Дело № 2-153/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 февраля 2016 года п. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Шевчик Л.В.,
при секретаре Ивачевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ГКУ <адрес> - Управление социальной защиты населения по <адрес> о признании незаконным бездействия в части несвоевременной выплаты компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО2 и ФИО3 с ОАО «Сбербанк России», за период с июня 2015 года по сентябрь 2015 года; о взыскании задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с июня 2015 года по сентябрь 2015 года в сумме 43275 рублей 40 копеек и судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ между ней, ФИО3 и ОАО «Сбербанк России» заключен кредитный договор № на приобретение готового жилья. За счет денежных средств, выданных банком, ими было приобретено жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Решением ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии расходов к компенсации» ей предоставлена социальная выплата в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ. Она является участником подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>», однако, за период с июня 2015 года по сентябрь 2015 года выплаты в счет компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору не производились. Согласно справке ГКУ <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» задолженность по компенсационной выплате по кредитному договору за указанный период составила 43275 рублей 40 копеек.
Просит суд признать незаконным бездействие Государственного казенного учреждения <адрес> «Управление социальной защиты населения по <адрес>» в несвоевременной выплате компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО2 и ФИО3 с ОАО «Сбербанк России», за период с июня 2015 года по сентябрь 2015 года; о взыскании задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с июня 2015 года по сентябрь 2015 года в сумме 43275 рублей 40 копеек за счет средств областного бюджета, и судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие истца ФИО2, надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте судебного заседания, согласно письменного заявления, просившей рассмотреть дело в ее отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика ФИО6, надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте судебного заседания, в письменном отзыве на исковое заявление, указавшей, что механизм предоставления социальных выплат, указанных в исковом заявлении, установлен Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодым семьям, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Положение утверждено в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения <адрес> на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, затем (в связи с признанием утратившим силу постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) - в целях реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>», предусмотренной государственной программой <адрес> «Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ <адрес>, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, подпрограмма государственной программы - это основная часть государственной программы, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на решение отдельных задач государственной программы, взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам. Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств <адрес> осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.
В силу ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ утверждается законом о бюджете по соответствующей каждой целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Ст. 69 Бюджетного кодекса РФ утвержден закрытый перечень видов бюджетных ассигнований, а именно: оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение населения; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями; предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам; предоставление межбюджетных трансфертов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
В рамках бюджетных правоотношений любая выплата гражданам может быть осуществлена только в виде бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения.
Ст. 74.1. Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения. Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.
Ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, к публичным нормативным обязательствам отнесены публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.
Согласно пунктам 4, 6 статьи 21 Бюджетного кодекса РФ, перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп) видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом РФ случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.
Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами видов расходов являются группы «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»: подгруппа «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам»; подгруппа «Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат»; подгруппа «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера»; подгруппа «Стипендии»; подгруппа «Премии и гранты»; подгруппа «Иные выплаты населению».
Согласно <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» расходы областного бюджета на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков не отнесены к подгруппе «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам».
Утвержденные постановлениями <адрес> государственные программы не содержат размер публичного обязательства (и порядок его индексации) перед физическим лицом, подлежащий исполнению в денежной форме. Соответственно, указанные выше обязательства на социальное обеспечение населения возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств, и указанные обязательства подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» на 2014 год расходы по основному мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, один из членов которой работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов» определены в размере 7000,00 тыс.рублей. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» в 2015 году на выплаты компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, один из членов которой работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов, по заявлениям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации, предусмотрено 7000,00 тыс.рублей.
Бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренные законами <адрес> об областном бюджете в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, в размере 47000,00 тыс. рублей (2012 год),62670,00 тыс.рублей (2013г), 7000,00 тыс.рублей (2014 год), 7 000,00 тыс. рублей (2015 год) были выделены в полном объеме министерством социальной защиты населения <адрес> государственным казенным учреждениям <адрес> - управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области. Пунктом 12 Положения установлено, что социальная выплата, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год. В связи с тем, что запланированные бюджетные обязательства области по реализации программных мероприятий «Оказание государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, один из членов которой работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов» исполнены в 2013-2015 годах в полном объеме, правовые основания удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют. В соответствии с пунктом 10 Положения, предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований Положения. Считает, что в случае удовлетворения судом заявленных истцом требований, вынесенное судом решение будет затрагивать права иных граждан, которые обратились в ГКУ УСЗН раньше истца с заявлениями о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору. Просит в иске отказать в полном объеме.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие третьего лица ФИО3, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, согласно письменного заявления, просившего рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц Министерства социальной защиты населения <адрес>, Министерства финансов <адрес>, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, письменного отзыва по заявленным требованиям не предоставивших.
Изучив материалы гражданского дела, исследовав все доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 8 ГК РФ, предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские и права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его совершения; возмещения убытков; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
Статьей 17 Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Сбербанк России» и созаемщиками ФИО2, и ФИО3 был заключен кредитный договор № по условиям которого заемщику был предоставлен кредит в размере 1500 000 рублей на приобретение жилого помещения (квартиры) № <адрес>, на срок 240 месяцев.
Решением ГКУ АО - УСЗН по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ доказано, что ГКУ АО - УСЗН по Бурейскому по результатам рассмотрения представленных документов ФИО2 принято решение о предоставлении социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по указанному кредитному договору.
Согласно справке ГКУ АО – УСЗН по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по указанному кредитному договору перед истцом ФИО2 за период с июня 2015 по сентябрь 2015 года включительно составляет 43 275 рублей 40 копеек.
В рамках настоящего дела истец просит суд признать незаконным бездействие ГКУ <адрес> – Управления социальной защиты населения по <адрес> в части несвоевременной выплаты компенсации расходов по оплате процентов по кредитному договору, и взыскании задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору полагая, что управление уклоняется от выполнения принятых социальных обязательств.
Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
Как следует из представленных материалов, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2010 - 2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
С принятием постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утратило силу.
Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена долгосрочная целевая программу «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения <адрес> на 2012 - 2015 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012 – 2013 года».
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена государственная программа <адрес> «Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> на 2014 – 2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>». Государственная программа введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ.
В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец ФИО2 соответствует условиям действия государственной программы, введенной с ДД.ММ.ГГГГ, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных программными мероприятиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>» государственная программа <адрес> «Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> на 2014 – 2020 годы».
Как следует из материалов дела, за период с июня 2015 года по сентябрь 2015 года выплата, предусмотренная в качестве программных мероприятий указанных подпрограмм, истцу не осуществлялась.
Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета <адрес>.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» на 2014 год расходы по основному мероприятию «Оказание государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, один из членов которой работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов» определены в размере 7000,00 тыс.рублей. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» в 2015 году на выплаты компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, один из членов которой работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов, по заявлениям которых приняты решения о принятии расходов к компенсации, предусмотрено 7000,00 тыс.рублей.
Бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренные законами <адрес> об областном бюджете в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств, в размере 47000,00 тыс. рублей (2012 год),62670,00 тыс.рублей (2013г), 7000,00 тыс.рублей (2014 год), 7 000,00 тыс. рублей (2015 год) были выделены в полном объеме министерством социальной защиты населения <адрес> государственным казенным учреждениям <адрес> - управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области.
По информации, представленной ГКУ <адрес> - Управление социальной защиты населения по <адрес>, данные финансовые средства освоены в полном объеме, выделение дополнительных финансовых средств в ближайшее время не ожидается.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями) утверждено Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
В соответствии с пунктом 1 Положения данный нормативный документ устанавливает условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.
Согласно пункту 4 Положения компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 (тридцать шесть) месяцев пользования ипотечным кредитом. Размер компенсации рассчитывается за каждый месяц по приведенной в данной норме формуле.
Исходя из пунктов 6 и 7 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору по форме согласно приложению № к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям №, № к настоящему Положению.
Пунктом 12 Положения установлено, что социальная выплата, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год. В связи с тем, что запланированные бюджетные обязательства области по реализации программных мероприятий «Оказание государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, один из членов которой работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов» исполнены в 2013-2015 годах в полном объеме, правовые основания удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют. В соответствии с пунктом 10 Положения, предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований Положения.
Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения <адрес> путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации. Реквизиты банковского счета для перечисления средств указываются гражданином (гражданином, пострадавшим от действий (бездействия) застройщика) в заявлении.
Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.
Принимая во внимание механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>, а также функции ГКУ <адрес>- управление социальной защиты населения по <адрес>, которые ограничены приемом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведенных лимитов бюджетного финансирования, суд не может признать, что нарушение прав истца допущено именно действиями (бездействием) управления социальной защиты по <адрес>. Управление не участвует в процессе формирования объема финансирования, распределяет полученные средства в пределах доведенного лимита.
В этой связи суд не усматривает достаточных правовых и фактических оснований для вынесения решения о признании незаконным бездействия именно ГКУ <адрес> - Управление социальной защиты населения по <адрес> и в этой части требования истца не подлежат удовлетворению.
Между тем, несмотря на указанное обстоятельство, суд полагает, что требование о взыскании задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору в рамках оказания мер государственной поддержки подлежит удовлетворению.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 7; статья 17, часть 1; статья 39, часть 1).
В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от них причинам не может надлежащий уровень материального благосостояния.
Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012 – 2013 года» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.
Как отмечено в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012 – 2013 года», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.
Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти <адрес>.
Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О и др.).
Применения данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким – либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.
Принимая во внимание приведенные принципы и учитывая при этом, что истец ФИО2 в установленном порядке приобрела статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохраняла указанный статус весь спорный период и была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты (что в ходе судебного разбирательства не оспаривалось), суд находит, что отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного заявителю права.
Иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.
Выбор способа защиты права в силу принципа диспозитивности принадлежит заявителю.
Учитывая указанные обстоятельства и признавая право гражданина нарушенным суд считает необходимым взыскать с ГКУ АО – УСЗН по <адрес> в пользу истца задолженность по выплате компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с июня 2015 года по сентябрь 2015 года в сумме 43275 рублей 40 копеек за счет средств областного бюджета.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
ФИО2 согласно чеку-ордеру ОАО «Сбербанк России» от ДД.ММ.ГГГГ оплатила при подаче данного иска в суд в соответствии со ст.333.19 НК РФ государственную пошлину в размере 300 рублей.
С учетом удовлетворения иска, в соответствии со ст. 88, 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца надлежит взыскать государственную пошлину, уплаченную истцом при обращении с данным иском в суд, в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного казенного учреждения <адрес> - Управление социальной защиты населения по <адрес> в пользу ФИО2 задолженность по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с июня 2015 года по сентябрь 2015 года в сумме 43275 (Сорок три тысячи двести семьдесят пять) рублей 40 копеек, за счет средств областного бюджета.
Взыскать с Государственного казенного учреждения <адрес> - Управление социальной защиты населения по <адрес> в пользу ФИО2 государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований ФИО2 - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Амурский областной суд через Бурейский районный суд со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись)
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда Л.В.Шевчик