<адрес> 28 марта 2016 года
<адрес>
Боровский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Гришиной Л.В.,
при секретаре Шкода Л.А.,
с участием истца Марцинович Э.С.,
представителя ответчика Шаталова А.А. и Бескровного С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марцинович Э.С. к Садоводческому, огородническому и дачному некоммерческому товариществу «Кривское» о признании недействительными решений правления общества, взысканию неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ Марцинович Э.С. обратился в суд с иском Марцинович Э.С. к Садоводческому, огородническому и дачному некоммерческому товариществу «Кривское» о признании действий по начислению платы за электроэнергию незаконными, взысканию неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда и штрафа.
В судебном заседании истец Марцинович Э.С. требования уточнил и просил признать недействительными решения правления СОиДНТ «Кривское» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, взыскать неосновательное обогащение в размере 4351 рубль 56 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 824 рубля 39 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
В обоснование заявленных требований истец Марцинович Э.С. пояснил, что членом СОиДНТ «Кривское» он не является и ведет садоводство в индивидуальном порядке. При выходе из общества он направил председателю СОиДНТ «Кривское» ФИО4 проект договора на пользование инфраструктурой общества, однако он заключен не был. Принадлежащие ему садовые участки электрифицированы. Потребленная им электроэнергия оплачена в полном объеме. Однако согласно акту проверки потребления электроэнергии бытовыми потребителями от ДД.ММ.ГГГГ за потребленные 1507 кВт. ему была рассчитана плата в размере 6616 рублей, то есть по тарифу отличному от установленного Постановлением Министерства тарифного регулирования <адрес>. Кроме того, аналогичным образом рассчитывалась плата за электроэнергию в период с 2013 по 2015 годы, в связи с чем образовалась переплата в размере 4351 рублей 56 копеек. Из разъяснений председателя СОиДНТ «Кривское» плата за электроэнергию для садоводов рассчитывается по тарифу установленному Постановлением Министерства тарифного регулирования <адрес>, с учетом устанволенного общим собранием СОиДНТ «Кривское» взноса за содержания ЛЭП, включающего в связи плату за потери в электросети. С указанным порядком начисления платы он не согласен, так как расходы по потерям в электросети должны оплачивать садоводы из своих средств, но при определении их величины лицензированной организацией. В связи с чем просит признать незаконными решения правления СОиДНТ «Кривское» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, взыскать неосновательное обогащение в размере 4351 рубль 56 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 824 рубля 39 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Представитель СОиДНТ «Кривское» Бескровный С.В. с иском не согласился и указал, что в связи образовавшейся задолженностью СОиДНТ «Кривское» по оплате электроэнергии в начале 2013 года правлением СОиДНТ «Кривское» было принято решение об отключении электроэнергии. Правлением СОиДНТ «Кривское» были выявлены неплатежи за потребленную электроэнергию, большие потери в электросети, а также необходимость реконструкции сети ЛЭП в связи с отсутствием требуемой мощности и изношенности самой сети. Кроме того правлением СОиДНТ «Кривское» было принято решение ввести взнос в размере 30% к стоимости потребленной потребителем электроэнергии за содержание и облуживание ЛЭП товарищества и компенсацию расходов на покрытие потерь электроэнергии в сети. Указанное решение было рассмотрено общим собранием членов СОиДНТ «Кривское» ДД.ММ.ГГГГ и утверждено им. В период с 2013 года по 2015 год была произведена реконструкция системы электроснабжения СОиДНТ «Кривское»: куплен второй трансформатор, заменены ЛЭП, в связи с чем существенно снизились потери в электросети, а потому решением правления от ДД.ММ.ГГГГ взнос на содержание и облуживание ЛЭП был снижен до 12,5%. Данный размер взноса был определен исходя из фактических затрат на оплату электроэнергии в товариществе, учитывая разницу между показаниями входного трансформатора и количества электроэнергии потребленной садоводами по индивидуальным счетчикам. В случае если такой взнос отменить, то покрывать расходы на оплату электроэнергии будет нечем. В связи с чем просил удовлетворении иска отказать.
Представитель СОиДНТ «Кривское» Шаталов А.А. также просил в иске Марциновичу Э.С. отказать, так как дополнительная плата была установлена решением общего собрания членов СОиДНТ «Кривское» с целью покрытия расходов по оплате за потребленную электроэнергию и бесперебойного ее получения садоводами СОиДНТ «Кривское». Марцинович Э.С. данного решения не оспаривает, как и не оспаривает свою обязанность вносить плату, в том числе и на покрытие расходов за потери в электросети, однако своего расчета не предоставляет. Кроме того, Марцинович Э.С. не являясь членом товарищества не вправе оспаривать решения правления СОиДНТ «Кривское», принятые в интересах его членов и в целях надлежащего содержания объектов общего пользования.
Суд, выслушав истца Марциновича Э.С., представителей ответчика Бескровного С.В. и Шаталова А.А., исследовав представленные по делу материалы, приходит к следующему.
Согласно абзацу 5 статьи 1 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Как установлено судом до августа 2013 года истец Марцинович Э.С., являющийся собственником земельных участков №№, 21 СОиДНТ «Кривское», являлся членом указанного садового товарищества.
На указанных земельных участках имеется жилой дом, который истец Марцинович Э.С. использует для постоянного круглогодичного проживания.
Согласно договору энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ заключенному между ОАО «Калужская сбытовая компания» (далее ОАО «КСК») и СОиДНТ «Кривское», действующему в интересах своих членов, члены СОиДНТ «Кривское» стали потребителями электрической энергии через электрические сети МП «Горэлектросети».
Как установлено в судебном заседании, дом Марцинович Э.С. подключен к системе энергоснабжения, что не оспаривается сторонами.
Из представленных квитанций об оплате электроэнергии следует и не оспаривается в судебном заседании сторонами, что Марцинович Э.С. в полном объеме оплачена потребленная электрическая энергия и задолженности по ее оплате у истца не имеется.
Принцип добровольного членства в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан закреплен в ст. 1 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
В соответствии с подпунктом 9 п. 1. ст. 19 указанного федерального закона предусмотрено право члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения добровольно выходить из такого объединения.
Как установлено в судебном заседании в августе 2013 года истцом Марцинович Э.С. было принято решение о выходе из членов СОиДНТ «Кривское», о чем он письменно известил председателя СОиДНТ «Кривское» ФИО4, а затем и Бескровного С.В., предложив последнему, заключить с истцом договор на пользование за плату инфраструктурой СОиДНТ «Кривское», чего не оспаривают представители ответчика.
В судебном заседании стороны не оспаривали, что при выходе Марцинович Э.С. из членов СОиДНТ «Кривское» договор о порядке пользования инфраструктурой общества не заключался в связи с наличием разногласий.
Как следует из ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 21 Закона № 66-ФЗ к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относится, в том числе, принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов.
В силу ч. ч. 1, 2, 3 ст. 22 указанного Федерального закона, заседания правления садоводческого дачного некоммерческого объединения созываются председателем правления в сроки, установленные правлением, а также по мере необходимости. Решения правления садоводческого дачного некоммерческого объединения обязательны для исполнения всеми членами такого объединения и его работниками, заключившими трудовые договоры с таким объединением.
К компетенции правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения относятся: оперативное руководство текущей деятельностью такого объединения, а также распоряжение материальными и нематериальными активами такого объединения в пределах, необходимых для обеспечения его текущей деятельности относится к компетенции правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В силу ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.
В соответствие с абз. 1 п. 2 ст. 8 указанного Федерального закона граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, при этом они вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Ст. 19 указанного закона предусмотрено, что член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан: нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение законодательства; своевременно уплачивать членские и иные взносы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения, налоги и платежи; выполнять решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных и решения правления такого объединения.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в «Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 год» отсутствие договора между собственником земельного участка и садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением о порядке пользования объектами инфраструктуры, равно как и неиспользование земельного участка, не освобождает собственника от внесения платы за содержание имущества общего пользования некоммерческого объединения.
Расходы, понесенные некоммерческим объединением на содержание инфраструктуры и другого общего имущества садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения при отсутствии договора с гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке и пользующимися указанным имуществом, являются неосновательным обогащением этих граждан.
На основании статьи 1102 ГК РФ неосновательно сбереженное имущество подлежит возврату лицу, за счет которого оно сбережено. Поэтому граждане, не являющиеся членами объединения, должны вносить плату за пользование объектами его инфраструктуры.
Таким образом, исходя из названных положений закона, следует, что установление размеров платежей и взносов для каждого собственника земельного участка относится к компетенции общего собрания членов СОиДНТ «Кривское» и не связывается с членством в товариществе. Расходы на содержание имущества общего пользования, бремя которых несет СОиДНТ «Кривское», являются обязательными платежами для всех собствеников земельных участком товарищества.
Кроме того, пунктом 2 статьи 35 ФЗ №66-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать для садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений нормативы платы за электрическую энергию, воду, газ, телефон, определенные для сельских потребителей.
Из представленных материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Калужская сбытовая компания» (далее ОАО «КСК») и СОиДНТ «Кривское» был заключен договор энергоснабжения №, согласно которому СОиДНТ «Кривское» выступает покупателем электрической энергии, которую оплачивает в соответствии с выставленными счетами.
Постановлением Министерства конкурентной политики и тарифов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-эк «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по <адрес> на 2013 год» установлена плата за электрическую энергию в размере на I полугодие - 3,13 рублей, II полугодие – 3,51 рублей.
Постановлением Министерства тарифного регулирования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-эк «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по <адрес> на 2014 год» установлена плата за электрическую энергию в размере на I полугодие - 3,51 рублей, II полугодие – 3,66 рублей.
Приказом Министерства тарифного регулирования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-РК «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по <адрес> на 2015 год» установлена плата за электрическую энергию в размере на I полугодие - 3,66 рублей, II полугодие – 3,94 рублей.
Аналогичные сведения содержатся и в предоставленных ответчиком счетах за 2013-2016 годы на оплату электроэнергии СОиДНТ «Кривское».
Из представленного ответчиками протокола заседания правления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с учетом наличия потерь в линии электропередачи и необходимости возмещения расходов по оплате указанных потерь должен быть введен взнос на подачу электроэнергии в размере 30% к стоимости потребленной потребителем электроэнергии. При этом из текста решения следует, что данный взнос исчисляется от стоимости потребленной энергии рассчитанной на основании установленного тарифа, что согласуется с положениями действующего законодательства.
Указанное решение было рассмотрено общим собранием членов СОиДНТ «Кривское» ДД.ММ.ГГГГ и утверждено им. Согласно указанному решению во избежание отключения электроэнергии был утвержден порядок взимания платы с садоводов, который складывался из рассчитанной на основании установленного тарифа стоимости электроэнергии и взноса в размере 30% от стоимости потребленной электроэнергии за ее подачу.
Решением правления ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращение расходов на содержание и обслуживание ЛЭП, а также сокращение потерь электроэнергии в сетях общества взнос на содержание и облуживание ЛЭП был снижен до 12,5%.
При таких обстоятельствах, требования истца Марциновича Э.С. о признании решений правления СОиДНТ «Кривское» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не соответствующими требованиям закона, удовлетворению не подлежат, так как решение о дополнительных взносах было утверждено общим собранием членов СОиДНТ «Кривское» и было принято с учетом потерь в линии электропередач, необходимости возмещения расходов по оплате потерь и содержанию ЛЭП, при этом тарифы оплаты электроэнергии изменены не были, что согласуется с положениями действующего законодательства.
Из представленных истцом Марциновичем Э.С. квитанций № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что расчет внесенной им платы за электроэнергию осуществлялся в соответствии с установленным решением общего собрания СОиДНТ «Кривское» порядком, то есть в соответствии с установленным тарифом оплаты электроэнергии и взносом за содержание и облуживание ЛЭП товарищества и компенсацию расходов на покрытие потерь электроэнергии в сети.
Таким образом, учитывая, что решение общего собрания СОиДНТ «Кривское» от ДД.ММ.ГГГГ, а также обязанность компенсировать расходы товарищества на содержание общего имущества, истцом не оспаривается, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных им требований в части взыскания неосновательного обогащения и взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца Марциновича Э.С., а потому отказывает в удовлетворении иска в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска Марцинович Э.С. к Садоводческому, огородническому и дачному некоммерческому товариществу «Кривское» о признании недействительными решений правления товарищества от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, взысканию неосновательного обогащения в размере 4351 рубль 56 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 824 рубля 39 копеек, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Боровский районный суд.
Председательствующий