РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Балтийск 23 апреля 2015 года
Балтийский городской суд Калининградской области в лице судьи Дуденкова В.В.
при секретаре Кармановой Е.А.
с участием помощника прокурора города Балтийска Китаева Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кохман Н.В. об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования,
УСТАНОВИЛ:
Кохман Н.В., зарегистрированная кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Балтийский муниципальный район" по одномандатному избирательному округу № 7, обратилась в суд с заявлением о защите избирательных прав, в котором просила признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования "Балтийский муниципальный район" (далее по тексту – "избирательная комиссия Балтийского муниципального района") от 11.04.2015 № 13/184 о регистрации Лариной Т.П. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Балтийский муниципальный район" по одномандатному избирательному округу № 7.
В обоснование своего требования заявительница сослалась на то, что при самовыдвижении кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Балтийский муниципальный район" Ларина Т.П. не представила достаточное количество достоверных подписей избирателей. Согласно пункту 1 статьи 77 Закона Калининградской области от 18.03.2008 № 231 "О муниципальных выборах в Калининградской области" (далее по тексту – "областной Закон № 231") количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей. Кандидат в депутаты Ларина Т.П. представила в избирательную комиссию Балтийского муниципального района подписные листы, в которых имеются неоговоренные исправления в сведениях об избирателях, сборщике подписей и кандидате, а также в датах их внесения. Наличие подобных исправлений в подписных листах в соответствии с подпунктами "е", "ж" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту – "Федеральный закон № 67-ФЗ") влечёт признание представленных подписей недействительными. Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата на основании подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ и подпункта 7 пункта 2 статьи 79 областного закона № 231. Несмотря на наличие оснований для отказа Лариной Т.П. в регистрации кандидатом в депутаты, избирательная комиссия Балтийского муниципального района в нарушение требований избирательного законодательства приняла оспариваемое решение, чем нарушила её (Кохман Н.В.) права как кандидата в депутаты по тому же одномандатному избирательному округу.
Заявительница Кохман Н.В. в судебное заседание не явилась, хотя была надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела.
Избирательная комиссия муниципального образования "Балтийский муниципальный район", будучи извещённой о месте и времени разбирательства дела, своего уполномоченного представителя в суд не направила.
Заинтересованное лицо Ларина Т.П. была надлежащим образом извещена о месте и времени судебного разбирательства, но в судебное заседание не явилась по неизвестным причинам.
Представители заинтересованного лица Лариной Т.П. – Твердова И.В. и Ахметов В.В. с заявлением не согласились и просили отказать в его удовлетворении, пояснив, что во всех подписных листах, представленных Лариной Т.П. в избирательную комиссию Балтийского муниципального района, отсутствуют какие-либо исправления, влекущие недействительность подписей избирателей. Рабочей группой избирательной комиссии Балтийского муниципального района была проведена проверка подписных листов, по результатам которой все содержащиеся в них подписи избирателей признаны достоверными. Количество достоверных подписей достаточно для регистрации Лариной Т.П. кандидатом в депутаты. Оспариваемое решение избирательной комиссии Балтийского муниципального района является законным и обоснованным, не нарушает избирательные права других кандидатов в депутаты, поэтому не подлежит отмене. Обращение Кохман Н.В. в суд не имеет под собой никаких оснований и может быть расценено как злоупотребление правом.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Китаева Д.Н., полагавшего отказать в удовлетворении заявления, суд находит заявление Кохман Н.В. не подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.
Согласно части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кандидаты, считающие, что решениями избирательной комиссии нарушаются избирательные права, вправе обратиться с заявлением в суд.
В соответствии с частью третьей статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата вправе обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
Частью второй статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения. Этот процессуальный срок восстановлению не подлежит.
При рассмотрении дела судом установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования "Балтийский муниципальный район" от 04.03.2015 № 12, опубликованным 05 марта 2015 года в газете "Вестник Балтийска", на 24 мая 2015 года назначены досрочные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования "Балтийский муниципальный район" (л.д. 37–40).
На основании решения избирательной комиссии Балтийского муниципального района от 05.03.2015 № 2/8 полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных округов №№ 1–15 по подготовке и проведению выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования "Балтийский муниципальный район" возложены на избирательную комиссию муниципального образования "Балтийский муниципальный район" (л.д. 41).
01 апреля 2015 года избирательная комиссия Балтийского муниципального района приняла решение № 7/72, которым зарегистрировала Кохман Н.В. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Балтийский муниципальный район" по одномандатному избирательному округу № 7 (л.д. 5).
11 апреля 2015 года избирательной комиссией Балтийского муниципального района принято решение № 13/184, согласно которому Ларина Т.В. зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Балтийский муниципальный район" по одномандатному избирательному округу № 7 (л.д. 6).
Проверяя по требованию заявительницы законность и обоснованность оспариваемого решения избирательной комиссии Балтийского муниципального района от 11.04.2015 № 13/184, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ и пункту 1 статьи 25 областного Закона № 231 в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, определяемом законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ и пунктом 1 статьи 28 областного Закона № 231 регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Пунктом 2 статьи 25 областного Закона № 231 предусмотрено, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, определяется избирательной комиссией, организующей выборы, в соответствии с пунктом 1 статьи 77 областного Закона № 231.
В силу пункта 1 статьи 77 областного Закона № 231 количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.
Как следует из пункта 1 решения избирательной комиссии Балтийского муниципального района от 05.03.2015 № 2/14, для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Балтийский муниципальный район" по одномандатному избирательному округу № 7 необходимо собрать и представить 10 подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата для этого округа (л.д. 42).
В случае, если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на четыре подписи (пункт 2 статьи 77 областного Закона № 231).
Согласно пункту 8 статьи 24 областного Закона № 231 выдвижение кандидата должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы.
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ и абзацем первым пункта 3 стати 77 областного Закона № 231 подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложению 8 к Федеральному закону № 67-ФЗ.
Как видно из материалов дела (л.д. 13–24), 03 апреля 2015 года Ларина Т.П. представила в избирательную комиссию Балтийского муниципального района шесть подписных листов, содержащих 14 подписей избирателей.
В силу пункта 6.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ и пункта 5 статьи 27 областного Закона № 231 по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
По результатам проверки всех подписных листов, представленных Лариной Т.П. в поддержку самовыдвижения, рабочая группа по приёму и проверке документов избирательной комиссии Балтийского муниципального района признала достоверными 12 подписей избирателей.
Наличие этого необходимого для регистрации количества подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, подтверждённое итоговым протоколом о результатах проверки подписных листов от 07.04.2015, послужило одним из оснований для принятия избирательной комиссией Балтийского муниципального района оспариваемого решения о регистрации Лариной Т.П. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Балтийский муниципальный район" по одномандатному избирательному округу № 7.
Согласно подпункту "д" пункта 24 Федерального закона № 67-ФЗ и подпункту 7 пункта 2 статьи 79 областного Закона № 231 основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Подпунктами "е", "ж" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ и подпунктами "е", "ж" пункта 10 статьи 27 областного Закона № 231 предусмотрено, что недействительными признаются: подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями; подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, – на основании заключения эксперта, привлечённого к проверке; подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24–26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных Федеральным законом № 67-ФЗ, иным законом.
В силу части первой статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признаёт оспариваемое решение избирательной комиссии незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путём восстанавливает в полном объёме его нарушенные избирательные права.
Следовательно, заявление зарегистрированного кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования по одномандатному избирательному округу об отмене решения избирательной комиссии о регистрации другого кандидата по этому же избирательному округу может быть удовлетворено судом только при условии нарушения избирательных прав заявителя.
Вопреки утверждению заявительницы, в подлинных экземплярах шести подписных листов, представленных Лариной Т.П. в избирательную комиссию Балтийского муниципального района и послуживших основанием для регистрации её кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Балтийский муниципальный район" по одномандатному избирательному округу № 7, отсутствуют какие-либо неоговоренные исправления в датах внесения подписей избирателей и в сведениях об избирателях.
К проверке оспариваемых подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, не привлекался эксперт, поэтому подписи не могут быть признаны недостоверными.
Форма подписных листов полностью соответствует приложению 8 к Федеральному закону № 67-ФЗ.
Проведённая судом проверка подлинных подписных листов Лариной Т.П. объективно показала, что отсутствуют предусмотренные законом основания для признания недействительными подписей избирателей, содержащихся в строках 1, 2, 3 листа 1, строках 1, 2, 3 листа 2, строках 1, 2, 3 листа 3, строках 1, 2, 3 листа 4.
Таким образом, на момент решения вопроса о регистрации Лариной Т.П. кандидатом избирательная комиссия Балтийского муниципального района располагала таким количеством действительных и достоверных подписей избирателей в поддержку самовыдвижения Лариной Т.П., которое было достаточно для регистрации последней в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Балтийский муниципальный район".
Как установлено судом, Ларина Т.П. представила в избирательную комиссию Балтийского муниципального района все необходимые документы для уведомления о выдвижении кандидатом и в указанных документах, в частности, в заявлении о согласии баллотироваться, содержатся все необходимые сведения, предусмотренные Федеральным законом № 67-ФЗ и областным Законом № 231.
Заявительница не представила суду надлежащих доказательств, подтверждающих нарушение её пассивного избирательного права в результате регистрации Лариной Т.П. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Балтийский муниципальный район" по одномандатному избирательному округу № 7, а из материалов дела указывающих на это обстоятельств судом не усматривается.
Проведённая судом проверка показала, что решение о регистрации Лариной Т.П. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Балтийский муниципальный район" по одномандатному избирательному округу № 7 принято избирательной комиссией Балтийского муниципального района в пределах срока, установленного для проверки поданных избирательных документов и решения вопроса о регистрации кандидата.
Каких-либо нарушений процедуры принятия оспариваемого решения избирательной комиссией Балтийского муниципального района при рассмотрении дела судом не установлено, а в материалах дела свидетельствующих об этом фактических данных не имеется.
Оспариваемое решение избирательной комиссии Балтийского муниципального района, по убеждению суда, не нарушает законного права Кохман Н.В. как зарегистрированного кандидата в депутаты на участие в избирательной кампании на равных условиях и гарантированного статьёй 39 Федерального закона № 67-ФЗ принципа равенства кандидатов.
Доводы, приведённые Кохман Н.В. в заявлении, не могут служить достаточным правовым основанием для признания решения избирательной комиссии Балтийского муниципального района от 11.04.2015 № 13/184 незаконным и повлечь его отмену.
С учётом установленных обстоятельств дела, признавая исследованные доказательства допустимыми и достаточными и оценивая их в совокупности, суд приходит к окончательному выводу о том, что решение избирательной комиссии муниципального образования "Балтийский муниципальный район" (с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 7) от 11.04.2015 № 13/184 о регистрации Лариной Т.П. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Балтийский муниципальный район" по одномандатному избирательному округу № 7 принято в рамках полномочий данного органа, в полной мере соответствует требованиям законодательства и не нарушает пассивное избирательное право Кохман Н.В.
Согласно части второй статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если будет установлено, что оспариваемое решение является законным, то суд отказывает в удовлетворении заявления.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 103, 194–199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Кохман Н.В. в удовлетворении заявления об оспаривании решения избирательной комиссии муниципального образования "Балтийский муниципальный район" (с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 7) от 11 апреля 2015 года № 13/184 о регистрации Лариной Т.П. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Балтийский муниципальный район" по одномандатному избирательному округу № 7.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Балтийский городской суд Калининградской области в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27 апреля 2015 года на шести страницах при помощи персонального компьютера.
Судья Балтийского городского суда
Калининградской области Дуденков В.В.