Дело № 2-603/2014г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июля 2014 года Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Филатовой М.В.,
с участием прокурора Сварцева А.А.,
при секретаре Барановой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Режевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Режевского городского округа о возложении обязанности организации сбора и вывоза несанкционированной свалки отходов,
У С Т А Н О В И Л :
Режевской городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Режевского городского округа о возложении обязанности организации сбора и вывоза несанкционированной свалки отходов, обосновав свои исковые требования следующим. В ходе проверки, проведенной Режевской городской прокуратурой на предмет соблюдения природоохранного законодательства установлено, что в 20 метрах от дома № 12 по ул. Ломоносова в г. Реж Свердловской области находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. По указанным основаниям, ссылаясь на требования ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 1.2 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.88 г. № 4690-88, ст.ст. 6, 40, 41, 70 Устава Режевского городского округа, обращаясь в суд с иском, прокурор просил обязать Администрацию Режевского городского округа организовать сбор и вывоз несанкционированной свалки бытовых отходов, находящейся в 20 метрах от дома № 12 по ул. Ломоносова в г. Реж Свердловской области.
В судебном заседании помощник Режевского городского прокурора Сварцев А.А. исковые требования поддержал, дополнив, что не согласен с позицией представителя Администрации Режевского городского округа изложенной в письменном отзыве на иск о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 30 декабря 2014 г. ввиду отсутствия в бюджете Режевского городского округа денежных средств и бюджетных ассигнований на организацию уборки несанкционированных свалок отходов. Полагает, что на подобные мероприятия у Администрации Режевского городского округа имеется резервный фонд. При отсутствии денежных средств в резервном фонде он должен пополняться за счет взимания платы за аренду земельных участков и муниципального имущества с граждан и индивидуальных предпринимателей, которая не взимается в течение нескольких лет и не предъявляется исков в суд о взыскании арендной платы.
Представитель Администрации Режевского городского округа Гаязов А.В. направил в суд письменный отзыв, в котором исковые требования прокурора признал, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Режевского городского округа, а также ходатайствовал о предоставлении отсрочки исполнения решения суда сроком до 30.12.2014 года ввиду недостаточности денежных средств в бюджете Режевского городского округа для выполнения работ по уборке несанкционированной свалки.
Представитель третьего лица МКУ «Управление городским хозяйством» Бочкарева О.В. направила письменный отзыв, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования прокурора оставила на усмотрение суда.
Выслушав доводы прокурора, а также исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов проведенной Режевской городской прокуратурой проверки на предмет соблюдения природоохранного законодательства, в г.Реже в 20 метрах от дома № 12 по ул. Ломоносова находится несанкционированная свалка бытовых отходов (л.д. №
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами в зоне обнаружения выявленной свалки бытовых отходов, градостроительным регламентом не предусматривается размещение свалок для бытового, строительного или иного вида мусора. Таким образом, выявленная свалка бытовых отходов образована без разрешения уполномоченных лиц.
Согласно Приложения № 58 к Закону Свердловской области «О границах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» вышеуказанная свалка расположена в пределах границ Режевского городского круга.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В ст. 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный Закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным Законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 3 ст. 8 Закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 30.12.2008) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу п. 2, п. 3 ст. 13 указанного закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 12 приведенного закона создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов, осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В пункте 2.3 санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 30.05.2001 № 16 (далее - СанПин 2.1.7.1038-01), предусматривается, что организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.
Согласно пункту 4.4 СанПиН 2.1.7.1038-01 по периметру всей территории полигона устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м. или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания. Пунктом 5.5 этих правил установлено, что регулярно подлежат очистке от мусора нагорные перехватывающие обводные каналы, отводящие грунтовые и поверхностные стоки в открытые водоемы, а также один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно-защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона (пункт 5.6).
Исследованными доказательствами, как считает суд, установлено, что в г.Реже в 20 метрах от дома № 12 по ул. Ломоносова несанкционированная свалка бытовых отходов размещена с нарушением вышеприведенных норм природоохранного законодательства, что не оспаривается ответчиком, в связи с чем суд находит заявленные прокурором исковые требования об организации сбора и вывоза указанных несанкционированных свалок отходов законными и обоснованными.
Статья 3 ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В соответствии с п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.
Очевидно, что размещение несанкционированной свалки негативно влияет на окружающую среду и существенно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и может привести к отрицательным результатам.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения п.п. 9, 14 ст. 15, п.п. 11, 24 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Федерального Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 7 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 № 77-03 «Об отходах производства и потребления», предусматривающих возложение обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на муниципальные образования, суд приходит к выводу, что в силу вышеприведенных норм ответственность по устранению допущенного нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, должна быть возложена на орган местного самоуправления Режевского городского округа - Администрацию Режевского городского округа, поскольку организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.
В соответствии с подпунктами 9, 10, 12, 25 пункта 1 статьи 6 Устава Режевского городского округа к вопросам местного значения городского округа относятся: осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Согласно пунктам 1, 2, статьи 40, пунктам 39, 61 статьи 41 Устава Режевского городского округа администрация Режевского городского округа является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 данного Устава и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области. Администрация городского округа обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и данным Уставом.
К полномочиям администрации Режевского городского округа относятся, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ответственность по устранению допущенного нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и восстановлению положения существовавшего до нарушения права, обязанность по организации сбора и вывозу несанкционированной свалки бытовых отходов, находящейся в г.Реже в 20 метрах от дома № 12 по ул. Ломоносова должна быть возложена на Администрацию Режевского городского округа в соответствии полномочиями Администрации, установленными Уставом.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Удовлетворяя исковые требования прокурора в части возложения на Администрацию Режевского городского округа обязанности по организации мероприятий по сбору и вывозу несанкционированной свалки бытовых отходов, находящейся в г.Реже в 20 метрах от дома № 12 по ул. Ломоносова, учитывая объем работ по выполнению выявленных нарушений, необходимость привлечения специализированных организаций и спецтехники, а также доводы представителя администрации Режевского городского округа об отсутствии денежных средств, предусмотренных на ликвидацию несанкционированных свалок, суд считает необходимым установить такой срок Администрации Режевского городского округа до 30.10.2014 г.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 30.10.2014 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░ ░ 20 ░░░░░░ ░░ ░░░░ № 12 ░░ ░░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.