дело № 2-1928/2012
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ«29» марта 2012 года
г. Пушкино Московская область
Пушкинский городской суд Московской областив составе:
председательствующего судьи Щелканова М.В.
при секретаре Кованжи Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Трушкина В.А. об оспаривании решения,
установил:
Трушкин В.А. обратился в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ о признании незаконным отказа от 02.09.2011 г. в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером №, обязании осуществить учет. В обоснование заявления заявитель указал, что ему отказано в постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 764 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> со ссылкой на то, что площадь земельного участка превышает более чем на десять процентов площадь земельного участка по правоустанавливающим документам. Заявитель полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку нарушает его право на оформление земельного участка в собственность в полном размере.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Ананенков А.В. заявленные требования поддержал, просил заявление удовлетворить.
Представитель Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, возражений не представил.
Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно части 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, в силу ст. 255 ГПК РФ относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета регулируются положениями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от 24.07.07г.
Согласно ч. 13 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.
Согласно ст. 16 ФЗ постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено настоящим ФЗ, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.
Согласно ст. 20 ФЗ с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться правообладатели таких объектов недвижимости. Описание местоположения границ земельного участка относится к сведениям об уникальных характеристиках объекта недвижимости (ст. 7 ФЗ).
Судом установлено следующее.
Трушкин В.А. на основании постановления Главы Администрации г. Красноармейска Московской области от 13.07.1994 года № 597 и свидетельства на право собственности на землю от 20.07.1994 года является собственником земельного участка площадью 464 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> категория земель – земли населенных пунктов назначения, разрешенное использование - для садоводства (л.д. 7,8). Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.
По инициативе заявителя кадастровым инженером ООО «Землемер» выполнены кадастровые работы с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка. Согласно межевого плана фактическая площадь земельного участка в существующих границах составила 764 кв.м., данные границы согласованы смежными землепользователями (л.д. 9-33).
09.08.2011г. заявитель обратился с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка, представив предусмотренные законом необходимые документы: заявление, доверенность, межевой план.
02.09.2011 года ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области Отдел кадастрового учета № 2 принято решение № МО-11/РКФ/1-284341 об отказе в государственном кадастровом учете изменений в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка со ссылкой на п. 1 ч. 5 ст. 27 ФЗ: не соответствие представленного межевого плана требованиям Закона – определенная площадь земельного участка больше площади на величину более чем в 10 % площади, сведения о которой относительно этого участка содержатся в государственном кадастре недвижимости (л.д. 34).
Статья 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон № 221-ФЗ) содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета, одним из которых в соответствии с п. 1 ч. 5 является: в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;
Согласно ст. 11.1 Земельного Кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Абзац 2 пункта 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ определяет, что границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Статья 33 Земельного Кодекса РФ указывает, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для садоводства устанавливается законами субъектов РФ.
Согласно ст. 1 Закона Московской области от 17 июня 2003 г. N 63/2003-ОЗ "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области" (принят постановлением Московской областной Думы от 28 мая 2003 г. N 3/59-П) минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения: садоводства - 0,06 га.
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что минимальные и максимальные размеры земельных участков для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования определяются органами субъектов РФ и органами местного самоуправления. Такие размеры на территории Московской области для садоводства установлены Законом Московской области от 17 июня 2003 г. N 63/2003-ОЗ "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области" (принят постановлением Московской областной Думы от 28 мая 2003 г. N 3/59-П).
Уточняемая площадь земельного участка Трушкина В.А. согласно выполненных замеров ООО «Землемер» составила 764 кв.м., что на 300 кв.м. больше зарегистрированной. Законодатель установил минимальный размер земельного участка для использования для целей садоводства в 0,06 га. В данном случае уточняемая площадь находится в допустимых пределах, установленных земельным законодательством.
Обоснование решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости основано на неверном толковании и применении норм материального права и не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В силу п.. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Однако п. 2 ст. 11.9 ЗК РФ установлено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
До настоящего времени не введены в действие градостроительные регламенты, в связи с чем предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков должны определяться в соответствии с Земельным кодексом РФ, т.е. ст. 33 ЗК РФ.
Учитывая изложенное, отказ в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости суд находит незаконным. Принятое решение от 02.09.2011 г. не соответствует закону и нарушает права заявителя на внесение уточненных сведений в государственный кадастр недвижимости.
Суд полагает возможным признать уважительными причины пропуска срока на обжалование, поскольку решение об отказе получено 16.12.2011 г., что подтверждается соответствующей справкой начальника Пушкинского отдела ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 28.03.2012 г. (л.д. 46). Заявление подано в суд 24.02.2012 г.
В силу ст. 258 ГПК РФ суд обязывает орган кадастрового учета осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения на основании поданного Трушкиным В.А. заявления от 09.08.2011 г. и представленных им документов.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Трушкина В.А. об оспаривании решения удовлетворить.
Признать незаконным принятое ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области Отдел кадастрового учета № 2 решение № МО-11/РКФ/1-284341 от 02.09.2011 г. об отказе в проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 50:13:0030234:47.
Обязать Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на основании поданного Трушкиным В.А. заявления от 09.08.2011 г. и представленных документов.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ
Судья: подпись
Копия верна: судья секретарь