Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
№ 2-2492/2016
22 ноября 2016 года г. Салехард.
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи: Богомягковой О.В.
при секретаре судебного заседания: Филипповой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации муниципального образования город Салехард о признании решения незаконным, возложении обязанности восстановить в очереди на получение земельного участка с даты подачи заявления, возложении обязанности восстановить в очереди,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования город Салехард о признании решения незаконным, возложении обязанности восстановить в очереди на получение земельного участка с даты подачи заявления.
В обоснование иска указала, что является матерью трех малолетних детей<данные изъяты>. Ее семья с 2012 года состояла у ответчика на учете многодетных семей в целях бесплатного получения земельного участка. В июне 2016 года она получила из Департамента строительства, архитектуры и земельных отношений письмо № №, которым ее уведомили, что ее семья снята с учета на основании распоряжения администрации муниципального образования город Салехард от ДД.ММ.ГГГГ № из-за отсутствия у ее мужа ФИО3 гражданства Российской Федерации. Также указала, что распоряжением Главы города Салехарда отДД.ММ.ГГГГ №-р она и ее семья включены в список граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда автономного округа. С указанным решением ответчика она не согласна, считает его нарушающим ее законные права и интересы, поскольку она и трое ее малолетних детей являются гражданами Российской Федерации. Их права не могут зависеть от наличия или отсутствия регистрации брака с иностранным гражданином. Ссылаясь на положения п.6 ст. 39.5 ЗК РФ, Федерального закона от 24.07.2008 года № 161-ФЗ "О содействии развития жилищного строительства", просила суд признать незаконным распоряжение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №-р в части снятия ее и ее детей с учета, обязать ответчика восстановить ее и ее детей в целях бесплатного получения земельного участка в списке № под номером №, т.е. с даты подачи заявления.
Определением судьи от 24 августа 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО3.
В судебном заседании истец ФИО7 поддержала требования и доводы заявления. Суду пояснила, что ее брак с ФИО3 расторгнут.
Представитель ответчика В.В. Вакула, действующий на основании доверенности, требования иска не признал, считал распоряжение администрации обоснованным и законным.
Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен судом надлежащим образом.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. "к" ст. 72 и ч.2 ст. 76 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст. 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В силу п.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе и индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки в случаях и в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ч.1 ст. 7 Закона ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО( в редакции от 20.04.2015) "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе", предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории автономного округа, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату, за исключением следующих случаев: предоставление земельного участка для индивидуального жилищного или дачного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества гражданам, имеющим трех и более детей, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет.
В силу п. 3 ч.1 ст. 7 указанного закона, право на предоставление земельного участка в соответствии с п.1,2 ч.1 настоящей статьи возникает у граждан, имеющих трех и более детей (родных, приемных, подопечных) в возрасте до 18 лет, детей (родных, приемных, подопечных) в возрасте до 23 лет, осваивающих образовательные программы основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по очной форме обучения в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, и не вступившим в брак.
В целях реализации указанного закона Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 октября 2012 года №850-П утвержден Порядок подачи, приема, рассмотрения и учета заявлений, принятия решений в целях бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту- Порядок).
Согласно п.1.2 Порядка, органами, осуществляющими прием, учет и рассмотрение заявлений граждан, формирование очереди, являются органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и городских округов в автономном округе.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 имеет трех детей: <данные изъяты>.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка в Департамент по труду и социальной защиты населения администрации муниципального образования город Салехард.
Согласно 1.6 вышеуказанного Порядка, земельные участки предоставляются многодетным семьям, состоящим на учете, в зависимости от целей предоставления земельного участка, указанных в заявлении, в порядке очередности, определяемой днем и временем регистрации заявления.
Земельные участки предоставляются многодетным семьям, состоящим на учете, при условии, если возраст детей в год принятия решения о предоставлении земельного участка соответствует требованиям абз.2 п.1.1 настоящего Порядка.
Основания для снятия многодетной семьи с учета указаны в п.2.12 Порядка.
В соответствие с п.9 ч.1 ст. 7-3 вышеуказанного закона несоответствие граждан условиям, установленным п.1 ч.1 ст.7 Закона, выявленное по результатам проведения проверки служит основанием для снятия заявителей с учета.
Распоряжением администрации муниципального образования город Салехард от ДД.ММ.ГГГГ №-р многодетная семья снята с учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков.
Как следует из материалов дела, причиной снятия семьи истца с учета явилось отсутствие у бывшего мужа истца ФИО3 гражданства Российской Федерации.
Однако, анализ собранных по делу доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что указанное решение ответчика является недействительным в силу следующего.
То обстоятельство, что бывший муж истца ФИО3 не являлся гражданином Российской Федерации, не скрывалось истцом при подаче заявления ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается и копией учетного дела.
Следовательно, в постановке истца и членов ее семьи на очередь должно было отказано ответчиком изначально.
Между тем, как пояснили участники судебного заседания, многодетная семья ФИО1 была поставлена на учет, в очереди участников ей был присвоен номер.
Указанное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании и представителем ответчика Вакулой В.В.
Иных доказательств в силу ст. 56 ГПК РФ представителем ответчика суду не представлено.
На момент разрешения спора по существу брак между истцом и третьим лицом ФИО3 расторгнут, что подтверждается копией свидетельства о расторжении брака.
Из положений Закона ЯНАО от 19.06.2009 № 39-ЗАО( в редакции от 20.04.2015) "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе", текста Порядка следует, что реализация указанных мероприятий предусматривает непосредственное участие с одной стороны органа, осуществляющего реализацию Порядка, а с другой- гражданина. Реализация мероприятий достигается совместными усилиями указанных лиц.
При этом, обязанность обеспечить условия для осуществления гражданами права на участие в программе возлагается в силу закона на указанные органы.
Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что неправомерные действия ответчика повлекли за собой издание оспариваемого распоряжения об отказе истцу и членам его семьи в предоставлении земельного участка, исключения истца из очереди списка участников Порядка.
Исходя из статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Защита прав в силу ч.3 ст. 11 ЖК РФ, ст.12 ГК РФ осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Учитывая время постановки истца на учет граждан, нуждающихся в предоставлении земельного участка, отсутствия брака между истцом и ФИО3, то обстоятельство, что ФИО1 является представителем коренных и малочисленных народов Севера, нуждающихся в улучшении жилищных условий, реализуя право истца и ее малолетних детей на обеспечение земельным участком, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ №-░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░1 ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░.░. ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░