РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 18 марта 2013 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Григорьевой Т.Ю.,
при секретаре Громовой Н.В.,
с участием представителей Комитета социальной защиты населения Администрации Боровичского муниципального района Нестеренко А.В. и Нетужиловой О.А., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тиханова ФИО8 к комитету социальной защиты населения Администрации Боровичского муниципального района об индексации и перерасчете ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной материальной помощи на оздоровление, а также об установлении размера ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, материальной помощи на оздоровление,
УСТАНОВИЛ:
Тиханов В.М. обратился в суд с иском к Комитету социальной защиты населения Администрации Боровичского муниципального района об индексации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты>. и ежегодной компенсации на оздоровление за указанный период в размере <данные изъяты> руб. 75 коп., о возложении обязанности с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ выплачивать за счет казны РФ ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты>. в месяц с последующей индексацией, а также о возложении обязанности установить на период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ и выплатить за счет казны РФ ежегодную материальную помощь на оздоровление в размере <данные изъяты>. с последующей индексацией данных выплат в установленном законом порядке.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является участником ликвидации последствий аварии в 1986 году на Чернобыльской АЭС, получает ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию за вред здоровью. Поскольку данные выплаты входят в объем возмещения вреда здоровью, просит проиндексировать выплаты с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ в 1.581 раз, с ДД.ММ.ГГГГ в 1.515 раз, с ДД.ММ.ГГГГ - с применением коэффициентов инфляции, установленных Федеральными законами "О федеральном бюджете" на 2002, 2003, 2004 гг., а с ДД.ММ.ГГГГ - с применением коэффициентов, устанавливаемых Постановлениями Правительства Российской Федерации, ежегодно принимаемыми в соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона N 1241-1 от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истец Тиханов В.М. и его представитель Тихоньков В.В. не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представители ответчика Нетужилова О.А. и Нестеренко А.В. иск не признали, пояснив, что истцу была произведена индексация указанных сумм в соответствии с действующим законодательством.
Третье лицо – представитель Федерального казначейства в лице Управления федерального казначейства по Новгородской области – в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд, представителей ответчика Нетужилову О.А. и Нестеренко А.В., исследовав письменные материалы дела, не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что истец как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году является получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона N 1241-1 от 15 мая 1991 года, и ежегодной компенсации за вред здоровью, предусмотренной ч. 1 ст. 40 данного Закона в действующей редакции.
В редакции Закона N 1241-1 от 15 мая 1991 года, действовавшей на момент признания за истцом права на льготы и компенсации как гражданину, получившему увечье в связи с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, размер указанных выплат был поставлен в зависимость от размера МРОТ.
Истец и его представитель полагают, что указанные выплаты подлежали индексации на основании ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" на коэффициенты увеличения МРОТ с 1 июля 2000 года в 1,581 раза, с 1 января 2001 года в 1,515 раза.
В соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (далее Закон), размер МРОТ в Российской Федерации с 01 июля 2000 года установлен равным 132 руб., с 1 января 2001 года - 200 руб.
Вместе с тем, согласно ст. 4 Закона, до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат либо порядок их установления (кроме пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей), выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Одновременно статьей 3 Федерального закона РФ от 07 августа 2000 года N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", внесшего изменения в порядок выплаты, в том числе ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации в возмещение вреда здоровью, размер указанных выплат с 01 января 2001 года определен в твердой денежной сумме, установлено, что в 2000 году выплата указанных компенсаций производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года, а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций чернобыльцев" указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в твердых размерах, исходя из базовой суммы.
В связи с внесенными Федеральным законом от 07 августа 2000 года N 122-ФЗ в п. 10 ч. 1 ст. 15 Закона РФ N 1241-1 от 15 мая 1991 года изменениями, согласно которым ежемесячные выплаты денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и денежной компенсации за вред здоровью определены в твердой сумме, с 01 января 2001 года указанные выплаты составили 200 руб. и 300 руб. соответственно.
Согласно ч.3 ст. 5 Закона РФ N 1241-1 от 15 мая 1991 года, в действующей на 01 января 2001 года редакции, предусматривалась ежегодная индексация компенсационных выплат исходя из уровня инфляции, устанавливаемой федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
После принятия Федерального Закона N 31-ФЗ от 26 апреля 2004 года, индексация названных сумм производилась на основании соответствующих Постановлений Правительства РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847, от 7 мая 2005 года N 292, от 25 апреля 2006 года N 246, от 21 марта 2007 года N 171 и от 21 декабря 2007 года N 914, от 17 марта 2008 года № 181, от 03 сентября 2008 года № 655, от 07 сентября 2009 года № 545, от 16 декабря 2009 года № 1024, от 21 декабря 2010 года № 1079, от 08 декабря 2011 года № 1019, от 04 декабря 2012 года № 1255 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 и 2013 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации за соответствующий период.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 г. N 35, "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Постановления от 05.04.2005 г. N 7) разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем, суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 г. с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона.
Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. N 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ не была признана неконституционной.
Таким образом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не означает, что порядок индексации указанных выплат не может быть различен.
Следовательно, суд приходит к выводу, что утверждение истца и его представителя, что индексация спорных выплат должна происходить по аналогии с индексацией, установленной для возмещения вреда здоровью, в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, так как данные денежные компенсации входят в общий объем возмещаемого вреда является ошибочным, основанным на неправильном толковании и применении указанных норм материального права.
С <данные изъяты>. до <данные изъяты>. соответствующие выплаты Тиханову В.М. производились работодателем. С <данные изъяты>. в связи с прекращением трудовых отношений по заявлению истца указанные выплаты ему производятся Комитетом социальной защиты населения. Ежегодная компенсация на оздоровление в <данные изъяты> годах не производилась истцу в связи с отсутствием от него заявлений.
На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Тиханова ФИО9 отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Боровичский районный суд Новгородской области в течение одного месяца с момента вынесения его в окончательной форме.
Судья Т.Ю. Григорьева