Дело № 2-494/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 февраля 2015 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Щедриной О.С.,
при секретаре Паниной И.В.,
с участием М., ее представителя Представитель1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. к администрации г. Благовещенска о призвании незаконными акта обследования помещения, заключения межведомственной комиссии, обязании провести повторное обследование жилого дома, о признании жилого помещения непригодным для проживания возникшего в результате паводка *** года,-
УСТАНОВИЛ:
М. обратился в суд с настоящим заявлением, в обоснование которого указала, что в *** году была признана пострадавшей от наводнения. После наступления зимних заморозков дом потерпел разрушения. Истец обратилась в Управление ЖКХ администрации города Благовещенска, представив заключение эксперта ООО «Базис».Акт № *** от *** г. не содержит выводов, указанных в заключении эксперта. Уточнив исковые требования, просит суд признать акт №*** от ***. незаконным, признать заключение №*** от ***. незаконным. Обязать Администрацию г.Благовещенска провести повторное обследование жилого дома по адресу *** для установления факта непригодности для проживания, жилого помещения пострадавшего от паводка в ***. Признать жилое помещение по адресу ***, непригодным для проживания возникшего в результате паводка ***.
Заявитель, представитель заявителя в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали, пояснил об обстоятельствах, изложенных в заявлении. Указала, что нарушение своих прав она усматривает в том, что при составлении акта обследования, а также заключения, городской межведомственной комиссией не было указано, что жилое помещение пришло в негодность в результате чрезвычайной ситуации, что препятствует в получении государственных мер поддержки как лицу, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации.
Представитель администрации города Благовещенска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без своего участия, в материалы дела представил отзыв, в котором возражал против удовлетворения заявления, в обоснование своей позиции указал, что в полномочия городской межведомственной комиссии не входит установление и отражение в заключении причин, которые привели к непригодности жилого помещения, поскольку комиссия действовала в полном соответствии с положениями действующего законодательства в части порядка признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, просил в иске отказать.
Представители третьих лиц: ГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району», Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области, Министерство финансов по Амурской области, министерство социальной защиты населения Амурской области, Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты населения Амурской области, Управления ЖКХ г. Благовещенска, в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель Правительства Амурской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без своего участия, в материалы дела представил отзыв, в котором возражал против удовлетворения заявления.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив имеющиеся материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как следует из исследованных в ходе рассмотрения настоящего дела материалов, заявитель постоянно проживает в жилом доме по пер. Западный, 31 в городе Благовещенске. Данное жилое помещение являлось фактическим местом жительства заявителя на день объявления режима чрезвычайной ситуации, вызванный паводком на территории Амурской области в августе – сентябре 2013 года, что кем-либо из участвующих в деле лиц, не оспорено.
Указанное жилое помещение находится на земельном участке с кадастровым номером ***, находящемся в собственности заявителя М., что следует из Выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющейся у него объекты недвижимого имущества от *** № ***
Судом установлено и не оспаривается участниками процесса, М. обратилась в городскую межведомственную комиссию по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу с просьбой рассмотреть вопрос о пригодности жилого помещения по адресу ***, для проживания.
Заключением городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от *** года № *** указанное жилое помещение признано непригодным для проживания.
Основанием для принятия указанного решения о непригодности жилого помещения заявителя для постоянного проживания, помимо прочего, послужило представленное заявителем заключение специализированной организации ООО «Базис», из которого следует, что повреждение конструктивных элементов (фундамента, стен) и внутренней отделки жилого помещения возникло в результате высокого уровня воды на участке с жилым домом по адресу *** и связано с подтоплением земельного участка в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в июле-августе 2013 года на территории города Благовещенска.
Между тем, в акте межведомственной комиссии, составленном по результатам проведенного обследования жилого дома по ***, а также принятом заключении о непригодности данного помещения для дальнейшего проживания выводы о наличии причинно-следственной связи имеющихся повреждений с произошедшей на территории Амурской области чрезвычайной ситуацией, отсутствуют.
Данное обстоятельство, по мнению заявителя, нарушает его права, а именно создает препятствия для реализации возникшего в силу закона права на компенсацию ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации - получение нового жилья взамен дома, признанного непригодным для проживания. В связи с чем заявитель просит признать незаконными акт обследования помещения № *** от *** г., заключение межведомственной комиссии № *** от *** года, и возложить на администрацию г. Благовещенска обязанность провести повторное обследование жилого дома, о признании жилого помещения непригодным для проживания возникшего в результате паводка 2013 года.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
В связи с крупномасштабным наводнением на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и необходимостью оперативной ликвидации его последствий Президентом Российской Федерации издан Указ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».
Данный нормативный акт, признавая важнейшей государственной задачей ликвидацию в кратчайшие сроки последствий крупномасштабного наводнения на территории указанных регионов, предусматривает конкретные меры для решения данной задачи и основы расходования средств федерального бюджета на указанные цели.
В качестве конкретной меры, направленной на скорейшую ликвидацию последствий наводнения, подпунктом «д» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года № 693 предусмотрено выделение средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и установление порядка выделения указанных средств.
На территории Амурской области правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года, в виде выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилых помещений регламентированы Правилами предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели строительства или приобретения жилья, утвержденными постановлением Правительством Амурской области № 520 от 28 октября 2013 года.
В соответствии с пунктом 2 раздела I Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели строительства или приобретения жилья, право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией (далее - утраченное жилье, утраченные жилые помещения), являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.
Меры поддержки, предусмотренные настоящими Правилами, предоставляются взамен утраченного жилья, однократно и в отношении одного жилого помещения.
Реализация мер социальной поддержки пострадавшим гражданам осуществляется по их выбору, оформленному письменным заявлением, в форме предоставления социальной выплаты на строительство или приобретение жилья либо предоставления жилого помещения (пункт 5 Правил)
В соответствии с пунктом 4 раздела II указанных Правил для получения социальной выплаты гражданин - собственник утраченного жилья либо член его семьи подает в государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району по месту жительства письменное заявление о предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по форме, установленной министерством социальной защиты населения Амурской области.
Совместно с заявлением в уполномоченный орган необходимо представить пакет документов, установленный пунктом 4 раздела II Правил, в том числе заключение межведомственной комиссии органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания либо многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (в результате чрезвычайной ситуации).
Представленные гражданином документы направляются ГКУ УСЗН в министерство в течение 2 рабочих дней со дня их поступления.
В последующем Министерство организует заседание комиссии по предоставлению социальной выплаты, по итогам заседания которой последняя принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) социальной выплаты заявителю.
Из приведенных положений в совокупности следует, что предоставление гражданину, имущество которого пострадало в результате чрезвычайной ситуации, такой меры государственной поддержки как социальная выплата на строительство (приобретение) жилья возможно лишь в случае признания жилого помещения в установленном законом порядке непригодным для дальнейшего проживания.При этом жилое помещение должно быть утрачено в результате чрезвычайной ситуации, на что должно быть указано комиссией в составленном по результатам осмотра заключении.
В то же время, сам по себе факт признания жилого дома непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, не является безусловным основанием для предоставления пострадавшему лицу денежных средств на строительство или приобретение нового жилья.
Поскольку реализация права на компенсацию причиненного ущерба носит заявительный характер и в полной мере зависит от волеизъявления пострадавшего лица, действующим Порядком установлена необходимость обращения гражданина с письменным заявлением в уполномоченный орган, с приложением необходимого пакета документов, в том числе заключения, подтверждающего факт утраты имущества в результате чрезвычайной ситуации.
Специально созданная комиссия при Министерстве социальной защиты населения Амурской области в ходе рассмотрения поступившего заявления проверяет соответствие заявителя обязательным условиям, при которых производится социальная выплата, и принимает соответствующее решение о предоставлении денежных средств на строительство (приобретение) жилья либо об отказе в представлении социальной выплаты с обязательным указанием мотивов принятого решения.
Судом с достоверностью установлено, что жилое помещение по *** города Благовещенска, в настоящее время признано непригодным для дальнейшего проживания.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, заявитель обращалась в уполномоченный орган с заявлением за реализацией своего права в установленном законом порядке, однако ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» М. было отказано, в связи с отсутствием в заключении причинно-следственной связи.
Доказательства обращения с обжалованием указанного документа суду не представлено.
В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные либо оспариваемые права, предполагаемое нарушение прав судебной защите не подлежит.
В настоящее время отсутствие в акте обследования и заключении городской межведомственной комиссии указания на утрату жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации не создает для заявителя каких-либо препятствий в получении гарантированных законодателем мер поддержки пострадавшим в результате наводнения гражданам, не является основанием для признания документов незаконными.
В целях восстановления нарушенного права на получение социальной выплаты заявитель не лишена возможности признать свое право на предоставление мер социальной поддержки.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в указанном Положении требованиям.
Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние путем проведения обследования.
В соответствии с пунктом 44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, помимо прочего, определение перечня дополнительных документов, необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям, составление акта обследования помещения и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения.
Таким образом, определение перечня документов, необходимых для принятия одного из предусмотренных настоящим Положением решений, отражение в акте результатов обследования и документов, послуживших основанием для принятия указанного решения, а также выводы и рекомендации, указанные в заключении, относятся к исключительной компетенции межведомственной комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания.
В то же время выводы комиссии заявителем под сомнение не ставятся.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами. Заинтересованное лицо свободно в выборе способа защиты нарушенных прав, который определяется спецификой охраняемого права и характером нарушения, однако избрание ненадлежащего способа защиты нарушенных (или предполагаемо нарушенных) прав и законных интересов служит основанием для оставления заявленных требований без удовлетворения.
При этом надлежащим способом считается такой способ защиты прав и законных интересов, который сам по себе способен привести к восстановлению нарушенных прав и отвечает конституционным и общеправовым принципам законности, соразмерности и справедливости.
Таким образом, выбранный заявителем способ защиты предполагаемого нарушенного права путем возложения на администрацию города Благовещенска обязанности провести повторное обследование жилого дома, по существу не приведет к восстановлению нарушенного права.
Постановлением Правительства РФ от № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Из вышесказанного следует, что орган местного самоуправления принимает решение в отношении муниципального и частного жилищного фонда.
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения, следующие документы: а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Таким образом, решение вопросов о признании жилых помещений непригодными для проживания, входит в исключительные полномочия межведомственной комиссии, при этом комиссия не обязана определять причины, по которым жилое помещение пришло в непригодность, комиссия указывает основания, по которым помещение признается непригодным для проживания.
Учитывая вышеизложенное суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований М. о признании незаконными акт обследования и заключения городской межведомственной комиссии.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований М. к администрации г. Благовещенска о признании незаконными акта обследования помещения № *** от *** г., заключения межведомственной комиссии № *** от *** года, о возложении обязанности провести повторное обследование жилого дома, о признании жилого помещения непригодным для проживания возникшего в результате паводка 2013 года - отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.С. Щедрина
Решение в окончательной (мотивированной) форме составлено *** года