Дело № 2 – 2 – 53 / 2019
УИД № 33RS0017-02-2019-000019-60
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 марта 2019 года
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Шульга В.В.
при секретаре Балясниковой Е.Г.
с участием
истцов Белотеловой Е.А. и Захарова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Собинке Владимирской области гражданское дело по иску Белотеловой Екатерины Алексеевны, Захарова Александра Владимировича к Захаровой Клавдии Васильевне, администрации муниципального образования город Собинка Владимирской области о признании права общей долевой собственности в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Белотелова Е.А., Захаров А.В. обратились в суд с иском к Захаровой К.В. о признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке наследования, указывая, что однокомнатная квартира по адресу: <...>, являлась кооперативной, принадлежала по праву собственности ФИО3, который умер дд.мм.гггг.. При жизни он оставил завещание своей дочери Белотеловой Е.А. После его смерти в квартире проживали его супруга ФИО2, которая умерла дд.мм.гггг., и его сын ФИО4, который умер дд.мм.гггг.. После смерти ФИО2 ни ее дочь - Белотелова Е.А., ни ее сын -ФИО4, к нотариусу по вопросу оформления наследства не обращались. Не оформив юридически своих прав на наследственное имущество, истец фактически вступила в права наследования, поскольку после смерти как отца, так и матери, полностью распорядилась их личными вещами - одеждой и денежными вкладами ФИО3 по завещанию. Спора по поводу наследственного имущества между сестрой и братом не было. После смерти ФИО4 наследником является его сын - Захаров А.В. Супруга умершего – ответчик Захарова К.В. отказалась от наследства в пользу своего сына Захарова А.В. Предоставить нотариусу правоустанавливающий документ на квартиру истцы не могут, поскольку при жизни ни ФИО3, ни его супруга -ФИО2, не зарегистрировали право собственности на квартиру, что вызвало обращение в суд. Из справки Собинского филиала ГУП ВО «БТИ» от дд.мм.гггг. усматривается, что квартира по адресу <...>, по данным архивного фонда принадлежит ФИО3 на основании регистрационного удостоверения, выданного Собинским МБТИ дд.мм.гггг.. Согласно техническому паспорту от дд.мм.гггг., общая площадь квартиры - 30,9 кв.м., в том числе жилая площадь - 18,9 кв.м. Просили признать за право общей долевой собственности по ? доле за каждым на квартиру в порядке наследования после смерти ФИО3, умершего дд.мм.гггг..
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация муниципального образования город Собинка Владимирской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - ЖСК № 6 г.Собинки Владимирской области.
В судебном заседании истцы Белотелова Е.А. и Захаров А.В. поддержали исковые требования и просили удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, дали суду пояснения, аналогичные содержанию иска. Пояснили, что после смерти в 1994 году отца и дедушки ФИО3 в кооперативной квартире продолжали проживать его супруга ФИО2 и сын ФИО4, которые к нотариусу не обращались. После смерти ФИО2 в 2006 году с заявлением о принятии наследства в виде указанной квартиры обратились дочь Белотелова Е.А. и сын ФИО4, но свидетельство о праве на наследство по закону оформлено не было. В 2018 умер ФИО4, и к нотариусу обратился его сын, истец Захаров А.В., жена – ответчик Захарова К.В. отказалась от своей доли наследства в его пользу. Однако, учитывая, что право на квартиру не было зарегистрировано, получить свидетельство у нотариуса не представилось возможным, что вызвало обращение в суд. Просили признать право собственности на квартиру за каждым в равных долях.
Ответчик Захарова К.В. просила рассмотреть дело в свое отсутствие, исковые требования признала полностью, о чем представила суду письменное заявление (л.д. 60).
Ответчик – администрация муниципального образования город Собинка Владимирской области просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, решение оставила на усмотрение суда.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета иска, - ЖСК №6 в лице председателя ФИО9, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, не возражал против заявленных требований, указав, что претензий на квартиру ЖСК №6 не имеет, паевые взносы выплачены в полном объеме (л.д.68).
В силу п.5 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы по делу, суд приходит к следующему.
Право наследования гарантировано частью 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации, обеспечивает переход имущества наследодателя к другим лицам в порядке, определяемом гражданским законодательством.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Из материалов дела следует, что решением исполкома Собинского городского Совета депутатов трудящихся Владимирской области №6 от 13.01.1965 «Об утверждении жилищно-строительного кооператива №6 в г.Собинка», на основании протокола собрания рабочих фабрики «Комавангард» от 23.12.1964, был утвержден ЖСК №6 в составе 32 человек, Устав, члены правления, разрешено открыть счет в отделении Госбанка, изготовить печать.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от дд.мм.гггг., Жилищно-строительный кооператив №6 г.Собинка (ЖСК №6), по адресу: <...>, создан до дд.мм.гггг., лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, утвержден председатель ФИО9 (л.д.68).
По справке ЖСК №6 следует, что с дд.мм.гггг. собственником <...> была истец Белотелова Е.А., которая, в связи с родственным обменом, дд.мм.гггг. снята с учета, и с дд.мм.гггг. в квартире зарегистрированы ее отец ФИО3, мать ФИО2, с дд.мм.гггг. - брат ФИО4 (л.д.63).
Осуществление родственного обмена подтверждено копией ордера №... от дд.мм.гггг. на имя ФИО3 на право занятия <...> (л.д.64).
По данным Собинского филиала ГУП Владимирской области «БТИ» по состоянию на дд.мм.гггг. <...>, по адресу: <...>, принадлежит ФИО3 по данным списка членов ЖСК -6. Регистрационное удостоверение не сохранилось (л.д.31, 76).
Положения ст.ст. 111, 125 Жилищного кодекса РСФСР, утвержденного 24.06.1983, утратившего силу с 01.03.2005, предусматривали, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вправе вступить в жилищно-строительный кооператив и получить в нем квартиру. Права и обязанности члена жилищно-строительного кооператива, а также членов его семьи, условия пользования и основания прекращения пользования жилыми помещениями определяются уставом кооператива.
Согласно п.2 ст.13 Закона РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР», утратившего силу с 01.01.1995, член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного кооперативов, садово - огороднического товарищества или другого кооператива, полностью внесший свой паевой взнос за квартиру, дачу, садовый дом, гараж, иное помещение или строение, предоставленное ему в пользование, приобретает право собственности на это имущество.
В силу названных положений закона право собственности на имущество, предоставляемое кооперативом, возникает у члена кооператива в случае выплаты им пая за недвижимое имущество, которое было предоставлено ему в установленном законом порядке.
ФИО3 умер дд.мм.гггг., что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.62).
На момент его смерти положения о праве наследования были предусмотрены разделом V11 «Наследственное право» Гражданского кодекса РСФСР, утвержденного 11.06.1964, утратившим силу с 01.03.2002.
В соответствии со ст.ст.527, 532, 546 ГК РСФСР наследование осуществлялось по закону и по завещанию, наследование по закону имело место, когда и поскольку оно не изменено завещанием. При наследовании по закону наследниками в равных долях являются: в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
В соответствии со ст.ст.527 ГК РСФСР наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием. Если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследства, либо все наследники лишены завещателем наследства, имущество умершего по праву наследования переходит к государству. Временем открытия наследства признается день смерти наследодателя. Местом открытия наследства признается последнее постоянное место жительства наследодателя (статья 17), а если оно неизвестно - место нахождения имущества или его основной части (ст.ст.528, 529 ГК РСФСР).
После смерти ФИО3 наследственное дело нотариусом не заводилось.
После его смерти ФИО2 продолжала проживать в квартире, в 1999 году с ней стал проживать сын ФИО4, дочь Белотелова Е.А. по завещанию отца от дд.мм.гггг. получила денежные средства по вкладам по счетам, открытым в Сбербанке в 1987 (л.д.21).
В соответствии с п.2 ст.218 Гражданского кодекса РФ (вступившего в действие с 01.03.2002) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст.111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст.1112 ГК РФ).
Согласно ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
ФИО2 умерла дд.мм.гггг. (л.д.49).
Из материалов наследственного дела №..., открытого к имуществу ФИО2, усматривается, что с заявлениями о принятии наследства обратились дочь Белотелова Е.А., сын ФИО4 Наследственное имущество умершей состояло из квартиры по адресу: <...>.
Родственные отношения с умершим подтверждаются свидетельствами о рождении ФИО10 и ФИО4, родителями которых указаны ФИО3 и ФИО2. После заключения брака в дд.мм.гггг. ФИО10 присвоена фамилия – Белотелова (л.д.12 – 14).
По справке председателя ЖСК №6 ФИО2 на момент смерти была прописана в квартире по указанному адресу, была членом ЖСК №6 и являлась владельцем (на праве личной собственности) кооперативной квартиры и совладельцем кооперативного кирпичного жилого дома. Паевой взнос погашен полностью. В квартире проживает ФИО4
Свидетельство о праве на наследство по закону наследникам не выдавалось (л.д.48-53).
Вместе с тем, в этом случае следует признать, что наследники по закону Белотелова Е.А. и ФИО4 приняли в равных долях наследство в виде кооперативной квартиры, собственником которой на день смерти была ФИО2, которая стала собственником квартиры после смерти мужа ФИО3
В соответствии с п.4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Действующее законодательство связывает обретение титула собственника помещения членом жилищного кооператива с выплатой им паевого взноса в полном размере (п.1 ст.129 ЖК РФ, п.4 ст.218 ГК РФ).
При этом, право собственности у члена ЖСК возникает на дату выплаты пая, а государственная регистрация права собственности в таком случае носит не правоустанавливающий, а правоподтверждающий характер, о чем указано в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».
Доказательств, в том числе решения общего собрания, свидетельствующих об исключения ФИО2 из членов ЖСК и принятии в члены кооператива иного лица суду представлено не было.
дд.мм.гггг. умер ФИО4 (л.д.24).
Из материалов наследственного дела №..., открытого к имуществу ФИО4, усматривается, что с заявлением о принятии наследства обратился его сын Захаров А.В. Наследственное имущество умершего состояло из неполученной пенсии и доли в квартире по адресу: <...>, которая принадлежала его умершей матери ФИО2, умершей дд.мм.гггг.. Наследник - жена ФИО2 отказалась от причитающейся ей доли на наследство после умершего мужа в пользу сына Захарова А.В. Свидетельство о праве на наследство по закону выдано Захарову А.В. дд.мм.гггг. ( л.д. 43-47).
Согласно Уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от дд.мм.гггг. правопритязания на вид объекта – квартиру по адресу: <...>, отсутствуют (л.д.53).
Из содержания иска и пояснений истцов в судебном заседании следует, что после смерти ФИО2 в дд.мм.гггг. ее дети - Белотелова Е.А. и ФИО4 приняли оставшееся после нее наследственное имущество в равных долях, разделили между собой предметы была и личные вещи умершей, ФИО4 продолжал проживать в квартире до своей смерти, совместно они несли расходы по содержанию квартиры. После смерти ФИО4 его сын – истец Захаров А.В. также вступил в права наследования, что подтверждается материалами наследственных дел.
Согласно ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии с правовыми нормами раздела Гражданского кодекса РФ «Наследственное право» под принятием наследства понимаются существенные действия, направленные на вступление во владение имуществом и принятие мер к охране наследства с целью приобретения прав наследника.
В силу п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 ст.1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
Наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия, считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом) (ст.34 Постановления Пленума Верховного Суда от 29.05.2012 №9).
Анализ изложенных фактических обстоятельств позволяет суду признать факт принятии истцами наследства в равных долях на квартиру после умерших наследодателей ФИО2 и ФИО4, не успевших при жизни осуществить государственную регистрацию права на принадлежащее им имущество.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
По правилам ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Истцы оставили расходы по уплате государственной пошлины за собой.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Белотеловой Екатерины Алексеевны и Захарова Александра Владимировича удовлетворить.
Признать за Белотеловой Екатериной Алексеевной, дд.мм.гггг. года рождения, и Захаровым Александром Владимировичем, дд.мм.гггг. года рождения, в порядке наследования право на ? долю в праве общей долевой собственности за каждым на квартиру, инвентарный №..., общей площадью 30,90 кв.м., по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) В.В.Шульга