УИД: 11RS0008-01-2020-001900-69 Дело № 2-122/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июля 2021 года г.Сосногорск, Республика Коми
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе судьи Милюшене А.П.,
при секретаре Пятышевой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сосногорска» к Маняткиной СВ о взыскании излишне выплаченной денежной суммы,
установил:
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Сосногорска» (далее - ГБУ РК «ЦСЗН г. Сосногорска») обратилось в суд с иском к указанному ответчику о взыскании с законного представителя <данные изъяты> БПМ, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - Маняткиной С.В. излишне выплаченную денежную сумму региональной доплаты к пенсии в размере 223 742, 12 руб.
В обоснование иска указано, что Борисова П.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем региональной социальной доплаты к пенсии по случаю потери кормильца. В беззаявительном порядке законному представителю <данные изъяты> БПМ – Маняткиной С.В. выплачивалась ежемесячная денежная доплата к пенсии, поскольку общая сумма материального обеспечения пенсионера в целях установления доплаты к пенсии не достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Коми на соответствующий год.
Проведенной истцом проверкой был установлен факт получения БПМ ежемесячных страховых выплат через Фонд социального страхования <адрес>, страховые выплаты были назначены БПМ с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.
При подсчете общей суммы материального обеспечения, в целях установления доплаты к пенсии с учетом ежемесячных страховых выплат, право на получение доплаты к пенсии БПМ с ДД.ММ.ГГГГ отсутствовало, в связи с чем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась переплата в сумме 223 742, 12 руб.
Определением суда от 10.02.2021 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Представитель истца, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, согласно заявлению просил рассмотреть дело в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивал, возражений против рассмотрения дела в порядке заочного производства не направил.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, относительно предмета спора, Государственное учреждение Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в судебное заседание не явилось, извещено надлежаще. В отзыве на исковое заявление просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик Маняткина С.В. в судебное заседание не явилась, несмотря на принятые судом меры по извещению о месте и времени рассмотрения дела, путем направления судебных повесток и размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Сосногорского городского суда. О причинах неявки суду не сообщила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала, возражений по существу иска не выразила. Направленные ответчику по адресу регистрации судебные документы возвращены в адрес суда с отметкой об истечении срока хранения в почтовом отделении. Согласно положениям ч.2 ст.117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия. В соответствии с п.67 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь ст.ст. 167, 233 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон в порядке заочного производства.
Изучив доводы искового заявления, отзыв на иск 3-го лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, <данные изъяты> БПМ, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является получателем региональной социальной доплаты к пенсии по случаю потери кормильца в Государственном бюджетном учреждении РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сосногорска» с ДД.ММ.ГГГГ. В беззаявительном порядке законному представителю <данные изъяты> БПМ – Маняткиной С.В. выплачивалась ежемесячная денежная доплата к пенсии, поскольку общая сумма материального обеспечения пенсионера в целях установления доплаты к пенсии не достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Коми на соответствующий год.
Застрахованный БМА скончался в результате несчастного случая произошедшего на производстве ЗАО «Центргазтрубопроводстрой» ДД.ММ.ГГГГ.
На основании заявления Борисовой С.В. (Маняткиной С.В.) БПМ было назначено обеспечение по страхованию в виде единовременной страховой выплаты в сумме <данные изъяты> руб. и ежемесячно страховой выплаты в сумме <данные изъяты> руб. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ размер ежемесячной страховой выплаты составляет <данные изъяты> руб.
В ДД.ММ.ГГГГ проведенной ГБУ РК «ЦСЗН г. Сосногорска» проверкой был установлен факт получения БПМ ежемесячных страховых выплат через Фонд социального страхования <адрес>, страховые выплаты были назначены БПМ с ДД.ММ.ГГГГ в размере ДД.ММ.ГГГГ руб.
Согласно п. 5 Правил обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, порядка ее установления, выплаты и пересмотра ее размера» (далее Правил), при подсчете общей суммы материального обеспечения, в целях установления доплаты к пенсии с учетом ежемесячных страховых выплат, право на получение доплаты к пенсии БПМ с ДД.ММ.ГГГГ отсутствовало, однако данная доплата ей начислялась и переводилась, в связи с чем, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась переплата в сумме 223 742, 12 руб.
Истцом ответчику направлено уведомление о прекращении выплаты региональной социальной доплаты к пенсии, в письме также указано на необходимость добровольного возмещения излишне выплаченной суммы в размере 223 742, 12 руб., однако Маняткина С.В. данное уведомление проигнорировала, 223 742, 12 руб. истцу добровольно не вернула.
Суд полагает необходимым взыскать с Маняткиной С.В. в пользу истца заявленную сумму излишне выплаченной доплаты, расчет которой проверен судом, признан правильным, ответчиком не оспаривался, по следующим основаниям.
Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно ст.7 указанного Федерального Закона, получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Статьей 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ предусмотрено, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации. В указанных целях установлены федеральная и региональная социальные доплаты к пенсии.
Частью 5 ст.12.1 данного Федерального закона предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
Согласно ч.12 указанной статьи, пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Аналогичная обязанность пенсионера предусмотрена ч.5 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Закон Республики Коми от 12.11.2004 N 56-РЗ "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" предусматривает перечень видов государственной социальной помощи, предоставляемых в Республике Коми малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, в т.ч. региональную социальную доплату к пенсии (ст.2).
Постановлением Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 г. N 281 утверждены Правила обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, порядок ее установления, выплаты и пересмотра ее размера.
Согласно п.2 указанных Правил, их действие распространяется на проживающих на территории Республики Коми граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не осуществляющих трудовую и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которым установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - пенсионеры).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается неработающему пенсионеру, получающему пенсию на территории Республики Коми, в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Коми на соответствующий год.
Согласно п.34 Правил, выплата региональной социальной доплаты к пенсии приостанавливается при поступлении в установленном порядке сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты к пенсии, в том числе сведений об осуществлении трудовой и (или) иной деятельности, в том числе от органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение или прекращение выплаты региональной социальной доплаты к пенсии, - с 1-го числа месяца, в котором поступили указанные сведения.
В соответствии с п.46 Правил, пенсионер обязан извещать центр по предоставлению государственных услуг о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты, в течение двух недель со дня наступления указанных обстоятельств.
Частью 1 ст.56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При таких обстоятельствах, учитывая установленный факт излишне произведенной истцом региональной социальной доплаты к пенсии по вине ответчика, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании ст.103 ГПК РФ с Маняткиной С.В. подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МО МР «Сосногорск» в сумме 5 437,42 руб. пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сосногорска» к Маняткиной СВ о взыскании излишне выплаченной денежной суммы удовлетворить.
Взыскать с Маняткиной СВ ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <адрес> зарегистрированной по адресу: <адрес>
в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сосногорска» незаконно полученную сумму региональной социальной доплаты к пенсии в размере 223 742 руб. 12 копеек.
Взыскать с Маняткиной СВ в доход бюджета МО МР «Сосногорск» государственную пошлину в размере 5 437 руб. 42 копейки.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.П. Милюшене
Мотивированное решение составлено 18 августа 2021 года.