РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 ноября 2013 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Бетиной Г.А.,
при секретаре Крюковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4786/13 по иску ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области к Сидорову С.А., ООО «Тольяттинский Центр Недвижимости» об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости,
установил:
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области обратился в суд с иском к Сидорову С.А., ООО «Тольяттинский Центр Недвижимости» об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, указав, что в процессе осуществления возложенных на орган кадастрового учета полномочий по осуществлению кадастрового учета, установлено, что сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером № (ранее присвоенный номер №), площадью 590 кв.м., с категорией земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – под садоводство и огородничество, расположенном: <адрес>, внесены в государственный кадастр недвижимости (ГКН) при проведении работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках. По заявлению Сидорова С.А. от 11.07.2011г. об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером № на основании представленного межевого плана от 29.12.2010г., подготовленного кадастровым инженером ООО «Тольяттинский Центр Недвижимости» в результате выполнения кадастровых работ, связанных с уточнением местоположения границы и площади земельного участка, расположенного по указанному адресу. В результате проведенного кадастрового учета площадь данного земельного участка была уточнена и составила 862 кв.м. После внесения в ГКН сведений об описании местоположения границ и площади указанного земельного участка были выявлены несоответствия с ранее имевшимися сведениями, в сторону увеличения площади. Таким образом, в сведениях ГКН о местоположении границ и площади в отношении земельного участка с кадастровым номером № обнаружена кадастровая ошибка. Просит признать кадастровой ошибкой сведения государственного кадастра недвижимости в части указания местоположения и площади земельного участка с кадастровым номером № и указать, что данное решение является основанием для исправления кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости путем исключения сведений о местоположении и границ и уточненной площади указанного земельного участка.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.
Представитель Сидорова С.А., ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал.
Представитель ООО «Тольяттинский Центр Недвижимости» ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в дела, проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 16 Закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона «О государственном кадастре недвижимости» правом обращения с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости наделены собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
Статьей 22 Закона «О государственном кадастре недвижимости» определено, что необходимыми для кадастрового учета здания документами являются, в том числе: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ; копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости.
Частью 1 ст.28 Закона «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Согласно части 2 названной статьи техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что в государственном кадастре недвижимости (ГКН) по состоянию на 01.11.2012г. содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №, с характеристиками: категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под садоводство и огородничество, адрес (местоположение): <адрес>, площадь 862 кв.м.
Сведения о площади земельного участка внесены в ГКН в результате уточнения сведений о расположении его границ по заявлению от 11.07.2011г.
В ЕГРП зарегистрировано право на земельный участок с кадастровым (условным) номером №, имеющий характеристики: категория земель – земли поселений, разрешенное использование – под садоводство и огородничество, адрес (местоположение): <адрес>», площадь 590 кв.м. Сведения о площади земельного участка внесены в ЕГРП в соответствии со справкой земельного комитета г.Тольятти № от 06.12.2000г.
01.11.2912г. ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области принято решение № о необходимости исправления кадастровой ошибки, из которого следует, что сопоставление документов ГКН и ЕГРП позволяет сделать вывод о том, что сведения о местоположении границ и площади земельного участка, содержащиеся в ГКН, не соответствуют ранее внесенным в ЕГРП сведениям о границах и площади данного земельного участка.
Таким образом, истец считает, что в сведениях ГКН о местоположении границ и площади в отношении земельного участка с кадастровым номером № допущена кадастровая ошибка, которую необходимо исправить. Вместе с тем, суд считает доводы истца ошибочными, а исковые требования не подлежащими удовлетворению.
ООО «ТЦН» осуществлял свою деятельность в качестве кадастрового инженера спорного земельного участка в переходный период действия федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - закон о кадастре) в соответствии с ч. 1 ст. 44 закона о кадастре.
В соответствии со ст. 28 закона о кадастре, кадастровой ошибкой является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН.
Следовательно, для квалификации ошибочности кадастровых сведений как кадастровой ошибки, необходима ошибочность документа-основания внесения этих сведений в ГКН, т.е. указание в этом документе ошибочных, т.е. неверных данных или информации.
Ответчики считают, что оформленный и утвержденный межевой план вышеуказанного участка от 28.12.2010г. был выполнен в соответствии с нормами действующего на момент его оформления законодательства и не является ошибочным, в том числе в части описания местоположения границ земельного участка на местности. А именно, в кадастровой выписке на земельный участок, подлежащий межеванию, было указано, что площадь участка ориентировочная и границы подлежат уточнению при межевании. В связи с чем, было выполнено межевание участка, т.е. определение местоположения границ уточняемого участка через определение геодезических координат его характерных точек на местности. По результатам уточнения местоположения границ земельного участка, данные уточненные границы были согласованы в установленном порядке с заинтересованными правообладателями смежных земельных участков, что подтверждает включенный в состав межевого плана акт согласования. Указанные пояснения подтверждаются материалами дела.
Кроме того, доводы истца в обоснование ошибочности подготовленного межевого плана и несоблюдения указанных в иске требований к содержанию межевого плана, основаны на положениях Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» (далее - Требования), но в редакции Приказа Минэкономразвития России от 25.01.2012 № 32, вступившего в силу 21.04.2012г.
В частности, п. 70.1 Требований, на который ссылается истец и в котором указано что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре, был введен Приказом Минэкономразвития России от 25.01.2012 N 32. Ранее указанного положения в нормативно-правовых требованиях к оформляемому межевому плану, не было.
До указанного момента (21.04.2012г.) не было ограничения на предел и условия уточнения границ, за исключением требования п. 1 ч. 5 ст. 27 закона о кадастре о невозможности превышения уточняемой площади на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Указанное законодательное требование при оформлении межевого плана в 2010г. было кадастровым инженером соблюдено, а именно, уточненная по результатам межевания площадь не превышала установленный решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008г. № «О Правилах землепользования и застройки городского округа Тольятти» предельный минимальный размер земельного участка под садоводства в 300 кв.м. (Зона садово-огородных участков «Р-5», таблица 3), а следовательно, межевой план земельного участка являлся надлежащим основанием для кадастрового учета изменений в ГКН, что и было выполнено органом кадастрового учета по заявке ответчика от 11.07.2011г.
Кроме того, решение о наличии кадастровой ошибки истцом было принято спустя почти 2 года после межевания участка и спустя 15 месяцев после проведенного истцом кадастрового учета уточненной площади, и только после того, как существенным образом была изменена правоприменительная практика органа кадастрового учета и органа по государственной регистрации прав в отношении кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка.
В частности, доводы истца, что конфигурация уточняемого участка не должна существенным образом отличатся от конфигурации участка по документам, перечисленным в части 9 статьи 38 Закона о кадастре и т.д. основаны не на нормативных требованиях законодательства или подзаконных актов, а на письме Минэкономразвития РФ от 17.10.2011 N 22781-ИМ/Д23 "О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ", изданного спустя три месяца после проведения кадастрового учета уточненного участка.
Несоблюдение рекомендаций или мнений Минэкономразвития РФ, изданных позднее завершения кадастровых работ, не может являться основанием для квалификации межевого плана как ошибочного или незаконного и необоснованного, т.к. в данном случае нарушения нормативно установленного требования нет.
Гражданско-процессуальное законодательство определяет условия для применения норм материального права при принятии судом решения, в т.ч. в части их действия во времени, при этом в соответствии со ст. 11 ГПК РФ при разрешении гражданских дел под нормами материального права понимаются исключительно нормативные правовые акты, а не мнения или рекомендации и правоприменительная практика.
Увеличение площади земельного участка произведено по границам существующего землепользования. Доказательств увеличения площади спорного участка за счет земель, принадлежащих иным лицам, в материалы дела не представлено.
Таким образом, истцом не доказан факт кадастровой ошибки, и ошибочность оформленного ООО «ТЦН» межевого плана, в т.ч. его несоответствие нормам действующего на момент завершения кадастровых работ законодательства РФ.
При таких обстоятельствах суд не усматривает в действиях ответчика каких-либо нарушений прав истца и полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении иска ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области к Сидорову С.А., ООО «Тольяттинский Центр Недвижимости» о признании кадастровой ошибкой сведения государственного кадастра недвижимости в части указания местоположения и площади земельного участка с кадастровым номером №, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02.12.2013 года.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья