. 4 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.

Следовательно, с учетом положений статьи 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при наличии спора о местоположении границ земельных участков между землепользователями, документом, подтверждающим разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке, является судебное решение, которым окончательно будут урегулированы взаимные правопритязания сторон относительно предмета спора.

В абз. 3 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.

Иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной части.

Исходя из вышеизложенного, при разрешении спора о месторасположении границы, стороны должны представить доказательства того, что граница, которую они просят установить, соответствует фактическому землепользованию, существующему на местности более 15 лет.

Истцом проведены кадастровые работы, по результатам которых кадастровым инженером ООО «Проектно-геодезическая компания» С.Д.В. оформлен межевой план от 15.11.2016 (л.д. 51-68), которым определены границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с указанием координат характерных точек: <...>

В соответствии с межевым планом смежными земельными участками с участком истца являются: земельный участок с кадастровым номером , входящим в состав единого землепользования участка (категория земель – земли лесного фонда); земельный участок земель общего пользования; земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий Поповой Г.Н.

Из заключения кадастрового инженера следует, что в связи с необходимостью уточнения границ в соответствии с требованиями действующего законодательства, при проведении кадастровых работ площадь земельного участка с кадастровым номером с учетом погрешности составила 873 кв.м. +/- 10 кв.м., что меньше декларированной на 127 кв.м. Земельный участок фактически расположен в населенном пункте п. Анатольская и граничит, но не пересекает смежный земельный участок с кадастровым номером , входящим в состав единого землепользования участка . Граница земельного участка с кадастровым номером (категория земель – земли лесного фонда) не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Границы населенного пункта не установлены в соответствии с земельным законодательством. Смежный земельный участок по землям общего пользования не сформирован (л.д. 54).

Судом установлено, что в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 4549662194 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства.

Свидетельством о государственной регистрации права от 02.09.2010 года № 66АД512968 подтверждено право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 4549662194 кв.м, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, кадастровый номер .

Согласно выписке из ЕГРН от 02.08.2017 года сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в государственный кадастр недвижимости 13.03.2007 года. Земельный участок с кадастровым номером расположен по адресу: <адрес>. Единое землепользование, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства. Сведения о земельном участке имеют статус ранее учтенного. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Из дополнительных сведений видно, что земельный участок с кадастровым номером является обособленным, входящим в состав единого землепользования участка .

При внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об исходном лесном участке как о ранее учтенном и присвоении ему кадастрового номера , его площадь определена декларативно, границы в порядке, предусмотренном ч.7 ст.38 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», посредством определения координат характерных точек не устанавливались. Поэтому в кадастровых документах имеется отметка, что границы земельного участка с кадастровым номером в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 (в ред. от 07.10.2017) к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства относится от имени Российской Федерации осуществлять защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений (п. 5.20(3))

Судом установлено, что границы участка истца фактически сложились с 1992 года (более 25 лет назад), на протяжении указанного времени не передвигались. Их местоположение, указанное в межевом плане участка истца, соответствует фактическому сложившемуся землепользованию. Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании пояснениями ответчика Поповой Г.Н., показаниями свидетелей Ш.А.Ф., Ш.В.Н., Ш.Т.Н., не доверять которым у суда нет оснований, поскольку они не противоречивы, согласуются между собой и с иными доказательствами.

В соответствии с указанными выше нормами истец обратился в Администрацию Горноуральского городского округа и в Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области для согласования границ земельного участка в соответствии с межевым планом со смежными земельными участками.

Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области истцу было отказано в согласовании границ, поскольку уточняемый земельный участок частично накладывается на земли государственного лесного фонда (л.д. 94).

Как усматривается из сообщения ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» от 20.01.2015 года «О согласовании границ земельного участка», спорный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 0,0873 га, частично входит в состав земель лесного фонда ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество». Северо-восточная часть земельного участка, площадью 0,0603 га расположена на землях лесного фонда в квартале выдел Николо-Павловского участкового лесничества, участок Николо-Павловский; юго-западная часть земельного участка, площадью 0,027 га с гослесфондом ГКУ СО «Нижне-Тагильское лесничество» граничит, но не пересекает его. (л.д.21-22, 25-26).

Администрацией Горноуральского городского округа истцу было также отказано в согласовании границ, поскольку уточняемый земельный участок расположен за границей населенного пункта п. Анатольская. Истцу сообщено, что в настоящее время проводятся работы по расширению границ п. Анатольская, в связи с чем его заявление о согласовании местоположения границ земельного участка отложено до утверждения границ населенного пункта п. Анатольская (л.д. 95).

Как установлено судом, границы смежного земельного участка с кадастровым номером , входящим в состав единого землепользования участка (категория земель – земли лесного фонда) не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Границы населенного пункта п. Анатольская не установлены в соответствии с земельным законодательством, смежный земельный участок по землям общего пользования не сформирован.

Спора по месту положения границы со смежным земельным участком с кадастровым номером , принадлежащим Поповой Г.Н., по точкам: <...> в соответствии с данными межевого плана от 15.11.2016 года, выполненным кадастровым инженером С.Д.В., на дату рассмотрения дела не имеется.

В соответствии с частью 7 статьи 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель") земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.

В силу ч. 1 ст. 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель") если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами предусматрено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН. Норма о приоритете ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель применяется в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

При таких обстоятельствах, поскольку права истца на земельный участок с кадастровым номером , относящийся к категориям земель «земли населенных пунктов», предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, возникли до 01.01.2016, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости до 01.01.2016 года, право собственности истца на него не оспорено в установленном законом порядке, суд считает, что земельный участок, в соответствии с вышеуказанными положениями Федерального закона от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» не может быть отнесен к землям лесного фонда, следовательно, исковые требования истца к Администрации Горноуральского городского округа, Федеральному агентству лесного хозяйства об установлении границ земельного участка подлежат удовлетворению.

Разрешая требования истца, суд приходит к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению по кругу ответчиков к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, Департаменту лесного хозяйства Свердловской области, так как данные организации не наделены полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, в связи с чем не являются надлежащими ответчиками по делу и правопритязаний на предмет иска иметь не могут.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шпаковского Николая Арсентьевича к Администрации Горноуральского городского округа, Федеральному агентству лесного хозяйства об установлении границ земельного участка, - удовлетворить.

Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Шпаковскому Николаю Арсентьевичу, в следующих характерных точках границ с координатами: <...>, в соответствии с данными межевого плана от 15.11.2016 года, выполненным кадастровым инженером С.Д.В.

В удовлетворении исковых требований Шпаковского Николая Арсентьевича к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, Департаменту лесного хозяйства Свердловской области об установлении границ земельного участка – отказать.

Настоящее решение является основанием для внесения изменений в сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером в Едином государственном реестре недвижимости.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Пригородный районный суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме (составления мотивированного решения).

Мотивированное решение суда составлено 25 декабря 2017 года.

Судья: подпись

Копия верна.

Судья

Н.Е. Лисовенко

Секретарь

А.И. Чеснокова

2-406/2017 ~ М-294/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шпаковский Николай Арсентьевич
Ответчики
Территориальное управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Свердловской области
Попова Галина Нефедовна
Администрация Горноуральского городского округа
Федеральное агентство лесного хозяйства
Департамент лесного хозяйства Свердловской области
Другие
Николо-Павловская территориальная администрация
ГКУ СО "Нижнетагильское лесничество"
Суд
Пригородный районный суд Свердловской области
Судья
Лисовенко Наталья Евгеньевна
Дело на сайте суда
prigorodny--svd.sudrf.ru
23.05.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2017Передача материалов судье
26.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.06.2017Предварительное судебное заседание
20.07.2017Судебное заседание
09.08.2017Судебное заседание
28.09.2017Судебное заседание
26.10.2017Судебное заседание
28.11.2017Судебное заседание
20.12.2017Судебное заседание
25.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2018Дело оформлено
28.04.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее