Дело №2-425/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Берёзовский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего судьи Шушаковой С.Г.,
при секретаре Щербина Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Берёзовском Кемеровской области 10 мая 2016 года
гражданское дело по иску Третьяковой ФИО7 к Приказчикову ФИО8 о взыскании неосновательного обогащения, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Третьякова А.В. обратилась в суд с иском, после изменения основания иска, просит взыскать с Приказчикова А.А. в свою пользу неосновательное обогащение в сумме <данные изъяты> рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, расходы на оказание юридической помощи в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей.
Требования обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и ответчиком – Приказчиковым А.А. был заключен договор купли-продажи (о намерениях), в соответствии с которым ответчик обязался передать ей в собственность однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> стоимостью <данные изъяты> рублей.
На основании п.1ст.429 ГК РФ указанный договор о намерениях от ДД.ММ.ГГГГ является предварительным договором, так как основной договор купли-продажи указанной квартиры ответчик обязался заключить с ней после приобретения в течение трех месяцев права собственности на данную квартиру в порядке приватизации.
В соответствии с п. 2.2 указанного договора часть стоимости квартиры в сумме <данные изъяты> рублей она оплатила в момент подписания договора ДД.ММ.ГГГГ. Факт передачи <данные изъяты> рублей подтверждается распиской, написанной Приказчиковым А.А. ДД.ММ.ГГГГ.
В договоре от ДД.ММ.ГГГГ не указан срок, в течение которого стороны обязались заключить основной договор, поэтому на основании п.4 ст.429 ГК РФ срок заключения основного договора – в течение года с момента заключения предварительного договора, то есть до ДД.ММ.ГГГГ года.
До настоящего времени договор купли-продажи с ней не заключен по вине Приказчикова А.А., который не приобрел права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>
На основании п. 6 ст.429 ГК РФ обязательства сторон, предусмотренные предварительным договором от ДД.ММ.ГГГГ, прекратились, так как стороны не заключили основной договор до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ответчик обязан вернуть ей денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей, так как у нее нет перед Приказчиковым А.А. обязательства уплатить ему какую-нибудь сумму денег.
Она неоднократно обращалась к Приказчикову А.А. с требованием возвратить ей переданные ему денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей, однако, он не возвращает денежные средства.
Таким образом, на основании ст. 1102 и п.3 ст. 1103 ГК РФ со стороны Приказчикова А.А. с ДД.ММ.ГГГГ имеет место неосновательное обогащение.
Истец Третьякова А.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В заявлении, направленном в адрес суда, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истицы – адвокат Никитин Е.А., действующий на основании ордера и доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования своей доверительницы поддержал.
Ответчик Приказчиков А.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав представителя истицы, исследовав письменные материалы дела, дав оценку собранным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, а исковые требования Третьяковой А.В. находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В силу требований п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Из пп. 7 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: вследствие неосновательного обогащения.
Статьей 9 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу требований ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 429 Гражданского кодекса РФ (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношения), по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.
Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора.
В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор.
Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
В случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
Статьей 309 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 Гражданского кодекса РФ не допускается односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий, за исключением случаев, установленных законом или предусмотренных договором.
В силу требований п. 1 ст.1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии с пп. 3 ст. 1103 Гражданского кодекса РФ, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Приказчиковым А.А. и Третьяковой А.В. был заключен договор купли – продажи квартиры (договор о намерениях), по условиям которого стороны приняли на себя следующие обязанности: Приказчиков А.А. – передать в собственность Третьяковой А.В. (покупателю), а Третьякова А.В. – принять и оплатить в соответствии с условиями договора следующее недвижимое имущество: однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Из п. 1.2 договора следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит Приказчикову А.А. на основании ордера на право занятия жилого помещения в общежитии по-семейного поселения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности на указанную квартиру приобретается Приказчиковым А.А. в порядке приватизации в течение трех месяцев.
Согласно п.п. 2.1, 2.2 договора, цена объекта недвижимости составляет <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей. Расчет между сторонами производится в следующем порядке: часть стоимости в сумме <данные изъяты> рублей оплачивается за счёт собственных денежных средств Третьяковой А.В. в момент подписания настоящего договора; оставшаяся часть стоимости объекта недвижимости оплачивается за счёт собственных средств Третьяковой А.В. в момент подписания основного договора купли-продажи указанной квартиры.
В соответствии с п. 4.1.5 договора Приказчиков А.А. принял на себя обязанность совершить все необходимые действия для перехода права собственности на объект недвижимости, в том числе своевременно подписать и представить в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, все необходимые документы.
Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что настоящий договор вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до полного выполнения сторонами своих обязательств.
Договор совершен в письменной форме, подписан сторонами.
ДД.ММ.ГГГГ была составлена расписка, согласно которой Приказчиков А.А. принял от Третьяковой А.В. денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей за продаваемую квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Из пояснений представителя истца, искового заявления установлено, что до настоящего времени договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, между Приказчиковым А.А. и Третьяковой А.В. не заключен, поскольку Приказчиков А.А. не приобрел права собственности на данный объект недвижимости. На основании п. 6 ст.429 Гражданского кодекса РФ обязательства сторон, предусмотренные договором купли-продажи квартиры (договором о намериниях) от ДД.ММ.ГГГГ, прекратились, так как стороны не заключили основной договор купли-продажи квартиры в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, Приказчиков А.А. обязан вернуть Третьяковой А.В. денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей, так как у нее нет перед Приказчиковым А.А. обязательства уплатить ему какую-нибудь сумму денег. Третьякова А.В. неоднократно обращалась к Приказчикову А.А. с требованием возвратить ей переданные ему денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей, однако, он не возвращает денежные средства, в связи с чем, со стороны Приказчикова А.А. с ДД.ММ.ГГГГ имеет место неосновательное обогащение.
Суд считает, что истцом обоснованно заявлены требования о взыскании с ответчика неосновательного обогащения, поскольку установлено, что между сторонами был заключен предварительный договор купли-продажи квартиры, срок заключения основанного договора купли-продажи квартиры в указанном договоре сторонами не был определен, в связи с чем, основной договор купли-продажи квартиры, в силу требований п. 4 ст. 429 Гражданского кодекса, подлежал заключению в течение года с момента подписания предварительного договора. Однако основной договор купли-продажи квартиры до настоящего времени между сторонами не заключен и суду сторонами не представлено доказательств, что одной из сторон направлено другой стороне предложение заключить этот договор, в виду чего, обязательства, предусмотренные предварительным договором, согласно п. 6 ст. 429 Гражданского кодекса РФ прекратились. Так как между Приказчиковым А.А. и Третьяковой А.В. обязательства по предварительному договору купли-продажи квартиры прекратились, со стороны Приказчикова А.А. имеет место быть неосновательное обогащение, в связи с чем, с Приказчикова А.А., как лица неосновательно обогатившегося, в силу требований п. 1 ст. 1102, пп. 3 ст. 1103 Гражданского кодекса РФ, в пользу Третьяковой А.В. подлежит взысканию денежная сумма в размере <данные изъяты> рублей, уплаченная Третьяковой А.В. в счет исполнения обязательства по предварительному договору купли-продажи.
На основании ч.1 ст. 100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, подтвержденные квитанцией, суд считает указанную сумму разумной, исходя из конкретных обстоятельств заявленного иска, времени, затраченного представителем, объема оказанных услуг, а также учитывая средний уровень оплаты подобных услуг при сравнимых обстоятельствах.
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная при обращении в суд, в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░9 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░10 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 14 ░░░ 2016 ░░░░.