Дело №256/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 апреля 2018 года г. Воронеж
Центральный районный суд г. Воронежа
председательствующего судьи Фофонова А.С.,
при секретаре Шелудченковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дадекина Алексея Станиславовича к федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконными решений об отказе в установлении инвалидности,
У С Т А Н О В И Л:
Дадекин А.С. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконными решения бюро медико-социальной экспертизы ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России от 03 августа 2017, принятое Экспертным составом №1, по результатам которого было отменено решение ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № 16 от 24.07.2017 об установлении истцу 3 группы инвалидности, решения медико-социальной экспертизы экспертного состава №1 ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России от 30 августа 2017 года об отказе в установлении Дадекину А.С. инвалидности.
В обоснование исковых требований истец ссылался на то, что выводы экспертов указанных учреждений об отсутствии оснований для установления ему III группы инвалидности по причине полученной травмы в 2006 в период военной службы являются незаконными и необоснованными, так как они сделаны без учета тяжести последствий имеющихся у него заболеваний, квалифицированных военно-врачебной комиссией ВКУЗ «МСЧ МВД России по Воронежской области» и врачебной комиссией КУЗ ВО «Богучарская РБ», где было выдано направление на проведение медико-социальной экспертизы в связи с поставленным диагнозом: последствия травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей в 2006 году: <данные изъяты>
Истец Дадекин А.С. надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель истца на основании ордера адвокат Храмых В.И. заявленные доводы своего доверителя поддержал, просил их удовлетворить, изложил правовые основания. Храмых В.И. просил признать недопустимым доказательством по делу, так как, по мнению стороны, медико-социальной экспертизы фактически устанавливают иной диагноз у истца.
Представитель ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по доверенности Ляшко Л.Б. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, изложила правовые основания, и подтвердила обоснованность выводов судебной экспертизы.
Представитель ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание не явился, сторона ответчика надлежащим образом извещалась о времени и месте рассмотрения дела, от представителя учреждения поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Привлеченный к участию в деле прокурор был надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела. В судебное заседание не явился.
Суд, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Дадекин А.С., ДД.ММ.ГГГГ, проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации с 10 ноября 1998 года по 22 августа 2016 года.
Приказом начальника ОМВД РФ по Богучарскому району Воронежской области от 15 августа 2016 года №л/с истец уволен из органов внутренних дел по достижению предельного возраста пребывания на службе.
19 мая 2016 года Дадекин А.С. был освидетельствован военно-врачебной комиссией ВКУЗ «МСЧ МВД России по Воронежской области» на предмет годности к дальнейшему прохождению службы в органах внутренних дел и был признан ограниченно годным к военной службе, годен к службе в должности старшего участкового уполномоченного полиции. При этом военно-врачебной комиссией дано заключение о наличии у истца заболевания полученного в период прохождения военной службы.
06 июля 2017 года врачебной комиссией КУЗ ВО «Богучарская РБ» истцу было выдано направление на проведение медико-социальной экспертизы в связи с поставленным диагнозом: последствия травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей в 2006 году: <данные изъяты>. Данный диагноз был поставлен на основании медицинских документов, наблюдений лечащих врачей.
10 июля 2017 года Дадекин А.С. обратился в бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>" Минтруда России с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы для установления ему группы инвалидности.
Решением бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России от 24 июля 2017 года Дадекину А.С. была установлена III группа инвалидности по причине заболевания, полученного в период военной службы. При этом был поставлен диагноз: <данные изъяты>
3 группа инвалидности установлена в связи с нарушением здоровья с 2 степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травмы или дефектами, приводящими к 1 степени выраженности ограничений категорий жизнедеятельности человека, определяющих необходимость его социальной защиты.
ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России Экспертным составом №1 проведено повторное освидетельствование 03.08.2017, по результатам которого инвалидность не установлена. Истцу был поставлен диагноз: <данные изъяты>
Выявлены сопутствующие заболевания код по МКБ 10 -S06.0, Н35,111,М42, - <данные изъяты>, которые не являются основанием для установления инвалидности в соответствии с Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении МСЭ, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №1024н от 17.12.2015.
Ранее вынесенное решение бюро в отношении истца отменено - инвалидность не установлена.
В последующем, 30.08.2017 по жалобе Дадекина А.С., ФГКУ ФБ МСЭ Минтруда России Экспертным составом №1 вновь проведено освидетельствование, по результатам которого инвалидность не установлена. Истцу был поставлен диагноз: основное заболевание код по МКБ-10 «M15». <данные изъяты>
При этом определено <данные изъяты>
В обоснование экспертного решения указано, что по результатам объективного осмотра, анализа медицинских и военно-медицинских документов выявлены нестойкие нарушения статодинамических функций организма на фоне незавершенности мероприятий медицинской реабилитации (п.34 Направления на МСЭ - рекомендовано эндопротезирование левого коленного сустава), что не позволяет оценить структуру и степень ОЖД, и не является основанием для установления группы инвалидности (в соответствии с Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении МСЭ, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №1024н от 17.12.2015 и «Правил признания лица инвалидом», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №95.
Решение от 03.08.2017 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России, принятое Экспертным составом №1, отменившее решение ФГУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № об установлении истцу III группы инвалидности по причине заболевания, полученного в период военной службы, и не установившее инвалидности, было признанно обоснованным.
Клинико-функциональные диагнозы основного и сопутствующих диагнозов, выставленные истцу при проведении медико-социальной экспертизы как первично, так и повторно полностью согласуются. Расхождения были отмечены в оценке степени выраженности стойких функциональных нарушений организма по основному заболеванию: «<данные изъяты>».
Таким образом, ФГКУ ФБ МСЭ Минтруда России Экспертным составом №1 было подтверждена правильность сделанных выводов по Решению от 03.08.2017 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России, принятое Экспертным составом №1.
Решением экспертного состава № смешанного профиля ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России от 30.08.2017 Дадекину А.С. также было отказано в установлении группы инвалидности.
Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ) определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).
Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).
В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года №59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
Согласно пункту 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".
Пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности определены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе, на соответствие соискателя лицензии - юридического лица, намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, установленным статьей 60 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьей 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица (подпункт "з" пункта 4 Положения).
Медико-социальная экспертиза входит в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), и подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", которым определено, что лицензированию подлежит в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Пункт 1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 2 ноября 2011 года №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы.
Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.
В пунктах 42 - 46 Правил признания лица инвалидом определен порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро, которым предусмотрено, что гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Оспаривая указанные выше решения медико-социальных экспертиз, истец просил суд назначить судебную медико-социальную экспертизу для установления ему III группы инвалидности в связи с заболеванием, полученного им в период военной службы.
Определением Центрального районного суда г. Воронежа от 07 декабря 2017 года по делу была назначена очная судебная медико-социальная экспертиза в ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области" Минтруда России.
Заключением медико-социальной экспертизы ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области" Минтруда России от 27 февраля 2018 установлено, что оснований для определения группы инвалидности истцу в связи с заболеванием, полученного им в период военной службы на момент освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России, в ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России, экспертным составом №1 ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России не имелось.
Вышеуказанной медико-социальной экспертизой, проведенной в рамках судебной экспертизы по результатам комплексного анализа материалов гражданского дела, медицинских, военно-медицинских и медико-экспертных документов установлено, что на момент освидетельствования Дадекина А.С. в бюро № - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России с 10.07.2017 г. по 25.07.2017 г., в экспертном составе №1 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 03.08.2017 г., в экспертной в составе №1 ФГБУ «ФБ МСЭ» Минтруда России 30.08.2017 г. - имелось нарушение здоровья, обусловленное последствиями травмы полученной при исполнении служебных обязанностей 18.09.2006 г., со стойкими незначительными нарушениями нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, что не приводило к ограничению основных категорий жизнедеятельности и не давало основания для установления инвалидности, в соответствии с действующими нормативными документами: пункт 2 раздела I, пункты 5,6, раздела II Правил и пункта 4 раздела II, пунктов 5,6,7 раздела III Классификаций и критериев.
Согласно направления на медико-социальную экспертизу БУЗ ВО «Богучарская районная больница» от 06.07.2017 г. №, с учетом данных амбулаторных и стационарных обследований в течение 2017 года, у Дадекина А.С. имелись следующие заболевания: последствие травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей от 2006 г. <данные изъяты>. Диагноз, указанный в направлении на медико-социальную экспертизу и в данных амбулаторных и стационарных обследований, соответствует заболеваниям, указанным в акте медико-социальной экспертизы и протоколе медико-социальной экспертизы № от 03.08.2017 г. экспертного состава № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России и акте медико-социальной экспертизы и протоколе медико-социальной экспертизы № от 30.08.2017 г. экспертного состава № 1 ФГКУ ФБ МСЭ Минтруда России.
Дадекину А.С. проведено освидетельствование в экспертном составе №1 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 30.08.2017 г. и в экспертном составе № 1 ФГКУ ФБ МСЭ Минтруда России 03.08.2017 г. в полном соответствии с нормативноправовыми документами по медико-социальной экспертизе.
У Дадекина А.С. на момент его освидетельствования в бюро №-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России с 10.07.2017 г. по 25.07.2017 г., в экспертном составе №1 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 03.08.2017 г., в экспертном составе №1 ФГБУ «ФБ МСЭ» Минтруда России 30.08.2017 г. - имелась 1 (первая) степень выраженности стойких нарушений функций организма человека: стойкое незначительное нарушение нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций. На момент его освидетельствования жбюро №-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России с 10.07.2017 г. по 25.07.2017 г., в экспертном составе №1 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 03.08.2017 г., в экспертном составе №1 ФГБУ «ФБ МСЭ» Минтруда России 30.08.2017 г. - имелись стойкие незначительные расстройства функций организма, которые не приводили к ограничению жизнедеятельности.
У Дадекина А.С. на момент его освидетельствования в бюро №-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России с 10.07.2017 г. по 25.07.2017 г., в экспертном составе №1 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 03.08.2017 г., в экспертном составе №1 ФГБУ «ФБ МСЭ» Минтруда России 30.08.2017 г. - основания для установления группы инвалидности не имелось.
Таким образом, проведенной судебной медико-социальной экспертизой ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области" Минтруда России от 27 февраля 2018 были подтверждены выводы федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, принятое Экспертным составом №1, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконными решения бюро медико-социальной экспертизы ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России от 24.07.2017, по результатам которого было отменено решение ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № от 24.07.2017 об установлении Дадекину А.С. 3 группы инвалидности.
Положениями постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" и приказа Минтруда России от 17.12.2015 №1024н «О
В связи с чем, оснований для признания незаконными выводов решений бюро медико-социальной экспертизы ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России от 03 августа 2017, принятое Экспертным составом №1, по результатам которого было отменено решение ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № от 24.07.2017 об установлении истцу 3 группы инвалидности, решения медико-социальной экспертизы экспертного состава №1 ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России от 30 августа 2017 года об отказе в установлении Дадекину А.С. 3 группы инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период военной службы, не имеется.
Таким образом, заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Дадекина Алексея Станиславовича к федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России от 03.08.2017, принятого Экспертным составом № 1, об отмене решения ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России, принятого в бюро №, и по требованиям к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения от 30.08.2017, принятого экспертным составом №1, об отказе в установлении Дадекину А.С. инвалидности, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия его судом в окончательной форме в Воронежский областной суд.
Председательствующий: А.С. Фофонов
Решение изготовлено: 17.04.2018.
Дело №256/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 апреля 2018 года г. Воронеж
Центральный районный суд г. Воронежа
председательствующего судьи Фофонова А.С.,
при секретаре Шелудченковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дадекина Алексея Станиславовича к федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконными решений об отказе в установлении инвалидности,
У С Т А Н О В И Л:
Дадекин А.С. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконными решения бюро медико-социальной экспертизы ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России от 03 августа 2017, принятое Экспертным составом №1, по результатам которого было отменено решение ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № 16 от 24.07.2017 об установлении истцу 3 группы инвалидности, решения медико-социальной экспертизы экспертного состава №1 ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России от 30 августа 2017 года об отказе в установлении Дадекину А.С. инвалидности.
В обоснование исковых требований истец ссылался на то, что выводы экспертов указанных учреждений об отсутствии оснований для установления ему III группы инвалидности по причине полученной травмы в 2006 в период военной службы являются незаконными и необоснованными, так как они сделаны без учета тяжести последствий имеющихся у него заболеваний, квалифицированных военно-врачебной комиссией ВКУЗ «МСЧ МВД России по Воронежской области» и врачебной комиссией КУЗ ВО «Богучарская РБ», где было выдано направление на проведение медико-социальной экспертизы в связи с поставленным диагнозом: последствия травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей в 2006 году: <данные изъяты>
Истец Дадекин А.С. надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель истца на основании ордера адвокат Храмых В.И. заявленные доводы своего доверителя поддержал, просил их удовлетворить, изложил правовые основания. Храмых В.И. просил признать недопустимым доказательством по делу, так как, по мнению стороны, медико-социальной экспертизы фактически устанавливают иной диагноз у истца.
Представитель ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по доверенности Ляшко Л.Б. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению, изложила правовые основания, и подтвердила обоснованность выводов судебной экспертизы.
Представитель ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание не явился, сторона ответчика надлежащим образом извещалась о времени и месте рассмотрения дела, от представителя учреждения поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Привлеченный к участию в деле прокурор был надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела. В судебное заседание не явился.
Суд, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Дадекин А.С., ДД.ММ.ГГГГ, проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации с 10 ноября 1998 года по 22 августа 2016 года.
Приказом начальника ОМВД РФ по Богучарскому району Воронежской области от 15 августа 2016 года №л/с истец уволен из органов внутренних дел по достижению предельного возраста пребывания на службе.
19 мая 2016 года Дадекин А.С. был освидетельствован военно-врачебной комиссией ВКУЗ «МСЧ МВД России по Воронежской области» на предмет годности к дальнейшему прохождению службы в органах внутренних дел и был признан ограниченно годным к военной службе, годен к службе в должности старшего участкового уполномоченного полиции. При этом военно-врачебной комиссией дано заключение о наличии у истца заболевания полученного в период прохождения военной службы.
06 июля 2017 года врачебной комиссией КУЗ ВО «Богучарская РБ» истцу было выдано направление на проведение медико-социальной экспертизы в связи с поставленным диагнозом: последствия травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей в 2006 году: <данные изъяты>. Данный диагноз был поставлен на основании медицинских документов, наблюдений лечащих врачей.
10 июля 2017 года Дадекин А.С. обратился в бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>" Минтруда России с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы для установления ему группы инвалидности.
Решением бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России от 24 июля 2017 года Дадекину А.С. была установлена III группа инвалидности по причине заболевания, полученного в период военной службы. При этом был поставлен диагноз: <данные изъяты>
3 группа инвалидности установлена в связи с нарушением здоровья с 2 степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травмы или дефектами, приводящими к 1 степени выраженности ограничений категорий жизнедеятельности человека, определяющих необходимость его социальной защиты.
ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России Экспертным составом №1 проведено повторное освидетельствование 03.08.2017, по результатам которого инвалидность не установлена. Истцу был поставлен диагноз: <данные изъяты>
Выявлены сопутствующие заболевания код по МКБ 10 -S06.0, Н35,111,М42, - <данные изъяты>, которые не являются основанием для установления инвалидности в соответствии с Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении МСЭ, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №1024н от 17.12.2015.
Ранее вынесенное решение бюро в отношении истца отменено - инвалидность не установлена.
В последующем, 30.08.2017 по жалобе Дадекина А.С., ФГКУ ФБ МСЭ Минтруда России Экспертным составом №1 вновь проведено освидетельствование, по результатам которого инвалидность не установлена. Истцу был поставлен диагноз: основное заболевание код по МКБ-10 «M15». <данные изъяты>
При этом определено <данные изъяты>
В обоснование экспертного решения указано, что по результатам объективного осмотра, анализа медицинских и военно-медицинских документов выявлены нестойкие нарушения статодинамических функций организма на фоне незавершенности мероприятий медицинской реабилитации (п.34 Направления на МСЭ - рекомендовано эндопротезирование левого коленного сустава), что не позволяет оценить структуру и степень ОЖД, и не является основанием для установления группы инвалидности (в соответствии с Классификациями и критериями, используемыми при осуществлении МСЭ, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №1024н от 17.12.2015 и «Правил признания лица инвалидом», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №95.
Решение от 03.08.2017 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России, принятое Экспертным составом №1, отменившее решение ФГУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № об установлении истцу III группы инвалидности по причине заболевания, полученного в период военной службы, и не установившее инвалидности, было признанно обоснованным.
Клинико-функциональные диагнозы основного и сопутствующих диагнозов, выставленные истцу при проведении медико-социальной экспертизы как первично, так и повторно полностью согласуются. Расхождения были отмечены в оценке степени выраженности стойких функциональных нарушений организма по основному заболеванию: «<данные изъяты>».
Таким образом, ФГКУ ФБ МСЭ Минтруда России Экспертным составом №1 было подтверждена правильность сделанных выводов по Решению от 03.08.2017 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России, принятое Экспертным составом №1.
Решением экспертного состава № смешанного профиля ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России от 30.08.2017 Дадекину А.С. также было отказано в установлении группы инвалидности.
Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ) определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ).
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты). Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения (пункты 26, 27, 28 Правил).
Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года N 310н утвержден Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. К ним относятся: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (пункт 1 Порядка).
В пункте 4 Порядка предусмотрено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро). В состав бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 29 января 2014 года №59н, установлено, что результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида) (пункт 11 Административного регламента).
Согласно пункту 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".
Пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности определены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе, на соответствие соискателя лицензии - юридического лица, намеренного осуществлять медико-социальную экспертизу, установленным статьей 60 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и статьей 8 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" требованиям, касающимся организационно-правовой формы юридического лица (подпункт "з" пункта 4 Положения).
Медико-социальная экспертиза входит в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности), и подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", которым определено, что лицензированию подлежит в том числе медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Пункт 1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 2 ноября 2011 года №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы.
Полномочия врачебной комиссии медицинской организации ограничиваются перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность указанной медицинской организации, на которые данной медицинской организацией в установленном законом порядке получена соответствующая лицензия. Освидетельствование лица для установления ему инвалидности проводится только в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы, на которые возложены функции по установлению инвалидности. Назначение и проведение медико-социальных экспертиз должны осуществляться в медицинских организациях государственной системы медико-социальной экспертизы, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) - по медико-социальной экспертизе, а также лицами, получившими высшее медицинское образование в Российской Федерации, имеющими сертификат специалиста в том объеме, в каком эта деятельность указана в лицензии и сертификате.
В пунктах 42 - 46 Правил признания лица инвалидом определен порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро, которым предусмотрено, что гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Оспаривая указанные выше решения медико-социальных экспертиз, истец просил суд назначить судебную медико-социальную экспертизу для установления ему III группы инвалидности в связи с заболеванием, полученного им в период военной службы.
Определением Центрального районного суда г. Воронежа от 07 декабря 2017 года по делу была назначена очная судебная медико-социальная экспертиза в ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области" Минтруда России.
Заключением медико-социальной экспертизы ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области" Минтруда России от 27 февраля 2018 установлено, что оснований для определения группы инвалидности истцу в связи с заболеванием, полученного им в период военной службы на момент освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России, в ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России, экспертным составом №1 ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России не имелось.
Вышеуказанной медико-социальной экспертизой, проведенной в рамках судебной экспертизы по результатам комплексного анализа материалов гражданского дела, медицинских, военно-медицинских и медико-экспертных документов установлено, что на момент освидетельствования Дадекина А.С. в бюро № - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России с 10.07.2017 г. по 25.07.2017 г., в экспертном составе №1 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 03.08.2017 г., в экспертной в составе №1 ФГБУ «ФБ МСЭ» Минтруда России 30.08.2017 г. - имелось нарушение здоровья, обусловленное последствиями травмы полученной при исполнении служебных обязанностей 18.09.2006 г., со стойкими незначительными нарушениями нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, что не приводило к ограничению основных категорий жизнедеятельности и не давало основания для установления инвалидности, в соответствии с действующими нормативными документами: пункт 2 раздела I, пункты 5,6, раздела II Правил и пункта 4 раздела II, пунктов 5,6,7 раздела III Классификаций и критериев.
Согласно направления на медико-социальную экспертизу БУЗ ВО «Богучарская районная больница» от 06.07.2017 г. №, с учетом данных амбулаторных и стационарных обследований в течение 2017 года, у Дадекина А.С. имелись следующие заболевания: последствие травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей от 2006 г. <данные изъяты>. Диагноз, указанный в направлении на медико-социальную экспертизу и в данных амбулаторных и стационарных обследований, соответствует заболеваниям, указанным в акте медико-социальной экспертизы и протоколе медико-социальной экспертизы № от 03.08.2017 г. экспертного состава № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России и акте медико-социальной экспертизы и протоколе медико-социальной экспертизы № от 30.08.2017 г. экспертного состава № 1 ФГКУ ФБ МСЭ Минтруда России.
Дадекину А.С. проведено освидетельствование в экспертном составе №1 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 30.08.2017 г. и в экспертном составе № 1 ФГКУ ФБ МСЭ Минтруда России 03.08.2017 г. в полном соответствии с нормативноправовыми документами по медико-социальной экспертизе.
У Дадекина А.С. на момент его освидетельствования в бюро №-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России с 10.07.2017 г. по 25.07.2017 г., в экспертном составе №1 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 03.08.2017 г., в экспертном составе №1 ФГБУ «ФБ МСЭ» Минтруда России 30.08.2017 г. - имелась 1 (первая) степень выраженности стойких нарушений функций организма человека: стойкое незначительное нарушение нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций. На момент его освидетельствования жбюро №-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России с 10.07.2017 г. по 25.07.2017 г., в экспертном составе №1 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 03.08.2017 г., в экспертном составе №1 ФГБУ «ФБ МСЭ» Минтруда России 30.08.2017 г. - имелись стойкие незначительные расстройства функций организма, которые не приводили к ограничению жизнедеятельности.
У Дадекина А.С. на момент его освидетельствования в бюро №-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России с 10.07.2017 г. по 25.07.2017 г., в экспертном составе №1 ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России 03.08.2017 г., в экспертном составе №1 ФГБУ «ФБ МСЭ» Минтруда России 30.08.2017 г. - основания для установления группы инвалидности не имелось.
Таким образом, проведенной судебной медико-социальной экспертизой ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Липецкой области" Минтруда России от 27 февраля 2018 были подтверждены выводы федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, принятое Экспертным составом №1, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконными решения бюро медико-социальной экспертизы ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России от 24.07.2017, по результатам которого было отменено решение ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № от 24.07.2017 об установлении Дадекину А.С. 3 группы инвалидности.
Положениями постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" и приказа Минтруда России от 17.12.2015 №1024н «О
В связи с чем, оснований для признания незаконными выводов решений бюро медико-социальной экспертизы ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России от 03 августа 2017, принятое Экспертным составом №1, по результатам которого было отменено решение ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № от 24.07.2017 об установлении истцу 3 группы инвалидности, решения медико-социальной экспертизы экспертного состава №1 ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России от 30 августа 2017 года об отказе в установлении Дадекину А.С. 3 группы инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период военной службы, не имеется.
Таким образом, заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Дадекина Алексея Станиславовича к федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России от 03.08.2017, принятого Экспертным составом № 1, об отмене решения ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России, принятого в бюро №, и по требованиям к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения от 30.08.2017, принятого экспертным составом №1, об отказе в установлении Дадекину А.С. инвалидности, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия его судом в окончательной форме в Воронежский областной суд.
Председательствующий: А.С. Фофонов
Решение изготовлено: 17.04.2018.