РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 октября 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Васиной В.Е.
при секретаре Медведчук А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Балаян Камо Ашумовича к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже об установлении факта принадлежности документов и перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
В производстве суда имеется гражданское дело по иску (с учетом уточнений) Балаян К.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже об установлении факта принадлежности Балаян Камо Ашумовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, трудовой книжки серии № от 05.08.1978, установлении факта работы с 31.07.1978 по 29.09.1978 в должности автослесаря с Спецавтобазе «Баксанкоммунтранс»; с 12.01.1981 по 04.05.1981 в должности автослесаря в «Баксанкоммунтранс»; с 12.05.1981 по 03.01.1989 в должностях слесаря и водителя-экспедитора в Бак УТЭП Бак ПАТО МАТ (переименовано в Грузовое АТП № Бак ПАТО «Бакпромторгтранс» МАТ Аз ССР); с 26.06.1989 по 20.09.1989 в должности автослесаря в Оптовой базе «Армкоопстройторг»; 25.09.1989 по 15.03.1991 в должностях водителя, слесаря авторемонтника в ПАТП н/о «Армстройтранс» Госстроя АрмССР (переименовано в АТП № ПО «Армстройтранс» МС Армении);с 25.03.1991 по 19.03.1993 в должности автослесаря Автобазы 1377; с 25.03.1993 по 07.12.1994 в должности руководителя кружка автолюбителей в Зейтинской н/с школ; возложении обязанности включить в страховой стаж и общий трудовой стаж периоды работы: с 31.07.1978 по 29.09.1978 в должности автослесаря в Спецавтобазе «Баксанкоммунтранс»; с 12.01.1981 по 04.05.1981 в должности автослесаря в «Баксанкоммунтранс»; с 12.05.1981 по 03.01.1989 в должностях слесаря и водителя-экспедитора в Бак УТЭП Бак ПАТО МАТ (переименовано в Грузовое АТП № Бак ПАТО «Бакпромторгтранс» МАТ Аз ССР); с 26.06.1989 по 20.09.1989 в должности автослесаря в Оптовой базе «Армкоопстройторг»; с 25.09.1989 по 15.03.1991 в должностях водителя, слесаря авторемонтника в ПАТП н/о «Армстройтранс» Госстроя АрмССР (переименовано в АТП № ПО «Армстройтранс» МС Армении); с 25.03.1991 по 19.03.1993 в должности автослесаря Автобазы №; с 13.03.1996 по 31.12.1998 в качестве индивидуального предпринимателя; с 25.03.1993 по 07.12.1994 в должности руководителя кружка автолюбителей в Зейтинской н/с школе; возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом включения названных периодов работы в страховой и общий трудовой стаж с даты вступления решения суда в законную силу, по тем основаниям, что при назначении пенсии истцу не все периоды работы были включены в стаж для назначения пенсии по причине неточного оформления документов, что повлекло обращение истца в суд с указанным иском.
В судебном заседании истец Балаян К.А, его представитель по ордеру Морозова Г.А. уточненные требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ УПФР в г. Воронеже по доверенности Мельникова М.В. просила суд в иске отказать.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) с учетом положений, предусмотренных приложением № 6 к указанному нормативному акту. Так, в данном приложении указано, что при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019г. назначается она не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на нее.
С учетом норм Федерального закона Российской Федерации от 03.10.2018г. № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые в период с 1 января 2019 по 31 декабря 2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Кроме того, согласно нормам статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при установлении страховой пенсии по старости необходимо наличие в 2020 году не менее 11 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 18,6.
Балаян К.А. 06.04.2020 обратился в УПФР в г. Воронеже с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. В связи с чем, с 07.04.2020 была установлена страховая пенсия по старости на общих основаниях в размере 8 066,96 руб. Согласно ответу УПФР в г. Воронеже от 11.06.2020 учтенный ответчиком общий трудовой стаж на 01.01.2002 оставил 5 лет 1 месяц 1 день.
Согласно позиции УПФР в страховой (трудовой) стаж включена служба в армии по призыву с 20.10.1978 по 19.11.1980 и период работы индивидуальным предпринимателем с 01.01.1999 по 31.12.2019. Трудовая книжка серии № от 05.08.1978 не была принята в качестве документа о страховом (трудовом) стаже, поскольку оформлена с нарушением пункта 2.11 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162, пункта 5 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 № 656, а именно - не заверена печатью организации, заполнявшей данную трудовую книжку.
Соответственно, все периоды работы согласно трудовой книжке, представленной истцом при обращении к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, не были включены в страховой (трудовой) стаж: с 31.07.1978г. по 29.09.1978г. в должности автослесаря в Спецавтобазе «Баксанкоммунтранс», с 12.01.1981г. по 04.05.1981г. в должности автослесаря в «Баксанкоммунтранс», с 12.05.1981г. по 03.01.1989г. в должностях слесаря и водителя-экспедитора в Бак УТЭП Бак ПАТО МАТ (переименовано с 1.01.1982 г. в Грузовое АТП № Бак ПАТО «Бакпромторгтранс» МАТ Аз ССР); с 26.06.1989г. по 20.09.1989г. в должности автослесаря в Оптовой базе «Армкоопстройторг» ( кроме того, по данному оспариваемому периоду необходимо дополнительно документально подтвердить факт работы, поскольку печать организации, заверившей запись об увольнении, не читаема), с 25.09.1989г. по 15.03.1991г. в должностях водителя, слесаря авторемонтника в ПАТП н/о «Армстройтранс» Госстроя АрмССР (переименовано в АТП № ПО «Армстройтранс» МС Армении, приказ № от 08.03.1981 г.); с 25.03.1991г. по 19.03.1993г. в должности автослесаря Автобазы №, с 25.03.1993 г. по 07.12.1994 г. в должности руководителя кружка автолюбителей в Зейтинской н/с школе. Кроме того, ответчиком не был учтен период работы индивидуальным предпринимателем с 13.03.1996 по 31.12.1998, поскольку не подтверждена уплата страховых взносов. Периоды работы с 01.01.1991, имевшие место на территории Армении, подлежат подтверждению компетентным органом Армении на предмет правильности оформления. При этом на запрос Управления в адрес компетентного органа Армении, поступили сведения из Национального архива Армении о невозможности предоставления документов о работе в ПАТП ПО «Армстройтранс», на оптовой базе «Армкоопстройторг», в автобазе № из-за отсутствия документов на хранении в архиве. Компетентным органом Азербайджанской Республики на запрос Управления за периоды работы на территории Азербайджанской Республики предоставлена информация о том, что местонахождение архивных документов не установлено.
Согласно нормам Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсия в Российской Федерации», при назначении пенсий по старости учитываются два вида стажа: страховой стаж - в соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсия в Российской Федерации» и в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» - это учитываемая при определении права на страховую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; общий трудовой стаж - в соответствии со статьей 30 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсия в Российской Федерации» - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002, которая при проведении оценки пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 конвертируется (преобразовывается) в расчетный пенсионный капитал.
При этом согласно статье 30 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсия в Российской Федерации» в целях определения расчетного размера пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации).
Согласно статье 14 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которая регулирует порядок подсчета стажа говорит о том, что при подсчете страхового стажа периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Согласно пункту 11 указанного нормативного акта, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Кроме того, согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 1.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162, действующей в оспариваемые периоды работы, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих.
В соответствии с пунктом 4.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162, действующей в оспариваемые периоды работы истца, при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на предприятии, заверялись подписью руководителя или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров. Аналогичные требования к ведению трудовых книжек предусмотрены и ныне действующими Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225.
Подтверждение трудового стажа для назначения пенсий в оспариваемые периоды осуществлялось в соответствии с Положением «О порядке подтверждения стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденном Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190. Указанное Положение в части подтверждения трудового стажа не противоречит Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного Положения основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Согласно статье 89 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшей до 01.01.2002, в трудовой стаж включалась любая работа.
Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
Пунктом 2.11. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162 предусмотрено, что первую страницу (титульный лист) трудовой книжки подписывает лицо, ответственное за выдачу трудовых книжек, и после этого ставится печать предприятия (или печать отдела кадров), на котором впервые заполнялась трудовая книжка. Пунктом 2.13 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162 предусмотрено, что все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
Таким образом, обязанность по ведению трудовых книжек лежит на работодателе. То обстоятельство, что работодатель по каким-то причинам не поставил печать на первой странице трудовой книжке, не должно нарушать пенсионные права истца - последствия в виде отказа в зачете оспариваемых периодов работы в страховой стаж и общий трудовой стаж. При этом суд также учитывает, что факт отсутствия в архивных учреждениях документов в отношении трудовой деятельности истца не является тем обстоятельством, которое должно влиять на пенсионные права истца.
Согласно части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов. Установление факта принадлежности трудовой книжки и факта работы необходимо истцу для реализации права на более высокий размер пенсии.
С 13.03.1996 истец был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей серии №, а также выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 21.08.2020.
Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона N 173-ФЗ). Вместе с тем неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года N 190, предусмотрено, что с 01 января 1991 года время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.
Ст. 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" также устанавливала возможность включения в трудовой стаж только тех периодов индивидуальной трудовой деятельности в качестве предпринимателя, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных ими страховых взносов.
С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В пп. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Аналогичная норма содержится в пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 6 ФЗ от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, которые уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа, данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве (п. 1 ст. 28 этого же Закона).
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ и п. 1 ст. 28 ФЗ N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В силу ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Определяя в Федеральном законе от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14).
В ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 400-ФЗ указаны граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
Таким образом, по смыслу приведенных норм, плательщиками страховых взносов являются граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели, на которых лежит обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Таким образом, неуплата страховых взносов индивидуальными предпринимателями исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Причины, по которым они не уплачивались, обстоятельства контроля за их деятельностью со стороны государственных органов, не являются основанием для включения спорных периодов в страховой стаж указанных лиц.
В части возложения на ответчика обязанности включить Балаян Камо Ашумовичу в страховой стаж и общий трудовой стаж периоды работы: с 13.03.1996 по 31.12.1998 в качестве индивидуального предпринимателя суд считает необходимым отказать, так как согласно ответам компетентных органов уплату страховых взносов с 13.03.1996 по 31.12.1998 истец не производил. Доказательств обратного истцом не представлено.
Как следует из ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-03 "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
На основании ст. 23 Федерального Закона N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах суд считает требования истца о перерасчете страховой пенсии по старости Балаян Камо Ашумовичу подлежащими удовлетворению с даты вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Установить факт принадлежности Балаян Камо Ашумовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, трудовой книжки серии № от 05.08.1978.
Установить факт работы Балаян Камо Ашумовича:
- с 31.07.1978 по 29.09.1978 в должности автослесаря с Спецавтобазе «Баксанкоммунтранс»;
- с 12.01.1981 по 04.05.1981 в должности автослесаря в «Баксанкоммунтранс»;
- с 12.05.1981 по 03.01.1989 в должностях слесаря и водителя-экспедитора в Бак УТЭП Бак ПАТО МАТ (переименовано в Грузовое АТП № Бак ПАТО «Бакпромторгтранс» МАТ Аз ССР);
- с 26.06.1989 по 20.09.1989 в должности автослесаря в Оптовой базе «Армкоопстройторг»;
- с 25.09.1989 по 15.03.1991 в должностях водителя, слесаря авторемонтника в ПАТП н/о «Армстройтранс» Госстроя АрмССР (переименовано в АТП № ПО «Армстройтранс» МС Армении);
- с 25.03.1991 по 19.03.1993 в должности автослесаря Автобазы №;
- с 25.03.1993 по 07.12.1994 в должности руководителя кружка автолюбителей в Зейтинской н/с школ.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже включить Балаян Камо Ашумовичу в страховой стаж и общий трудовой стаж периоды работы:
- с 31.07.1978 по 29.09.1978 в должности автослесаря в Спецавтобазе «Баксанкоммунтранс»;
- с 12.01.1981 по 04.05.1981 в должности автослесаря в «Баксанкоммунтранс»;
- с 12.05.1981 по 03.01.1989 в должностях слесаря и водителя-экспедитора в Бак УТЭП Бак ПАТО МАТ (переименовано в Грузовое АТП № Бак ПАТО «Бакпромторгтранс» МАТ Аз ССР);
- с 26.06.1989 по 20.09.1989 в должности автослесаря в Оптовой базе «Армкоопстройторг»;
- с 25.09.1989 по 15.03.1991 в должностях водителя, слесаря авторемонтника в ПАТП н/о «Армстройтранс» Госстроя АрмССР (переименовано в АТП № ПО «Армстройтранс» МС Армении);
- с 25.03.1991 по 19.03.1993 в должности автослесаря Автобазы №
- с 13.03.1996 по 31.12.1998 в качестве индивидуального предпринимателя;
- с 25.03.1993 по 07.12.1994 в должности руководителя кружка автолюбителей в Зейтинской н/с школе.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже произвести перерасчет страховой пенсии по старости Балаян Камо Ашумовичу с учетом включения названных периодов работы в страховой и общий трудовой стаж с даты вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Васина В.Е.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 08.10.2020.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 октября 2020 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Васиной В.Е.
при секретаре Медведчук А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Балаян Камо Ашумовича к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже об установлении факта принадлежности документов и перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
В производстве суда имеется гражданское дело по иску (с учетом уточнений) Балаян К.А. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже об установлении факта принадлежности Балаян Камо Ашумовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, трудовой книжки серии № от 05.08.1978, установлении факта работы с 31.07.1978 по 29.09.1978 в должности автослесаря с Спецавтобазе «Баксанкоммунтранс»; с 12.01.1981 по 04.05.1981 в должности автослесаря в «Баксанкоммунтранс»; с 12.05.1981 по 03.01.1989 в должностях слесаря и водителя-экспедитора в Бак УТЭП Бак ПАТО МАТ (переименовано в Грузовое АТП № Бак ПАТО «Бакпромторгтранс» МАТ Аз ССР); с 26.06.1989 по 20.09.1989 в должности автослесаря в Оптовой базе «Армкоопстройторг»; 25.09.1989 по 15.03.1991 в должностях водителя, слесаря авторемонтника в ПАТП н/о «Армстройтранс» Госстроя АрмССР (переименовано в АТП № ПО «Армстройтранс» МС Армении);с 25.03.1991 по 19.03.1993 в должности автослесаря Автобазы 1377; с 25.03.1993 по 07.12.1994 в должности руководителя кружка автолюбителей в Зейтинской н/с школ; возложении обязанности включить в страховой стаж и общий трудовой стаж периоды работы: с 31.07.1978 по 29.09.1978 в должности автослесаря в Спецавтобазе «Баксанкоммунтранс»; с 12.01.1981 по 04.05.1981 в должности автослесаря в «Баксанкоммунтранс»; с 12.05.1981 по 03.01.1989 в должностях слесаря и водителя-экспедитора в Бак УТЭП Бак ПАТО МАТ (переименовано в Грузовое АТП № Бак ПАТО «Бакпромторгтранс» МАТ Аз ССР); с 26.06.1989 по 20.09.1989 в должности автослесаря в Оптовой базе «Армкоопстройторг»; с 25.09.1989 по 15.03.1991 в должностях водителя, слесаря авторемонтника в ПАТП н/о «Армстройтранс» Госстроя АрмССР (переименовано в АТП № ПО «Армстройтранс» МС Армении); с 25.03.1991 по 19.03.1993 в должности автослесаря Автобазы №; с 13.03.1996 по 31.12.1998 в качестве индивидуального предпринимателя; с 25.03.1993 по 07.12.1994 в должности руководителя кружка автолюбителей в Зейтинской н/с школе; возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом включения названных периодов работы в страховой и общий трудовой стаж с даты вступления решения суда в законную силу, по тем основаниям, что при назначении пенсии истцу не все периоды работы были включены в стаж для назначения пенсии по причине неточного оформления документов, что повлекло обращение истца в суд с указанным иском.
В судебном заседании истец Балаян К.А, его представитель по ордеру Морозова Г.А. уточненные требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ УПФР в г. Воронеже по доверенности Мельникова М.В. просила суд в иске отказать.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) с учетом положений, предусмотренных приложением № 6 к указанному нормативному акту. Так, в данном приложении указано, что при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019г. назначается она не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на нее.
С учетом норм Федерального закона Российской Федерации от 03.10.2018г. № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые в период с 1 января 2019 по 31 декабря 2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Кроме того, согласно нормам статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при установлении страховой пенсии по старости необходимо наличие в 2020 году не менее 11 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 18,6.
Балаян К.А. 06.04.2020 обратился в УПФР в г. Воронеже с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. В связи с чем, с 07.04.2020 была установлена страховая пенсия по старости на общих основаниях в размере 8 066,96 руб. Согласно ответу УПФР в г. Воронеже от 11.06.2020 учтенный ответчиком общий трудовой стаж на 01.01.2002 оставил 5 лет 1 месяц 1 день.
Согласно позиции УПФР в страховой (трудовой) стаж включена служба в армии по призыву с 20.10.1978 по 19.11.1980 и период работы индивидуальным предпринимателем с 01.01.1999 по 31.12.2019. Трудовая книжка серии № от 05.08.1978 не была принята в качестве документа о страховом (трудовом) стаже, поскольку оформлена с нарушением пункта 2.11 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162, пункта 5 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 № 656, а именно - не заверена печатью организации, заполнявшей данную трудовую книжку.
Соответственно, все периоды работы согласно трудовой книжке, представленной истцом при обращении к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, не были включены в страховой (трудовой) стаж: с 31.07.1978г. по 29.09.1978г. в должности автослесаря в Спецавтобазе «Баксанкоммунтранс», с 12.01.1981г. по 04.05.1981г. в должности автослесаря в «Баксанкоммунтранс», с 12.05.1981г. по 03.01.1989г. в должностях слесаря и водителя-экспедитора в Бак УТЭП Бак ПАТО МАТ (переименовано с 1.01.1982 г. в Грузовое АТП № Бак ПАТО «Бакпромторгтранс» МАТ Аз ССР); с 26.06.1989г. по 20.09.1989г. в должности автослесаря в Оптовой базе «Армкоопстройторг» ( кроме того, по данному оспариваемому периоду необходимо дополнительно документально подтвердить факт работы, поскольку печать организации, заверившей запись об увольнении, не читаема), с 25.09.1989г. по 15.03.1991г. в должностях водителя, слесаря авторемонтника в ПАТП н/о «Армстройтранс» Госстроя АрмССР (переименовано в АТП № ПО «Армстройтранс» МС Армении, приказ № от 08.03.1981 г.); с 25.03.1991г. по 19.03.1993г. в должности автослесаря Автобазы №, с 25.03.1993 г. по 07.12.1994 г. в должности руководителя кружка автолюбителей в Зейтинской н/с школе. Кроме того, ответчиком не был учтен период работы индивидуальным предпринимателем с 13.03.1996 по 31.12.1998, поскольку не подтверждена уплата страховых взносов. Периоды работы с 01.01.1991, имевшие место на территории Армении, подлежат подтверждению компетентным органом Армении на предмет правильности оформления. При этом на запрос Управления в адрес компетентного органа Армении, поступили сведения из Национального архива Армении о невозможности предоставления документов о работе в ПАТП ПО «Армстройтранс», на оптовой базе «Армкоопстройторг», в автобазе № из-за отсутствия документов на хранении в архиве. Компетентным органом Азербайджанской Республики на запрос Управления за периоды работы на территории Азербайджанской Республики предоставлена информация о том, что местонахождение архивных документов не установлено.
Согласно нормам Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсия в Российской Федерации», при назначении пенсий по старости учитываются два вида стажа: страховой стаж - в соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсия в Российской Федерации» и в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» - это учитываемая при определении права на страховую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; общий трудовой стаж - в соответствии со статьей 30 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсия в Российской Федерации» - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002, которая при проведении оценки пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 конвертируется (преобразовывается) в расчетный пенсионный капитал.
При этом согласно статье 30 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсия в Российской Федерации» в целях определения расчетного размера пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации).
Согласно статье 14 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которая регулирует порядок подсчета стажа говорит о том, что при подсчете страхового стажа периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Согласно пункту 11 указанного нормативного акта, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Кроме того, согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 1.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162, действующей в оспариваемые периоды работы, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих.
В соответствии с пунктом 4.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162, действующей в оспариваемые периоды работы истца, при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на предприятии, заверялись подписью руководителя или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров. Аналогичные требования к ведению трудовых книжек предусмотрены и ныне действующими Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225.
Подтверждение трудового стажа для назначения пенсий в оспариваемые периоды осуществлялось в соответствии с Положением «О порядке подтверждения стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденном Приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190. Указанное Положение в части подтверждения трудового стажа не противоречит Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного Положения основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Согласно статье 89 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшей до 01.01.2002, в трудовой стаж включалась любая работа.
Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
Пунктом 2.11. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162 предусмотрено, что первую страницу (титульный лист) трудовой книжки подписывает лицо, ответственное за выдачу трудовых книжек, и после этого ставится печать предприятия (или печать отдела кадров), на котором впервые заполнялась трудовая книжка. Пунктом 2.13 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162 предусмотрено, что все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении, а также о награждениях и поощрениях вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
Таким образом, обязанность по ведению трудовых книжек лежит на работодателе. То обстоятельство, что работодатель по каким-то причинам не поставил печать на первой странице трудовой книжке, не должно нарушать пенсионные права истца - последствия в виде отказа в зачете оспариваемых периодов работы в страховой стаж и общий трудовой стаж. При этом суд также учитывает, что факт отсутствия в архивных учреждениях документов в отношении трудовой деятельности истца не является тем обстоятельством, которое должно влиять на пенсионные права истца.
Согласно части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов. Установление факта принадлежности трудовой книжки и факта работы необходимо истцу для реализации права на более высокий размер пенсии.
С 13.03.1996 истец был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей серии №, а также выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 21.08.2020.
Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона N 173-ФЗ). Вместе с тем неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04 октября 1991 года N 190, предусмотрено, что с 01 января 1991 года время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.
Ст. 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" также устанавливала возможность включения в трудовой стаж только тех периодов индивидуальной трудовой деятельности в качестве предпринимателя, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных ими страховых взносов.
С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В пп. 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Аналогичная норма содержится в пп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 6 ФЗ от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, которые уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа, данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве (п. 1 ст. 28 этого же Закона).
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ и п. 1 ст. 28 ФЗ N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В силу ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Определяя в Федеральном законе от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепил, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14).
В ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 400-ФЗ указаны граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
Таким образом, по смыслу приведенных норм, плательщиками страховых взносов являются граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели, на которых лежит обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Таким образом, неуплата страховых взносов индивидуальными предпринимателями исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Причины, по которым они не уплачивались, обстоятельства контроля за их деятельностью со стороны государственных органов, не являются основанием для включения спорных периодов в страховой стаж указанных лиц.
В части возложения на ответчика обязанности включить Балаян Камо Ашумовичу в страховой стаж и общий трудовой стаж периоды работы: с 13.03.1996 по 31.12.1998 в качестве индивидуального предпринимателя суд считает необходимым отказать, так как согласно ответам компетентных органов уплату страховых взносов с 13.03.1996 по 31.12.1998 истец не производил. Доказательств обратного истцом не представлено.
Как следует из ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-03 "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
На основании ст. 23 Федерального Закона N 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах суд считает требования истца о перерасчете страховой пенсии по старости Балаян Камо Ашумовичу подлежащими удовлетворению с даты вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Установить факт принадлежности Балаян Камо Ашумовичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, трудовой книжки серии № от 05.08.1978.
Установить факт работы Балаян Камо Ашумовича:
- с 31.07.1978 по 29.09.1978 в должности автослесаря с Спецавтобазе «Баксанкоммунтранс»;
- с 12.01.1981 по 04.05.1981 в должности автослесаря в «Баксанкоммунтранс»;
- с 12.05.1981 по 03.01.1989 в должностях слесаря и водителя-экспедитора в Бак УТЭП Бак ПАТО МАТ (переименовано в Грузовое АТП № Бак ПАТО «Бакпромторгтранс» МАТ Аз ССР);
- с 26.06.1989 по 20.09.1989 в должности автослесаря в Оптовой базе «Армкоопстройторг»;
- с 25.09.1989 по 15.03.1991 в должностях водителя, слесаря авторемонтника в ПАТП н/о «Армстройтранс» Госстроя АрмССР (переименовано в АТП № ПО «Армстройтранс» МС Армении);
- с 25.03.1991 по 19.03.1993 в должности автослесаря Автобазы №;
- с 25.03.1993 по 07.12.1994 в должности руководителя кружка автолюбителей в Зейтинской н/с школ.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже включить Балаян Камо Ашумовичу в страховой стаж и общий трудовой стаж периоды работы:
- с 31.07.1978 по 29.09.1978 в должности автослесаря в Спецавтобазе «Баксанкоммунтранс»;
- с 12.01.1981 по 04.05.1981 в должности автослесаря в «Баксанкоммунтранс»;
- с 12.05.1981 по 03.01.1989 в должностях слесаря и водителя-экспедитора в Бак УТЭП Бак ПАТО МАТ (переименовано в Грузовое АТП № Бак ПАТО «Бакпромторгтранс» МАТ Аз ССР);
- с 26.06.1989 по 20.09.1989 в должности автослесаря в Оптовой базе «Армкоопстройторг»;
- с 25.09.1989 по 15.03.1991 в должностях водителя, слесаря авторемонтника в ПАТП н/о «Армстройтранс» Госстроя АрмССР (переименовано в АТП № ПО «Армстройтранс» МС Армении);
- с 25.03.1991 по 19.03.1993 в должности автослесаря Автобазы №
- с 13.03.1996 по 31.12.1998 в качестве индивидуального предпринимателя;
- с 25.03.1993 по 07.12.1994 в должности руководителя кружка автолюбителей в Зейтинской н/с школе.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже произвести перерасчет страховой пенсии по старости Балаян Камо Ашумовичу с учетом включения названных периодов работы в страховой и общий трудовой стаж с даты вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Васина В.Е.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 08.10.2020.