Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-759/2016 ~ М-566/2016 от 26.04.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Братск 26 мая 2016 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Гапеевцевой М.А.,

при секретаре Погодаевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-759/2016 по иску Стефанюк Светланы Михайловны к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Детский сад «Ручеек» о взыскании недоначисленной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Стефанюк С.М. обратилась в суд с иском к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Детский сад «Ручеек» (далее по тексту – МКДОУ Детский сад «Ручеек») о взыскании недоначисленной заработной платы.

В обоснование исковых требований указала, что она работает в МКДОУ Детский сад «Ручеек» в ..., получает заработную плату в размере меньше минимального размера оплаты труда для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - к заработной плате (которая не может быть ниже МРОТ – 6204 рубля в месяц) не применяется районный коэффициент и процентная надбавка. Считает, что при установлении ей заработной платы, ответчик нарушил ст.ст. 2, 55 Конституции РФ, ст. 129, 133, 146, 147, 315, 316, 317 Трудового кодекса РФ, ст.ст. 10,11 Закона РФ от 19.02.1993 (в ред. ФЗ от 22.08.2004г. № 122 –ФЗ) № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Полагает, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 ТК РФ, а также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые, в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда. Работодателем ей неверно начисляется заработная плата, поскольку он включает районный коэффициент и северную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в минимальный размер оплаты труда, тем самым грубо нарушает ее право на справедливое вознаграждение за труд. Для определения размера справедливой заработной платы должна применяться следующая формула: в качестве базового оклада применяется МРОТ – 6204 рубля с 1 января 2016 года, который умножается на 25 % (коэффициент сельской местности), 40 % (районный коэффициент), 50% (северная надбавка). Задолженность ответчика истцу составляет 15364,63 рублей согласно расчету за период с с 01 декабря 2015 года по 29 февраля 2016 года, которую просила взыскать с ответчика в ее пользу.

В судебное заседание истец Стефанюк С.М. не явилась, извещенная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в исковом заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, заведующий МКДОУ Детский сад «Ручеек» Толкачева М.В. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что исковые требования не признает.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика – Администрации муниципального образования «Братский район» Явкин А.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в письменных возражениях на иск указал, что ответчик выплачивал заработную плату истцу в спорном периоде в соответствии с требованиями закона в полном объеме. Также указал, что истец неправомерно применяет в расчете задолженности в качестве базового оклада за декабрь 2015 года сумму 6204 руб., так как размер МРОТ с 01.01.2015 по 01.01.2016 составляет 5965 руб. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы искового заявления, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с частью 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 408-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 01 января 2015 года установлен в размере 5965 рублей в месяц.

Статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14.12.2015 № 376-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 01 января 2016 года установлен в размере 6204 рубля в месяц.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и даёт понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, суд приходит к выводу, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (с 1 января 2015 года – не менее 5965 руб., с 1 января 2016 года – не менее 6204 руб.).

При этом, согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В соответствии со ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

По смыслу приведенных конституционных положений институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.

Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Братский район Иркутской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 О льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Предельный размер районного коэффициента к заработной плате работников муниципальных учреждений в области для Братского района составляет 1,4 (статьи 2 и 3 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 123-оз (ред. от 31.10.2014) «О размерах районного коэффициента к заработной плате работников государственных органов Иркутской области, государственных учреждений Иркутской области и предельном размере повышения районного коэффициента к заработной плате работников органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, муниципальных учреждений в Иркутской области»).

Из представленных материалов дела следует, что муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Ручеек» является действующим юридическим лицом, находится по адресу: ..., что подтверждается Уставом учреждения и свидетельством Федеральной налоговой службы.

В соответствии с главой 1 Устава собственником имущества МКДОУ Детский сад «Ручеек» является муниципальное образование «Братский район». Полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет администрация муниципального образования «Братский район».

Суд установил, что Стефанюк С.М. принята на работу в МКДОУ Детский сад «Ручеек» **.**.**** в качестве <данные изъяты>. Помимо оклада в размере 3080 рублей в месяц, истцу установлены надбавка за работу в сельской местности – 25 %, надбавка за вредные условия труда – 8%, районный коэффициент – 40 %, надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера - 50%, что подтверждается копией трудового договора от **.**.**** ***, копией дополнительного соглашения от **.**.**** к трудовому договору, копией трудовой книжки, справкой о размере начисленной заработной платы и никем не оспаривается.

Разрешая требования истца о взыскании с ответчика в ее пользу недоначисленной заработной платы за период с 01.12.2015 по 29.02.2016 с учетом отработанного времени в размере 15364,63 руб., суд приходит к следующему.

Из справки работодателя о размере заработной платы Стефанюк С.М. за спорный период усматривается, что механизм исчисления заработной платы истца, как работника, трудовая деятельность которого осуществляется в районе с особыми климатическими условиями, примененный работодателем, противоречит требованиям закона, гарантирующего повышение оплаты труда работников организаций и учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, поскольку работодателем в минимальный размер заработной платы истца, помимо оклада и стимулирующей надбавки, включены районный коэффициент (40 %) и процентная надбавка к заработной плате за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (50%).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что размер начисленной заработной платы истца, если им в месяц отработана полностью норма рабочего времени по одной полной ставке не может быть с 1 января 2015 года менее 11333 руб. 50 коп., а с 1 января 2016 года - менее 11787 руб. 60 коп. – гарантированной законом заработной платы с учетом имеющих место для данной климатической зоны гарантий – районного коэффициента (40%) и процентной («северной» надбавки – максимально 50%) из расчета: заработная плата не ниже МРОТ (2015 год – 5965 рублей, 2016 год – 6204 рубля) + районный коэффициент (40%) + «северная» надбавка (50%).

Суд установил и материалами дела подтверждается, что в декабре 2015 года Стефанюк С.М. отработала установленную норму рабочего времени по одной ставке <данные изъяты> (23 дня). Работодателем истцу должна быть начислена заработная плата в размере не менее 11333,50 руб. Фактически истцу начислено 10224,95 руб. Задолженность за декабрь 2015 года составляет 1108,55 руб. (11333,50 – 10224,95).

В январе 2016 года Стефанюк С.М. отработала установленную норму рабочего времени в месяц – 15 дней. Работодателем истцу должна быть начислена заработная плата в размере не менее 11787,60 руб. Фактически истцу начислено 9296,76 руб. Задолженность за январь 2015 года составляет 2490,84 руб. (11787,60 – 9296,76).

В феврале 2016 года при норме рабочего времени 20 дней Стефанюк С.М. отработала 15 дней. Работодателем истцу должна быть начислена заработная плата в размере не менее 8840,70 рублей (11787,60 : 20 х 15). Фактически истцу начислено 9317,16 руб. Задолженность за февраль 2015 года отсутствует.

Общая сумма задолженности за спорный период составляет 3599,39 руб.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Стефанюк С.М. являются законными и обоснованными частично, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата за декабрь 2015 года, январь 2016 года в размере 3599 руб. 39 коп.

В удовлетворении исковых требований о взыскании 11765 руб.24 коп. следует отказать в связи с необоснованностью расчета истца.

Доводы представителя третьего лица о том, что ответчик в спорном периоде выплачивал истцу заработную плату в полном объеме, суд не принимает во внимание, поскольку они основаны на ошибочном толковании закона.

В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В связи с чем с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 400 рублей, исчисленная в соответствии с требованиями пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Стефанюк Светланы Михайловны удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Ручеек» в пользу Стефанюк Светланы Михайловны недоначисленную заработную плату за период с 01.12.2015 по 31.01.2016 в размере 3599 рублей 39 копеек.

В удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика в пользу истца 11765 руб. 24 коп. – отказать.

Взыскать с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Ручеек» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.А. Гапеевцева

2-759/2016 ~ М-566/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Стефанюк С.М.
Ответчики
МКДОУ детский сад "Ручеек"
Другие
Администрация МО "Братский район"
Суд
Братский районный суд Иркутской области
Судья
Гапеевцева Марина Александровна
Дело на сайте суда
bratski--irk.sudrf.ru
26.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2016Передача материалов судье
29.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.05.2016Судебное заседание
31.05.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2016Дело оформлено
21.10.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее