Дело №
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2017 года <адрес>
Ордынский районный суд <адрес> в составе: Председательствующего судьи Роговой О.В.
с участием помощника прокурора <адрес> Русакова Г.Г.
при секретаре Пашкевич О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к МКОУ «Республиканская ОШ», <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения законов в сфере антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
В Ордынский районный суд <адрес> поступил иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к <адрес>, МКОУ «Республиканская ОШ» об обязанности устранить нарушения законов в сфере антитеррористической защищенности.
В обосновании иска прокурор указал на то, что при осуществлении надзорной деятельности по исполнению образовательными учреждениями района законодательства по противодействию терроризма, в части обеспечения антитеррористической защищенности объектов установлено, что в здании МКОУ «Республиканской ОШ» отсутствует система оповещения об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
В соответствии с положениями Закона Российской Федерации "Обобразовании в Российской Федерации", Федерального закона "Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации",Федерального закона "О противодействии терроризму", исполнениетребований нормативно-правовых актов по обеспечению техническойукрепленности и антитеррористической защищенности является
обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Учредителем МКОУ «Республиканская ОШ» - является администрация <адрес>, денежные средства в необходимом объеме для устранения нарушений требований законодательства о противодействии терроризму выделены не были.
<адрес>, обладая правомочиями собственника здания общеобразовательного учреждения, обязана нести бремя содержания имущества.
Муниципальное казенное образовательное учреждение « Республиканская ОШ» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних. Отсутствие системы оповещения об угрозе совершения или о совершении террористического акта в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников.
Прокурор просит суд обязать администрацию <адрес> обеспечить финансирование установки системы оповещения об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Обязать МКОУ «Республиканская ОШ» установить систему оповещения об угрозе совершения или о совершении террористического акта в соответствии с п. 31-32 требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в здании общеобразовательного учреждения, расположенном по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев с момента выделения финансовых средств.
В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> помощник прокурора <адрес> Русаков Г.Г. поддержал исковые требования в полном объеме.
В судебное заседание представитель администрации <адрес> не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в письменном отзыве сообщил, что выделение денежных средств осуществляется в соответствии с бюджетной сметой на текущий финансовый год, установка системы звукового оповещения не заложена в смету, против удовлетворения требований прокуратуры района не возражает.
В судебном заседании представитель МКОУ «Республиканской ОШ» Смирнова Г.В. иск признала и суду пояснила, что МКОУ « Республиканская ОШ» является образовательным учреждением, отнесена к местам массового пребывания людей, система звукового оповещения об акте терроризма в школе не установлена, поскольку нет денежных средств для его установки. В феврале 2016 года получала представление прокурора <адрес>, в котором было требование об установлении системы звукового оповещения об угрозе совершения террористического акта, с заявкой о выделении денежных средств в <адрес> не обращалась.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму в РФ является защита прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер по предупреждению терроризма.
Согласно ст. 3 вышеуказанного федерального закона под антитеррористической защищенностью объекта понимается - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с п. 4 части 2 ст. 5 указанного Закона, Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Пунктом «Д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму РФ, утвержденной президентом РФ «Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации», установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу ч. 13 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ год № 384-ФЗ» Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п.п. 1.5 Устава, МКОУ «Республиканская ОШ» <адрес> является образовательной организацией, учредителем которой является <адрес>, имущество учреждения принадлежит на праве собственности <адрес> (л.д.11).
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 ФЗ ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона РФ № 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Утвержденная Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В силу ст. ст. 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного следует, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью, в том числе органов местного самоуправления, в данном случае администрации <адрес>.
В силу ст. 28 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относятся материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными требованиями, образовательными стандартами. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение и ненадлежащее выполнение функций, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 8 ч.1 ст. 41 Федерального Закона РФ № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно паспорта безопасности МКОУ «Республиканская основная школа», школа отнесена к месту массового пребывания людей на основании решения антитеррористической комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 23 вышеуказанных требований, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения. Пунктами 29-31 требований предусмотрено, что система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней. Система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.
Согласно информации предоставленной ОП «Кочковское» МО МВД России «Ордынский», в ходе проверки технической укрепленности МКОУ «Республиканская ОШ», выявлено, что на данном объекте отсутствует система оповещения об угрозе совершения или о совершении террористического акта. (л.д. 16).
При проведении проверки в декабре 2016 года прокуратурой района также было установлено, что до настоящего времени на территории МКОУ « Республиканская основная школа» не установлена система звукового оповещения об угрозе совершения террористического акта.
В судебном заседании было установлено, что МКОУ « Республиканская основная школа» является образовательным учреждением, отнесена к местам массового пребывания людей. До настоящего времени на территории школы не установлена автономная система звукового оповещения людей об угрозе совершения террористического акта. В феврале 2016 года прокуратурой района в МКОУ «Республиканская основная школа» вносилось представление с требованием об устранении указанных нарушений, до настоящего времени меры к устранению выявленных нарушений приняты не были.
Поскольку принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности права на личную безопасность, особое значение принятие данных мер приобретает в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательной организации.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования прокурора об обязании установить систему звукового оповещения в МКОУ « Республиканская основная школа» подлежат удовлетворению, поскольку осуществление деятельности образовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего
законодательства в области антитеррористической защищенности, чем создается угроза безопасности учащихся и работников учреждения.
Доводы ответчиков об отсутствии возможности финансирования мероприятий по установлению системы оповещения об угрозе совершения или о совершении террористического акта, в здании МКОУ « Республиканская основная школа», в установленный срок не могут быть приняты во внимание судом, поскольку суду не было предоставлено достоверных доказательств отсутствия денежных средств на проведение данных мероприятий
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию <адрес> обеспечить финансирование установки системы оповещения об угрозе совершения или о совершении террористического акта.
Обязать МКОУ «Республиканскую ОШ»установить систему оповещения об угрозе совершения или о совершении террористического акта. В соответствии с п. 31-32 требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в здании образовательного учреждения, расположенном по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев с момента выделения финансовых средств.
Судья Роговая О.В.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в установленный законом месячный срок с момента изготовления решения в мотивированной в форме
Судья Роговая О. В.
: